Билет 1 вопрос 2. Всенощное бдение. История, символика и чинопоследование
Билет 1. Вопрос 1. Краткая история христианского богослужения.
Богослужение появилось на земле вместе с человеком. Созданный по образу и подобию Божию и одаренный потребностью общения с Богом, человек естественно, по своей природе, стремится к Богу. Уже в 4-й главе книги Бытия (в истории о Каине и Авеле) мы встречаем упоминание о древнейших богослужениях, которые состояли из принесения жертв. Далее богослужение долгое время ограничивались представителями одного рода (семейства), а совершал жертвоприношения глава рода (Авраам, Исаак, Иаков).
В Израиле только в XIII веке до Р.Х. при Моисее появилось общественное богослужение, а также было учреждено священство-особая наследственная каста, представители которой могли совершать богослужение. Также были подробно расписаны обряды, которые необходимо было исполнять при совершении служб.
При царях Давиде и Соломоне учреждается богослужебное пение (в основном пелись псалмы), а в 959 году до Р.Х. освящен Иерусалимский храм. Таким образом, до 586 года до Р.Х. в храме совершались жертво-приношения при пении псалмов. В начале VI века до Р.Х. большая часть народа была переселена в Месопотамию. А так как иудеям было запрещено приносить жертвы Богу вне Иерусалима, то начинают появляться синагоги.
В синагогах евреи собирались по субботам, здесь читались отрывки из Священного Писания, затем предлагалось толкование библейского текста, пелись псалмы. Важно отметить, что синагогальное богослужение повлияло на раннехристианское богослужение. И хотя в 515 году до Р.Х. был освящен Второй храм, практика посещения евреями синагог сохранилась и в послепленный период.
|
|
В 538 году евреям было разрешено вернуться в Палестину, где они в 520 г. приступили к строительству Второго храма, который был закончен и освящен в 515 г. С этого времени возрождается храмовое богослужение, в Иерусалимском храме вновь организуются череды священников и левитов, которые приносят жертвы и поют псалмы.
При царе Ироде Великом (37-4 гг. до Р.Х.) храм в Иерусалиме расширяется: строятся особые дворы для женщин и язычников, много-численные подсобные помещения. Важно отметить, что апостолы также посещали синагоги, в том числе и во время своих миссионерских путешествий. Потому вполне естественно, что раннее христианское богослужение совершалось во многом по образцу именно синагогального иудейского богослужения. После разрушения Иерусалима Титом в 70 году по Р.Х. христиане собираются для совершения своих богослужений или в домах богатых христиан, или (в эпоху гонений) в катакомбах.
С середины I до начала IV века христианская Церковь переживает эпоху гонений со стороны римской власти. В это время основным местом для богослужения становятся катакомбы —подземные кладбища, где были гробницы мучеников. Богослужение еще состоит из пения только псалмов и библейских песней, а главным моментом является Евхаристия, которая переносится с вечернего времени на утро и постепенно отделяется от агапы — праздничной трапезы.
|
|
В IV веке после Миланского эдикта христианская религия приобретает статус дозволенной, а в конце IV века при Феодосии Великом христианство становится официальным вероисповеданием империи. Появляются христианские храмы как отдельные здания. Наконец, в ІѴ-Ѵ веках формируются в своих главных чертах основные виды литургии, а также появляются последования вечерни и утрени, которые, однако, существенно отличались от современных. Период VI-VIII веков является решающим в истории богослужения. В это время образуются монастырские уставы, появляются первые типики. В частности, в обители преподобного Саввы Освященного появляются всенощные бдения, а на Синае поются стихиры на «Господи, воззвах...» и на стиховне, на утрене поются кондаки и первые каноны. Таким образом, в значительной степени кристаллизуются службы суточного круга. Кроме того, появляется пение на 8 гласов. В итоге к XI веку устав уже выработал полный круг суточных служб почти в том виде, в каком они совершаются и теперь.
|
|
Билет 1 вопрос 2. Всенощное бдение. История, символика и чинопоследование.
Всенощным бдением" называется торжественное богослужение, которое совершается в ночь накануне воскресных дней, а также и великих праздников, имеющих в Типиконе знак + креста в круге, напечатанного киноварью (красным цветом), и средних праздников, имеющих знак креста в полукружии, напечатанного киноварью. К великим праздникам, накануне которых совершается всенощное бдение, относятся все так называемые "Господские" и "Богородичные", "Двунадесятые праздники," а также: Рождество Иоанна Крестителя 24 июня, Усекновение главы Иоанна Крестителя 29 августа, свв. первоверховных Апостолов Петра и Павла 29 июня, Обрезание Господне и память св. Василия Великого 1 января и Покров Пресвятыя Богородицы 1 октября.
Средние праздники со знаком креста в полукружии, напечатаннаго киноварью (красным цветом), накануне которых также совершается всенощное бдение, суть следующие: день памяти св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 26 сентября, св. Иоанна Златоуста 13 ноября, св. Николая Чудотворца 6 декабря, Трех святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго 30 января, св. Георгия Победоносца 23 апреля и второй день памяти св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 8 мая. Кроме того, всенощное бдение совершается еще в двух случаях: 1. Накануне храмовых праздников или в честь святаго, мощи которого почивают в данном храме, и 2. Накануне средних праздников, имеющих знак + креста, напечатанного киноварью (красным цветом) и примечание: "Аще изволит" или "Аще восхощет настоятель, творим бдение," исключая случая, если храмовой святой празднуется в день Св. Духа. В этом случае Великая Вечерня, бываемая обычно по литургии в день Пятидесятницы, совершается в свое время.
|
|
Слово "бдение" значит "бодрствование," то есть провождение времени без сна. Всенощное бдение и ведет свое начало от самых первых времен христианства, когда первые христиане нередко всю ночь бодрствовали, проводя время в молитве на гробах мучеников, в катакомбах, особенно под первый день недели, под Воскресение, прославляя в хвалебных песнях Воскресшаго Христа. Возглас иерея в конце всенощнаго бдения: "Слава Тебе, показавшему нам свет!" относится к появлению первых солнечных лучей на востоке при наступлении утра. В некоторых местах, как, например, на Афоне, всенощное бдение и до настоящего времени продолжается всю ночь. В большинстве же современных монастырей и особенно в приходских храмах бдение, по немощи людской, а также несомненно и по крайнему небрежению к соблюдению устава и церковной молитве, сокращаясь все больше и больше, доведено до минимума продолжительности, чего признавать законным, конечно, нельзя.
Согласно указанию 2-ой главы Типикона, всенощное бдение должно начинаться "по еже зайти солнцу мало," то есть вскоре после захода солнца. Хотя порядок и содержание песнопений и чтений всенощнаго бдения во многом приближаются к порядку и содержанию так называемой "Великой вечерни" и "Полиелейной утрени," однако Типикон строго различает "бдение" и "полелей." Основное их различие в том, что Великая вечерня и Полиелейная утреня это два самостоятельных богослужения, совершаемых отдельно одно от другого, одно вечером, другое утром, в то время как Всенощное Бдение это одно цельное, неразрывное богослужение, совершающееся при том и с большей торжественностью. Всенощное бдение богослужение составное, состоящее из трех неразрывно связанных, соединенных в одно последований: Вечерни, Утрени и Перваго часа.
В богослужебных книгах слово "бдение" иногда заменяется словом "собор" указание на то, что это богослужение, ради большей торжественности, совершается целым собором священнослужителей. Например, нередко встречается в Типиконе и в Минеях такое выражение: "совершается собор, идеже лежат мощи его и идеже храм его," то есть там, где почивают мощи данного святого, или храм посвящен его имени, следует по уставу совершать всенощное бдение. Слово "бдение" также иногда в богослужебных книгах заменяется греческим названием "агрипния" (αγρυπνια).
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 905; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!