Билет 17 вопрос 1. Триодь постная. Триодь цветная



 

Постная триодь содержит в себе изменяемые молитвословия для дней приготовительных к Великому посту и для дней самого Великого поста (т. е. для дней святой Четыредесятницы и Страстной седмицы). От такого содержания она получила свое название "Постной."

В состав Постной Триоди входят песнопения разных песнописцев (числом около 20), наиболее замечательные из которых принадлежат VI и IX вв., каковы: Андрей Критский, Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин, Иосиф, Феодор и Симеон Студиты, император Лев Мудрый, Феофан Начертанный и др. Эти песнопения были собраны в одну книгу, по свидетельству первого Синаксаря Постной Триоди, святыми Феодором и Иосифом Студитами. Однако и после них Триодь Постная была умножаема в своем составе до XIV века. Так, после них в нее были внесены Синаксари, последования в неделю православия, в недедю вторую, четвертую и пятую святой Четыредесятницы.

Цветная Триодь содержит последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые нaчинaютcя днем Пасхи и кончаются Неделею Всех святых. Цветной триодь называется потому, что в некоторых ранних редакциях она излагала последования Страстной седмицы и Недели Ваий, а эта неделя называется Цветоносною или потому, что начало употребления ее совпадает с началом весны, времени цветов, которые притом могут служить прекрасным символом для обозначения духовной красоты, духовной радости и изящества самих песнопений Триоди Цветной. Цветная Триодь поется вместе с Октоихом не только в воскресные, но и в седмичные. Молитвословия Октоиха включены в Цветную Триодь по порядку гласов. Во время пения Цветной Триоди неделям и дням седмиц указываются одни и те же главы для всех дней годового круга. Гласы для пения, равно как и самые молитвословия Oктоиха, назначены в Цветной Триоди следующим образом: в пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас. В первый день Пасхи положены песнопения перваго гласа, в Светлый понедельник полагаются в Триоди песнопения Октоиха 2-го глас в Светлый вторник - 3-го гласа, в Светлую среду - 4-го гласа в Светлый четверг - 5-го, в Светлую пятницу - 6-го, в Cвeтлую субботу - 8-го гласа. В седмичные дни Цветная Триодь соединяется с песнопениями Минеи.

Песнопения Цветной Триоди так же, как и Постной Триоди, суть произведения различных песнотворцев, имена многих из них остались неизвестными, а имена известных принадлежат V-ХIV вв. Знаменитейшие, из песнопений Цветной Триоди принадлежат св. Иоанну Дамаскину. Собрание песнопений в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили Постную Триодь.

 

 

Билет 17 вопрос 2. Особенности субботней вечерни и утрени, если случится память святого без знака

 

Стихиры на «Господи, воззвах» на 6:

Минея – 6 (если в Минеи всего 3 стихиры, то каждую необходимо спеть дважды), «Слава» - святому, «И ныне» - воскресный догматик уходящего гласа.

Стихиры на стиховне: стихиры мученичны из Октоиха с вседневными припевами вечерни («К Тебе возведох очи мои...» и «Помилуй нас, Господи...»). Но так как в Октоихе на стиховне находятся одна или две заупокойные стихиры, то вместо них следует петь стихиры из «Господи, воззвах...»  «Слава» - святому, «И ныне» - Богородичен из 2-го приложения Минеи по гласу «Славы».

По «Ныне отпущаеши»: тропарь святаго, «Слава, и ныне» - воскресный Богороичен из 3-го приложения уходящего гласа.

По «Бог Господь»: тропарь святаго – 2 раза, «Слава, и ныне» - Богородичен по гласу «Славы» из 3-го приложения Минеи.

Кафизмы: 16-я и 17-я, по каждой из кафизм бывает малая ектения

Седальны по кафизмам: воскресные из Октоиха, по 16-й кафизме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен уходящего гласа.

Канон:В Господском или Богородичном храме:

канон храма на 6, канон Минеи на 4, 1-й канон Октоиха на 4;

В храме святого:  канон Минеи на 6, канон храма на 4, 1-й канон Октоиха на 4;

Катавасия:ирмос1-го канона Октоиха; поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песням

По 3-й песни:седален святого, «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи.

По 6-й песни:кондак и икос святаго.

По 9-й песни:светилен святаго, «Слава» - эксапостиларий Октоиха; «И ныне» - Богородичен Октоиха.

— если светилен в Минее отсутствует

то читается эксапостиларий Октоиха; «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха;

Стихира на «Хвалитех»:

как правило, отсутствуют. Однако если святой имеет хвалитные стихиры, то поются стихиры святого на 4; «Слава»:стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы».

Стихиры на стиховне: 3 хвалитные стихиры Октоиха со вседневными припевами утрени («Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость...»); «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы».

По «Благо есть...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи по гласу тропаря, обозначенный «в конец утрени».

Отпуст вседневный.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 538; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!