Значение слов и результаты наблюдений



Вас не пугают споры? Тогда попросите пасторов и членов братского совета церкви ответить на следующие вопросы: какова роль старшего или ведущего пастора? Одинаково ли важны различные библейские модели? Существует ли какое-то обоснованное описание пастырства как высшего приоритета?

Не хотите ли довести пристойные богословские дебаты до шумных состязаний? Тогда заявите, что пастор - это специалист, и прежде всего учитель/тренер. Стойте на том, что он призван работать с духовно здоровыми, то есть сильными, а не слабыми, и, наставляя духовно здоровых, он заботится о слабых. И более того, пастор, воспитывающий учеников, умножающий свое влияние, обучая христиан делу служения, остается единственной реальной надеждой для слабых.

Я выдвинул тезис: поместная церковь оказалась в глубоком кризисе. Это значит, честь и достоинство церковной "продукции" оказались под угрозой, то есть под вопрос поставлено исполнение Великого поручения, причем атмосфера современной церкви стала рассадником слабости. Я также предположил: чтобы выправить ситуацию, надо переформулировать роль пастора-наставника и направить его деятельность на исполнение Великого поручения. Итак, что же представляет собой пастор, воспитывающий учеников? Кто он такой и каковы его дела? Что определяет его? Первую часть ответа на эти вопросы можно почерпнуть из Священного Писания.

Слово пастор. Слово пастор означает "пастырь". Никто не станет спорить с тем, что образ пастыря воспроизводит реалии скотоводческой культуры. Этот образ хорошо объяснял эти реалии, потому что все знали круг обязанностей пастуха. В наше время все иначе. Стало быть, полезно рассмотреть основные значения этого слова.

Еврейское roeh и греческое poimen означают одно и то же. Roeh - значит "питать, содержать, вести". С древних времен руководящих братьев оценивали по их способности "пасти" подопечных питомцев (1) .

Poimen в форме существительного означает "пастух", а в форме глагола - "пасти, ухаживать, охранять и лечить больных овец" (2) .

Словоупотребление, вытекающее из контекста, в обоих Заветах соотносит это слово с водительством народа Божьего. В текстах Ветхого Завета, например, в Книге Пророка Иезекииля (34:1–31) и Книге Пророка Захарии (11:4–14), Бог объявляет о Своем отвращении к самолюбивым пастырям и решении заменить их высокомерие, надменность, самонадеянность Своей нежной заботливостью и милосердием. Заметьте, что Бог считает пастырями пророков, священников и царей. Цари Ассирии и Вавилона должны были пасти свои народы, защищать их и удовлетворять их нужды. Пророчество о "пастырях Израилевых" в Книге Пророка Иезекииля (гл. 34) было направлено против начальствующих. Другие политические, военные и духовные вожди, которых считали пастырями, - это Моисей, Давид и даже Кир, царь персидский.

В древности слово пастырь использовалось не так, как сейчас. Рядовой член церкви считает своего пастора пастырем. И это верно, однако подлинный смысл этого слова скрыт от нашего современника покровом времени и культуры. Он представляет себе пастыря на лоне природы в широком длинном одеянии и сандалиях, прислонившимся к стволу дерева и бренчащим на арфе. Пастырь пассивен, кроток, уступчив и готов откликнуться на всякую нужду паствы. Вот почему пресвитеры купили ему пейджер (3) .

Но в древности пастырство охватывало все сферы жизни. Это значило вести народ путем, восполняющим его насущные потребности. Моисей, Давид и другие были пастырями и в то же время могущественными вождями народа.

Чтобы понять смысл пастырства, надо избавиться от современного представления о пастыре как о пассивном, слабом и неспособном вести паству в реальном мире политики, бизнеса и международных отношений. Если бы такой взгляд не был столь широко распространенным, то отчего тогда раздаются шумные протесты, когда клир выступает на общественной сцене?

Ситуация Ездры и Неемии - пример неверного толкования ветхозаветных служебных обязанностей. Часто говорят, что Ездра был духовный вождь, а Неемия - вождь гражданский. Ездра занимался своим делом (проповедью), а Неемия своим (строительством). Ездра - пастырь, Неемия - вождь. Несмотря на то, что служебные функции обоих действительно отличались, нельзя не считать пастырем и Неемию. Он полностью соответствует ветхозаветному описанию пастыря. Он вел людей; он заботился о них; исполняя поручение, он сделал реальностью духовное возрождение народа, восполняя его нужды. Более того, Неемию можно назвать выдающимся пастырем.

Ветхозаветная традиция определяет пастыря как "вождя народного". Такое понимание охватывает все стороны жизни: торговлю, образование, внешние сношения, формирование надлежащего морального климата и наставление в вере. Древние, в отличие от нас, понимали это слово многосторонне и глобально.

Две стороны обязанностей пресвитера/епископа/пастора. Новый Завет подтверждает глобальное, широкое понимание деятельности пастора. Синонимами этого слова, по существу, выступают еще два. Многие, как и я, считают, что слова пресвитер/епископ/пастор - синонимичны (4) .

Например, возьмем прощание Павла с ефесскими пресвитерами в Милете. Последнее напутствие апостола церковному руководству указывает на эту тенденцию: "Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20:28, курсив мой. - Б. Х.).

Павел, апостол, приказывает пресвитерам. Им следует блюсти и пасти церковь. Их звание - пресвитеры, их функция - надзор и пастырство. Следующие данные помогут разобраться в этом.

Пресвитеры (от греч. presbuteros) - это люди, которым доверено заботиться о церкви (Деян. 14:23). Перечень их характерологических особенностей дается в 1 Тим. 3:1–7 и Тит. 1:5–9, а об их, пресвитеров, роли говорится в 1 Фес. 5:12; 1 Тим. 5:17; Евр. 13:17 и 1 Пет. 5:1–3.

Епископство (от греч. episkopos) - это деятельность пресвитеров по надзору и руководству общиной (1 Тим. 3:1).

Пастыри (от греч. poimen) - это пресвитеры, которые блюдут церковь, пасут паству, уча Слову Божьему и охраняя от разных врагов изнутри и извне (1 Пет. 5:1; Деян. 20:28; Еф. 4:11).

Стало быть, у пресвитеров есть две важные обязанности:

Надзор

Начальство (1 Тим. 5:17, proistemi, "предстоять церкви"). В 1 Фес. 5:12 другая форма этого же слова переведена как "предстоятели". Пресвитерам дается власть для ведения церковных дел. Хотя церкви передают полномочия по-разному, в соответствии с исповедуемой политикой, суть дела от этого не меняется - пресвитеры должны иметь власть.

Труд (1 Фес. 5:12, "уважать трудящихся"). Ответственность требует упорного труда. От пресвитеров ожидается полная самоотдача.

Руководство (Евр. 13:7, 17, 24, hegeomai, "вести"). Описание обязанностей руководства, особенно в Евр. 13:17 словами "пекутся о душах ваших", не оставляет сомнений в том, что это относится к пресвитерам. Пресвитеры обязаны руководить церковью, просвещать и направлять ее. Они должны быть инициативными, предусмотрительными, а не действовать по следам событий.

Пастырство

Забота (Деян. 20:28; 1 Пет. 5:1–3). Пастырское попечение доверено пресвитерам. Они обязаны подавать добрый пример попечения о народе. Пресвитеры должны активно искать возможности помогать людям, особенно в трудные времена.

Охрана (Деян. 20:28; 2 Тим. 2:24; 1 Фес. 5:14). Пресвитеры должны охранять стадо от волков в овечьих шкурах в учении, повседневной жизни и от пагубных привязанностей.

Наставление (2 Тим. 2:22). Павел писал, что Тимофей, пресвитер/пастор, должен искать других, при посредстве которых он будет "воспроизводиться" (иметь "возможность учить"). 1 Фес. 5:12, 13 и 1 Тим. 5:17 указывают на обязанность наставлять. Не все пресвитеры должны быть одаренными учителями в формальном смысле, однако каждый из них должен быть способен передавать другим важные истины Христовы.

В каком же смысле понимать тогда современные функции пастора? Во-первых, следует сказать, что в Священном Писании современная версия пасторского служения отражения не находит. Священное Писание не содержит прямого определения статуса старшего пастора поместной церкви, хотя оно здесь, несомненно, подразумевается.

Аргументы в пользу современного пастора. Обратите внимание на то, как Павел создавал первые церкви. Ясно, что надзор и пастырское попечение он поручал так называемым пресвитерам - руководящей и распорядительной части церкви (Деян. 14:23). Этого придерживались и впоследствии, поскольку церкви, образованные позднее, например, в Эфесе, также имели пресвитеров. Несмотря на конкретное содержание политических решений, которые принимали пресвитеры, за руководство поместной общиной отвечала какая-то часть церкви, а не один человек. Передавались ли полномочия апостолами, или, как в наше время, собранием верующих, или от имени какого-либо органа, стоящего над поместной общиной, - непременным принципом этой власти был принцип подотчетности.

Принцип коллективного руководства поместной церкви находит прочное основание в Библии. Он предусматривает подотчетность одного человека, который обычно выступает в роли наиболее влиятельной фигуры. Должность современного пресвитера существует по необходимости, и говорить так меня заставляют три фундаментальных наблюдения.

Во-первых, как убеждает всемирная история, общеизвестная истина "руководство - это существенная часть любого предприятия" остается неизменной. Все дело в руководстве. Рассмотрим библейские примеры. Почему Бог не создал некий комитет во главе с Ноем, чтобы исследовать принципиальную возможность всемирного потопа и количество человеко-часов, необходимых для постройки ковчега? Почему Бог не повелел Аврааму расспросить окружающих, не согласятся ли они распродать все и пойти в пустыню, бесплодную землю? Моисей и исход, Иисус Навин и обетованная земля и так далее - есть много примеров. Ничего подобного Бог не требовал, так как Его замысел спасения мира выходил за пределы компетенции любого комитета. Бог не требует ничего такого, так как полагается на руководство. Судя по Его действиям, ведя Свой народ, Бог опирается на ключевую фигуру. Это было истиной в древности, остается истиной и в наше время.

В некоторых общинах, согласно их заявлениям, есть много пресвитеров и ни одного лидера. Если же рассмотреть это дело беспристрастно, то всегда можно найти одного, намного превосходящего остальных. Пока есть обязанности и подотчетность, доходы и расходы, будет и лидер.

Трудящийся на полную ставку пастор в рамках современного американского общества делается важной фигурой, неотъемлемой частью, основой роста и развития церкви. Возможно, я пытаюсь доказать очевидное, но если пастор не освобожден от работы на стороне, у него нет ни времени, ни энергии сделать все, что от него требуется. Трудящийся человек может подходить для служения и вносить в него существенный вклад при том условии, что служители церкви организуют дело, определят задачи, обеспечат подготовку и помогут ему.

Во-вторых, образец того, что трудящийся на полную ставку пастор является существенной, неотъемлемой частью, основой роста и развития церкви, мы находим в Библии. В день иудейского праздника пятидесятницы Бог послал в путь Свою первую миссионерскую группу, а именно апостолов - проповедников Евангелия. Когда Бог проводил энергичную евангельскую атаку на языческий мир, антиохийская церковь послала в миссионерское путешествие самого лучшего, апостола Павла. После трех миссионерских путешествий Павла было образовано много новых общин. Дальше апостольское полномочие было передано пресвитерам на уровне поместных церквей.

С появлением поместных церквей появились и первые указания на потребность в трудящемся на полную ставку пасторе. Три года Павел был пастырем церкви в Ефесе, и еще полтора года - в Коринфе. Доказательством того, что в те времена существовала духовная должность пастора, который посвящал все свое время церковной работе и обладал особыми полномочиями в служении, являются послания Павла Тимофею и Титу. Из посланий Павла следует, что Тимофей и Тит в делах, связанных с руководством общинами, нуждались в совете и ободрении.

Начиная с Самого Иисуса, апостолов, пресвитеров, Тимофея и Тита, церковь нуждалась в руководстве. Всякой поместной общине необходимо не просто руководство, но и то, чтобы из среды его выделялась бы одна, ключевая фигура. И в условиях современной культуры, как и в первом веке, такая фигура называется пастор.

В-третьих, еще одно основание, согласно которому трудящийся на полную ставку пастор необходим современной церкви, можно найти в истории. Историк церкви Брюс Шелли (Bruce Shelley) пишет: "На рубеже двух столетий Игнатий, пресвитер церкви в Антиохии, написал ряд посланий. В них он обычно говорил об одном епископе или пастыре в каждой общине... Никто, по всей видимости, не знает о том, каким образом структура с одним пастырем, которому помогают пресвитеры и диаконы, стала широко распространенным явлением, но известно, что именно так и было" (5) .

Пастор поместной церкви стал ключевой фигурой, определяющей направление развития церкви. Он является ответственным за возрождение существующих общин, приоритеты и облик новых общин. Согласно вышеприведенным (как и всем другим) библейским требованиям и описаниям, пастырь-учитель должен заниматься надзором и пастырским попечением. Однако делать это он может по-разному.

Итак, установив библейский контекст относительно призвания пресвитера/епископа/пастора, перейдем к практическим аспектам. С этого места и далее я буду использовать термин пастор, имея в виду старшего пастора, избранного поместной общиной. Отсюда и далее будем считать, что пастор, имеющий определенные обязанности, работает в согласии с пресвитерами, которые представляют собой не что иное, как церковную систему ограничений и противовесов. Допустим также, что этот пастор является одним из нескольких пресвитеров, которому в рамках его должности дается больше прав руководить, планировать и предопределять жизнь церкви.

Настала пора дать конкретный ответ на вопрос, существует ли какое-либо особенное описание пастырства. Полагаю, что да, существует. Слишком часто и в разных ситуациях рассуждения о функциях пастора прекращаются в пределах описанного выше. Эти неполные и незаконченные размышления вызвали к жизни Франкенштейна (6) - "типичного пастора". Образ Франкенштейна здесь уместен потому, что сейчас типичный пастор более всех содействует ослаблению западной церкви. То, что породила эта церковь, теперь разрушает ее.

Типичный пастор. Говоря типичный, я имею в виду "воплощающий в себе характерные особенности, обычный или явный". Речь идет не о манерах или внешнем облике пастора вообще, а о часто встречающихся и характерных целях и задачах, которые ставят перед собой пасторы. Во многом типичный пастор является антиподом пастора-наставника.

Важно понять прежде всего, что типичный пастор и пастор-наставник очень во многом согласны друг с другом. Чрезвычайно странно, но совсем нередко они сходятся в том, что им следует делать, а вот на что они смотрят по-разному - так это методы работы. Они могут иметь одну точку зрения на все основные доктрины, расходясь лишь в учении о церкви. В общем, они согласны друг с другом по сути учения и воспитания, хотя типичный пастор не продумывает этих вопросов тщательно. Далее представлены некоторые отличительные черты типичного пастора:

1. Типичный пастор считает себя слугой народа. Поэтому он и говорит: "Я служу вам". Думаю, что это серьезное заблуждение, так как пастор служит Христу, а не людям (1 Кор. 4:1). Люди, взятые сами по себе, недостойны того, чтобы им служили. Поклонения и служения достоин только Бог. Пастор, служащий людям, служит их интересам. Если он служит Христу, то служит не просто интересам народа, а лучшим его интересам. Только угождая Христу, можно служить главным интересам народа. В противном случае мы "перегорим" от разочарований, пытаясь угодить капризам и желаниям людей. Интересы людей часто противоречат Божьей воле. Чтобы доказать данное положение, можно указать на обыкновенную среди евангельских христиан склонность бежать от неверующих, отделяясь от тех, кому их призвал благовествовать Бог. Делается это обычно под видом осуществления хорошей учебной программы. Но служитель Христов должен призывать людей поступать наперекор своим желаниям, чтобы они стали такими, какими им следует быть в вечности. В противном случае пастор станет готовить слабых христиан. Вместо подготовки учеников типичный пастор занимается производством зависимых, паразитирующих верующих.

2. Типичный пастор позволяет общине утверждать повестку дня как бы из внимания к ее нуждам. Кто-то где-то научил приглашенных пасторов "не лезть со своим уставом в чужой монастырь". Первый год нужно посвятить знакомству с людьми, выяснить, что их интересует больше всего, и только потом, с учетом высказанных ими мнений, составлять свои планы. Несмотря на то, что это может быть оправданно в 10 процентах случаев, в остальных 90 процентах - это бедствие. Громадное число пасторских поражений происходит именно здесь, в этой сфере. Типичный пастор оказывается во власти непокорных. Община может превратиться в Бедлам, где несовершенные, неподготовленные верующие диктуют условия пастору, действующему осознанно и целенаправленно. Подобная церковь может стать местом, в котором люди, не живущие в общении с Богом, указывают пастору, как он должен распределять свое время. Примеров такого рода множество, но существует еще больше пасторов с разбитым сердцем, угодивших под плотскую жужжащую пилу, которая называется церковью.

3. Типичный пастор идет навстречу ролевым ожиданиям своей церкви относительно его времени и активности. Общине, которая приглашает на работу пастора, следует давать ему перечень своих требований. Да, конечно, есть несколько бесспорных условий, которые не могут служить предметом переговоров. Если община непреклонно стоит на своих требованиях и они не удовлетворяют потенциального пастора, ему следует отклонить предложение. Очень часто типичный пастор не понимает до конца ни себя, ни своей миссии. Из-за этого он оказывается в экклезиологической смирительной рубашке. Он бегает с комитетских заседаний в больничные палаты, а оттуда мчится настраивать аппаратуру перед выступлением. У него есть время почти на все, за исключением того, к чему его призвал Бог.

4. Принципы служения типичного пастора чрезвычайно гибки, они легко меняются в зависимости от обстоятельств; его служение отзывчиво на условия церкви. Он уступает окружению, а не создает его. У него нет методологического фильтра, чтобы ориентироваться в целях и задачах, удаляя постороннее. Он неспособен отразить покушения на свое время, силы и выбрать верное направление к цели, заповеданной церкви. Он оказывается в лесу и, занятый отдельными деревьями, сбивается с пути. Он утратил цель, поэтому конкретные, но бесцельные дела начинают подрывать качество его "продукции" и оптимистический взгляд на жизнь.

Хотя феномен типичного пастора обусловлен многими факторами, думаю, что сам по себе типичный пастор - это верный и прилежный работник Бога. Воистину, многие типичные пасторы, помогая окружающим, не жалеют сил и средств. Бог использует их во множестве дел, так что мои суждения не могут преуменьшить значение их трудов. Бог постоянно покрывает все несовершенства пасторов, в том числе и воспитывающих учеников.

Речь идет о том, что не стоит успокаиваться на достигнутом. Нынешнее положение терпимо, но неприемлемо с точки зрения Великого поручения. Грех бездействия в действии. В роли определения понятия "наставничество" выступает библейский текст "...уча их соблюдать все, что Я повелел вам". Чем больше в церкви лиц, не понимающих этого, тем больше христианство страдает от фарисейства. Стало быть, такой церкви следует покаяться и сменить курс. Ключевая фигура в этом процессе - пастор, воспитывающий учеников. Ему суждено сыграть здесь особую роль. Продвигаясь от общего к частному, мы видим, как во фрагменте Павлова Послания к Ефесянам начинает собираться в одно целое портрет пастора-наставника.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 322; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!