Библейские основы наставничества



Наставничество должно находиться в центре церковной жизни, поскольку заповеданным "продуктом" церкви является плодоносный верующий, названный учеником. Христово повеление воспитывать учеников и есть тот библейский наказ, о котором мы говорим в этой книге. Речь идет о хорошо знакомых словах Иисуса из Евангелия от Матфея (28:18–20).

Этот фрагмент Священного Писания поясняет четыре других отрывка, имеющих отношение к Великому поручению. Ни один евангельский верующий не станет оспаривать важность Великого поручения. Это поручение не снимается с повестки дня церкви. В отношении существа миссии Церкви не должно быть никаких недоразумений. Долг ее - возвестить Благую весть, евангелизировать мир, заселить небо. Последние и наиболее важные слова Христа об основной задаче церкви находятся в центре ее служения.

Заявления Христа, сделанные после Воскресения, находим в Ин. 20:21: "...как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас"; Мк. 16:15–16: "...идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет"; Лк. 24:47–48: "...И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему"; Деян. 1:8: "...но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли".

Из всех четырех напутствий можно вывести одно: "Идите повсюду и благовествуйте каждому. Служите в силе Духа, утверждая дело Божье знамениями и чудесами силы Божьей. Каждому возвещайте лично. Начните со своего дома и благовествуйте всюду по всему свету".

Скажем, вы заявили армии начинающих строителей-подрядчиков: "Начинайте строить дома; эти дома должны быть необычными, достойными награды; финансировать их строительство я намерен так-то и так-то; стройте их по всему миру". Не забудьте, однако, что этим строителям-подрядчикам в деталях о вашем поручении известно мало. Им нужно более полное описание, если угодно, техническое задание на продукцию. Им также не обойтись без технологии домостроительства, иначе говоря, методологии. Вот почему текст Евангелия от Матфея (28:18–20) столь важен для понимания сути Великого поручения. Это место Священного Писания дает наметки, подходы и методологию исполнения заповеди Христовой:

"...дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века".

Текст приглашает совершить три важных дела - идти, крестить и научить. Идите (в английском тексте going) - это согласованное причастие в обстоятельственном значении, которое можно понять как "идя". Повеление в этом контексте не надо воспринимать как "вам надо идти"; Христос предполагает, что ученики и так осознают, что евангелизация мира сего не для домоседов.

Стало быть, это служение - для всех нас, идущих дорогой жизни, при этом неважно, путешествуем мы или ведем оседлый образ жизни. Заметьте, однако, что Бог намечает использовать нас в Иудее, Самарии и до края земли, значит, отправиться в путешествие кому-то из нас все же придется.

Если слово идите (going) - это согласованное причастие в обстоятельственном значении, то слова крестя (baptizing) и уча (teaching) значительно более весомы в аспекте экзегетики. Они выражают здесь главное содержание. Квалифицированная и дополнительная работа вкупе с заповеданной и есть то, что названо словами крестя и уча. Во время крещения новообращенные исповедуют веру, причем обязательно принародно. Публичное и наглядное, по заповеди, подтверждение новой жизни - вот назначение водного крещения.

Учить других послушанию всегда было важно в христианстве. В этой связи следует подчеркнуть, что обучение послушанию - это наиболее значительная составная часть осмысленного существования христиан. Крестить и учить народ послушанию - вот расширенное описание Великого поручения. Подробнее об этом - чуть позже.

Императивное повеление текста - научить (букв. делать учеников). Таков догмат о всемирной евангелизации и методология, необходимая всемирному служению для репродукции и преумножения. Великое поручение без преумножения означает полный паралич евангелизации. Конкретная заповедь Иисуса - воспитывать учеников - определила собой "продукцию" церкви.

Иисус не говорит: "Мне нужны новообращенные" или "Мне нужны христиане". Новообращенные или христиане не обязательно отождествляются с репродукцией. Многие христиане бывают духовно бесплодны; многие не несут дальше Благую весть. Подготовленные ученики - это прежде всего духовно здоровые и богобоязненные ученики; далее они репродуцируются, а некоторые из них становятся наставниками, что в конечном итоге приводит к преумножению. Стало быть, ученики разрешают глубокий кризис церкви. Наставничество производит качественный "продукт" и плодоносную рабочую силу. Таков замысел Божий в отношении церкви.

Ученик - это "продукт"; крещение и обучение послушанию - это как бы параметры этого продукта. Вначале посредством крещения ученик публично свидетельствует о Христе, затем, в процессе обучения, повинуется ближним. Он дает наставлять себя; он понимает достоинство ответственности. Он посвящает себя познанию. Не бывает наставничества без подотчетности. В гл. 4 имеется два раздела, которые целиком посвящены воспроизводству и подотчетности, так что здесь я не буду стучаться в открытую дверь, доказывая очевидное.

Если мы хотим исполнять Великое поручение, нельзя не принимать во внимание поступательности процесса воспитания учеников. Чтобы иметь наставление, надо иметь подотчетность, иначе человеку не научиться послушанию. Воспроизводиться станет только тот, кто ответственно учится. Из среды ответственных учеников затем выходят будущие руководители, наделенные особыми дарами; эти люди - становой хребет всякой церкви. Они, в свою очередь, создают ту среду, без которой не бывает наставничества и преумножения. В итоге церковь начинает расти по всем показателям. Воспитание учеников - это средоточие церкви, так как оно является сутью Великого поручения.

Послушная церковь

Слова Христа: "...уча их соблюдать все, что Я повелел вам..." относятся к Великому поручению. Учить церковь быть послушной Великому поручению абсолютно необходимо, но этим делом пренебрегают. Если же церковь не исполняет Великого поручения, послушна ли такая церковь Богу? Никак. Решительная преданность Великому поручению - главное в этом повелении Христовом. Но что это тогда значит - исполнять Великое поручение?

Первый элемент послушания - это планомерные усилия с тем, чтобы понять, что такое ученик, затем "производство" учеников с помощью разных средств, имеющихся в церкви. В этой книге как раз и говорится о широком спектре средств доведения начатого дела до конца. Нельзя поступиться одним - планомерными усилиями. Другим элементом послушания Великому поручению выступает преданность делу репродукции. Свидетельством такой преданности является подготовка людей к благовестию: необходимо показывать им, как это делается, делать это вместе с ними, а затем доверять им делать это самим. Формирование общественных ожиданий и организация учебы для удовлетворения сформированных ожиданий, при условии, что организаторы подходят к этому ответственно, - это и есть проявления подлинной преданности делу репродукции.

Третий элемент послушания - это преданность делу преумножения. Свидетельство подобной преданности можно наблюдать в избрании талантливых руководителей для воспитания из них наставников. Речь идет о специальной подготовке с целью обучения руководителей формированию благоприятной обстановки, в которой они подготавливали бы учеников группами. Избранных учат заниматься с группами роста и готовить наставников из числа других одаренных учеников. Отсюда, из этого резерва, отбираются пасторы, миссионеры, основатели новых общин и другие ключевые фигуры.

Послушание Великому поручению зависит от трех параметров: 1) наличия плана определения и подготовки учеников; 2) преданности делу репродукции путем обучения евангелизации при ответственном подходе к делу; и 3) преданность делу преумножения с помощью специальной подготовки руководителей-наставников. Вот три основных элемента послушания Великому поручению; все, что меньше, - заблуждение.

Ученики больше новообращенных?

Иисус заповедал воспитывать учеников. Ученики - это народ Божий, который, во-первых, угождает Господу, и, во-вторых, благовествует. Стало быть, четкое отождествление себя с учениками является императивным. Церковь должна прежде всего понять, что такое ученик и каков его долг. Парадокс церкви состоит в том, что мы сорим словом ученик направо и налево, но очень часто и в разных ситуациях не даем этому понятию никакого определения. Это можно сравнить с обувной фабрикой, которая, предположим, выпускает продукцию без каких бы то ни было требований. Интересно, что за продукт сойдет со сборочного конвейера?

Очевидно, что определение понятия ученик только кажется простым. И в самом деле, является ли ученик младенцем во Христе, только верующим, исповедующим Христа своим единственным Спасителем? А может быть, ученик - это не просто христианин, а плодоносный, приобретающий новых учеников верующий, о котором говорит Иисус в других местах Священного Писания? Или же учеником можно назвать только того, кто всецело предан служению, каким его изображает Иисус в Евангелии от Луки (14:25–35), когда ценою следования за Ним является отрешение от всего - от имущества, самого себя и семьи?

Учениками рождаются или становятся?

Если учениками рождаются, а не становятся, то соответствовать последнему определению и удовлетворять требованиям, предъявленным Иисусом, следует с момента духовного возрождения. Эти свойства не могут вызревать, а должны присутствовать в ученике уже в зародыше. Итак, пребывать в Иисусе, слушать Его, приносить достойный плод, прославляя Бога, радуясь и любя друг друга, следует от начала возрожденной жизни (Ин. 15:7–17). Иерархия ценностей учеников должна соответствовать описанной Иисусом в Евангелии от Луки (14:25–35). Они должны преданно следовать за Христом, отрешившись ради Евангелия от всего (Лк. 9:23–25).

Если учениками рождаются, а не становятся, тогда эти качества со временем разовьются в 100 процентах истинно возрожденных людей. Стало быть, всякий христианин должен быть духовно здравым последователем Христа, приобретающим новых учеников. Если же человек не соответствует портрету ученика, то его нельзя считать христианином.

Если учениками рождаются, а не становятся, тогда выходит, что в евангельских церквах преобладают нехристиане. По самым оптимистическим подсчетам в собрании евангельских христиан найдется не больше 25 процентов верующих, удовлетворяющих ученическим стандартам. Как было сказано выше, среди евангельских верующих, регулярно посещающих церковь, только 7 процентов прошли тот или иной курс евангельской подготовки и лишь 2 процента привели ко Иисусу Христу хотя бы одну душу. Согласно определению, ученики репродуцируются, когда благовествуют. Если принять богословское учение о том, что "учениками рождаются, а не становятся" и связать его с определением ученика, данным Иисусом, а затем рассмотреть объективные факты относительно современной евангельской церкви, то получатся тревожные результаты. По крайней мере 75 процентов евангельских верующих не являются подлинными христианами, поскольку они не соответствуют тому определению, которое дал ученику Христос.

Богословский догмат "Учениками рождаются, а не становятся" имеет множество вредных последствий. В некоторых местах это учение принимают, поскольку не ставят этот догмат в ряд с теми определениями, которые давал ученичеству Иисус. В этом ряду обнаружится, что это богословское учение есть, по сути дела, учение о спасении делами. Оно прибавляется к списку того, что требуется для спасения. Оказывается, в деле спасения нужна не только вера во Христа, но и полное соответствие портрету ученика. Пока ты не захочешь посвятить себя всемирной евангелизации, пока ты не станешь делателем на нивах, побелевших и поспевших к жатве, почитая все за сор в своей жизни, ты, согласно словам Иисуса, не можешь быть Его учеником (Лк. 14:25–35); следовательно, тебе отказано в спасении.

Несмотря на то, что Священное Писание учит безусловному, решительному преобразованию, трансформации личности верующего после обретения спасения, оно не учит тому, что все верующие станут учениками, способными репродуцироваться. Как учит Священное Писание, зрелость во Христе является целью всякого христианина, однако ее нельзя считать признаком возрождения. Все тринадцать посланий апостола Павла достаточно ясно свидетельствуют о том, что церковь состоит из духовно несовершенных христиан, которые должны стать лучше. Наличие таких текстов, как 1 Послание к Коринфянам (3:1–3) и Послание к Евреям (5:11–13), говорит о том, что упрямые/плотские христиане все же считались христианами.

Конфронтация ученика новообращенного и ученика духовно зрелого, репродуцирующегося походит на ссору двух лысых из-за расчески. Конфронтация здесь не нужна, она - порождение плохой герменевтики. Проблема выросла из сопоставления определений на лексической основе, в попытке определить понятие ученик через этимологию без рассуждений о вещах более важных.

Другая ошибка - принятие по умолчанию того, что Иисус никогда не делал различия между понятиями ученик, верующий и новообращенный. Отсюда ошибочно полагают, что всякий раз, когда используется понятие ученик, оно употребляется в одном и том же смысле. Это слово является значительно более многозначным, чем допускает подобная герменевтика.

Лексическое определение слова mathetes (ученики) "всегда подразумевает существование личной преданности, которая формирует образ жизни человека, изображенного учеником, и которая, в сущности, не оставляет никаких сомнений в отношении того, кто является источником силы, определяющей развитие" (1) . Заключение по статье Киттеля таково: ученик - это последователь, питомец, подопечный того или иного учителя; Платон, Иоанн Креститель, Иисус имели учеников. В каждом случае речь шла о союзе в высшей степени личном.

Далее Киттель подчеркивает, что mathetes - всегда последователи. Ученики не просто веруют; многие веруют во Христа, однако немногие следуют за Ним. Лишь единицы оставляют устроенный быт и становятся учениками. Заметьте, что до пяти сотен учеников следовало за Христом на взлете Его популярности. Ученики сознательно отдают свою жизнь Богу, чтобы приспособить свой образ жизни для послушания Христу; такие люди были особым племенем. Ученик был и есть человек конкретного дела и безграничной преданности.

Иисус характеризовал учеников как людей преданных и послушных. Они также добровольно страдали и трудились. Понятие mathetes в Евангелиях использовано главным образом для описания отношений между учениками Иисуса во время Его земного служения: двенадцать, семьдесят и пятьсот. Различные стороны контекста плюс лексические определения заставляют нас полагать, что ученик - это верный последователь Иисуса Христа. Ученик - это больше, чем просто верующий, ведь свою веру он подтверждает на деле.

В другом смысле употреблено слово mathetes в книге Деяний святых Апостолов. Киттель снова замечает: "Прежде всего следует отметить, что словом mathetes называют христиан только в некоторых местах книги, в частности, в Деян. 6:1 – 21:6. Христиан называют "верующими" или "братьями" вплоть до шестой главы (2) . Употребление слова mathetes не является систематическим, например, оно не встречается в разделах книги, написанных от первого лица, за исключением 4 и 16 стиха главы 21". В частях книги, написанных от первого лица, непосредственно выступает ее автор, Лука (3) .

В книге Деяний понятие mathetes указывает на христиан вообще, а не только на лично преданных последователей Христа. Сюда включаются все, кто не знал Иисуса лично; например, Тимофей был назван учеником. О печати ученика в книге Деяний говорится в 7 стихе главы 6, и печать эта - их покорность вере. Как сказано в книге Деяний (9:26), Павел знал учеников. По ходу первого миссионерского путешествия Павел и Варнава проходили обратно города, в которых они благовествовали, укрепляя учеников, и рукополагали пресвитеров по церквам (Деян. 14:21–24).

Иисусово определение понятия ученик

Важнейшим фактором в определении сущности ученика выступает учение Иисуса. Он наставлял учеников; Он говорил с ними, когда давал Великое поручение. Иисусово определение ученичества выше любого другого. Иисус определил понятие ученик, и следующие несколько страниц будут посвящены рассмотрению портрета ученика таким, каким его изобразил Иисус.

Кратко обобщить учение Иисуса относительно ученичества можно следующим образом. Ученик:

 

желает отринуть себя, берет крест свой и следует за Ним (Лк. 9:23–25);

ради Христа отрешается от самого себя, своей семьи и владений (Лк. 14:25–35);

пребывает в слове Его (Ин. 8:31);

благовествует миру (Мф. 9:36–38); любит ближних, как Христос возлюбил нас (Ин. 13:34, 35);

пребывает во Христе, послушен Ему, приносит добрый плод, прославляет Бога, имеет радость и любит братьев (Ин. 15:7–17).

Особое внимание Христос уделяет человеку, не желающему принять этих обязательств, трижды объявляя: "...тот не может быть Моим учеником" (см. Лк. 14:26, 27, 33).

Полагать, что Иисус не видит разницы между верующим в Него и преданным учеником Его, значит игнорировать факты. Многим Иисус говорил о значении вечной жизни. Никодиму, женщине у колодезя, разбойнику на кресте Он не говорил о суровых требованиях, предъявляемых к ученичеству. Он делал тогда упор на вере и доверии; "...дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16). Евангелие от Иоанна (6:25–29 и 11:25) также содержит учение Иисуса о спасении, в отличие от Его требований к пожелавшему стать Его учеником. Иисус действительно делает различие между необходимостью веры, ведущей в жизнь вечную, и необходимостью служения, ведущего за Ним и делающего Его учеником. Итак, относительно определения понятия ученик я прихожу к следующим четырем выводам.

1. Истинно возрожденные формально являются учениками с момента духовного возрождения. Искренне верующие - последователи Иисуса; это не значит, что они обязательно превратятся в духовно зрелых последователей Иисуса или сделают свою жизнь значимой для Христа. Не исключено, что такие люди могут находиться в духовной спячке, могут тратить Божьи дары и таланты впустую. По этой причине Великое поручение и включает благовестие. Приводя души ко Христу, они делают первый шаг в исполнении Великого поручения.

2. Иисус хотел не только "обращать". Хотя всякий искренне верующий - ученик, Иисус хотел не только "благовествовать". Верующие должны креститься, открыто исповедовать Христа и учиться исполнять все Его повеления - наставляться и расти духовно, повторяясь в учениках. Иисус говорил: "Научите народы", и Его ученики понимали, что это значит больше, чем заставить людей уверовать в Иисуса. Они видели сотни приходящих и отходящих; они свидетельствовали множеству неимущих и берущих и были очевидцами поверхностного взлета после эффектного зрелища; и они знали, что заставить человека сказать "Да, верую" бывает мало. Они понимали это так: им следовало делать из ближних то, что Христос сделал из них самих. Христос требовал от них вычислить издержки, отказаться от чего-то и последовать за Ним, и становилось ясно, что Его учеником можно стать только в ходе длительного и планомерного процесса. Их задание начиналось с благовестия, но это было только начало. Далее им следовало готовить тех, кто отдали себя служению в мире людей, при посредстве которых Благая весть могла бы распространяться. Наставить - значит привлечь учеников ко Христу, но привлечь их ко Христу - это только первый шаг.

3. Научить все народы - заявленная цель. По ходу этого следовало привлечь ко Христу как можно больше сердец, воспитать как можно больше учеников и умножить их число как можно больше. Понятие "научить народы" охватывает весь процесс наставничества от обращения в веру Христову до воспитания подготовленного наставника. Стало быть, наставничество - процесс, заданный Христом. И не только это, оно является сутью того, что ожидает Христос от Церкви. Наставничество знакомит людей со Спасителем, приводит к их духовному совершенству и учит их репродуцироваться и приносить пользу Христу. Таково служение церкви и заповеданное служение ее пастора. Если учениками рождаются, а не становятся, то наставничество - это благовестие. В таком случае служение церкви - это благовестие ценой духовного здоровья церкви. Церковь должна благовествовать, а потом думать о духовном возрастании святых, если будет время. Но учениками сначала рождаются, а становятся потом. Они рождаются от Духа Божия и получают с возрождением необходимое для ученичества снаряжение. Потом их надо наставлять, учить и вести к посвященности Иисусу Христу. Вот почему повеление Иисуса больше благовестия; Он наказал привести всех христиан в соответствие с Его определением духовно совершенного ученика.

4. Поручив церкви "воспитывать учеников", Иисус обязал ее создавать репродуцирующихся учеников. Иисус говорит о качестве этой "продукции". Качественный "продукт" - ключевой фактор всемирной евангелизации. Наставничество приводит в действие преумножение. Как стратегия и процесс, преумножение - это ключевой фактор всемирной евангелизации. Наставничество - это не только "продукт", но и методология благовестия. Преданность церкви Христу измеряется тем, сколько времени она уделяет наставничеству. Миссионерское служение сейчас находится в кризисе, поскольку церковь завязла в начале процесса наставничества. Очень часто церковь привлекает души ко Христу и крестит, но не учит и не наставляет. Безотрадное следствие - отсутствие новых учеников и преумножения. Бог желает, чтобы каждый христианин стал Его учеником. Он хочет, чтобы каждый христианин духовно воспроизводился.

Христос поручил Своей церкви заниматься воспитанием учеников, чтобы, во-первых, церковь производила качественную "продукцию" (репродуцирующихся учеников) и, во-вторых, чтобы стала реальностью всемирная евангелизация. Но репродуцироваться и преумножаться могут только ученики; иначе нельзя. По этой причине воспитание учеников должно быть центральным служением поместной церкви. В иерархии ценностей пастор должен поставить наставничество на первое место.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 563; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!