Профессиональная роль пастора-наставника



Кристально ясный смысл отрывка из Послания к Ефесянам (4:11–16) разительно контрастирует с типичной пасторской практикой. Данный текст сообщает церкви простой, но действенный замысел созидания Тела Христова. Вместо того чтобы наполнить силой эту кристально чистую формулу плодоношения, церковь выбрала другое - поклоняться этому тексту, а не претворять его в жизнь. Его принимали, как другие святыни христианского мира, например, молитву Господню, Нагорную проповедь и 13 главу из Первого послания к Коринфянам. Покройте его лаком, спрячьте под стекло, повесьте над камином или пристройте на стене, все равно большинство людей не подумает, что его следует реализовывать в жизни.

Если применять на деле принципы, изложенные в этом тексте, то они явятся ключом к укреплению учеников во Христе, ключом к плодотворному благовестию и духовному росту, способному продолжаться бесконечно. Нельзя упускать из виду следующего важнейшего обстоятельства: Пастор-наставник - это пусковой механизм, который приводит в действие всю машину. Обратимся к этому тексту: "И Он поставил одних Апостолами, других - пророками, иных - Евангелистами, иных - пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова..." (Еф. 4:11–12).

В цитируемом отрывке упоминаются четыре дарованных должности: апостолы, пророки, евангелисты и пастыри-учителя. Дефис между словами пастыри и учителя поставлен по правилам греческого синтаксиса Гранвиль Шарпа (Granville Sharpe). Понятие "пастыри-учителя" относится к одной, а не к двум дарованным должностям.

Первые две должности, в отличие от двух других, уникальны. Роль апостолов и пророков в деле созидания церкви была фундаментальной. Павел толкует это положение следующим образом: "...быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем..." (Еф. 2:20). Апостолы и пророки сыграли важнейшую роль в основании церкви. Во-первых, апостолы являлись основой власти в церкви первого века. Эти полномочия сейчас базируются на священстве всех верующих. В наше время основа полномочий делегируется или пресвитерам, или другим корпоративным структурам.

Пророки были хранителями откровения, данного Богом церкви. Сейчас это откровение находится в Новом Завете. Апостолы создавали и созидали церкви, а пророки преподавали слово откровения. По большей части апостолы также выступали в роли пророков.

Сейчас дополнительные функции апостолов и пророков возложены на евангелистов и пасторов-учителей. Раннюю Церковь насадили и создали апостолы, а сейчас миссионерским делом занимаются евангелисты. Пророки учили Слову, теперь это совершают пасторы-учителя. Хотя такое разделение труда не является абсолютным, оно по-прежнему остается функциональным, так что лица, ответственные за эти функции, являются руководителями.

Я не стану поднимать вопрос об обоснованности всех четырех функций в современной церкви. Хочу сосредоточиться только на одной, важнейшей в жизни поместной церкви, а именно на функции пасторов-учителей. Очевидным принципом ее является принцип руководства. Чтобы угодить Богу и исполнить заповеданную миссию, Телом надо руководить. Как бы ни называлось руководство, важно не название его, а содержательное наполнение.

Некоторые ложные представления о "пасторе". Священное Писание говорит о пастырях и учителях во множественном числе. Это очевидно, и тем не менее множественное число в этом тексте игнорируют, так как большинство людей представляет себе в церкви лишь одного ведущего пастора. Один, трудящийся на полную ставку, ведущий пастор в церкви - это норма, однако текст не говорит об этой модели нашей культуры. Один пресвитер/епископ/пастор в поместной церкви появляется во втором веке, о чем свидетельствует приведенная выше цитата из труда Шелли, посвященного истории Церкви. Ниже мы вернемся к этому и поговорим о нашей действительности. Что касается власти, то главное направление этого текста - коллективное руководство. Павел одобряет руководство человека сильного и любящего. Но он также учит, что допускать такого человека к руководящей должности должна коллегия руководителей.

Функция пасторского попечения и наставничества не является функцией одного человека. Понятие об одном пасторе церкви - это то, что привело к ослаблению ее. Единственная личность, известная под именем Пастырь, - это Сам Иисус. Иисус назван "добрым пастырем" или "Пастыреначальником" (Ин. 10:11; 1 Пет. 5:4).

Если пастырь церкви существует в единственном числе, имеется в виду, что он один обладает всем необходимым, чтобы удовлетворить потребности всего стада. Но это невозможно. Непонятно происхождение этого представления, поскольку в Писании его нет.

Понятие "пастырь" церкви объединяет дарования, мудрость и веру пастырского коллектива, а именно пресвитеров. В большинстве общин этот коллектив составляют трудящийся на полную ставку пастор и несколько непрофессиональных церковных служителей из числа рядовых членов церкви. В крупных церквах пастырский коллектив может состоять из нескольких трудящихся на полную ставку пасторов и служителей. Употребление в цитируемом тексте понятия "пастыри-учителя" во множественном числе свидетельствует о том, что в поместной церкви имеется несколько руководящих братьев, занятых пастырским попечением. Это обстоятельство никак не снижает роль профессионального клира; более того, при этом его роль, роль профессиональных служителей, становится еще важнее, поскольку их жизнь и деятельность освобождаются от многих банальностей.

Положение, когда упор с одной стороны делают на коллективном руководстве и одаренности, а с другой - на необходимости твердого единоличного руководства, кажется противоречивым. Однако это положение не является таковым, поскольку это воззвание к равновесию - равновесию группы наделенных способностями руководителей, призванных пасти церковь, с одной стороны, и лидером этих одаренных руководителей, призванным задавать темп, с другой.

Думать, что одно лицо может пасти церковь, - значит трагически ошибаться. Это заблуждение, поскольку ни один человек не имеет ни времени, ни сил, ни дарований, чтобы делать это, причем как следует. Как это нужно делать, описано в Послании к Ефесянам (4:11–16) не только в отношении процесса, но и продукции. Несколько способных людей создали большое, удачное, достойное похвалы дело. Однако лакмусовой бумагой здесь является не то, как оценит это предприятие христианский мир; поверять это дело следует Священным Писанием. То, что представляется удачей, может оказаться достижением культуры под маской исполнения Божьей воли.

Это трагедия, поскольку пастырские коллективы распыляют свои силы на дела внецерковные, не имеющие никакого отношения к поместным общинам. Высокий уровень потерь связан с нереалистическими ожиданиями. Старающийся удовлетворить потребности всей паствы в целом всегда потерпит неудачу. Большинство сокрушенных сердцем пасторов оставляет свое служение именно из-за неверных ожиданий общины.

Решение этой проблемы заключается не в отказе от твердого руководства и не в поисках выдающихся дарований в расчете на нечто невозможное и не имеющее под собой библейского основания. Решение это состоит в реорганизации пастырского служения на базе ясных указаний, данных в Послании к Ефесянам (4:11–16).

Давайте отойдем от роли целого пастырского коллектива, заботящегося о пастве, и обратимся к обязанностям современного профессионального клирика, трудящегося на полную ставку и называемого пастором. Если имеется несколько профессиональных служителей, то словом пастор я буду обозначать "ведущего или старшего пастора".

Чему учат титулы.Титулы - это зеркало общественных ожиданий. Широко распространен титул служитель - т. е. духовное лицо, труд которого оплачивается общиной. Есть что-то трафаретное в выражении: "Фред - служитель всей нашей Первой церкви". Здесь имеется в виду, что в этой общине, во-первых, имеется один служитель, и, во-вторых, члены этой церкви одно, а служители - другое. Первые могут быть чем угодно - балластом, слушателями, потребителями, группой поддержки, но не служителями.

Д-р Фред - еще один титул. Он порожден аналогией с миром профессий. Духовные семинарии создавались по аналогии с медицинскими и юридическими учебными заведениями, где люди приобретали ту или иную профессию. Обращаясь к адвокату, рассчитываешь на его услуги; то же самое можно сказать и о медике. Пастор в роли доктора действует в том же ключе, что и медицинский работник, обслуживающий потребителя-христианина. Главное отличие между врачами, юристами и пасторами состоит в том, что врачи и юристы не готовят из других людей врачей и юристов. А работа пастора как раз и состоит в подготовке ближних на должность служителей, то есть пастор учит других делать то, что делает сам.

Старшие братья - еще один титул, но малопригодный. Он звучит чопорно и неприменим в отношении лидеров из числа молодежи. Хуже всего титул преподобный (reverend) (7) ; он мало кому нравится, и менее всего - самим преподобным.

Говоря о титулах, нельзя не упомянуть о самом фамильярном титуле проповедник. Кроме того, что так называют пастора только в некоторых протестантских церквах, этот титул отражает лишь одну из обязанностей пастора, а не существо его должности.

Итак, имеются следующие титулы: служитель, доктор, пресвитер, преподобный и проповедник. Несмотря на то, что все они в тех или иных обстоятельствах применяются в отношении христиан и иногда попадают, так сказать, в яблочко, ни один из них должным образом не описывает труда современного старшего, ведущего пастора.

Павел использует титул пастырь-учитель. Титул самого Павла - пастырь, он учит. Пастырь - титул подходящий, так как подчеркивает отношение с теми, кого он наставляет. Хотя от титула пастырь не надо отказываться, с ним тоже имеются определенные сложности. Пастырь подразумевает пастуха и стадо овец, а с пастухами и овцами у большинства нынешних христиан практически никаких ассоциаций не возникает.

Должность пастора, в отличие от слова пастор. Надо четко отличать должность пастора от слова пастор. Говоря о должности, мы имеем в виду реальную практику; произнося слово пастор, подразумеваем функцию руководства, гораздо большую, чем способен взять на себя один человек. Словом пастор в современном обществе стали обозначать "профессионально грамотного человека на штатной должности, управляющего общиной". Человек, который исполняет эту обязанность, может быть и не силен в области духовного пастырства, например, пастырского попечения, посещений (обходов, объездов) и так далее. Другие члены пастырского коллектива могут заниматься этим в рамках своих дарований.

Современная церковь приходит к ложным умозаключениям, которые нанесли ей ущерб и неотступно сеют хаос. Теперь путают должность пастора с самим значением этого слова. Их смешивают в синонимичном употреблении. Люди обычно чувствуют богатый смысл, присущий слову пастырь, и ожидают от пастора поместной церкви, что он будет соответствовать значению этого слова и воплощать его.

Как указывалось ранее в Ветхом и Новом Заветах, слово "пастор/пастырь" означает "вести, наблюдать, питать, воспитывать, наставлять и снабжать народ Божий всем необходимым". Смысл этого слова не сводился к безучастному, кроткому, пасторальному образу, исказившему его истинное значение.

Это привело к тому, что церковь стала понимать роль пастора в ограниченном объеме. Он представлялся слепо повинующимся, покорным лицом, главной обязанностью которого было удовлетворять насущные потребности церкви. Если пастор считает своей важнейшей задачей восполнить "ощущаемые" нужды церкви, то это с точки зрения церкви - пастырь заботливый, любящий; если же он старается удовлетворить ее реальные потребности, которые часто не соответствуют ощущаемым, то это уже не заботливый, не любящий пастырь. Ведь пастор не должен противоречить общине, он не имеет права упрямиться, проявлять своеволие и призывать церковь исполнять Великое поручение. Он считается духовным наставником, а не руководителем всей церкви. Вопросы финансового обеспечения, эксплуатации строений и землепользования и другие "недуховные" дела, полагают, находятся за пределами его компетенции.

Церковь не может иметь то и другое. Если финансы, строения и земля не входят в круг пастырского руководства по необходимости, эти сферы следует отнести к категории недуховных. На самом ли деле община желает такого разделения, которое ведет к духовному и недуховному отсекам церкви? Действительно ли общины хотят считать всех руководящих братьев, ответственных за деньги, строения и землепользование, занятыми неслужебными, недуховными делами? Если пастор занимается только "духовными" вопросами, тогда непрофессиональные, рядовые члены церкви ограничиваются только "недуховными". Такое разделение, несомненно, ослабляет церковь. Оно ведет к образованию пропасти между миром и клиром, что, в свою очередь, порождает феномен "перегоревших" пасторов и немощных рядовых членов церкви.

Подобный образ мыслей не имеет под собой никакого библейского основания. Церкви прибегают к такому разделению под предлогом заботы о пасторе, а на самом деле с тем, и я убежден в этом, чтобы указать пастору на его место. Обращаясь к нему, говорят: "Вы упорно трудитесь - проповедуете, наставляете, молитесь и заботитесь о пастве. Предоставьте же управлять общиной братскому совету". Такое отстранение пастора от руководства встречается сплошь и рядом, хотя за этим стоит трагическое заблуждение. Пастору необходимо руководить исполнением программы и направлением развития церкви в целом. Это можно сделать, не прилагая руки ко всему, и без ведения чековой книжки. Обязанность пастыря - это прежде всего твердое руководство, именно в этом смысле это слово понимали такие народные вожди, как Моисей, Иисус Навин и Давид.

Пасти церковь должен пастырский коллектив. Человек, исполняющий обязанности пастора, может не участвовать в духовном пастырстве, если его дарования не связаны с пастырским попечением. Здесь говорится не о силе и слабости, а о подобающем употреблении духовных дарований. Недоразумения в этом деле приводили во многих случаях к тому, что церковь просила человека исполнять роль, совершенно ему не свойственную.

Первым шагом в реорганизации пасторского дела является то, что пастор начинает ощущать себя профессионалом. Главное направление его работы в должности учителя/тренера - делать так, чтобы служение совершалось руками других. Если исполнять эту работу должным образом, она приведет к преумножению служения при посредстве каждого члена церкви.

Должность пастора, когда он выступает в роли учителя, тренера, формирующего четкое представление о будущем церкви, лучше всего осуществляется при твердом руководстве. А пастырское попечение лучше децентрализовать, распределить между всеми членами Тела. Иначе говоря, пастырское попечение в традиционном смысле не является обязанностью ведущего пастора. Об этом более подробно будет сказано ниже.

Делом пастырей-учителей является "совершение святых, на дело служения..." (Еф. 4:12). Проще говоря, совершение - это "созидание" (ст. 12–14) Тела Христова, чтобы оно могло "приращаться" (ст. 15–16).

Цель руководства - привести Тело Христово к полной рабочей готовности с помощью тренировки. Слово katartizo, переведенное как "совершать", многозначно. Оно может означать "вправлять вывих", "чинить ветхие сети", "обставлять дом мебелью", "приводить в прежний порядок" и "приготовлять атлета".

Это слово встречается в Писании: "...да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (2 Тим. 3:17, курсив мой. - Б. Х.). Иисус употребил его в отношении индивидуальной подготовки: "Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его" (Лк. 6:40). В тексте Послания к Ефесянам Павел использует слово katartizo, имея в виду основную цель руководства - усовершенствовать Тело Христово. В этом тексте приводится единственная методология, которая гарантирует Телу Христову совершенство. Предписанное средство усовершенствования - это ведущий пастор, посвятивший себя подготовке людей к служению. Пренебрежение данным предписанием равнозначно непослушанию.

Проблема, возникающая в связи с этим отрывком, состоит не в том, что люди не знают главного; как раз наоборот. Этому широко учат, и об этом тексте высоко отзываются серьезно настроенные пасторы, хотя пренебрежение в части применения его на практике остается. О практическом приложении его не задумываются, поэтому очень немногие следуют этому учению.

Готовить людей к служению значит больше, чем изучать Библию и встречаться один на один с заинтересованными в духовном усовершенствовании. Очень многие молодые люди, закончив духовную семинарию, считают, что народ к делу служения готовит выдающаяся проповедь. Несмотря на то, что мощная проповедь - это важный первый шаг, одно лишь проповедование может принести больше вреда, чем пользы.

Многозначность слова katartizo предъявляет повышенные требования к пасторам. Вправить вывих - значит помочь сокрушенному снова собрать свою жизнь по кусочкам; починить, обновить - вернуть ослабевшего на путь истинный; обставить дом - усовершенствовать людей, обеспечить их знаниями и навыками для ведения действенного христианского образа жизни; приготовлять атлета - поставить цели и помочь сделать все необходимое для победы на передовой линии служения.

Пастырская цель - это многомерное возрождение. Вот почему одному человеку с этим никогда не справиться. Сокрушенного надо поддержать, бесчинного - вразумить, слабого - укрепить, молодого - воспитать. В правиле "Начинай с того, в чем нуждаются люди" есть доля истины. Мысль эта важная и необходимая для выполнения задачи в целом.

Пастырский коллектив церкви обеспечивает исполнение всего круга обязанностей. Такой коллектив, трудящийся сообща, можно назвать "сверхпастором".

Все, сказанное выше, важно в приготовлении народа к делу служения. Если не окружить людей заботой, они не почувствуют любви и, стало быть, не откроют своих сердец Слову Божьему. Хотя пастырский коллектив (назовем его "пресвитеры") отвечает за пастырское попечение, отсюда не следует, что эту работу должны выполнять только пресвитеры. Исполняя свое дело, они находят членов Тела Христова, способных заняться пастырским попечением надлежащим образом. При этом все насущные потребности церкви, в том числе и "ощущаемые", будут находить лучшее удовлетворение. Даже если пастор не принимает большого участия в практическом пастырском попечении, надо сказать, что под его действенным руководством это служение церкви попадает в лучшие руки. Общине следует решить, чего ей хочется: эффективного пастырского попечения или духовного попечения, осуществляемого ведущим пастором. Нельзя иметь то и другое, причем одного качества.

Пастор в роли тренера. Недоразумение, порождаемое словами пастырь и пастор, заставило меня подыскать современный эквивалент этим понятиям - слово, знакомое в наше время всем и каждому и способное обозначить работу, описанную в 4 главе Послания к Ефесянам. Таким оказалось слово тренер. Образ пастора-тренера не имеет отношения к какой-то моей предвзятости, хотя когда-то я и занимался спортом. Дело в том, во-первых, что эта идея уже много лет носится в воздухе. Глава христианских писателей, Д. Элтон Трублад говорил о пасторе как о тренере тридцать лет тому назад. Доктор философии Гарвардского университета, глубокий мыслитель, Трублад считал тренерскую работу лучшей современной аналогией пастырства.

Что делает тренер, в наше время понятно всем. Большинство американской молодежи занимается спортом. Трудновато было бы найти в Америке человека, который бы ничего не знал о работе тренера. И вместе с тем множество людей не имеет никакого представления о работе того, кто пасет стадо.

Во-вторых, я воспользовался словом "тренер" потому, что оно точно определяет цель пастора. Сходство, существующее здесь, просто поразительно. Всем понятно, что команда играет так, как ее готовят тренеры. В общем, не меняя состава игроков, тренеры могут добиться значительных перемен в игре команды. В доказательство приведем пример с Bинчи Ломбарди (Vince Lombardi) и командой "Green Bay Packers". В 50-х гг. эта команда была посмешищем Национальной футбольной лиги (НФЛ). Но пришел Ломбарди, и через четыре года "Green Bay Packers" выиграли чемпионат НФЛ. В дальнейшем они добились нескольких высших наград НФЛ и первых двух Суперкубков.

Том Лэндри (Tom Landry), тренер команды "Dallas Cowboys", определил тренерский труд так: "Тренер заставляет людей делать то, чего им не хочется делать, чтобы стать тем, кем им хочется стать". О пасторском служении можно сказать, что цель его тоже призывать людей делать то, чего им не хочется, чтобы стать тем, кем им хочется стать.

Тренер не играет с командой. Он играет лишь в том смысле, что учит играть других. Когда звучит свисток и начинается игра, место тренера на боковой. Его дело - не играть, но управлять теми, кто играет. Он демонстрирует приемы, разрабатывает методологию и сценарий игры. Он побуждает, наказывает, подгоняет и делает все, чтобы настроить команду на победу в игре.

Все великие тренеры - Джон Вуден (John Wooden), Бобби Найт (Bobby Knight), Винчи Ломбарди (Vince Lombardi), "Медведь" Пол Брайан (Paul "Bear" Bryant) - сочетали теорию с практикой и добивались от своих подопечных выдающихся результатов. Пастор - играющий тренер; он никогда не выходит из игры полностью. Он открывает в возрожденных людях громадные дарования. Он считает, что людей в его церковь посылает Святой Дух. Пастор-тренер открывает посылки и вынимает эти дары. Затем он призывает людей к совершенству и возрастанию.

Термин пастор-наставник возник в связи с предписанной цитируемым текстом конечной "продукцией", которой являются совершенные святые, то есть святые, духовно зрелые, полноценно функционирующие. Совершенный святой, занятый своим делом в Теле и мире, равнозначен тому, кого Иисус назвал "учеником": он пребывает во Христе, соблюдает Его заповеди, приносит плод, прославляет Бога и радуется (Ин. 15:7–11). И еще ученик любит ближних (Ин. 13:34–35). Библейский текст "...уча их соблюдать все, что Я повелел вам..." (Мф. 28:19–20) определяет, что значит "делать учеников". Иисус и Павел призывают к одному. Чтобы этот желанный плод стал реальностью, пастор должен быть наставником. Он посвящает себя служению, которое превращает людей в духовно зрелых, репродуцирующихся христиан.

Далее раскрываются принципы тренерского труда. Непосредственной целью этого раздела является анализ библейского текста и характеристика курса, которым следует пастор, воспитывающий учеников.

Совершение святых как высший приоритет. Пастор поставлен "к совершению святых, на дело служения" (Еф. 4:12). Подготовка к служению - реальная нужда народа Божьего. Эту высшую цель ставит перед народом Бог, но она, эта цель, часто входит в острое противоречие с желаниями народа. Битва начинается: что выберет пастор? Какой возьмет курс? Покорится ли давлению со стороны народа Божьего, когда тот противится ясно заявленной цели Божьей? Пастор-наставник, находя силы в своей вере, решительно противостоит этому и не дает сбить себя с курса. Он отдает свою жизнь Богу и призывает людей поступать вопреки своим желаниям, чтобы им стать такими, какими их хочет видеть Бог.

Христиане во многом ведут себя как спортсмены, заболевшие "звездной болезнью". Когда зажигаются огни и возбужденные болельщики заполняют трибуны, огорченный атлет думает: "Могли бы выпустить и меня... Ну чем я хуже этих?!" Да, такие христиане могут иметь способности, которые дают им возможность выйти на поле, но их жажда славы без желания подготовиться к игре в команде лишь отягощает их "болезнь". Ведь задолго до того, как зажгутся огни и стадион заполнят шумные болельщики, спортсменам приходится изнурять себя тренировками, подвергая испытаниям свои скрытые резервы.

Уэймана Тисдейла (Wayman Tisdale), великого американского баскетболиста из университета Оклахомы и игрока баскетбольной команды, участницы летней Олимпиады 1984 г., спросили, как ему досталась золотая медаль. C обаятельной улыбкой и присущим ему остроумием Тисдейл ответил: "Эту медаль я получил не за победу в баскетбольном турнире; я получил ее за то, что остался в живых после Бобби Найта". Бобби Найт, олимпийский тренер, держал свою команду в строгости. Его философия объясняет почему: "Одним желанием победы не добьешься; важнее готовиться к ней".

Всякий христианин хочет духовно расти, угождая Богу, наполняя свою жизнь смыслом. Это желание приходит время от времени; пастор-тренер ищет такие моменты, когда люди готовы учиться, принимая их за уникальнейшие возможности. Последователя Христа вдохновляет проповедь, чтение Библии и общение. Все это побуждает его обновиться в решимости расти. Но одни желания без дисциплины сводят на нет все благие намерения. Дисциплинирует и учит ответственности обстановка, которую создает пастор-наставник. Он обуздывает желания учеников дисциплиной, без которой им не обойтись.

Точная идентификация народа Божьего. Одним из первых в списке приоритетов пастора-наставника стоит свидетельство святым, кто они такие и какова их цель: "К совершению святых, на дело служения…" (Еф. 4:12, курсив мой. - Б. Х.). Точная идентификация народа Божьего - дело первостепенной важности. Слово святой (греч. hagios) означает "быть отделенным". Догмат о священстве всех верующих учит тому, что все христиане - святые, отделенные на дело служения, и что все святые - служители (1 Пет. 2:9; Рим. 1:1–7; 1 Кор. 1:26). Быть священником - это призвание не для избранных, но наследие всякого христианина (2 Кор. 5:18-21).

Предпринимались попытки отделить "простых" святых от служения. Этот подход и определил ту пропасть между клиром и миром, о которой мы говорили выше. Существует естественное отличие пастора от служителя, поскольку служение пастора предназначено для немногих. Правильным названием для всякого святого является служитель. Слова служитель, служение и диакон происходят от одного корня - греческого diakoniоs, означающего "служить". Главная идея здесь заключается в том, что народ Божий (то есть святые) должен служить Богу; стало быть, все святые - служители.

На публичных мероприятиях пастор-наставник пытается разжечь огонь, который теплится во всяком возрожденном сердце. Заняв кафедру, он не просто информирует, воодушевляет и учит. Он дает ряд зримых образов христианского служения, соединяя их с толкованием. Он старается заинтересовать народ Божий, сделав его небезразличным к Божьему делу.

Бад Уилкенсон (Bud Wilkenson), бывший футбольный тренер из университета Оклахомы, как-то сказал о физическом состоянии американского народа следующее: "Физическое состояние американцев сродни обстановке на любом из стадионов НФЛ по воскресным дням: двадцать два на поле отчаянно нуждаются в отдыхе, а восемьдесят тысяч на трибунах - в физической зарядке". Пастор-наставник призывает желающих к делу. Призыв пастора-тренера, обращенный к общине, звучит так: "Оставьте трибуны, выходите на поле и начинайте действовать".

Пастор в роли тренера свидетельствует святым, что они призваны служить, что они отделены для служения Христу. Цель пастора-тренера - научить святых этому служению. И еще, они должны покориться и приступить к учебе, чтобы исполнять свою функцию в Теле, для Царства. Пастор-наставник сообщает святым, кто он и кто они и каковы отношениями между ними. Он призывает их поверить в чудесную истину, что, выполняя соответствующие функции, они станут сильными, духовно зрелыми последователями Христа, а церковь будет плодотворно благовествовать миру.

Пастор-учитель, а не пастор-говорун. Но что потом, после того как пастор-тренер призовет святых к действию и святые оставят места на трибунах и выйдут на поле? Для пастора это может стать и исполнением мечты, и холодным душем. Ему всегда мечталось о более ревностных и бодрых духом подопечных. Но вот они перед ним и готовы действовать, и реальность поражает его: Как мне поступить теперь? Если пастор учился в большинстве евангельских школ, он начнет с "доски, мела и тряпки". Он станет воодушевлять, вразумлять, радовать сердца, но команда так никогда и не разойдется. Получив необходимые наставления перед атакой, команда не оставит тренера и не соберется у центрального круга, думая о победе, хотя, конечно, найдется несколько целеустремленных диссидентов, которые, посовещавшись, выйдут бороться в одиночку. Они вступят в межцерковные организации или, не получив соответствующей подготовки в церкви, станут преодолевать трудности служения самостоятельно. Пасторы-говоруны всегда используют талантливых одиночек как пример, говорящий в их, пасторов-говорунов, пользу.

Долго ли продержится футбольный тренер, если команда, которую он тренирует, заседает, а не играет? Многие пасторы не переступают рамок "доски, мела и тряпки", а народ при этом свято верит, что занимается делом. Американскую церковь одурачить нетрудно, так что фигуру такого почтенного пастора-говоруна можно заметить среди религиозной элиты. Он говорит святым, что и как нужно делать, и только. Думающие о себе как о пастырях-учителях полагают, что главное для святых - это "доска, мел и тряпка". Пасторов-говорунов считают великими ораторами; многие из них становятся протестантскими светилами; я же утверждаю, что они - не пастыри-учителя, а пасторы-говоруны.

Пасторы-говоруны не готовят святых к служению; они только разглагольствуют о служении. Они рекомендуют народу заняться служением, но сами не исполняют своих Богом данных обязанностей. Умоляю, поймите меня правильно. Я считаю, что говорить святым о деле служения нужно - это первый, действенный и существенно важный шаг в учебе святых. Я сам усердно тружусь, сообщая церкви Слово Божье. Перестав говорить, я перестаю учить. В процессе воспитания учеников проповедование - это первый и самый важный шаг.

И вы, читатель, самым естественным образом могли бы прийти к неверному суждению, что здесь я намекаю на высокоодаренных пасторов американских суперцерквей. Не обязательно. У самых талантливых и красноречивых пасторов имеются огромные пастырские коллективы, которые учат святых делу служения. Хотя трудно прогнозировать, как они поведут себя, если останутся один на один с этим делом, суперпасторы и суперцеркви обычно учат святых очень неплохо.

Проблема суперпастора и суперцеркви заключается в том, что суперцерковь - это церковь гигантских размеров. Модель служения суперпастора, взятая на вооружение другими пасторами, что в действительности и происходит, ослабляет, истощает среднюю церковь и среднего пастора. Эта модель возбуждает фантастические, а потому неисполнимые и к тому же библейски необоснованные ожидания. Самый распространенный миф заключается в следующем: успешная проповедь ведет к успешному служению. Плодотворная проповедь - доброе начало процесса обучения, но для эффективного служения одной проповеди мало.

Девять пасторов из десяти не понимают того, что одной проповеди совершенно недостаточно. Недостаточно ее и для десятого, но от него обычно и не требуется осознания реальной ситуации. Многие пасторы согласятся с тем, что одной проповеди мало, но скажут, что заполнить возникший пробел - не их дело. Они весьма преуспели в лжеучении о том, что главное в их работе - проповедь. Это лжеучение - яркий пример проникновения чуждых течений в Священное Писание.

Пастор-учитель ответственно и усердно трудится, плодотворно возвещая Слово Божье. И в то же время он готовит святых, давая им средства подготовки. Он несет большое бремя забот, являя пример того, чем следует заняться святым. Для этого он использует различные формы подготовки, а не только домашние кружки по изучению Библии и другие неформализованные, нецеленаправленные, без подотчетности и обретения навыков занятия.

Говорить христианам, что надо делать, и не давать им необходимых средств для того, чтобы делать это, - жестокий обман. Этот обман порождает у христиан духовную шизофрению, когда они, знатоки без опыта, отрываются от реальности. Святые не просто остаются дилетантами - людьми, ничего не смыслящими в деле служения, но начинают винить себя и разочаровываться в служении. К тому же так позволяют сатане плодить внутрицерковные трудности и проблемы. Когда армия не участвует в сражениях, начинают чистить сапоги, убирать постели и заниматься шагистикой. Церковь, которая не приступает к действиям, по необходимости должна сосредоточиться на Roberts Rules of Order, уставе комиссий и оснащении кафедры.

Пастор-учитель - это пастор-тренер. Обучение значит больше, чем просто заявить, что и почему надо делать. Идя дальше, следует показать людям, как это делается, потом делать это вместе с ними, затем доверить им делать это самостоятельно и, наконец, использовать их на жатве Господина. Этот шестиступенчатый метод подготовки, которым пользовался Иисус, является критерием пастора-наставника. Пастор-наставник - это истинный пастырь-учитель; он организует тренировку святых, включив их в шестиступенчатый процесс подготовки, ведущий к настоящему служению. Более подробно об этой шестиступенчатой учебной модели будет сказано ниже в главе под заголовком "Пастор-тренер".

Целенаправленное руководство. В самом общем виде анализируемый текст описывает характеристику пастора-учителя. Он преданно наставляет святых, видя в этом высший приоритет, а в святых - призванных служителей. Пастор-тренер - это пастор-учитель. Теперь к этому перечню критериев прибавляется целенаправленность.

Настоящее испытание целенаправленности - не врожденное умение увидеть цель и наметить курс, а умение успешно трудиться в течение долгого времени. Способность не упускать важных деталей по ходу процесса в течение долгого периода - это и есть целенаправленное руководство. Как спортсмен, занимающийся барьерным бегом, пастор-наставник, следя за процессом обучения, не упускает из виду финишной черты - цели.

И повторим снова, что его цель - это армия подготовленных служителей, способных повести за собой этот мир. Цитируемый текст определяет также и сам процесс: "...для созидания Тела Христова..." (Еф. 4:12). Тело созидается потому, что имеется действенное служение членов: "...доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова…" (ст. 13).

Процесс этот продолжается, так как Тело созидается, "доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия". Иначе о единстве веры и познания Сына Божия можно выразиться словами "пока мы все не достигнем цели". Всякий хороший тренер строит процесс учебы, ведущий к цели. Он может представить команде свое видение обучения, а потом запустить план или процесс в действие. Великий тренер Винчи Ломбарди говорил своим подопечным, что их цель - победа в матчах. Этого можно было добиться, устраивая оборону лучше, удерживая мяч дольше и передвигаясь быстрее, чем игроки других команд.

Пастор в роли тренера излагает свое видение учебы, а затем говорит: "Добраться до поставленной цели можно только включившись в процесс обучения". Цель прийти "в меру полного возраста Христова" в этой жизни полностью недостижима. Павел выражает мысль несколько точнее, когда определяет полный возраст Христов как единство веры и познания Сына Божия. Подобно другим недостижимым библейским устремлениям, церковь старается достичь этих идеальных целей до второго пришествия Христа.

Процесс наставничества должен продолжаться. Конечный пункт обозначен словом "доколе". Логично спросить: что значит доколе? В вышеупомянутом смысле процесс не окончится до тех пор, пока не вернется Христос. Однако цитируемый текст дает практический, количественный индикатор в форме отрицания - доколе "не": "Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения..." (Еф. 4:14, курсив мой. - Б. Х.).

В форме утверждения в Послании к Ефесянам (4:13) прекрасно определяется понятие духовной зрелости и достижение зрелости считается целью, осуществимой для Тела Христова. В отрицательной форме зрелость будет ускользать от нас, доколе мы не перестанем походить на изображенных в ст. 14 младенцев, гибнущих на водах, становящихся жертвами всякого идеологического ветра, хитрости, лукавства и обольщения.

И точно, модный субъективный идеализм бросает вызов целенаправленному руководству. Большинство христиан - люди духовно незрелые и неподготовленные. Они неустойчивы, легко становятся жертвами обольщения и увлекаются философскими ветрами, пока совсем не утратят верного направления. Два мудреца, Соломон и Исаия, говорят об изменчивом, непостоянном нраве народа Божьего. "Без откровения свыше народ необуздан..." (Прит. 29:18). Не имея видения великого общего блага, народ рассеивается в стороны. Исаия добавляет к этому: "Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу..." (Ис. 53:6). Человеческое естество таково, что без твердого, направляющего руководства со стороны уполномоченных Богом, люди застревают на собственных приоритетах. Врагу душ человеческих хотелось бы, чтобы наставники не были направляющими и угождали людям, стремились бы к миру любой ценой, даже ценой неисполнения Великого поручения.

Барьеров перед корпоративными целями - целями Тела - встает множество. Тысячи отклонений от заданного курса чрезвычайно характерны для незрелого медленного прогресса в направлении библейски определенных корпоративных целей.

Тело незрелое функционирует неполноценно, так как составлено из множества личных устремлений, вытесняющих один общий, великий замысел. Способность отклонить удовлетворение своих потребностей и покорить личные желания великой цели утрачена.

Две силы ополчаются на духовно незрелого, когда перед ним встает обязанность служить, - запугивание и обман. Угроза дается в образе бушующего моря, а ложь - в словах лукавство и обольщение.

При этом непреодолимым побуждением для пастора должно быть желание помочь людям вывести общий знаменатель: путь к духовной зрелости. Если пастор не сведет функцию частей Тела воедино и не смягчит трения, указывая людям на общее дело, диктовать будет не он, а непослушание. Пастор, действующий из лучших побуждений, но погребенный под невыносимой тяжестью индивидуальных планов, - явление самое обычное. Бой с ближней дистанции, пустая трата времени и сил, упущение дарований, разочарование искателей - все это происходит, когда перестают различать цель. Более того, не имея понятия о целевой ориентации, люди теряют энтузиазм.

Целенаправленное руководство требует надежного методологического фильтра, твердых убеждений и способности мобилизовать людей на достижение цели. Познание, убежденность и навык лежат в основе психологии пастора-наставника. Важнейшее орудие обучения - здравая, основанная на Библии философия служения и миссии, которую он горячо разъясняет людям снова и снова. Эту тему я раскрою ниже.

Необходимость побуждать народ двигаться к цели не является проявлением принципов менеджмента, порождения XX века. Такова Богом данная обязанность поместной церкви и, если быть точнее, старшего пастора. Именно он и должен побуждать Тело к движению.

Роль благоприятной окружающей обстановки. Талантливые тренеры формируют совокупность условий, в которых протекает жизнедеятельность команды. Речь идет об условиях, способствующих победе. Игроки окунаются в атмосферу оптимизма; они жаждут победы, рассчитывают на нее, верят в нее. Коллективный дух команды должен быть духом преданности упорному труду и отказа от индивидуальных целей в пользу коллективных. Игроки должны поверить, что могут играть лучше, и тренер доверяет им. Хорошие тренеры находят положительное даже в поражении. Многое в причинах победы или поражения команды можно понять, наблюдая за ходом процесса тренировки. Если тренер демонстрирует постоянный пессимизм и запугивает игроков своей команды, наказывая их за всякий промах, в итоге он получит игру, основанную на страхе. Указывать на ошибки может и хороший тренер, но более важным он считает подчеркнуть достижения и движение вперед, к цели.

Многому можно научиться, слушая пастора-тренера, беседующего с паствой. Он формирует атмосферу вины и страха или любви и доверия. Он указывает на продвижение вперед даже тогда, когда дела идут плохо, и подчеркивает недостатки, когда все прекрасно. Он проповедует "пустующим скамейкам" или убеждает присутствующих. Позиция пастора в значительной мере формирует позицию всей церкви.

Подобно тренеру, пастор должен показывать слабые, уязвимые места, недостатки людей, отрицательные стороны окружающей культуры и необходимость покаяния. Но он должен уравновешивать это, указывая на милостивую альтернативу прощения, возрождения и видение достижения духовной зрелости.

Цитируемый текст подразумевает три характерные черты благоприятной окружающей обстановки: первая - это четкое осознание достижений. Это можно видеть в следующем библейском заявлении: "...Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос" (Еф. 4:15). Люди должны понимать, что на пути к цели ошибки неизбежны. Благоприятная для возрастания учебная атмосфера - это атмосфера доверия.

Том Петерс (Tom Peters) в прекрасном труде "A Passion for Excellence" ("Жажда превосходства") знакомит читателей со знаменитым ныне подходом к проблеме нововведений и прибыльности. Крупная корпорация обходит изнуряющие формальности и создает небольшие коллективы, способные творить и действовать. Такой подход должен вдохновить церковь. Да, определенный риск есть; да, этими коллективами нелегко управлять; да, они будут ошибаться, но разве церковь, исполняя под надзором великое дело, должна действовать наверняка, без ошибок?

Петерс издал недавно новую книгу, в которой превозносит добродетель и необходимость предпринимательства в борьбе с хаосом. Гибкий подход и адаптация к стремительно меняющемуся спросу потребителя - вот его новый призыв. Петерс постиг суть человека и культуры. Церковь, не поступающаяся принципами, но доверяющая своим членам действовать самостоятельно, имеет больше достижений, быстрее возрастает, находя творческое вдохновение.

Героями церкви должны быть те, кто больше всех старается, больше всех рискует, хотя и делает при этом больше всех ошибок. Промахи - неизбежная часть роста. Когда человек, идущий на творческий риск, с треском проваливается, церковь обязана поднять его, стряхнуть с него пыль и поддержать словами: "Вперед, вперед, ты пробьешься!"

Пастор-тренер формирует благоприятную среду своими словами и делами. Он отмечает успехи подопечных и умело пользуется их ошибками для положительной стимуляции.

У благоприятной учебной обстановки есть и другая сторона. Отдельный верующий должен проявить свою преданность "истинною любовью" (Еф. 4:15). Буквальный перевод этой фразы - "говоря истину с любовью", приблизительный перевод - "твердо следуя, держась". Как наездник, усмиряющий дикого скакуна, держится на вырывающемся под ним животном, так и христианин, возрастающий духовно, твердо держится пути Христова. Неизменная последовательность в послушании - ключ к духовному росту. Пастор в роли тренера, во-первых, придает значение коллективному росту и развитию; во-вторых, для достижения этой цели он систематически упражняет людей в постоянстве.

Между истинной любовью и духовным ростом существуют причинно-следственные связи. Соответствуя этой истине, мы и "возращаем" в Самого Христа. Индивидуальный духовный рост - это свидетельство того, что верующий твердо держится истины; путь послушания - это путь к зрелости. Политические лидеры ограничены в способности умиротворять мир. Главный фактор ограничения - это духовная сущность человека. Хотя этот мир временами и частично добивается мира, всеобщий мир недостижим без духовных перемен в каждой отдельной личности.

Как указывалось выше, церковь хороша в той мере, в какой хороша ее "продукция". То, как отдельный человек ходит во Христе, и определяет качества человеческой личности. Руководители церкви подрезают себе крылья, если сами не возрастают духовно и не создают тем самым основы для роста Тела.

Сотрудничество - это третий аспект обстановки, способствующей духовному созреванию. Если человек следует истине, то есть выказывает постоянство в послушании ей, это говорит о его индивидуальном духовном созревании. Если же члены церкви сотрудничают друг с другом, трудятся гармонически, то это свидетельствует о духовном созревании всего Тела.

Люди в конечном счете выказывают духовную зрелость, трудясь вместе с теми, кого не выбрали бы себе в друзья. Церковь не для двойников. Духу Божьему было угодно сотворить из святых "сборную солянку" и призвать их любить друг друга, чтобы делать вместе невозможное. Единственный путь к такому предприятию - сверхъестественные силы. Вот почему Павел говорит: "...все возращали в Того, Который есть глава Христос..." (Еф. 4:15). Христос - глава, источник и поддержка жизни, "...из Которого все тело, составляемое и совокупляемое..." (ст. 16). Христос дает рост, Христос обеспечивает единство Тела. Если все члены Тела покорны Главе его, то трудятся в согласии ради результативного действия.

Каждому члену дается своя, абсолютно необходимая Телу роль. Фраза "...всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена..." (Еф. 4:16) означает, что каждый член дает другому нечто необходимое. Всякий член Тела приносит плод во благо другим. Вот почему Павел резко обличает христиан из Коринфа: "Не может глаз сказать руке: "ты мне не надобна"; или также голова ногам: "вы мне не нужны"" (см. 1 Кор. 12:21). Тело работает лучше, когда все системы в действии и каждый член занят своим делом.

В совместном труде каждый выполняет свою часть. Люди отказываются от своих личных планов, чтобы работать вместе в послушании единому, общему направлению. Это настолько же трудно, насколько необходимо.

Бобби Найт, тренер олимпийской сборной США по баскетболу (1984 г.) говорил об этом в беседе с журналистами. После первых трех побед сборной на Олимпиаде репортеры превозносили Бобби Найта за способность добиться от "звезд"-одиночек почти идеальной командной игры. "Ну, конечно, посмотрел бы я, как бы вы вдесятером написали одну статейку", - ответил на это искусный тренер.

Баскетбольная команда должна покориться воле тренера и программе общих тренировок. Точно также и члены Тела должны покоряться в послушании с любовью Главе Тела, Который есть Христос. Сатана противится пастору-тренеру и рядовым членам церкви - игрокам, поскольку сообща они творят великое дело.

Величайшей угрозой для сатанинского царства является не американская суперцерковь. Но всегда и всюду такой угрозой для него становится пастор-наставник, обучающий совместному труду ответственных рядовых членов церкви. Если это происходит, не за горами преумножение. Сатане страшно представить, что пасторы и лидеры церкви примут всерьез повеление воспитывать учеников и преумножать их число. Рост церкви по всем показателям благодаря новым ее членам является важнейшей движущей силой, возможной для человека.

Павел описывает следствие, производимое общим делом "при действии в свою меру каждого члена" тела; тело это "...получает приращение для созидания самого себя в любви..." (Еф. 4:16). Д-р Пол Бранд (Dr. Paul Brand) приводит описание следующих физиологических феноменов, аналогию с которыми можно провести и в отношении духовного тела. Он указывает, что в организме есть особые нервные окончания, воспринимающие боль, прикосновение, тепло и холод, но нет нервных путей, проводящих наслаждение. Однако когда все органы и системы организма работают в гармонии, в результате этой слаженной работы в качестве побочного продукта синтезируется фермент, который воздействует на нервные окончания и вызывает эффект, названный Брандом "общественным экстазом" (8) . Когда тело действует как одно целое, общественный экстаз проявляется в созидании самого тела в любви.

Слова о теле, "созидающем самого себя", абсолютно необходимы для понимания сути дела. С установлением надлежащего основания устанавливается воспроизводство, способное продолжаться бесконечно. Павловы метафоры тела и строения соединены, чтобы подчеркнуть важность фундамента строения и роста тела вследствие совместного труда. Надлежащий фундамент закладывается пастырем-учителем. Затем он тренирует тело, чтобы образовались навыки совместного труда, и в итоге появляется качественная "продукция" - христиане, зрелые в духовном отношении, и плодоносное служение, совершаемое обученными служителями.

Когда сформирована должная обстановка, начинается духовное возрастание, ведущее к преумножению. Служение и миссия церкви исполняются и совершенствуют друг друга. Однажды приведенный в действие, этот механизм порождает ни с чем не сравнимый по мощи духовный импульс, впечатляющий этот мир. Ни один общественный слой, ни одна часть этого мира не остается незатронутой. Ведь прежде инертные христианские пришельцы на поспевшей ниве, преобразившись в целенаправленных, опытных служителей на той же ниве, завоевывают для Христа все углы и закоулки. Таков замысел Божий в отношении церкви. Пастор-наставник - это ключевая фигура в духовно зрелой и ведущей за собой этот мир церкви. Пастор-наставник - это пастор-тренер.

Давая определение пастора-наставника и его библейской роли, я воспользовался широким категориальным аппаратом. Эти категории формируют основание, каркас сооружения, и это только начало. Теперь я намерен заполнить образовавшиеся пустоты необходимыми деталями, которые отличают пастора, воспитывающего учеников, от всех остальных. Однако следует сказать, что выполнение роли, описанной в этой главе, превратит пастора в необычное, уникальное явление.

Кругозор пастора, воспитывающего учеников

Что же делает пастора-наставника уникальным? Говоря в самом общем смысле, он отдает свое время и силы воспитанию учеников, способных нести служение. Вспомним, что типичный пастор отдает свое время и силы служению, а не воспроизводству служения.

Три свойства пастора-наставника делают его незаурядным явлением: кругозор, преданность и практика. Мы рассмотрим их в следующих трех главах, после чего обсудим схему, предложенную Иисусом, шестиступенчатый путь превращения пастора в тренера.

Начнем же с кругозора пастора.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 232;