Издательство храма пророка Даниила на Кантемировской 16 страница



Не случайно, что именно такой способ крещения, как канонический, регламентируется правилами. 50 правило святых апостолов гласит: «Если кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но одно погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен. Ибо не рек Господь: в смерть Мою крестите, но: шедше научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына и Святого Духа». Также 91 правило св. Василия Великого прямо называет обычай троекратного погружения тайным

апостольским преданием[17]. Нарушение этой нормы еретиками согласно 7 правилу II и 95 правилу VI Вселенских Соборов было достаточным основанием для их перекрещивания[18]. Действительно, и Предание Церкви[19], и каноны (7 правило Неокесарийского Собора) предполагают возможность в исключительных (и только исключительных) случаях крестить человека через обливание. Но любая попытка нормализации этого явления отторгается Церковью как неправомыслие. Самым ярким примером этого является постановление Константинопольского Собора 1755 года (до сих пор действующее на Афоне) и Московского Собора 1620 года, отвергающие действительность латинского крещения именно из-за нормализации Римом обливательного или даже окропительного крещения.

Не случайно Окружное Послание Восточных Патриархов 1848 года называет введение кропления вместо погружения «гнуснейшим исчадием» филиоквистской ереси и «новизной, противоречащей Евангелию»[20]. Точно так же все российские противокатолические труды обличают это нововведение Западной церкви как неправославное. Преподобные отцы — колливады (Никодим Святогорец, Макарий Коринфский и другие) именно из-за окропительной формы Таинства не считали возможным признать католиков и лютеран крещенными.

Такое подчеркивание формы Таинства вовсе не является бессмысленным обрядоверием. Святитель Григорий Палама так объяснял значение погружения: «Вода имеет в себе очистительное свойство, но не — в отношении душ; и для погружаемого в нее она обладает свойством смыть загрязнения, но не — скверны, происшедшие на основании греха; посему — чтобы даровать ей такие свойства, в нее погружается, ради нас, крещаемый Врач и душ и Отец духов, взимающий грех мира Христос, Крещение Которого мы и предпразднуем сегодня. Потому что вместе с Собою Он внедрил в воду благодать Пресвятого Духа, которую привлек свыше, чтобы для крещаемых затем в Него, погружаемых в воду, в ней находился Сам Он и Дух Его, сообщающий Себя им неизреченно и усваиваемый ими и исполняющий очистительной и просвещающей разумные существа благодатью; и это — то, что говорит божественный Павел: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал.3,27). Три погружения в воду бывают во имя спасительного призывания Живоначальной Троицы, но и изображают тридневное погребение Господне. Погружениям же следуют равночисленные восхождения из воды: потому что иначе не могли бы совершаться и три погружения; в равной же мере означают они и воскресение (или: восстание) от греха трехчастности души, и возведение в нетление сих трех: ума, души, а также и тела; так что в божественном Крещении можно видеть и смерть и жизнь, погребение и воскресение, по образу Господа, Который "еже умре единою; а еже живет, Богови живет" (Рим.6,10); что и Сам Он говорит: "Яко грядет мира сего князь, и во Мне не обрящет ничесоже" (Ин.14,30); так долженствует быть и по отношению к нам, крестившимся в Его смерть; потому что, путем божественного Крещении, умерев греху, мы должны жить Богу, путем добродетели, дабы князь мрака, придя и ища, не нашел бы в нас ничего угодного ему. И как, после того, как Христос восстал от мертвых, "смерть Им к тому не обладает" (Рим.6,9), так и нам, после восстания, путем божественного Крещения, от греховного падения, долженствует иметь тщание больше уже не быть обладаемыми грехом. "Яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся. Спогребохомся убо Ему крещением, да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем" (Рим.6,3)» (Беседа о том, что совершается в чинопоследовании Таинства крещения; в ней же говорится и о покаянии и о словах о сем предмете, сказанные Иоанном Крестителем. Произнесена была в навечерии праздника Богоявления. 3).

А святитель Кирилл Иерусалимский так дополняет Григория: «Вы исповедали спасительное исповедание, и погружались троекратно в воду, и паки из воды появлялись. И здесь вы знаменательно изобразили тридневное погребение Христово. Ибо как Спаситель три дни и три нощи пребыл во чреве земли (Мф.12,40), так и вы первым из воды появлением изобразили первый день, а погружением первую ночь Христова пребывания в земле. Ибо как человек ночью более не видит, а днем во свете обращается: подобно и в погружении, как в ночи, вы ничего не видели, а в появлении из воды, как во дни были. И в то же время вы умирали и рождались: и оная спасительная вода была вам и гроб и матерь. И что Соломон о других вещах сказал, сие к вам приличествует. Тамо сказал: времяраждатися, и времяумирати (Еккл.3,2); о вас же напротив: времяумирати и время раждатися. И единое время совершило и то и другое: и смерть и рождение ваше вкупе стеклися. О странное и чудное дело! не истинно мы умерли, не истинно погребены были, ниже истинно по распятии воскресли, но во образе подражание, а во истине спасение. Христос был истинно распят, истинно погребен, истинно и воскрес; и все сие дал нам по благодати, да подобием приобщившись Его страданиям, самою истиною приобрящем спасение. О человеколюбие непостижимое! Христос, на пречистых руках и ногах Своих принял гвоздие, и претерпел страдание; а мне, хотя я не болел и не страдал, спасение дарует по единому общению страстей Его» (Тайноводственное поучение второе. 4-5).

Получается, что тот, кто искажает апостольский образ совершения Таинства, тот нарушает и символ возрождения. Но ведь для нас символ — не пустой знак. Это участие в реальности смерти и Воскресения Господа! Так как же можно считать, будто форма крещения безразлична для спасения?!

Как уже было сказано, только совершенно экстраординарные причины могут служить причиной обливания или окропления. Да, и в церковной истории, и в житиях святых мы видим примеры богоугодного крещения этим способом. Но все они были связаны с болезнью или суровыми гонениями. Да, по древнему преданию ап. Петр крестил в Мамертинской темнице уверовавших в изведенном им из скалы источнике, св. Лаврентий обливанием крестил заключенных в тюрьме. Обливанием крестили в пустыне, а также во время болезней. Но как можно сравнить с этим практику, когда крестят окроплением, не раздевая, не снимая даже чулок (а потому — не помазывая ног св. миром), в полноводной России, где можно за ничтожную цену купить большую бочку (или даже прекрасную купель в магазине саун)?!

По моему глубокому убеждению, крестить обливанием можно только тяжело больных, которые не могут свободно передвигаться, заключенных в тюрьме, солдат, сражающихся в безводной местности, жителей пустынь, если там нет больших источников, или в тундре при сверхнизких температурах, когда невозможно найти соответствующего теплого помещения.

Окроплением крестить можно лишь больных в реанимации, которых нельзя полноценным образом облить (например, умирающего младенца в кювезе). Но и при этом надо стараться, чтобы максимально большая площадь тела была смочена св. водой.

Во всех остальных случаях надо точно следовать требованию Номоканона (200 правило, даю с частичным переводом): «Отроча же оно, которое крещаешь, да имеешь купель или ночвицы (корыто) или блюдо, сиречь мису, или иной сосуд соответствующий. И егда влиешь елей в купель, якоже повелевает последование, возьми от блюда елей тремя перстами, и помажь отроча по всех удесах, якоже сказует устав, и тогда возьми его нагим, и, став прямо, крещаеши в три погружения, глаголя сице: крещается раб Божий (имярек) во имя Отца. Аминь. И низводишь его в купель, и погружаешь его, сиречь мочишь его всего. И паки да станешь мало прямо, поднимая отроча, и низводишь его вторицею в воду, и мочишь его, глаголя: и Сына. Аминь. И паки станешь прямо, и низводишь его третицею, и погружаешь его, подобнее глаголя: и Святаго Духа. Аминь. И купаешь его конечно. Затем, взяв от купели, даешь его восприемнику». Затем крещенный облачается в белые ризы, ему священник надевает крест и поет с народом 31 -й псалом. Обычай петь этот псалом восходит к Писанию, где ап. Павел ссылает на него, показывая блаженство оправданного Христом (Рим.4,5-9).

Такова норма Таинства, за соблюдением которой должны следить и архиереи, и благочинный. Но и церковный народ не должен оставлять без внимания этот важнейший пункт нашей веры. Ведь согласно Окружному Посланию Восточных Патриархов, «у нас ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, т.е. самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцов его» (Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам 1848 г. п.17). Поэтому если любой пастырь отступает от подобной богоучрежденной нормы погружательного крещения, то паства должна, смиренно указав ему на ошибку, в случае его упорства довести дело до правящего архиерея, дабы это беззаконие было окончательно истреблено в святых Божиих Церквах. Это изначальное право и обязанность мирян еще раз были подтверждены Свящ. Синодом (28.12.1998), постановившим «призвать верующих Православной Церкви обращаться к своему правящему архиерею во всех случаях, когда пастырь-духовник превысил данную ему Богом власть вязать и решить. Напомнить православной пастве о том, что советы духовника не должны противоречить Священному Писанию, Священному Преданию, учению святых Отцов и каноническим установлениям Православной Церкви; в случае же расхождения таковых советов с указанными установлениями предпочтение должно отдаваться последним» (п.12).

 

ПОДГОТОВКА ВЗРОСЛЫХ К КРЕЩЕНИЮ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

В завершение своего исследования, чтобы не быть голословным мечтателем, приведу пример того, как мы совершаем оглашение уже в течение почти 6 лет на Подворье Оптиной Пустыни в Москве (храм святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе).

Подготовка взрослого к крещению при нормальных условиях длится пять недель. Каждую среду, после вечернего богослужения, в храме ставятся лавки и начинается беседа, длящаяся около 2 часов. На ней могут присутствовать все желающие — и оглашенные, и интересующееся, и прихожане. Всех, желающих принять крещение, записывают в книгу, причем обычно берутся телефоны для связи. В дальнейшем на каждой новой беседе помечается, какую беседу прослушал оглашенный. Начинать можно с любой беседы, но затем надо пробыть на всех пяти. Чтобы не возникала необходимость в наборе групп, на каждой беседе по ходу речи мы вводим общие понятия (кто такой Бог, что такое грех и добро и т.п.). Проверено, что если говорить человеку: приходи через месяц, то обычно никто не приходит. Другое дело, если с человеком начинают заниматься сразу. Ему становится интересно, и Бог влечет его к Себе. Конечно, катехизатор обязательно должен молиться перед началом занятий и в трудных случаях.

Чтобы люди не скучали и беседа не превращалась в бесполезную лекцию, необходимо постоянно приводить примеры и спрашивать, как человек понимает то или иное понятие (Бог, Христос, Библия, Церковь, грех, добро). В дальнейшем надо вести речь, отталкиваясь из определения оглашенного. Если оно правильно, углубить его, если нет, то объяснить, почему нет, и, исходя из этого, показать истину. Надо следить за выражением лиц слушателей, чтобы не пропустить момент, когда они потеряют нить рассуждения. Исходя из обстоятельств, можно варьировать длительность беседы, но не в ущерб полноте передачи материала.

В начале беседы крещаемым раздают листы с текстами, которые они должны выучить наизусть (это Символ Веры, молитва Господня и «Богородице Дево»). К каждой беседе читается по Евангелию (или книга Деяний), причем необходимо подчеркивать, что после беседы надо спросить, что показалось непонятным в прочитанной книге.

Чтобы материал бесед лучше усваивался, мы показываем основные события Священной Истории на иконах и росписях храма.

 

ПЛАН ЭТИХ БЕСЕД СЛЕДУЮЩИЙ:

1) беседа о Боге: Кто такой Бог. Учение о Его природе. Догмат св. Троицы. Краткое учение о благодати (сущность и энергии). Откровение и его формы: Писание и Предание. Богодухновенность Библии в отличие от других писаний (В нашем районе много мусульман приходит креститься и потому необходимо показать, в чем разница между Библией и Кораном).

К этой беседе читается Евангелие от Иоанна, т.к. оно прекрасно рассказывает о божественной природе.

2) беседа о Творении и человеке: Творение (с кратким опровержением эволюции). Ангелы: их природа. Бунт Денницы. Шесть дней Творения. Природа человека. Грехопадение прародителей (с подробным анализом текста Быт. 3 и его соотношения с обычным поведением современного человека). Природа первородного греха, искажение природы и попадание под власть сатаны. Краткая история Ветхого Завета (Потоп, Вавилонская башня, значение Закона, пророчества) с указанием его цели — Рождения Приснодевы.

К этой беседе читают Евангелие от Марка.

3) беседа о Христе: Христология. Необходимость для спасения именно боговоплощения. Благовещение. Учение о единстве Ипостаси и двойстве природ во Христе. Воплощение как преодоление «стены природ» (по св. Николаю Кавасиле). Крещение. Искушение от сатаны. Христос как Царь, Пророк и Первосвященник. Преображение. Страсти (начиная с входа во Иерусалим, далее предательство Иуды, Тайная Вечеря, Гефсимания, арест, суд, Голгофа, сошествие во ад). Искупление грехов Заместительной Жертвой. Воскресение как начало победы над смертью. Вознесение как прославление человеческой природы.

Признаки приближения Второго Пришествия. Антихрист. Страшный Суд. Мучение грешников и вечная жизнь праведников.

К этой беседе читают Евангелие от Луки, т.к. в нем наиболее подробно описываются обстоятельства земной жизни Господа.

4) беседа о Церкви и Таинствах: Церковь. Что это такое. Разбор термина. Рождение Церкви — Пятидесятница. Свойства Церкви: Единство, Святость, Соборность, Апостольство. Церковная иерархия. Таинства. Крещение и Миропомазание (подробное толкование чина). Причастие (определение и указание необходимости частного причащения). Исповедь. Брак (с указанием важнейших канонических препятствий и указание недопустимости развода и абортов). Соборование. Священство. Что такое монашество. Посты и праздники. Ежедневная молитва. Чинопоследование Литургии не описывается, т.к. для оглашенных это запрещено. После крещения проводится два раза в год (на Пасху и Рождество) тайноводственная беседа.

К этой беседе читают Деяния Апостолов, описывающие рождение Церкви.

5) беседа о заповедях: Нравственное учение. Что такое добро и зло. Описание возникновения греха в сердце. Страсть как страдание. Добродетель как добро, вошедшее в привычку и как то, что уподобляет нас Творцу. Цель христианина — обожение. Десять заповедей (включая обоснование того, почему тот или иной грех — это зло, с описанием противоположной добродетели).

К этой беседе читается Евангелие от Матфея, подробнее всего излагающее христианское учение о добре.

Всем оглашенным настойчиво рекомендуется молиться и дома (только не Молитвой Господней), и как можно чаще посещать храм на Литургии до возгласа «елицы оглашении, изыдите».

Что касается численности крещенных, то сначала, где-то полгода, количество крещений снизилось, а сейчас достигло прежнего уровня — больше сотни в год. В среднем около 60­70 % слушателей принимают Св. Крещение, а остальные хотя бы узнают о том, что христианство от них требует. Были случаи, когда, узнав о вере Церкви, люди сознательно отказывались принимать Крещение, потому что христианство противоречит их убеждениям. Думаю, что такое отсечение пошло Церкви только на пользу, да и сами отказавшиеся поняли, что их взгляды противоречат слову Божию. Когда они придут в себя, они смогут сознательно принять веру.

Перед крещением обязательно совершается исповедь (без разрешительной молитвы). Само же Таинство вне Великого Поста совершается во время Крещальной Литургии. Все прихожане с великой радостью приветствуют новокрещенных, и многие потом говорили, что само это событие помогает и постоянным прихожанам выйти из духовной спячки. Чтобы связь с новокрещенными не терялась, у нас существует традиция. За несколько дней до Рождества и Пасхи молодежь, ходящая в храм, обзванивает всех, ходивших на беседы, и приглашает на праздничные службы. Крещеных же приглашают на тайноводственную беседу. Этот способ прекрасно помогает людям держаться Дома Господня.

Так что в святоотеческой практике крещения нет ничего невозможного сейчас. Более того, думаю, что только в возрождении ее залог того, что наша Церковь и в будущем будет цвести святостью. И да поможет нам в этом Бог Всемогущий!

Больше книг на сайте golden-ship.ru


[1] Григорий Богослов, свят. Творения. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1994. С. 545.

[2] Вопрос 289. Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст

[3] С. Булгаков, прот.. Настольная книга священно-церковнослужителя. М. 1993.С. 993

[4] Вопрос 1: Аще оглашено отроча, лет седми, или совершеннолетний человек, улучит время быти при совершении литургии, и по неведению приобщится: то как должно поступити с таковым? Ответ: Должно просветити его крещением: ибо призван от Бога

[5] Чин присоединения взрослых некрещеных до сих пор печатается в Дополнительном Требнике и в отдельных книгах Чинов Присоединения. Мы привели его в переводе на русский язык, кроме молитв, для удобства готовящих к Крещению.

[6] Молитвой Господней молиться до Крещения нельзя.

[7] Св. Ипполит Римский приводит такой список запрещенных для христианина работ: «Следует интересоваться делами и занятиями тех, которые приводятся, чтобы наставлять, в чем они должны пребывать. Если кто является владельцем публичного дома или содержит блудницу, то пусть прекратит это, иначе он отвергается. Если кто-нибудь является скульптором или художником, то пусть наставят его, чтобы не делал идолов: пусть прекратит это или будет отвержен. Если кто является актером в театре или дает представления в театре, либо пусть прекратит это, либо будет отвержен (сравни 55 правило Карфагенского Собора). Кто учит детей, то хорошо, если прекратит это, если же он не имеет ремесла, то пусть будет дозволено ему (Речь идет здесь о языческом образовании, впрочем, общая традиция Церкви здесь не солидарна с позицией св. Ипполита. См. поучение к юношам свт. Василия Великого). Подобным образом и наездник, который соревнуется и идет на публичные состязания, пусть прекратит это либо будет отвержен. Гладиатор или кто учит гладиаторов сражаться, или зверолов, находящийся на охоте (имеется в виду не охотник, а тот, кто поставляет зверей для гладиаторских боев) кто, или общественный раб, участвующий в гладиаторском состязании, пусть прекратят это либо будут отвержены. Кто является языческим жрецом или стражем идолов, пусть прекратит это либо будет отвержен. Оглашаемый или христианин, желающие стать воинами, да будут отвержены, потому что они презрели Бога (Это правило также не было одобрено Церковью, но запрет на участие в идольских обрядах присяги, если они есть, сохранился и доныне, сравни 12 правило I Вселенского Собора). Блудница, или человек любострастный, или оскопивший себя и всякий занимающийся делами, о которых непристойно говорить, да будут отвержены, ибо они нечисты (Конечно, вплоть до обращения к спасению). Чародей пусть не приводится к вопрошанию. Заклинатель, или астролог, или прорицатель, или толкователь снов, или смутьян, или закройщик, который подрезает кайму одежд, или изготавливающий амулеты либо пусть прекратят это, либо будут отвержены. Наложница чья-нибудь, если она является рабыней и вскормила его детей и привязана только к нему, пусть слушает Слово, иначе будет отвержена. Человек, имеющий наложницу, пусть оставит это и возьмет жену по закону (т.е. пусть женится на ней); если же не желает, будет отвержен. Если мы что-либо упустили, то дела сами научат вас. Ибо все мы имеем Дух Божий» (Апостольское предание, 16).

 

[8] Оглашенный, входящий в церковь, и стоящий в чине оглашенных, обличен быв во грехе, аще сопричислен был преклоняющим колена, да низведется в разряд слушающих Писания, престав от греха. Аще же и пребывая между слушающими согрешит: да изгонится из церкви.

[9] По двух седмицах четыредесятницы, не должно принимати к крещению.

[10] С. Булгаков, прот.. Настольная книга священно-церковнослужителя. М. 1993. С. 1019

[11] С. Булгаков, прот.. Настольная книга священно-церковнослужителя. М. 1993. С. 1025.

[12]

Вопрос 4: Аще кто из оглашенных, находясь в болезни, лишится здраваго ума, и не может сам произнести исповедание веры, присные же его просити будут, доколе жив: должен ли прияти, или нет? Ответ: должен прияти крещение, аще не искушается от духа нечистаго.

[13] Аще оглашенный будет беснуемый, и восхощет сам, или присные его, да приимет святое крещение: то должен ли прияти, или нет, и наипаче аще будет близ смерти?

Ответ: Когда беснуемый не очистился еще от духа нечистаго, то не может прияти святое крещение: но, при исходе от сея жизни, крещается.

[14] Вопрос 6: Аще жена оглашенная вписала имя свое ко крещению, а ко дню крещения приключится ей обычное женам: то должно ли таковую крестити в тот день, или отложити, и на сколько времени отложити? Ответ: Должно отложити, доколе очистится.

[15] Инструкция для благочинных (15), утвержденная Святейшим Синодом. С. Булгаков, прот.. Настольная книга священно-церковнослужителя. М. 1993. С. 973.

[16] С. Булгаков, прот.. Настольная книга священно-церковнослужителя. М. 1993. С. 999-1000

[17] «Откуда и троекратное погружение человека? И прочее бывающее при крещении, отрицатися сатаны и ангелов его, из какого взято писания? Не из сего ли необнародываемаго учения, которое отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв здраво научены молчанием охраняти святыню Таинства?»

[18] «Евномиан же, единократным погружением крещающихся».

[19] Древнейший литургический документ Церкви (I век) Дидахи так пишет о крещении: «А что касается крещения, крестите так: преподав наперед все это выше сказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде. Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной, (окрести) в теплой. Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперед один или два дня» (Дидахи, 7, 1 -4).

[20] «Едва только успело явиться в западных Церквах, как или само породило гнуснейшие исчадия, или ввело с собою мало-помалу другие новизны — большею частью противоречащие ясно изображенным в Евангелии заповедям Спасителя нашего, тщательно соблюдавшимися, до его появления, и в тех Церквах, где оно введено, как то: кропление вместо погружения» (Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам (1848) 5, 12)

 


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!