Билет 14 вопрос 2. Служба «полиелейному» святому в воскресный день



 

Стихиры на «Господи, воззвах» на 10:

Октоих – 4, Минея – 6, «Слава» - святому, «И ныне» - воскресный догматик гласа.

Паремии святаго – 3 (из Минеи)

Стихиры на литии: стихира храма, «Слава» - стихиры святаго из Минеи, «И ныне» - Богородичен стиховный из 1-го приложения Минеи по гласу «Славы».

Стихиры на стиховне: Октоих – 4, «Слава» - святаго, «И ныне» - Богородичен стиховный из 1-го приложения Минеи по гласу «Славы».

По «Ныне отпущаеши»: «Богородице Дево…» - 3 раза

По «Бог Господь»: тропарь воскресный – 2 раза, «Слава» - тропарь святому, «И ныне» - Богородичен воскресный по гласу «Славы» из 3-го приложения Минеи.

Седальны по кафизмам: воскресные из Октоиха.

Величание, избранный псалом святому.

Седальны по полиелеи: ипакои гласа (Октоих), седален святого по 1-й и 2-й кафизме (Минея), «Слава» - седален святаго по полиелеи (Минея), «И ныне» - Богородичен седальна по полиелеи (Минея).

Прокимен, Евангелие, стихира по 50-м псалме воскресные.

Канон

Если святой имеет 2 канона:

Воскресный (Октоих) – 4, Богородице (Октоих) – 2, Минея – 8.

Если святой имеет 1 канон:

Воскресный (Октоих) – 4, Крестовоскресный (Октоих) – 2, Богородице (Октоих) – 2, Минея – 6.

Катавасия рядовая по уставу.

По 3-й песни:кондак и икос святого (находится после 6-й песни), седален святого(дважды), «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи.

По 6-й песни:кондак и икос воскресный.

По 9-й песни: «Свят Господь Бог наш»,эксапостиларий евангельский (приложение Октоиха); «Слава» - светилен святого; «И ныне» - Богородичен воскресного эксапостилария.

Стихира на «Хвалитех»: Октоих – 4, Минеи – 4 (со стихирой на «Славу», 2 последних припева – не воскресные, а со стихир на стиховне вечерни святаго), «Слава» - стихира евангельская (Октоих), «И ныне» - «Преблагословенна еси…»

По великом славословии: тропарь воскресный конечный.

— в недели 1, 3, 5, 7-го гласов: «Днесь спасение миру бысть...»;

— в недели 2, 4, 6, 8-го гласов: «Воскрес из гроба и узы растерзал еси ада...».

 

Билет 15 вопрос 1. Октоих. Распределение песнопений в седмичные и в воскресные дни. Приложения октоиха.

 

Октоих — богослужебная книга, содержащая изменяемые песнопения седмичного круга богослужения. «осмогласник» (οκτώ — «восемь», ήχος — «глас»). Таким образом, Октоих содержит песнопения всех восьми гласов на каждый день седмицы. Октоих поется за православным богослужением во все воскресные дни года, кроме периода от Недели ваий до Недели Всех святых .Также Октоих не поется, если в неделю случится Господский двунадесятый праздник.

В седмичные дни Октоих не поется в периоды предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, в период пения Цветной Триоди, а также во все праздники великие, бденные и полиелейные и в славословные праздники Господские и Богородичные.

Октоих состоит из двух частей: первая содержит 1–4-й гласы, вторая содержит 5–8-й гласы. В основной части Октоиха, как уже было сказано, помещены песнопения восьми гласов на каждый день седмицы.

В воскресные дни в Октоихе находятся следующие молитвословия:Малая вечерня: стихиры на «Господи, воззвах…» (3 стихиры) и стихиры на стиховне.Великая вечерня: стихиры на «Господи, воззвах…» (10 стихир — 3 воскресные, 4 «восточны» и 3 Павла Амморейского) с догматиком на «И ныне», стихиры на стиховне и тропарь воскресный с Богородичным.Повечерие: канон Пресвятой Богородице.Полунощница: канон Живоначальной Троице.Утреня: седальны по 1-й и 2-й кафисме, ипакои, степенны антифоны, прокимен, три канона (воскресный, крестовоскресный и Богородице, по 6-й песни — воскресные кондак и икос), стихиры на «Хвалите…», тропарь воскресный конечный. Также после песнопений утрени следуют некоторые тексты литургии, которые, однако, не выделены в самостоятельный раздел: «Блаженны» и прокимен.

 

Во все седмичные дни помещаются следующие молитвословия:Вечерня: стихиры на «Господи, воззвах…» и стихиры на стиховне.Повечерие: канон Пресвятой Богородице.Утреня: седальны по 1-й, 2-й и 3-й кафисме, два канона, стихиры на стиховне, «Блаженны» на литургии[1].

Отдельно следует указать каноны, помещенные в Октоихе в седмичные дни, и используемые на практике их припевы.Понедельник: покаянный, или «умилительный» (припев — «Помилуй мя, Боже, помилуй мя»), и Бесплотным Силам («Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас»).Вторник: покаянный («Помилуй мя, Боже, помилуй мя») и святому Иоанну Предтече («Святый великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о нас»).Среда и пятница: Кресту («Слава Господи, Кресту Твоему Честному») и Богородице («Пресвятая Богородице, спаси нас»).четверг: святым апостолам («Святии апостоли, молите Бога о нас») и святителю Николаю Чудотворцу («Святителю отче Николае, моли Бога о нас»).Суббота: всем святым («Вси святии, молите Бога о нас») и заупокойный (к 1-му тропарю: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», ко 2-му тропарю: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих»).

Приложения Октоиха

1. Евангельские столпы. Это приложение дублирует 54-ю главу Типикона. Пение всех восьми гласов в продолжение восьми недель и седмиц называется в Церковном Уставе «столпóм». Таких евангельских столпов в году шесть, и время их начала в разные годы различно. Для того чтобы определить точно, когда начинается каждый столп Октоиха в известном году, нужно обратиться к «Пасхалии зрячей», находящейся в Типиконе и в Псалтири Следованной. Основное назначение этого приложения — определение утреннего Евангелия (вместе с ним и эксапостилария по 9-й песни, и стихиры евангельской) на заданный воскресный день года. Для достижения этой цели сначала нужно найти, какой именно столп относится к настоящему моменту. Для этого достаточно взять даты начала двух соседних столпов (из «Пасхалии зрячей» Типикона) и определить, какая из этих дат является прошедшей (этот столп и является текущим), а какая еще должна наступить. После этого руководствоваться текущим столпом. Если известен глас недели, то по гласу в этом случае в столпе легко найти номер воскресного утреннего Евангелия. Если глас неизвестен (хотя такой случай трудно представить, но все же), то следует посчитать, сколько прошло воскресных дней со дня начала столпа, когда использовался 1-й глас. Порядковый номер данной недели и будет ее гласом, а по гласу можно найти утреннее воскресное Евангелие.

2. Воскресные эксапостиларии, утренние стихиры и Богородичны. На воскресной утрене после «Свят Господь Бог наш» читается эксапостиларий, а на хвалитных стихирах на «Слава» поется евангельская стихира. В некоторые периоды года (когда имеется особая стихира на «Слава») воскресная утренняя стихира поется перед 1-м часом. Как эксапостиларий, так и евангельская стихира соответствуют евангельскому утреннему чтению.

3. Воскресные утренние Евангелия. Здесь приводится текст 11 воскресных утренних Евангелий.

4. Троичны дневные на 8 гласов. Эти песнопения исполняются в седмичные дни Великого поста на утрене после «Аллилуиа».

5. Светильны дневные во всю седмицу. Читаются и поются в седмичные дни Великого поста на утрене по 9-й песни канона.

6. Эксапостиларии всея седмицы. Это светильны Октоиха, которые читаются по 9-й песни канона на вседневной утрене в течение всего года в периоды пения Октоиха, кроме периода Великого поста.

7. Троичны святого Григория Синаита. Эти песнопения поются на воскресной полунощнице после канона.

Из остальных приложений можно выделить еще «Указ о службе всея седмицы», где отмечены основные особенности вседневной службы.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 746; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!