Издательство храма пророка Даниила на Кантемировской 12 страница



— Отрекаться письменно?

— Нет, устно. От веры в то, что Мухаммед пророк.

— Почему Мухаммед не пророк?

— Мухаммед — пророк, но не Бога, хотя бы потому, что он извратил Откровение Бога: он не верил в Распятие Христа — хотя бы поэтому. Он не верил в Воскресение Христа из мертвых. Разве может истинный пророк отвергать такое? Разве может истинный пророк говорить, что Бог повелевает делать зло, что от Бога исходит добро и зло? Может такое истинный пророк говорить?.. Может ли истинный пророк получать «откровение» в состоянии, когда он падает на землю, корчится и у него пена изо рта идет? Это действия истинного пророка или это действия какого-то иного существа? Мухаммед именно так получал откровения: он падал на землю в припадке, у него шла пена, и потом получал «откровение». Поэтому ряд сур в Коране называется «От закутавшегося». Семнадцатая сура в Коране так начинается, то есть ему было крайне холодно после этого, он начинал говорить какие-то слова, да и видение, которое он видел на горе, дива, — это видение бесовское. Вспомните, там — если кто-то есть из мусульман, вы помните те откровения, которые он получил, — он увидел огромного черного духа, который был до небес и который стал душить его, заставляя читать... А он говорил: «Я не умею читать», а тот его заставлял читать. И только, когда Мухаммед согласился, тогда начал получать откровения. Понимаете? Бог так не делает, Бог не душит людей. Вы можете себе представить, чтобы Бог начал душить людей? Представляете: вы пришли креститься, и вдруг на вас напала какая-то сила, которая вас начала душить? Это невозможно. Так ведь? Творец не будет к Своему творению так относиться.

Кстати, интересно, что сам Мухаммед, когда получил откровение, считал, что он стал бесноватым, его переубедила собственная жена — Халиджа. Но это мы отклонились немножко в сторону.

Человек должен отречься от убеждений, в которых он был, и любой взрослый человек должен покаяться в своих грехах, для того чтобы их больше не повторять. Все грехи прощаются, когда он погружается в воду. Даже если человек не покаялся в них явно, грехи будет прощены, но если он в них не раскаялся, ему легче будет к ним опять вернуться. Понимаете, в чем смысл? Поэтому мы обязательно принимаем покаяние человека. Как сказал апостол...

— Перед Крещением?

— Да, перед Крещением.

— А если человек не помнит свои грехи?

— Все грехи смываются, но зачем нужно обязательно каяться в тех грехах, которые помните? Чтобы их не повторять. Чтобы в них раскаяться. Попросить прощения у Бога и примириться с Богом — вот в этом смысл.

Поэтому Господь и говорит через апостола Петра: «...покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2, 38).

Именно поэтому в Церкви и было всегда, что человек сначала каялся, а потом крестился — так правильнее.

Без покаяния у нас крестятся только младенцы, потому что они без личного греха. А можно сказать, что младенцы вообще без греха? Они с грехом, но с первородным, не с личным.

Дальше вот что происходит. Младенцу нарекается имя — читается молитва наречения имени. Кстати, вы должны знать, что даже если у вас имя, которое есть в святцах, то можете имя поменять. Но, правда, это не обязательно. Если у вас не христианское имя, имя найдем. Находит имя священник обычно. Если имя христианское, тогда обычно крестятся с этим именем — это нормально. А если не христианское, тогда обязательно имя меняют. Но в любой ситуации: меняем мы имя или не меняем, у человека все равно имя новое. Почему? Во-первых, оно записывается в Книге Жизни у Бога, а во-вторых, имя связывает человека с кем-то из святых, то есть у человека появляется небесный друг на Небе — святой тезка, который очень сильно заботится об этом человеке, и день памяти этого человека — это его личный главный праздник — называется день именин. В этот день, когда празднуется память вашего святого, кстати говоря, нужно обязательно причащаться, а потом праздновать: на законных основаниях можете, если вы причастились, со всех подарки собрать.

Так что обязательно спрашивайте у священника, когда вы будете креститься (ну, я обычно сам говорю), а так, если будете в другом месте, если у вас кто-то из друзей будет креститься в другом месте, — попросите, чтобы священник вам сказал, в честь кого вас крестили. Потому что святых бывает с одним именем много.

Потом над человеком начинается чин изгнания злых духов. Из людей изгоняется дьявол, и Церковь говорит две молитвы, обращенные не к Богу, а к дьяволу. Краткое их содержание такое: «Пошел вон! И чтоб близко здесь не был!» — без разговоров. И дьявол уходит. Это, кстати, очень часто видно бывает. У меня был случай, когда я крестил одну наркоманку, и ей стало очень плохо после этих молитв. Ее начало душить во время чтения Символа Веры, она стала падать в обморок во время Крещения, но я все равно не поддался на провокации, я погрузил ее — раз, два, три, — и во время третьего погружения она сразу в себя пришла, потому что дьявол вышел. Это явный пример, как дьявол действует. Если вы бывали на крещении детей, — хотя вы не имеете право быть при крещении детей, но, может быть, многие знают, что иногда маленькие дети в этот момент начинают орать. Это связано с тем, что их родители как-то в нечестии жили, поэтому на детей очень сильно дьявол действует. Любой человек может это увидеть у нас в храме, а связано это с действием дьявола.

Вот. Дьяавол выгоняется из человека. После того, как дьявол из него изгнан, человеку предлагается от него отречься. Священник спрашивает: желаете ли вы отречься от сатаны, от всех его дел, от всех его ангелов... Дела сатаны — это понятно — злые дела; ангелы сатаны — это те духи, которые выдают себя за языческих богов, которые выдают себя за космические энергии.

Перед Крещением, после изгнания злых духов, отрекаешься от сатаны, от всех его дел, от всех ангелов его, от всей гордыни, от всего служения его.

— Что такое служение сатаны?

— Это все ложные религии. Кроме ложных религий, это еще магии, чародейства, астрология и так далее. И, наконец, «от всей гордыни...»

А гордыня сатаны — что это такое? Это помпезность сатаны, то есть массовые зрелища, которыми дьявол гордится. Кто был на предыдущих беседах, когда мы говорили о заповедях Божиих, помните, о чем мы еще говорили? Мы говорили о футбольных соревнованиях. Представляете, вот вышли после футбола люди и начинают все громить. Как вы думаете, кто за ними стоял?

— Дьявол.

— Ну, очевидно. Так ведь? У человека неудержимое желание все изуродовать — очевидно, что за этим дьявол стоит. Или человек выходит с рок-фестиваля, у него глаза вот такие, он что-то нечленораздельно орет... А кто за ним стоит? Дьявол. Он ведь очень гордится, он ликует и веселится.

Человек идет в ночной клуб, к примеру, наркоманить, пьянствовать. Как вы думаете, кому это нравится?

— Дьяволу.

— Дьяволу — да, ну очевидно совершенно.

Был в Москве у нас святой, Василий Блаженный, даже собор его есть, он был Христа ради юродивый, он изображал из себя сумасшедшего, хотя был вполне нормальный, делал так, чтобы его не хвалили, — он обладал пророческим даром. И он как-то подошел к кабаку и стал у кабака целовать наружные углы. Его спрашивают:

— А чего же ты целуешь углы-то у кабака?

— Здесь Ангелы-Хранители стоят и плачут.

Понимаете? А дьявол ликует вот в этих кабаках. Поэтому человек отрекаться должен от этой гордыни, от тех зрелищ, в которых он не будет участвовать.

Ну, что касается спорта, я думаю, вы знаете, что Церковь всегда была за личный спорт — за физкультуру, за лыжи, за катание на велосипеде, на чем угодно, но лично. Но Церковь всегда была против большого спорта, который вреден для здоровья самого спортсмена и который приводит к массовым повреждениям организма. Очень четкое разделение: мы за то, что помогает здоровью, но против того, что мешает здоровью. Логично: Бог Творец создал человека не для того, чтобы себя он ломал. Так? Вы знаете, что многие спортсменки, например, теперь рожать не могут.

А после того, как человек отрекается от дьявола, он на него дует и плюет — на запад. Потому что запад — это область тьмы. Так — отталкиваем, дуем и плюем в его поганую харю, чтобы с ним навсегда порвать. Ну, вы, наверное, помните этот момент, как дули и плевали. Наверняка, это у всех бывает.

А затем человек поворачивается лицом на восток, опускает руки в знак смирения перед Лицом Бога и обещает быть верным Христу. Священник спрашивает: «Ты желаешь сочетаться со Христом?»

Человек говорит: «Сочетаваюсь». Священник говорит: «А веришь ли ты в Него?» — «Я верую Ему, как Царю и Богу». И после этого человек торжественно приносит присягу Христу... Какую присягу? Читает Символ Веры. Тот самый Символ, который вы все учите. После того, как прочитал Символ Веры, начинается само Таинство.

— А мне даже не давали Символ Веры учить, я только недавно это выучила.

— Очень жалко на самом деле. Бог судья этим священникам. Хотя Патриарх требует такие вещи. Не знаю, почему священник так сделал?

— Это было лет пятнадцать назад.

— После этого священник надевает белые одежды — в знак радости, потому что одно из названий Крещения — «Просвещение», пронизывание светом. Он зажигает три свечи над купелью — в знак того, что Крещение во Имя Святой Троицы происходит, освящается вода, кадится вода, освящается, она пронизывается Силами Святого Духа; человек помазывается маслом освященным, чтобы ему выскользнуть из рук дьявола. Человек раздевается, спускается в воду, и священник его трижды погружает в воду со словами: «Крещается раб Божий (такой-то) во имя Отца, аминь», — первый раз погружается. «И Сына, аминь», — второй раз погружается. «И Святаго Духа, аминь», — третий раз погружается — полностью в воду.

Почему я так говорю? Потому что некоторые начинают выпрыгивать после первого же погружения, некоторые начинают так руками махать, и вообще... Не надо так делать, я вас заранее предупреждаю. Никто вас не утопит, там неглубоко, полностью погрузитесь — все будет нормально.

— Погружается в крещальнойрубашке?

— Нет, крещальная рубашка надевается потом, погружается человек нагим.

— Но в купальнике?

— Делается очень просто. Я женщинам и мужчинам скажу, чтобы они не стеснялись. Как я делаю. В других храмах делают по-другому, а я разработал специально для себя практику, как мне удобно. Я прошу всех брать большие полотенца специально — пляжные. Зачем? Человек сначала раздевается до трусов или до купальника, я его помазываю маслом, человек размазывает по себе масло, чтобы выскользнуть из рук дьявола, чтобы получить силу Святого Духа. А потом я отворачиваюсь, человек спускается в воду, раздевшись полностью, я его трижды погружаю, а потом я разворачиваю полотенце, человек выходит, я его оборачиваю полотенцем, надеваю на него крест, надеваю на него крестильную рубашку. Собственно, никаких проблем: и мне лишней головной боли нет, и люди не стесняются.

— Купальник не нужен?

— Купальник не обязательно. На самом деле сначала — помазывание маслом: вы стоите в купальнике или в белье, а погружаетесь вы в воду нагими.

— Если это было настолько неправильное Крещение, можно мне еще раз покреститься?

— Нет. Потому что это Крещение было во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Так?

— Так.

— Раз так, то оно — правильное. А все остальное нужно сейчас восполнять.

— Как?

— Уйти от греха, который сделали позже, покаяться, узнать Православную веру, прочитать Евангелие и жить по-христиански. Главное — внутреннее вложено.

И в тот момент, когда вы погрузитесь в воду, вам будет прощены все грехи: прощен первородный грех и все личные грехи, и вы будете пронизаны светом Бога. Вы выйдете наружу, на вас наденут белую одежду в знак чистоты вашей души. Это — первая святыня ваша будет. Вам будет дана свеча в знак того, что ваш дух стал теперь гореть перед Богом, и в напоминание, что «так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5,16).

И наденут на вас крест в знак того, что вы будете носить на себе скорби ради Христа. «...Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16,24).

Крест, кстати, снимать нельзя никогда: ни когда моетесь, ни когда спите...

— А крест покупать? Надо его освящать?

— Если вы в храме покупаете, то он освященный, а если не в храме покупаете, его нужно освятить на молебне.

— А нужны крестные?

— Крестные обязательны для детей до 14 лет. После — если у вас есть близкие друзья, которые могут за вас поручиться, и они с вами не в родственных отношениях и не будут в родственных отношениях, — это хорошо.

— А не важно, стаж там...

— А это не важно. Если человек вам поможет воцерковляться — это хорошо.

Крест никогда не снимается. Ни когда моетесь, ни когда купаетесь, ни в бане — нигде. Вот известно, например, что самоубийц практически никогда не находят с крестами. Знаете? Вот мой один знакомый патологоанатом мне рассказывал, что из его практики известно: самоубийц с крестами почти не находят. То есть, дьявол не может окончательно убить человека, не заставив его предварительно снять крест. Поэтому — это наша защита, ни в коем случае не снимайте крест.

После этого начинается новое Таинство, второе Таинство Церкви — Таинство миропомазания, Таинство Святого Духа. Помните, мы говорили о крещении Духом? Человеку вкладываются силы Жизни Вечной внутрь него, он входит в личные отношения с Богом, которые больше никогда не повторятся, — он лицом к Лицу становится перед своим Создателем. Читается молитва, и человек помазывается освященным миром — благовонным маслом, которое освящает Святейший Патриарх. Помазывается голова: лоб, глаза, ноздри, рот, уши; грудь, руки, ноги. Специально крестики — их не надо стирать, их потом стирают в конце чина Освящения. И через это входят силы Бога внутрь человека, ему даются силы для творения истинно добрых дел.

Помните, мы говорили о делах добрых, ложных и истинных. А вот истинно добрые дела силою Святого Духа делаются, которые вкладываются в человека, а Он с момента Крещения в вас есть, Его нужно только раздувать, вот это пламя, чтобы «семечко» проросло в дерево Вечной Жизни в вас.

Что дальше? После этого человек обходит трижды вокруг купели со словами апостола Павла: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа» — «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3,27). Хвалите Того, Кто есть, был и будет — хвалите Сущего. В знак того, что мы в вечном союзе со Христом. И после этого читаются отрывки из Апостола и из Евангелия, которые повествуют о смысле Крещения. В нашем храме Крещение часто соединяется с Литургией, поэтому сразу человек и причащается. Но даже, если оно не соединяется, как в Требнике напечатано, с Литургией, все равно после Крещения нужно немедленно причаститься Святых Христовых Тайн.

До Крещения никто не причащается, естественно. Что такое Причастие? Это самое главное Таинство Церкви — сердце жизни Церкви, — это самая великая Тайна Тайн, которые у нас есть, поэтому называется «Святые Тайны». Это великое Таинство Любви, когда в нас, под видом хлеба и вина, входит Само Тело и Кровь Господни, Сам Христос Своим Телом и Кровью, Своей душой бессмертной, воскресшей с воскресшим телом, вместе с Божеством Своим входит в нас и претворяет нас, переделывает нас. Мы становимся преображенными и мы становимся членами Тела Христа. Не как пища обычная превращается в нас — когда входит в нас Тело Христово, мы становимся частью Тела Христа.

Подробности совершения Литургии я не властен рассказывать некрещеным, надеюсь, осенью я еще раз проведу беседу специально для тех, кто покрестился, — о смысле Таинства Причастия, вернее о порядке Литургии, на которую вы будете ходить. Там каждый элемент имеет огромное собственное значение. Но это мы будем специально рассказывать, отдельно соберемся, и я вам это расскажу. Перед этим вас обзвоним или объявление вывесим в храме.

Причащаться нужно как можно чаще: не реже раза в месяц, а чем чаще, тем лучше. Но не чаще, чем раз в день. Можно каждый день, если готовитесь.

Обычно, для тех, кто причащается раз в месяц, подготовка бывает такая. Он постится три дня перед этим, если раз в месяц причащается.

— А если раз в неделю?

— Это уже зависит от частоты причащения и от священника, с которым он советуется. Постится три дня, потом читает три Канона: Христу, Божией Матери и Ангелу-Хранителю. И Последование ко Причастию. Он обязательно бывает на вечерней службе. Кается в своих грехах. Натощак приходит в день Причастия: ничего не ест, не пьет с полуночи — и причащается Тела и Крови Господних.

— И уже не исповедуется?

— Да, если он с вечера исповедовался, конечно.

Поэтому, крещаемые, желающие у нас креститься, приходите натощак, ничего не ешьте, не пейте с полуночи. Сможете до восьми утра дотерпеть с полуночи?

Чем чаще человек причащается, тем меньше постится. Хотя молитвенное правило остается одинаковым.

Итак, что идет дальше? Что есть покаяние, вот мы сейчас говорили? Это — Таинство, когда человек называет свои грехи перед священником, просит у Бога помощи, чтобы их


больше никогда не повторять, обещает все силы приложить, чтобы их не повторять, признает себя виноватым, и Бог прощает ему эти грехи и дает силы их не повторять. Это действительно Таинство, которое помогает излечивать грехи, которые сделаны (совершены) после Крещения.

Если грехи бывают тяжелые, то за них человеку дается епитимья — то есть некоторое лечение, связанное с некоторым молитвенным правилом или с некоторым отлучением от Причастия, или с определенными делами милосердия, чтобы человек вылечил свою душу от последствий греха. Зачем нужна епитимья? Представьте: вот в вас пуля попала. Пулю вытащили — осталась рана. Надо, чтоб рана зарастала. Так? Нужно поэтому к ней специальные лекарства прикладывать. Вот епитимья есть лекарство. Покаяние — это когда вытаскивается пуля, но, если рана большая, рану нужно залечивать. Поэтому священники могут дать: какое-то молитвенное правило, какое-то количество поклонов, на некоторое время отлучить от Причастия — для того, чтобы вылечить его от этого греха.

— На исповеди?

— Это делается как раз на Исповеди, священник об этом говорит на Исповеди. Если какие-то смертные грехи, то иногда полезно бывает попросить себе епитимью для того, чтобы залечить.

— А в Библии написано, что для Бога все грехи одинаковые...

— Нет. Библия прямо говорит, что грехи разные есть. Апостол Иоанн Богослов говорит так: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» (1Ин.5,16-17). Что такое грехи «к смерти»? Грехи к смерти настолько сильно разлагают человека, что человек сразу же после смерти, если в этом грехе умрет, — пойдет в ад, потому что он уже не способен к встрече с Богом, если он не раскается. Можем ли мы сказать, что человек, который, к примеру...

— Извините, я Вас перебью. Если крест свой продать, — это сильный грех.

— Сильный грех, конечно, да.

— Что надо для того, чтобы исправить такой грех?

— Епитимью нужно, но это нужно лично с вами разговаривать. Епитимья бывает личная, как лекарства бывают личные, их нельзя вообще-то использовать универсально. О грехах мы будем специально говорить в следующий раз, я просто не хочу сейчас на этой теме подробно останавливаться, но отвечаю, что может быть, например, грех такой — когда человек сказал человеку: «дурак», и грех, когда человек убил другого человека, — это разные грехи.

— А воровство — это какой грех?

— Тяжелый грех. Конечно, если он сам украл, — это может быть и смертный.

— То есть, наравне идет с убийством?

— С убийством, конечно. Вполне логично, потому что часто воровство в убийство перетекает.

— Допустим, я своровала конфету и убила человека — это не одинаково.

— Нет, своровала конфету и убила — это не одинаково. Мера греха будет разная. Но об этом давайте поговорим в следующий раз, у меня специально будет беседа. Будем говорить о технологии борьбы с грехом, как определять, что такое грех, что такое доброе дело, и так далее.

Итак, теперь касательно следующих Таинств. После Таинства исповеди есть Таинство брака. Когда люди хотят вступить в брак христианский — мужчина и женщина, — они должны обязательно венчаться. В этом Таинстве человеку даются силы для создания христианской семьи: муж становится образом Христа, жена — образом Церкви. Муж становится главой семьи, а жена становится — телом. Глава, соответственно, — человек, который отвечает за семью, человек, который продумывает все, человек, который является защитником жены — поэтому есть слово: «за мужем». А жена — это та, которая поддерживает, укрепляет мужа. Поэтому, в принципе, в христианстве все должно быть именно так. Даются силы к воспитанию детей в Боге, силы к тому, чтобы любовь не умирала, а, наоборот, разгоралась. Ну, естественно, силы эти можно использовать, но можно их и не использовать. Поэтому если человек венчался, то это не значит, что обязательно он будет вечно жить с этим человеком.

Вы знаете, что в Церкви венчанный брак распадается редко, то есть очень мало поводов для развода. Это — или супружеская неверность, измена супружеская, покушение на убийство, или, например, если жена без ведома мужа сделала аборт. Почему? Потому, что она убийца — убила ребенка собственного. В таких случаях они разводятся, и муж имеет право на повторный брак, в отличие от жены.

— А жена не может выходить замуж больше?

— Да, потому что она виновата.

— А выкидыш?

— Нет, выкидыш — это все-таки не убийство, речь идет о сознательном убийстве — аборте.

А если муж знал, то виноваты оба и, естественно, развод здесь не причем. Есть и другие примеры: психическое заболевание тяжелое, например, наркомания. Все, что связано с тяжелыми какими-то вещами, а так — по несходству характеров — не разводит Церковь. Церковью допускается второй и третий брак. В случае вдовства — второй...

— А я слышала, что не допускает...

— Нет. Об этом апостол Павел говорит прямо, Библия говорит прямо, что второй и третий брак допускается, как снисхождение: в случае вдовства и в случае законного развода. «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор.7,8-9).

«Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1Кор.7,27-28). «Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; ибо некоторые уже совратились вслед сатаны» (1Тим.5,14-15).

Для этого специальный есть чин, но он уже не праздничный, а покаянный.

— Это не считается, как блуд?..

— Нет, не блуд, это не грех, но это, конечно же, хуже, чем первый брак.

Еще лучше, чем брак, какое состояние есть? Девство, монашество, когда человек настолько любит Бога, что готов ради Него сохранить свое девство.

— А монашка не имеет права выйти замуж?

— Ну, конечно, это уже клятвопреступление будет. Она полностью отдала себя Богу. Монашество — это высший путь, но оно не для всех, нельзя заставлять всех быть монахами.

— А женщина, которая была замужем, она уже не имеет права стать монашкой?

— Почему? Имеет право.

— Детей оставлять своих?..


— Если она не вырастила еще детей, то не имеет, то есть она не имеет право бросать то, что ей прямо Богом поручено.

Следующее Таинство, которое у нас есть, — это Таинство соборования или Елеосвящение. Это Таинство, в котором человеку даются силы для исцеления телесных болезней, Таинство для исцеления. Многие этого не знают и неправильно понимают, но это Таинство — специально для исцелений. Если человек заболел, он должен попросить священников, и они помажут его маслом — елеем, и человек исцеляется. У меня были многократные случаи, в моей практике священнической, когда люди выздоравливали и даже после инсультов. После обширного инсульта, пройдя Соборование, через две недели человек уже стоял на своих ногах, в храм приходил. Вы представляете, что такое обширный инсульт? Человек полностью парализованный лежит.

— Выздоравливала бы, если бы на себе что-то испытала, я бы сказала, что — да, но, кроме разговоров, я этого не видела.

— Вот, собственно, Таинство для того и дано. Есть традиция собороваться каждым Великим Постом даже людям не очень сильно больным. Но это — традиция, это необязательно, а вот обязательно человеку собороваться, если он заболел тяжелой болезнью. Соборование исцеляет не только тело, но и душу человека, для этого оно восстанавливает в памяти забытые грехи, человек вспоминает свои грехи, которые были сделаны, он в них раскаивается, и на человека прекращают действовать грехи, которые он сделал в неведении, они прекращают его разлагать.

Наконец, следующее Таинство — Таинство священства, когда через возложения рук епископа человек приобретает силы к служению Богу в Церкви, приобретет способность передачи благодати Святого Духа. Мы говорили уже об этом Таинстве в самом начале. Так, священниками могут быть не все. У нас в Церкви — только мужчины могут быть священниками, но не все, а только те люди, которые после Крещения не делали смертных грехов. То есть, люди, которые убивали, прелюбодействовали, воровали по-крупному, не могут быть священниками.

— А если в армии или на войне убивал?..

— Строго по правилам, уже нельзя, у нас исключения бывают сейчас, но по правилам Церкви, строго говоря, — нельзя. Хотя это и не приравнивается к убийству, конечно же. Если человек совершает тяжкий грех, он мешает (препятствует) рукоположению.

Также мешает рукоположению, если жена священника не сохранила девство до брака, если кандидат в священство женат вторым браком или его жена второй раз выходит замуж за него. Жена должна быть у священника девственницей или она должна хранить чистоту после Крещения. Если она потеряла девство до Крещения, но после Крещения хранила чистоту, то она вполне может быть женой священника. Также если она была замужем до Крещения, после Крещения она, вступив в брак, хранит чистоту, то она может стать женой священника. Потому что до Крещения вся жизнь — ноль, — ее просто нет. Из нее сохраняются только добрые дела, которые были до Крещения, они остаются, а все остальное исчезает.

Священники и диаконы — они в подчинении епископов, а епископ может быть только монахом, и он рукополагается двумя или тремя епископами по решению Патриарха. Вот таковы у нас нормы Церкви. Такие Таинства есть в Церкви. Вот, есть определенный ритм жизни, которого вы будете придерживаться. Я сейчас об этом тоже два слова скажу. Церковь предлагает определенный ритм жизни, вам понятно почему. Если мы «инопланетяне», в некотором смысле, у нас есть свои принципы, есть определенный ритм жизни, которые отличается от ритма жизни мира. Например, у молодежи какой ритм? Поспали, поучились, пошли «оторвались» на дискотеке. Ритмы там несколько другие, а у нас свой ритм. Человек утром проснулся, христианин, — он помолится... Зачем? Чтобы поутру уничтожить всякие злые замыслы на весь день. Он захотел есть, что он делает? Он читает «Отче наш» и крестит еду обязательно. Перед едой он не забудет выпить святой воды, съесть просфорочку или антидора. Хорошо помазаться маслом, хорошо во время молитвы зажигать свечки, лампадки иметь «красный угол». Вообще дома у христиан освящены обычно. Знаете? На восточной стене делается «красный угол», где иконы ставятся.

После того, как человек поел, что он делает? Не забывает благодарить Бога: «Благодарим Тя, Христе Боже наш...» Он благодарственные молитвы читает после еды. Потому что неблагодарным быть — это свинство. Ведь сказано: «Всякая пища освящается Словом Божиим и молитвой».

Если человек доброе дело делает, он перед началом молится: «Господи, помоги!» Если христианин выходит на доброе дело, он и «Царю Небесный» прочитает. Если дело особо важное, он пойдет в храм и закажет молебен о добром деле. Есть молитва, например, перед путешествием. Захотели куда-нибудь поехать, куда-то очень далеко, или на самолете полететь — пошли в храм, попросили священника, он молитву вам прочитал на благословение путешествия. Можно просто: «Благословите, я поехал». И он просто благословит — и поедете, а если скажете: «Мне нужно молитвы перед путешествием», священник прочитает молитвы перед путешествием. Так?

Надо рожать, вы причастились, подошли к священнику, сказали: «Мне надо перед родами молитвы прочитать». Понятно? Есть также, на самом деле, молитвы на освящение семян и на благословение огородных работ, на строительство дома и так далее. Я об этом уже говорил — на всякие добрые дела.

Итак, перед злым делом мы не молимся, потому что мы их делать не будем.

Вечером перед сном мы читаем «Молитвы на сон грядущим», чтобы освятиться, чтобы Господь нас хранил ночью.

Как начинать молиться? Надо купить молитвослов (и всем: купите еще словарик), и возьмите себе такое правило: сначала не читайте все правило сразу — совет такой святитель Феофан Затворник дает, — прочитайте несколько молитв, разберите их предварительно, чтобы понимать каждое слово, и ими молитесь. Потом добавьте еще молитовку, полностью поняв ее — каждое слово. Потом еще, и так все Правило. Не останавливайтесь, пока все Правило не возьмете, чтобы оно все прошло через ваш разум. Потому что Библия говорит: «лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1Кор.14,19).


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!