Билет 15 вопрос 2. Пасхалия Время празднования Пасхи. Основание Пасхи



 

Пасхалия. Время празднования Пасхи. Основание Пасхи.

Пасхалия – это церковно-богослужебная книга, с помощью которой определяют день празднования Пасхи. Она включает пасхальную таблицу, рассчитанную на период в 532 года, Пасхалию зрячую по ключевым словам и таблицу лунного течения (фаз луны). Обычно Пасхалия печатается в Типиконе.

Пасхальная таблица включает Индиктион, или Великий пасхальный круг. Индиктион – это период в 532 года, после которого месяцы, дни, числа, фазы луны совпадают. Принято считать, что от Адама до рождества Христова было 10 Индиктионов и 188 лет 11 Ин.диктиона. В 1940 году завершился 14 Индиктион. В настоящее время мы живем в 15 Индиктионе. В пасхальной таблице имеется несколько колонок.

Лета от Адама – годы от Адама, которые рассчитываются по традиции, идущей от Юлия Африкана (III в.). Для определения года от Адама следует к году от Рождества Христова прибавить 5 508 лет.

Лета от Христа – годы от Рождества Христова. Это счет лет, принятый в современном мире и ведущий свое начало от Дионисия Малого (VI в.). Впрочем известно, что в своих расчетах монах Дионисий ошибся на 5-6 лет.

Индикт – 15-летний период сбора податей в Римской империи, введенный с 312 года императором Константином Великим. Для определения Пасхи этот столбец значения не имеет. Сохраняется как дань уважения святому равноапостольному Константину.

Круг Солнцу – 28-летний период, через который дни недели и числа месяцев совпадают. Если бы не было високосных лет, то такое совпадение происходило бы через 7 лет. Но т. к. обычный год включает 52 седмицы и 1 день, а високосный – 52 седмицы и 2 дня, то этот период составляет 28 лет. К астрономическому течению Солнца этот период отношения не имеет.

Вруцелето – одна из семи вруцелетных букв, обозначающая воскресный день в данный год. Вруцелетные буквы встречаются в Месяцесловах (например, в Апостоле).

Круг луны – период в 19 лет, через который совпадают фазы луны и числами. Юлианский год длиннее лунного на 10 дней, 21 час, 11 минут и 21 секунду. В Пасхалии учитывается лунное течение, поскольку оно имеет значение для определения дня еврейской Пасхи, не раньше которой должна быть Пасха христианская.

Основание – число, показывающее возраст луны к 1 марта.

Эпакта – число, дополняющее основание до 21, если основание меньше 21, и до 51, если основание больше 21. Это нужно для определения конца Ветхозаветной Пасхи, т. е. 22 нисана.

Ключ границ – это 35 букв, соответствующие 35 дням, которые заключаются между пасхальными пределами (22 марта – 25 апреля).

 

Билет 16 вопрос 1. Минея общая. Минея праздничная.

Кроме Месячной Минеи, есть еще так называемая Минея праздничная, или "Анфологион," или "Трефологион," "Цветослов," в которой содержатся выбранные из Минеи Месячной службы Господских, Богородичных и особо чтимых праздников в честь некоторых Святых.

Минея общая содержит изменяемые молитвословия не каждому святому отдельно, как Минея Месячная, но общие каждому лику святых особо, например, общая служба Апостолам, Мученикам, Святителям и т. д. Кроме служб святым, в ней помещаются также общие последования праздникам Господским, Богородичным, Кресту, Ангелам, Предтече и Соборам. Общая Минея имеет двоякое употребление: во-первых, она необходима при Месячной Минее, когда требуется отправлять службы таким святым, которым нет написанной отдельной службы в Минее Месячной; во-вторых, в бедных церквах, где нет полного комплекта всех богослужебных книг, Общая Минея служит для замены 12-ти Месячных Миней. Есть еще Минея Дополнительная в которой содержатся службы недавно прославленных святых, не вошедшие поэтому в Минею Месячную.

 

Билет 16 вопрос 2. Служба «славословному» святому в воскресный день

 

Стихиры на «Господи, воззвах» на 10:

Октоих – 7, Минея – 3, «Слава» - святому, «И ныне» - воскресный догматик гласа.

Паремии святаго – 3 (из Минеи)

Стихиры на литии: стихира храма, «Слава, и ныне»

— в Господском или Богородичном храме поется другая стихира храма;

— в храме святого — стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры храма.

Стихиры на стиховне: Октоих – 4, «Слава» - святаго, «И ныне» - Богородичен стиховный из 1-го приложения Минеи по гласу «Славы».

По «Ныне отпущаеши»: «Богородице Дево…» - 3 раза

По «Бог Господь»: тропарь воскресный – 2 раза, «Слава» - тропарь святому, «И ныне» - Богородичен воскресный по гласу «Славы» из 3-го приложения Минеи.

Седальны по кафизмам: воскресные из Октоиха.

Седальны по полиелеи: ипакои гласа (Октоих)

Прокимен, Евангелие, стихира по 50-м псалме воскресные.

Канон

Воскресный (Октоих) – 4, Крестовоскресный (Октоих) – 2, Богородице (Октоих) – 2, Минея – 6.

Катавасия рядовая по уставу.

По 3-й песни:кондак и икос святого (находится после 6-й песни), седален святого(дважды), «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи.

По 6-й песни:кондак и икос воскресный.

По 9-й песни: «Свят Господь Бог наш»,эксапостиларий евангельский (приложение Октоиха); «Слава» - светилен святого; «И ныне» - Богородичен воскресного эксапостилария.

Стихира на «Хвалитех»:

если в службе святого есть хвалитные стихиры:

Октоих – 4, Минеи – 4 (со стихирой на «Славу», 2 последних припева – не воскресные, а со стихир на стиховне вечерни святаго или, в случае шестеричного святого, из Общей Минеи), «Слава» - стихира евангельская (Октоих), «И ныне» - «Преблагословенна еси…»

— если святой не имеет хвалитных стихир:

Октоих - 8 (последние две стихиры с припевами «Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя...» и «ИсповемсяТебе, Господи, всем сердцем моим...»); «Слава»: стихира евангельская (Октоих), «И ныне» - «Преблагословенна еси…»

По великом славословии: тропарь воскресный конечный.

— в недели 1, 3, 5, 7-го гласов: «Днесь спасение миру бысть...»;

— в недели 2, 4, 6, 8-го гласов: «Воскрес из гроба и узы растерзал еси ада...».

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 581; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!