Портрет ученика (Ин. 15:7–17)



Иисус учит, что Его отношения с учениками аналогичны отношениям виноградной лозы с ее ветвями. Содержание этого учения Христа - четвертая фаза Его отношений с учениками. Фаза "Пойдите и увидите" была предварительной и длилась четыре месяца. Фаза "Идите за Мною" длительностью в десять месяцев была отдана обучению двенадцати учеников основам. Во время фазы "Будьте со Мной" двенадцать в течение двадцати месяцев проходили специальную подготовку перед взятием на себя ответственности служения. Четвертую фазу, названную "Пребудьте во Мне", Христос объясняет с помощью аналогии с виноградной лозой и ее ветвями.

Иисус известил двенадцать о перемене в отношениях. Он оставляет их, но явится Святой Дух. Он пребудет с ними иначе, исполняя их совершенством. О непременном условии плодотворного служения говорится в Евангелии от Иоанна (15:5): "Я есмь лоза, а вы - ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего".

Плодоносный христианин должен пребывать во Христе. Но здесь Христос делает упор не на приношении плода, а на пребывании в Нем. Пребывая во Христе, как ветвь пребывает в лозе, верующий будет приносить плод. И в самом деле, как ему тогда не приносить плода? Этот тезис является важнейшим в наставничестве, поскольку Иисус продолжает описывать плодоносного верующего, угодного Богу. Он называет эту личность учеником. Он говорит ученикам об учениках, описывая идеального ученика. Иначе говоря, Иисус изображает "продукт" Великого поручения. Портрет ученика можно представить в шести проекциях.

Ученик пребывает во Христе (15:7)

"Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам" (Курсив мой. - Б. Х.).

Слово "пребудете", по-гречески mena, означает "обитать или поддерживать связи в течение определенного периода". Христос ведет речь о том, что Он и Его ученики обязаны поддерживать живое общение. Это представляется необходимым в деле плодотворного служения. Но прежде чем определить, что значит пребывать во Христе, нужно разобраться с первым словом этого предложения.

Первое слово здесь - если. Речь идет о некоторой степени сомнения. Это слово в греческом языке можно выразить четырьмя формами. Использованная в этом контексте форма явно выражает определенную степень сомнения. Чтобы предпринять какое-либо действие, следует сделать выбор. Всякий христианин каждодневно делает такой выбор: "Последую ли я сегодня за Христом?" "Будет ли направлять меня Дух Христов?" "Будет ли Его учение наставлять меня?" Всякий человек обязан ответить на приглашение Христа: "…идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков" (Мк. 1:17).

Очень многие полагают, что, став христианами, они как бы передают управление своим поведением духовному автопилоту. Процесс христианского роста - явление сверхъестественное, а не автоматическое. Важнейшее различие состоит в каждодневном решении верующего человека следовать за Христом. Начиная с условного союза если, Иисус совершенно явно возлагает обязанность поддерживать отношения на самих учеников.

Как печально, что многие христиане отвергают ученичество на основе неверного толкования. Они ошибочно полагают, что вступить в серьезный союз с Христом - значит как бы вступить в Зеленые Береты или команду Альфа. Дескать, не хочешь быть на вражеской территории, участвовать в рукопашных схватках и нести патрульную службу, значит, ты не ученик. Обратимся к фактам. Соглашаясь с Христом, любой верующий должен приготовиться соответствовать двум параметрам, чтобы пребывать в Нем.

Правильное отношение к словам Христа. Ученик неотступно держится Писания. Иисус заявил ранее: "…если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики..." (Ин. 8:31).

Ясно, что Иисус имеет в виду Свои словесные поучения. Но очевидно и то, что в Своем учении Он во многом опирается на Ветхий Завет; возьмите к примеру Нагорную проповедь. "Дистиллированное" прочтение XX века говорит о том, что ученик должен быть предан учениям Христа, записанным в Новом Завете. Словом Божьим тем не менее почитается полный канон Писания; стало быть, ученик убежден в непреложности всей Библии - и Ветхого, и Нового Завета. Правильно относиться к Слову Христа ученик может только одним способом - доказывая свою верность Ему. Эта преданность Слову выражается в том, как ученик действует на основании познаний Писания. В практическом отношении это проявляется в нескольких плоскостях.

Исследование. "Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины" (2 Тим. 2:15).

"Стараться" в этом контексте значит быть прилежным, проявлять усердие, тщательность в исследовании Писания в такой мере, какая необходима, чтобы стать настоящим мастером и не прятать глаз, когда потребуется применить свои знания Священного Писания в жизни. Это значит, что ученик читает Библию, изучает эту Книгу, заучивает наизусть отрывки из нее и способен исповедовать ее не только на словах, но и всей жизнью.

Борьба. "Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу..." (2 Кор. 10:3–5).

Ученик обязан изучать и знать Библию достаточно хорошо, чтобы противостать искушениям и защитить себя от идей и философий этого мира. Каждый день ученику приходится тысячу раз сталкиваться с чуждыми учениями. Библейская система обороны должна разобраться в этих идеях, привести их в порядок, отобрав покорное Христу и отринув остальное. Защитные системы рядового христианина действенны не больше, чем фонари, висевшие в Старой Северной церкви в Бостоне, для оповещения о ядерной атаке противника (вспомните здесь знаменитую скачку Пола Ревира (4) ). Многие христиане - я бы даже сказал, большинство - тонут в потоке сообщений современных средств массовой информации.

Когда подросток спрашивает: "А почему читать порнографию плохо?", многие родители-христиане не находят ответа в Библии. Они просто не знают, где его искать. Так проявляется библейское невежество евангельских христиан. Как, согласно Библии, относиться к абортам и к смертной казни, как помогать неимущим, давать в долг друзьям, воспитывать детей, как справляться с тревогой и страхами, как тратить деньги, как строить семейно-брачные отношения и так далее? Не исследовать этих вопросов - значит не знать их; стало быть, человек, не знающий Библии, должен воевать с врагом без оружия. Всякий христианин обязан бороться с миром, плотью и дьяволом. Вопрос в следующем - приготовился ли ты к этой борьбе? Ученик приготовился, чего не скажешь о большинстве христиан.

Готовность к обороне. "...будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Пет. 3:15).

Ученик исследует Священное Писание, чтобы обновиться умом и жить по-новому, чтобы поверять свою жизнь Библией, чтобы переносить искушения и пленять всякое помышление в послушание Христу, а также отстоять веру среди стремящихся понять Благую весть.

Всякий ученик должен достаточно хорошо понимать, во что он верует, чтобы опознать лжеучение. Он должен быть готов ответить на основные вопросы, которые задают люди: "Откуда ты знаешь, что Библия достоверна?" "Почему Бог допускает страдания и зло?" "Почему ты уверен, что Иисус - единственный путь к Богу?" Ученик должен обладать необходимым познанием Писания и уметь отвечать на подобные вопросы.

Исследование, борьба и готовность к обороне - в этих трех практических навыках проявляется преданность Писанию. Ученик преображен обновлением своего ума. Слово Божье обновило его ум и привело к новому образу жизни. Бог обращается к ученику через Слово. Это и есть первейшее и самое важное следствие пребывания во Христе.

Ученику надо начинать с Библии. Многие христиане пребывают в духовной депрессии, спускают паруса и отдаются воле волн. Они попали в отчаянное положение - им следует поднять паруса, предавшись исследованию Писания. Пытаясь уклониться от этого, они отрываются от Лозы. Прежде всего и напрямую полнокровная жизнь зависит от того, как относится христианин к Слову Божьему. Он находит здесь ответы на все вопросы о пребывании во Христе и жизни в этом мире.

Христианин без серьезного знания Слова немощен. Не этот род немощи превозносит Павел во 2 Послании к Коринфянам (12:10): "...когда я немощен, тогда силен". Этот род немощи возникает в результате сознательного пренебрежения заповедью Христа. Не приносящий плода продукт нынешней церкви - результат неправильного отношения христиан к Слову Божьему. Да, многие евангельские христиане посещают церковь и слышат Слово. Но на этом все и кончается. Им нужна нянька, чтобы кормить их с ложки. Ученики же кормятся сами; они знают, где брать пищу и что с нею делать. Никого, похоже, не пугает тот факт, что большинство христиан не кормятся сами. От одного только слышания Слова и чтения Библии не станешь учеником, питающимся самостоятельно, поскольку слышание Слова и чтение Библии, взятые сами по себе, не помогут изучать, атаковать и защищаться. Никак нельзя избежать этого первого шага: "Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут".

Преданность молитве. Слова Христа "...чего ни пожелаете, просите, и будет вам" (Ин. 15:7) относятся к действенной молитве. Ученик, пребывающий во Христе и понимающий Его Слово, знает, о чем и как надлежит возносить молитву Господу. Он знает, о чем просить и как получать просимое. Он также знает, о чем просить не надо. Этот стих не дает ученикам полной свободы действий. Его необходимо принимать, уравновесив многими другими суждениями о молитве. Среди других условий ответа на молитву говорится о повелении соблюдать заповеди (1 Ин. 3:22) и просить по воле Божьей (1 Ин. 5:14–15). Ученик осведомлен о том, как и о чем следует молиться Господу. Молитва его сильна, ведь она связана с его служением.

Общение с Богом становится основанием для пребывания в Нем. Общение с Богом - это корень жизни ученика. Бог обращается ко мне посредством Священного Писания. Я отвечаю Ему при посредстве молитвы. Познание Бога в определенном смысле походит на познание ближнего. Это разговор с Богом, одна с Ним жизнь, обмен мыслями и взглядами. Обращаться к Богу так же важно, как и слушать Его. Ученик приучается говорить с Богом, прежде выслушав Его. Молитва следует за тем, что открыл Бог. Пребывать во Христе - значит пребывать в Слове Божьем и молитве.

Большинство проблем людей, с которыми приходится разбираться пастору, уходят корнями в их не отвечающие требованиям, несоразмерные отношения с Богом. Глубинная проблема здесь - недостаточное общение таких людей с Богом. Они не находят времени вслушаться в Его голос, открыть свои сердца и понять Его слово. Самая тревожная сторона распространенного среди христиан недуга - недостаточного общения с Богом - состоит в том, что сами пасторы страдают не меньше прихожан.

Очень и очень многие пасторы изучают Священное Писание лишь потому, что это их работа - исследовать Библию, проповедовать и молиться, неся пастырское служение. К исследованию Священного Писания и молитве у таких пасторов профессиональный подход. Утилитарное отношение оскверняет общение с Богом. Богом пользуются, как я пользуюсь машинкой для заточки карандашей. Если мне понадобилось писать потоньше, я вставляю карандаш в отверстие машинки. Если мне надо прочитать зажигательную проповедь или собрать денег на какие-то мероприятия, я прошу Бога помочь мне.

Нет ничего безнравственного в том, чтобы искать поддержки у Бога. Более того, Он Сам призывает к этому. Безнравственность проявляется тогда, когда мы обращаем внимание на Бога, только чтобы просить Его о чем-то. Мы не даем Ему времени воспитать нашу душу, вознести наш дух или дать нам насладиться Его присутствием. Сколько могут длиться наши земные отношения, если мы будем брать, брать и брать?

Другая проблема, с которой сталкиваются многие христианские руководители, - это необходимость общаться с Богом на протяжении всей жизни. Христианам никогда не познать всех основ. Нередко наставники неплохо начинают. Они соблюдают строгую дисциплину в исследовании Библии, молитве, заучивании текстов Священного Писания и личном свидетельстве. Со временем, однако, они начинают пренебрегать этими основными занятиями в угоду эзотеризму, снобизму христианского профессионализма. Пасторы и христианские наставники часто в разных ситуациях "перегорают", так как оставляют первую любовь. Духовный огонь постепенно гаснет, поскольку этот огонь без постоянного общения с Богом не горит.

Майкл Джордан (Michael Jordan), великий баскетболист из команды "Chicago Bulls", творит чудеса на спортивной площадке. Проявляя феноменальную ловкость, он заставляет людей охать и ахать. И все же если бы Джордан не тренировался, оттачивая мастерство, у него не было бы фундамента, на котором он построил свои достижения. Если бы он не умел вести мяч без ударов, поворачиваться не передвигаясь, уклоняться, не подводя других, пасовать, не теряя мяч, тогда ничего не значило бы его умение выпрыгнуть из гимнастического зала, бегать как олень и проявлять кошачью ловкость.

Прежде всего христианин должен отточить мастерство в основах, составляющих духовный фундамент преданности Христу на всю жизнь. Если он твердо стоит на этом основании, он лучше всего сможет использовать свои дарования, таланты и жизненные обстоятельства. Первой особенностью ученика является то, что он пребывает во Христе, общаясь с Богом при посредстве Слова и молитвы.

Ученики послушны (Ин. 15:9; Мф. 28:20; Ин. 14:21)

"Наставляет", по словам Иисуса из Евангелия от Матфея, тот, кто учит соблюдать все, что Он повелел. Людей следует учить послушанию, так как это качество не приходит естественным образом. "Естественные пристрастия губят всех", - писал Эдмунд Берк (5) . Сила обратилась в слабость. Без подотчетности не бывает плодотворного наставничества, поскольку подотчетность учит послушанию Христу. Ученик, согласно Иисусу, повинуется, стало быть, не бывает наставничества без подотчетности.

У себя дома и на работе мы отчитываемся в своих действиях каждый день. Воистину, без подотчетности духовный рост христианина также невозможен, а если и возможен, то в лучшем случае нестабильный. Когда я думаю о своем христианском служении, мне вспоминаются несколько людей, которые помогали мне, но должен сказать, что больше всех мне помогли те, кто требовал от меня отчитываться за свои поступки.

Иисус связывает послушание с любовью. "Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви" (Ин. 15:9–10). За некоторое время до этого Иисус сказал: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Ин. 14:15), а также: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Ин. 14:21).

Иисус требует от Своих учеников послушания с любовью. Он учит, что любовь не выше послушания, но само послушание - это и есть любовь. Неподготовленный христианин не действует, пока не почувствует побуждений от Духа. Пребывающий в Слове, исполненный Словом ученик делает свое дело на основании Божьих заповедей, независимо от того, что он сам думает об этом. Он молится из послушания; он свидетельствует, потому что так повелел ему Бог. Он помогает нуждающимся, поскольку такова ясно выраженная воля Божья. Нередко послушному христианину хочется совершать все эти чудесные дела, но чаще такого не бывает. Разница между учеником и христианином, сошедшим с дистанции, в том, что первый бывает послушен Богу независимо от внешних обстоятельств, чувств или всякого рода тягот.

Наград за послушание с любовью много. Из вышеприведенных фрагментов Писания можно вывести следующее: Бог прежде возлюбил нас. И послал прежде Сына Своего в качестве выкупа за многих: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного..." (Ин. 3:16). Бог возлюбил нас - вот почему Он совершил это. "Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас" (1 Ин. 4:19).

Следующий шаг состоит в том, что мы отвечаем послушанием с любовью в ответ на то, что Бог совершил для нас. "Если любите Меня, - говорит Иисус, - соблюдите Мои заповеди". Мы смело идем путем послушания с любовью, и плоды - прекрасны. "...кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Ин. 14:21).

Бог любит нас в ответ, открываясь нам все больше и больше. Иисус учит нас тайнам Духа, раскрывая подробности замысла Божьего в отношении наших душ. Подробности и тайны Божьи проясняются на пути послушания. А вы хотя бы раз задавались вопросом, отчего одни знают о Боге и Его делах больше, чем другие? Ответ прост: они шли путем послушания долгие годы, и Бог научил их многому.

Большинство христиан, однако, сошли с пути послушания и ждут дополнительных откровений. "Господи, если Ты откроешь мне мое будущее, я поверю; и тогда буду готов следовать за Тобой". Бог отвечает на эту молитву просто: "Ты не узнаешь ничего, пока не встанешь на путь послушания". Следующий ход - ваш, так что вернитесь. Если вы требуете больших откровений прежде, чем вступите на путь веры, вам никуда не подняться. Бог хочет, чтобы вас вдохновляла вера, а не видение будущего. Слово Божье - светильник ноге вашей и свет стезе вашей. Оно дает довольно света, чтобы ходить и видеть, куда ступить. Если бы вы могли видеть будущее, то есть знали бы все, вы бы так никогда и не сдвинулись с места. Если бы вы увидели все трудности, скорби, страдания, если бы вы обладали всей полнотой знаний, вы решили бы остаться на месте, чтобы избежать боли. Но есть только один способ идти христианским путем послушания: жить верой, а не видением будущего, идя дорогой послушания в любви, презрев страх, тревогу и проч. Если вы поступите так, Бог обещает любить вас чудесным образом, и иначе испытать это невозможно.

Подотчетность заставляет повиноваться Богу с любовью. Наставничество без этого просто немыслимо. Ученики пребывают в Боге, проявляя послушание с любовью. Наставники оказывают поддержку в этом процессе, помогая людям пребывать в Боге, исполняя Его волю. Все это содействует наставничеству. Жизнь ученика - это жизнь в близком общении с Богом, в послушании с любовью, и этому способствует подотчетность.

Ученики приносят плод (Ин. 15:8, 16)

Далее указывается на то, что "производит" ученик. "Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, и будете Моими учениками" (Ин. 15:8). И еще: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал..." (Ин. 15:16).

Иисус ожидал репродукции учеников. Вот что значит "приносить плод" - по своему естеству ученики не могут не приносить плода. Если ветвь не оторвана от лозы, она, естественно, начинает плодоносить.

Если ученик пребывает во Христе в течение определенного времени, то по естеству своему начинает плодоносить. Плодоношение имеет по крайней мере три аспекта. Оно прославляет Бога (Ин. 15:8), оно отвечает ожиданиям Христа, которые Он открыл, призывая учеников (ст. 16), и этих плодов будет много (ст. 8, 16).

Относительно сущности плода еще дискутируют. Является ли он плодом личного благовестия или же это плод вообще? Этот вопрос не лежит в плоскости "или - или". Подобно тому, как неповрежденная ветвь, связанная с лозой, естественным образом приносит плод, также совершенно естественно плодоносит и духовно здравый христианин. Такой христианин приносит плод Духа: "...любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5:22–23). Этот плод характерным образом активен, а не пассивен. Любовь - это не болезненная, слабая улыбка; любовь действует, она творит. Из любви можно просто поднять упавший столовый прибор, а можно привести душу ко Христу. Плод Духа много больше, чем личное благовестие, и в то же время плодоношение без личного благовестия немыслимо.

Стало быть, мы не хотим ограничивать плодоношение только благовестием, но все признаки плода Духа имеют к нему отношение. Любое доброе дело, совершаемое верующим человеком, на самом деле свидетельствует кому-то о подлинности Иисуса Христа. Нельзя упускать из виду того очевидного факта, что все христиане обязаны свидетельствовать о своей вере в Иисуса Христа.

Церковь должна защищаться от лжеучения, которое говорит, что можно приносить плод, угождать Богу, но свидетельствовать при этом о своей вере во Христа не обязательно. Совершенно очевидно, что такое невозможно. Не бывает репродуцирующегося христианина, который не свидетельствовал бы о своей вере. Не бывает такого ученика, который не рассказывал бы о своей вере. Есть христиане, не свидетельствующие о своей вере, но учеников, прославляющих Бога и не возвещающих о Христе миру, просто не существует по определению.

Существует иерархия приношения плода и евангелизма. Цель всякого евангелизационного мероприятия - привести души к Спасителю. Немыслимо, чтобы плодоносный ученик не приводил бы ближних ко Христу. Высшая ступень в иерархии плодоношения - личное благовестие. Когда Иисус говорит: "Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод...", Он, несомненно, имеет в виду распространение Слова Божьего повсюду во всем мире. Всякий ученик знает, как благовествовать. И он не только знает, но и умеет делать это и приводить ближних ко Христу. Христос ожидает репродукции от всякого ученика.

Благовестие абсолютно необходимо для наставничества. Предостаточно людей, называющих себя учениками и не говорящих о своей вере во Христа. Предостаточно церквей, объявляющих о своей вере и наставничестве и не уделяющих при этом никакого внимания подготовке или подотчетности в деле личного благовестия. Бесплодных учеников не бывает. Ученики репродуцируются, приобретают для Христа новых учеников. Вот почему они - заповеданный "продукт" церкви.

В протестантской церкви предостаточно людей, получивших однобокое образование. Их научили исследовать Библию, молиться, поддерживать доброе общение, но не научили благовествовать. Для таких людей исследование Библии становится бесполезным обсуждением уже решенного дела, молитвенная жизнь - скучной, общение - поверхностным, и все потому, что они пренебрегают катализатором первых трех дел, а именно личным благовестием.

Божий замысел в отношении Церкви состоит в том, чтобы все ее подготовленные члены участвовали в евангелизационных мероприятиях. Их жизнь и их способность благовествовать миру о Христе является испытанием их преданности Христу. Как они ведут себя на спортивной площадке, у станка, в кресле преподавателя, в административном органе или помещении суда? Дело в том, что качественный продукт воспроизводится естественным образом. Обученное воинство служителей, используемое Богом в поместной общине, естественным образом приносит много плода, так, чтобы плод этот пребывал в вечности.

Ученики прославляют Бога (Ин. 15:8)

Ученик прославляет Бога больше как результат работы наставника, а не благодаря своим индивидуальным свойствам и навыкам. Я упоминаю это здесь потому, что это исключительно важно в широком аспекте. "Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками" (Ин. 15:8). Вот что вначале поражало меня, когда я пытался определить, как мне лично лучше прославить Бога. Ни один христианин не станет возражать против того, что целью народа Божьего во все времена была слава Божья. Нет сомнений, что это верно и в отношении церкви в целом.

В завершение чудесной молитвы в Послании к Ефесянам Павел прекрасно выражает это: "А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь" (Еф. 3:20–21).

Церковь лучше всего славит Бога, когда готовит учеников, просто потому, что плодоносные ученики славят Бога. Истинные ученики Христовы - ученики плодоносные (Ин. 15:8). Христос заповедал воспитывать учеников потому, что они естественным образом репродуцируются и преумножаются, что приводит в конечном счете ко всемирной евангелизации.

Если в Евангелии от Матфея (гл. 28) Христос повелевает идти и научить все народы, то в Евангелии от Иоанна (гл. 15) Он говорит, что учениками надо считать людей, которые пребывают в Нем, послушны Ему и приносят добрый плод. И этим они лучше всего прославляют Бога. Стоит посвятить себя делу воспитания таких людей. Да повинуется церковь и да исполнит свое святое предназначение!

Ученик радуется (Ин. 15:11)

Я не знаю никого, кто бы не хотел быть радостным. Иисус тоже радовался: "Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна" (Ин. 15:11). Только ученики - наследники радости. Надо отличать радость от хорошего настроения. Я не против хорошего настроения, однако оно, в отличие от радости, скоротечно, мимолетно. Настроение приходит и уходит соответственно жизненным обстоятельствам. Всякий в благоприятных жизненных условиях может находиться в хорошем настроении, причем для этого не нужно вмешательства Бога.

Радость же можно назвать сверхъестественным ощущением благополучия. Это ощущение приходит от сознания того, что мы угождаем Богу. Люди могут сделать меня несчастным, но никому из них не по силам лишить меня радости. Иисус испытывал радость, когда Он шел на крест. Павел, находясь в темнице, пел от радости. Многие мученики и другие люди, пострадавшие за веру, оставили нам свидетельство о безмерной, неукротимой радости во времена великих гонений. Иисус обращается ко всякому, желающему иметь такую радость: "У тебя есть возможность радоваться, став Моим учеником: Я хочу, чтобы ты преисполнился радости. Такую радость можно обрести, исполняя то, что Я повелел тебе, а именно - быть Моим учеником. Если пребудешь во Мне путем Слова и молитвы, если будешь повиноваться в послушании с любовью, если отдашь себя делу наставничества, ты прославишь Бога и обретешь утешение, принимая великую радость".

Пастор-наставник любит людей так, что будет призывать всех стать учениками, потому что жизнь учеников ценна и исполнена радости. Действительно, помогать людям вести жизнь, исполненную радости, - потрясающее призвание.

Ученики любят так, как возлюбил Христос (Ин. 15:12–14, 17)

"Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. ... Сие заповедаю вам, да любите друг друга" (Ин. 15:12–13, 17).

По-моему, человеку, который живет в постоянном общении с Богом при посредстве Слова и молитвы, ведет праведную жизнь в послушании, любви и приобретает множество учеников, осознавая, что этим он прославляет Бога, дающего ему несравненное чувство радости, будет тяжело не любить ближних. Однако стандарт, который выдвигает Иисус, высок: "...как Я возлюбил вас". Он ожидает от нас не полного совершенства, но подражания.

Все, что надо было делать ученикам, - это не забывать. Помнить, как Он нежно опекал их, как пострадал за них; помнить, как Он удовлетворял их нужды, ведь не было ничего, в чем бы Он не пошел им навстречу, - Он мыл им ноги, воскрешал из мертвых друзей семьи и отдал собственную жизнь, чтобы они приобрели жизнь вечную. И если Он определил им любить ближних, как Он возлюбил их, то сколько бы им ни жить, у них будут целые сокровищницы воспоминаний, которые помогут им понять, что такое любовь. Эти воспоминания проведут их через предстоящие трудности. Ранее, когда Иисус объявил, что весь мир узнает в них Его учеников, если они будут иметь любовь между собою (Ин. 13:34–35), Он придал этой заповеди евангельское звучание.

Конечно, у нынешних учеников есть еще памятник письменности, свидетельствующий о Христе, любящем учеников и ближних. Кроме того, Бог проложил в нашей жизни удивительную дорожку воспоминаний. Мы испытали Его любовь неоднократно. Знак ученика - это любовь. Любовь в своей способности привлекать души для нашего Спасителя выше всего остального. Именно любовь и подвигала, поддерживала служение Христа человечеству, придавая ему особый смысл.

Роль пастора, воспитывающего учеников


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 169;