Билет 11 вопрос 2. Утреня и ее идейное содержание. Виды утрени



 

Утреня – служба суточного круга, совершаемая по Уставу после полунощницы (если утреня входит в состав всенощного бдения,то она совершается сразу после вечерни).Это самая продолжительная из служб суточного круга,так как древние христиане во время гонений в основном совершали богослужение ночью и ранним утром. Служится при открытой завесе царских врат. Священник облачен в епитрахиль, фелонь и поручи. 

В последовании утрени содержатся следующие темы: 1.состояние человечества после грехопадения(шестопсалмие), 2.Рождество Христово, Воплощение(«Бог Господь…»), 3.наиболее полное отображение празднуемого события, прославление праздн.святого(канон и если есть полиелей, то хвалитные стихиры). В утрени есть неизменяемые тексты (в Служебнике, Следованной Псалтири, Часослове можно найти) и изменяемые (в Октоихе, Минее, Триоди).

 Три вида утрени: 1.Вседневная(в седмичные дни в случае святых без знака или шестеричных, не поется полиелей или великое славословие);2.С Великим славословием(в седмичные дни в праздники святых со славословием,отмеченных в Типиконе знаком в виде красной скобы с тремя точками внутри. Также в дни отданий двунадесятых праздников.Это утреня от вседневной отличается пением великого славословия и праздничным окончанием);3. Полиелейная(пение полиелея, во все великие, бденные, полиелейные праздники, а также в воскресные дни). Утреня Пасхальная и Великого поста рассматривается отдельно, т.к. много в ней особенностей и отличий.

 

Билет 12 вопрос 1. Типикон. Знаки месяцеслова. Основные части Типикона. Храмовые главы. Пасхалия.

 

Типикон(с греч.— образец) второе название устав — книга, содержащая уставные указания относительно совершения служб.. Таким образом, книга дает образец совершения служб, тот стандарт, которому необходимо следовать на практике. Типикон состоит из двух частей, каждая из которых содержит 60 глав: основная часть и храмовые главы. Последняя глава 2-й части — Пасхалия — содержит указания относительно определения даты Пасхи, важнейшего христианского праздника.

Знаки месяцеслова -устав разделяет все праздники на различные виды, каждый из которых отмечается определенным знаком:

 — великие праздники – это двунадесятые Господские и Богородичные праздники, а также 5 великих недвунадесятых праздников: Покров Пресвятой Богородицы, Обрезание Господне , Рождество Иоанна Предтечи , святых апостолов Петра и Павла и Усекновение главы Иоанна Предтечи. На великие праздники непременно совершается всенощное бдение, а все песнопения посвящаются только празднику (кроме случаев, когда праздник Богородичный или великого святого случится в неделю, т.е. воскресение).

 — святые со бдением .Этим знаком отмечена служба святому, которому положено совершать всенощное бдение. Служба бденного святого отличается от службы великих праздников только тем, что в ней на утрене перед каноном празднику положено читать канон Богородице.

 — святые с полиелеем. В такие праздники бдение не положено, но отдельно совершаются великая вечерня и полиелейная утреня. На великой вечерне поется «Блажен муж», на «Господи, воззвах…» — 6 или 8 стихир, совершается вход и читаются паремии. На утрене поются полиелей, величание, степенны прокимен, Евангелие, канон Богородице на 6 и святому на 8.

— служба с великим славословием. Совершается вседневная вечерня, на «Господи, воззвах…» поются стихиры на 6 из Минеи. На утрене по кафисмах бывают малые ектении, поется рядовая катавасия по каждой песни. Поется великое славословие, окончание утрени праздничное.

 — шестеричный святой. Совершается вседневная служба, на «Господи, воззвах…» поются стихиры святого на 6 и на утрене канон Минеи читается на 6.

     — «без знака». Служба святому, которому положено только 3 стихиры на «Господи, воззвах…» и канон на утрене на 4.

В основной части Типикона содержатся последования и особенности совершения основных служб суточного круга всех 60 глав . Главы 24 и 25 — о возжигании светильников на службах суточного круга.Главы 26–46 — некоторые правила монастырской жизни. Глава 47 — знаки месяцеслова. Глава 48 — месяцеслов здесь представлены особенности всех неподвижных праздников годичного круга. Многие праздники, кроме основных уставных статей, имеют еще так называемые Марковы главы, которые указывают особенности в случае совпадения данного праздника с воскресным днем, а также различными днями и праздниками подвижного круга богослужения. Глава 49 — Постная Триодь. Здесь указаны все особенности периода пения Постной Триоди, начиная от Недели о мытаре и фарисее и заканчивая Великой Субботой. Глава 50 — период Пятидесятницы. Глава 51 — о посте святых апостолов. Глава 52 — о пении тропарей и кондаков на службах суточного круга.Главы 53–60 содержат различные молитвословия и песнопения.

Храмовые главы указывают, каким образом совершается служба на храмовые праздники, особенно при совпадении храмового праздника с каким-либо иным праздником. Храмовые главы имеют в Типиконе свой счет и расположены следующим образом: с 1-й по 24-ю находятся главы о праздниках, которые могут случиться в течение всего года, за исключением периодов пения Триоди. Главы с 25-й по 47-ю посвящены храмовым праздникам, случившимся в период пения Постной Триоди, а главы с 48-й по 58-ю главу включительно — храмовым праздникам, которые приходятся на период пения Цветной Триоди. В 59-й главе находятся припевы, которые поются на 9-й песни канона утрени в Господские и Богородичные праздники, а 60-я глава содержит Пасхалию.

 Пасхалия - Пасху надлежит праздновать в первый воскресный день после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Таким образом, отправной точкой служит день весеннего равноденствия — 21 марта, что отражает следующий символический смысл: как Воскресение Христа стало торжеством жизни над смертью, так и празднование этого события должно иметь место тогда, когда день преобладает над ночью, то есть после весеннего равноденствия. Затем берется следующее за 21 марта полнолуние, и ближайшее воскресенье после этого. В настоящее время дата Пасхи определяется по таблицам, находящимся в Типиконе. Самая ранняя православная Пасха приходится на 22 марта, а самая поздняя — 25 апреля.

Храмовая глава 60-я, содержащая Пасхалию, состоит из трех частей: Индиктиона, Пасхалии зрячей и Лунника.Чтобы определить дату Пасхи на заданный год, необходимо в Индиктионе напротив искомого года найти соответствующую ключевую букву. Потом эту букву отыскать в Зрячей Пасхалии, и в ней (примерно в середине статьи) можно увидеть дату Пасхи для искомого года.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 2227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!