Билет 2 вопрос 1. Внешний вид храма. Внутренне устройство храма: притвор, средняя часть храма и иконостас; алтарь и его принадлежности
Внешний вид православного храма имеет символический смысл, связанный с учением Церкви.
3 типа внешнего вида храмов: в виде корабля, креста и круга.
Храмы в виде корабля —этот образ имеет глубокий символический смысл, ибо православный храм является воистину ковчегом спасения для верующих людей. Подобно тому, как ковчег спас праведного Ноя и его род в бурных волнах потопа, так Церковь, словно корабль, спасает верующих от греховного потопа , тихому пристанищу Царства Небесного . Храмы в виде креста означают, что Крест Христов — основание Церкви и христиане получают спасение через веру во Христа, распятого на Кресте. Символика храмов в виде круга связана с тем, что круг есть символ вечности, так что в этом случае форма храма указывает на вечность Церкви, на вечное единение верующих со Христом.
На крыше храма символично и количество куполов: один купол знаменует единство Бога, два купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа, три купола знаменуют Святую Троицу. Пять куполов , где средний возвышается над четырьмя другими, есть символ Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов. Семь куполов знаменуют семь Таинств Церкви и семь Вселенских Соборов, а девять куполов — девять чинов ангельских. Наконец, тринадцать глав символизируют Христа и двенадцать Его апостолов. Православный храм непременно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах.
|
|
Внутреннее устройство храма разделяется на три отдела: притвор, средняя часть храма и алтарь.
Входя в храм, мы попадаем в притвор. Притвор разделяется на внешний (называемый папертью) и внутренний (собственно притвор). Паперть (крыльцо храма) в древности была местом для людей, совершивших тяжкий грех и потому не имевшие разрешения даже входить в храм. Внутренний притвор имеет две функции. Во-первых, исторически притвор был местом присутствия оглашенных(не крещеных). Также в притворе стояли кающиеся — люди, согрешившие и потому на время отлученные от причастия. В современной церковной жизни давно уже нет оглашенных и кающихся, потому притвор утратил свое историческое значение.
Другое назначение притвора — богослужебное. В нем, согласно Уставу, должны совершаться литии на великих вечернях и панихиды по усопшим, малое повечерие и полунощницу, 1-й час, 9-й час Предписание Устава относительно совершения указанных служб в притворе исполняется только на Афоне и в некоторых монастырях строгого устава. В притворе читается очистительная молитва женщине по истечении 40 дней после родов.
Средняя часть храма - в центре стоит аналой с иконой святого или праздника. Также в средней части храма располагаются различные иконы, перед которыми поставляются подсвечники, образ Голгофы — большой деревянный крест с образом распятого Спасителя. На лицевой стороне подставки изображаются череп и кости — останки Адама, возрожденного крестным подвигом Спасителя. По правую руку распятого Спасителя ставится образ Богоматери по левую Его руку — образ Иоанна Богослова.
|
|
Перед алтарем и иконостасом устраивается возвышение, которое называется солеей. Левая и правая части солеи называются клиросами - место для хоров. Возле клиросов ставятся хоругви — иконы в виде знамен на длинных рукоятках. Они выносятся из церкви во время крестных ходов.
В центре солеи, прямо напротив царских врат, находится полукруглый выступ, называемый амвон . На амвоне диакон произносит ектении и во время литургии читает Евангелие, епископ и священники произносят некоторые возгласы и молитвословия (например, отпусты), говорят проповеди и поучения для народа.
Также в центре средней части храма в кафедральных архиерейских соборах , помост для епископа - архиерейский амвон. На него архиерей восходит для облачения и в определенные моменты богослужений. Для восседания архиерея на этом амвоне в предусмотренных Уставом моментах богослужения ставится седалище — кафедра.
|
|
От алтаря средняя часть храма отделяется иконостасом. В первом ряду, в его центральной части, помещаются царские врата — двустворчатые, особо украшенные двери, расположенные напротив престола. Изнутри царских врат, со стороны алтаря, привешивается сверху донизу завеса (катапетасма), которая отверзается и затворяется в определенные моменты богослужения. В менее торжественных случаях священнослужители для входа и выхода из алтаря пользуются боковыми дверьми .
На царских вратах в центре помещается образ Благовещения Пресвятой Богородицы (слева изображен Архангел Гавриил, справа — Дева Мария), а по углам царских врат размещены образы четырех евангелистов.
Справа от царских врат помещается образ Христа Спасителя и сразу за ним — образ того святого или священного события, во имя которого освящен данный храм. На боковых дверях алтаря изображаются, или Архангелы Михаил и Гавриил, или святые диаконы (архидиаконы Стефан и Лаврентий). Однако если иконостас небольшой (в малых храмах), то сразу справа от иконы Спасителя может помещаться южная дверь; в таком случае храмовая икона находится сразу справа от южной двери.
|
|
Слева от царских врат ставится образ Матери Божией. Далее слева от иконы Божией Матери располагается северная дверь . Остальные иконы первого ряда иконостаса — изображения наиболее чтимых в данном приходе святых или священных событий.
Во втором ряду иконостаса над царскими вратами помещается образ Тайной Вечери . Справа и слева от этой иконы находятся образы двунадесятых праздников.
Третий ряд икон имеет в центре образ— моление. На этой иконе изображен Господь Иисус Христос, восседающий в царственном облачении на троне. По правую руку от Него находится Пресвятая Дева Мария, молящая Его о прощении человеческих грехов, по левую руку от Спасителя — образ проповедника покаяния Иоанна Предтечи в таком же молитвенном положении. По обеим сторонам от этого центрального образа в третьем ряду располагаются иконы апостолов.
В центре четвертого ряда иконостаса изображается Матерь Божия, по обе стороны от Нее изображены ветхозаветные пророки. В пятом - образы ветхозаветных патриархов и праотцев, святителей, мучеников и преподобных. Иконостас непременно венчается крестом.
Алтарь.В древности вход запрещен мирянам — как женщинам, так и мужчинам. Исключение делалось иногда только для диаконисс, а позднее для инокинь в женских монастырях, где они могли входить в алтарь для уборки и возжигания светильников. Впоследствии с особого архиерейского или иерейского благословения в алтарь было дозволено входить иподиаконам, чтецам, а также алтарникам из благоговейных мужей или инокинь, в обязанности которых входит уборка алтаря, возжигание светильников, приготовление кадила и тому подобное.
В соответствии с древними традициями, восточная стена алтаря устраивается в виде полукружия — абсиды. Посредине алтаря помещается святой престол (называемый в богослужебных книгах «святой трапезой»), который знаменует собой невещественный Престол Пресвятой Троицы. Прикасаться к нему и к предметам, на нем лежащим, дозволяется только священнослужителям (епископам, священникам и диаконам). Престол имеет два облачения. Нижняя белая одежда престола называется катасарка Она покрывает весь престол до основания и знаменует собою Плащаницу, в которую было обернуто тело Спасителя при положении во Гроб. Верхняя, нарядная одежда престола — индития, она знаменует собою одеяние царственной славы Христа Спасителя как Сына Божия. Индития может быть различного цвета в зависимости от того, какого цвета облачения используются в данный праздничный день или период года.
На святом престоле ставится лампада,а также: антиминс, Евангелие, крест, Дарохранительница и Дароносица. Сверху престол в промежутках между богослужениями покрывается пеленой.
Антиминс — четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения во Гроб Господа Иисуса Христа, орудий Его казни и четырех евангелистов по углам с символами этих евангелистов — тельцом, львом, человеком, орлом. В антиминс зашита частица святых мощей, а на антиминсе присутствует надпись, сообщающая, когда, где, для какой церкви и каким епископом он освящен и преподан, и подпись епископа. На антиминсе постоянно находится губка для собирания мелких частиц Тела Христова и вынутых из просфор частиц с дискоса в Чашу, а также для отирания рук и губ священнослужителей после Причастия.
Антиминс является обязательной и неотъемлемой частью престола. Без антиминса нельзя служить литургию. Таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы может совершаться только на этом священном плате. Антиминс находится в свернутом виде в особом плате, который называется илитоном . На илитоне нет изображений и надписей. Антиминс раскрывается только перед началом литургии верных и свертывается особым образом по ее окончании.
Поверх антиминса, завернутого в илитон, непременно полагается напрестольное Евангелие.
Напрестольный крест священник осеняет им в установленных случаях народ, освящает воду и дает крест верующим для целования.
На восточной стороне престола находится Дарохранительница — особый сосуд, предназначенный для хранения Святых Даров и обычно устроенный в виде храма. В Дарохранительнице хранятся Святые Дары для причащения больных (освящаемые в Великий Четверг), также сюда полагаются Агнцы для литургии Преждеосвященных Даров. Рядом с Дарохранительницей на престолах принято полагать и Дароносицу — небольшой ковчежец или кивот, чаще всего устраиваемый в виде часовни с дверцей и с крестом наверху. Внутри Дароносицы находится ящичек для положения частиц Тела с Кровью Христовой, маленькая чаша, лжица, иногда сосуд для вина. Дароносицы используются для перенесения Святых Даров в дома больных и умирающих людей для причащения их.
На престоле может находиться сосуд со святым миром. Если в храме несколько приделов, то Дароносицы и сосуды с миром полагаются обычно не на главном престоле, а на одном из боковых.
Кроме того, на престоле, обычно под крестом, всегда находится илитон для отирания губ священника и края святой Чаши после Причастия.
На восточной стене алтаря, в ее центральной части, находится образ Господа Вседержителя. Под этим образом прямо против престола сооружается возвышение — горнее место .
Сразу за престолом перед горним местом в алтаре обычно ставится семисвечник .У восточной части престола с двух сторон часто помещаются два образа — запрестольный крест с изображением Распятия и образ Божией Матери. В северо-восточной части алтаря, слева от престола, если смотреть на восток, у стены находится жертвенник, в богослужебных книгах чаще всего именуемый предложением. Оба своих названия это место алтаря получило от того, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной литургии, где предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для последующего Таинства Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых.
Жертвенник облачают в те же одежды, что и престол (срачицу и индитию), а в перерывах между богослужениями покрывают пеленой. Жертвенник также является местом священным, к которому не дозволено прикасаться никому, кроме священнослужителей.
Дискос — богослужебный сосуд, представляющий собой небольшое круглое металлическое блюдо с мелким плоским дном и широким плоским краем; дно укреплено на невысокой ножке, имеющей широкую круглую подставку, обычно меньших размеров, чем блюдо дискоса. На дискос полагается Агнец (та часть просфоры, которая претворяется в Тело Христово) и другие частицы, вынимаемые из просфор во время проскомидии.
Потир или святая Чаша, представляет собой круглую чашу на высокой подставке с круглым основанием. Потир употребляется для претворения вина в истинную Кровь Христову.Также из Потира преподается Причастие народу, для чего после причащения священнослужителей в Чашу с Кровью Господней опускаются частицы Тела Его, назначенные для причащения мирян.
Звездица — богослужебный предмет из двух металлических дуг, соединенных в центре пересечения болтиком или винтиком с гайкой так, что дуги могут соединяться вместе, покрывая одна другую, и раздвигаться крестообразно. Звездица употребляется для того, чтобы при покрытии дискоса покровец не касался Агнца. Для изъятия Агнца и для вынимания других частиц из просфор употребляется копие — плоский железный нож в виде наконечника копья, заостренный с двух сторон.
Лжица — небольшая ложка с крестом в конце рукояти, употребляется для преподания Причастия из Чаши (Потира) мирянам.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1093; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!