Издательство храма пророка Даниила на Кантемировской 13 страница



Мы молимся по-церковнославянски зачем? Чтобы наш разум был отделен от обычных слов. Понимаете? От обычных ассоциаций. Грузины могут по-грузински молиться, татары — по-татарски, это понятно. Если для человека родной язык не русский, он может молиться на своем национальном языке, но теми молитвами, которые благословлены Церковью. Можно молиться и своими словами, эта молитва, конечно, тоже никем не осуждается, но при этом нужно помнить, что молиться мы должны Богу во имя Иисуса Христа, то есть во имя Отца, и Сына, и Святого Духа — обязательно, потому что иначе молитва не будет услышана.

— Обязательно каждый раз говорить перед молитвой?

— Да. Что читают еще, кроме молитв утренних, вечерних? Христиане читают Слово Божие каждый день. Обязательно мы читаем в день хотя бы по главе Евангелия, две главы Апостола и хоть несколько псалмов — это обязательно. Но очень хорошо читать еще Ветхий Завет, понемножку. У нас есть места, где можно изучать Священное Писание Ветхого Завета и Нового Завета, можно туда ездить. Но это уже от вас самих зависит. Изучайте Слово Божие и по нему живите.

Дальше, что касается ритма. У нас два раза в неделю пост. Мы постимся обязательно: в среду — вспоминается предательство Господа Иудой, в пятницу — воспоминаем Его Распятие. То есть, мы не едим мясных, молочных продуктов во время всех постов и вне времени от Пасхи до Троицы, в среду и пятницу мы не едим рыбу в пост, если нет Праздника.

Есть также четыре больших поста. За семь недель до Пасхи начинается Великий Пост, строгий пост, когда мы только два раза в Пост едим рыбу. Потом есть Петровский пост, который начинается через неделю после Троицы и идет до 12 июля. Потом пост Успенский — начиная с 14 августа до 27 августа, — он строгий пост. Петровский — легкий пост, с рыбой, а Успенский — строгий пост, без рыбы. И, наконец, Рождественский пост, легкий пост, который начинается 28 ноября и идет до 6 января. Эти посты мы храним, то есть мы в эти дни воздерживаемся от определенных видов пищи, которые я называл. А остаток денежных средств, разницу в сумме, — мы раздаем нищим. Больше времени посвящаем делам благотворительности.

Мы не можем еще поститься по той причине, что в храме не бываем. А это и невозможно: если человек в храме не бывает, пост у него пропадет насмарку, это проверено экспериментально.

Что мы должны делать дальше. В субботу вечером, в воскресенье утором мы где бываем? В храме — обязательно. Мы можем не быть в храме при трех маленьких условиях: 1. Если мы находимся в городе, где нет храма. 2. Если мы парализованы. Если у нас температура плюс 40 градусов. Плохо себя чувствуем. 3. Если мы в тюрьме сидим. Надеюсь, за Имя Христа Спасителя.

В таком случае мы можем и не быть в храме, а во всех остальных случаях мы должны быть в храме. Поехали на дачу — нашли храм рядом. Понятно? Если там нет службы вечером, то хотя бы утром мы должны быть в храме.

И вспомните: с вечера субботы до вечера воскресенья мы прекращаем работу, мы не делаем никаких своих дел, кроме добрых дел.

Также мы празднуем Пасху и двенадцать главных Праздников Церкви: Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница, Преображение Господне и Успение Пресвятой Богородицы. Вот двенадцать главных праздников. В эти дни мы обязательно в храме бываем, даже, если мы работаем, мы идем на раннюю службу, но праздник этот празднуем. Конечно, если есть возможность такая, лучше в эти дни не работать. И, конечно же, мы должны отмечать другие праздники, как можем, по мере необходимости. Хорошо?

Очень хорошая такая практика — это уже необязательно, но такой вам практический совет, чтобы было легче жить: забежали в храм, служба есть, нет — неважно, минут пять постояли, вдохнули грудью Божий воздух, свечку поставили, поклонились, пошли дальше. А что должно происходить внутри человека, как человек должен внутренне расти, как должен бороться с грехом, как должен взращивать добродетели, об этом мы поговорим в следующий раз.


 

О ДОБРЕ И ЗЛЕ. О БОРЬБЕ С ГРЕХОМ. И ЕЩЕ РАЗ О ЗАПОВЕДЯХ

— Вы можете назвать великого фараона XVIII века до Рождества Христова?

— Тутанхамон?..

— Нет, это позже. Не можете? А это надо бы знать. Но дело, видите ли, вот в чем. Великие люди, которые были, их всех — время «стерло». Время все стирает: великих тиранов, властителей, повелителей мира. Время стерло, и люди их забыли.

Как говорит старая мусульманская притча. Вот султан последний раз облетает свой город, шествует по своему городу. Но почему ж толпы не встречают его? Все смотрят на него и только плюются. С чем это связано? А потому что от него остался один череп, который вороны и таскают по улице. Слава, она действительно — ничто. Однажды преподобному Варсонофию Оптинскому явилась душа Пушкина, и преподобный Варсонофий ему говорит: «Ты знаешь, на земле сейчас о тебе такая слава. Помнят твои стихи. Твой юбилей так отпраздновали!..» А он говорит: «Зачем мне ваша слава?» Действительно, за гроб славу не утащишь. И денег не утащишь. Недаром, собственно говоря, память смертную так боятся светские люди и она считается настолько необходимой для христиан. Христианин должен каждый день помнить о смерти и готов быть сегодня умереть. Великолепное отрезвляющее средство, так ведь?

— Еще пример, можно?

— Да.

— До крещения ведь все в ад попали, кроме младенцев, Иродом убитых. Правильно? А мы помним и Пифагора, и Архимеда, и Спартака... И что же, они все в аду?

— Кто поверил во Христа, тот вышел, кто не поверил, тот...

— Нет, Христа не было еще...

— Христос же сошел в ад — не забывайте.

— Извините, я не расслышал.

— Христос сходил в ад и проповедал там.

— А? Там. Значит, из ада все-таки есть спасение.

— Сейчас есть, да.

— Это надежда, это еще погрешим.

— Нет. Для тех, кто узнал о Христе и отказался, — надежды нет, не беспокойтесь.

И тщеславие чем страшно? Что человек вкладывает силу в пузырь, в пустоту: он раздувает славу, а она лопается, и такой человек, естественно, оказывается у пустого (разбитого) корыта. Вообще, грехи между собой связаны. Почему в уныние впадают люди? Не из-за того ли, что строят ложные планы, по гордыне. Потому что человек, вы знаете, не имеет права строить планы, потому что будущее в руках Бога, а не человека. И человек не имеет права говорить, что вот это будет обязательно. Он должен говорить: «Если Богу будет угодно, пусть это случится или не случится».

И, наконец, из-за тщеславия чаще всего бывает уныние. У человека завышенная самооценка. Человек требует, чтобы к нему относились в соответствии с его представлениями, а к нему относятся не так, как он ожидает, и он начинает унывать. Это, конечно же, причина для уныния и даже отчаяния.

Противоположная тщеславию добродетель — смиренномудрие. Чем оно отличается от смирения и что такое смирение вообще? Кто знает?

— Покорность Богу.


— Да. Покорность Богу. А еще как можно определить?

Я бы определил смиренномудрие так: «Максимально объективная оценка своего существования и места своего на земле». Почему? Смиренномудрие состоит в том, что человек смотрит на себя глазами не других людей и не своими глазами, а глазами Бога. Когда Авраам увидел Бога, он сказал: «Я прах и пепел». Он наврал? Нет, он сказал чистую правду — он взят из праха. Так ведь? И поэтому смиренномудрый человек не добивается признания людей, он над своим собственным достоинством не трясется, за него не борется. Почему? Потому, что его нету — ну какое достоинство у пыли? Много достоинства у пыли? Вот выйдите сейчас на улицу, лежит пыль на асфальте. В ней много достоинства? Да никакого достоинства в ней нет. Так ведь? Тогда зачем за него бороться? Получается, человек высвобождает колоссальную энергию, которую обычно он тратит... На что? На то, чтобы доказывать другим, что он хороший человек или еще кто-то такой необыкновенный. Понимаете? В результате он может совершенно реально прекратить на себе зацикливаться. Смиренномудрый человек — это человек, который служит Богу и любит ближних, поэтому у него и есть время других людей полюбить, — он о себе не думает, он забыл о себе, он уже не эгоист. Он уже не должен трястись над собой, чего-то кому-то доказывать о себе. Это ему не нужно делать. Он свободен полностью. Он свободен от внутренних цепей, которые его сковывают.

Как вы думаете, смиренномудрие разве похоже на то, как люди это представляют себе в миру, — что, мол, это такое ощущение, когда человек ходит и говорит: «Я дурак»? Да не похоже! Видите, это могут быть совершенно разные вещи. Так ведь? Можно говорить: «Я дурак», — по причине гордыни. «Я дурак и горжусь этим». А смиренномудрый человек просто знает, что все, что есть у него, — это дар Бога. Это объективно. Так же ведь? Ну, ясно ведь. Поэтому он совершенно не должен закрывать глаза на то, что у него есть. А то, что у него есть — это дары, которые даны ему на распоряжение. Есть у него ум, он не должен уже говорить: «Я дурак». У меня ум есть. Я его должен использовать. Зачем и как? Я его должен использовать во славу Бога, потому что я должен буду давать Богу ответ, как я свой ум использовал. Я красивый человек — ну, объективно красивый. Слава Богу! Надо эту красоту использовать во славу Божию и опасаться ей навредить.

У меня сильная воля, это объективный факт. Я могу эту сильную волю использовать. У меня такой талант, определенный. Это правда, но он не мой — это Божий талант, который мне дан на сохранение (и преумножение), я его должен использовать, — все это, действительно, Божии дары, которые я должен использовать во славу Бога, потому что Он за это с меня взыщет.

В результате человек может максимально развернуть свои способности. Понимаете, почему? Потому что они на месте у него находятся. А когда человек считает, что это его собственность, он просто не по назначению дар использует. А у смиренного колоссальное количество сил высвобождается, и, наконец, он полностью свободен — его невозможно оскорбить. Почему? Да потому, что его взгляд на себя — это действительно точка зрения только Бога. Абсолютно. Его невозможно унизить, потому что он прекрасно знает, что у него ничего своего нет. Как можно унизить того, кто знает, что он сделан из ничего? Никак. То есть, он уже совершенно свободен от мира, он действительно запределен миру — полностью свободен.

И, наконец, самый великий грех, самая тяжелая из страстей — это страсть... какая? — гордыня. Самый тяжелый грех — больше убийства, прелюбодеяния, больше воровства. Более тяжелый грех — это гордыня, самый тяжелый из всех грехов, он из Ангела сделал дьявола. И, как следствие, тот и убил человека грехом и так далее. Это первый грех, самый великий из грехов, которые есть у человека. «Гордым Бог противится», — сказано в Библии (Иак.4,6; 1Петр.5,5). Будете гордиться — будете сражаться с Богом. Я подозреваю, что вы проиграете. Честно скажу.

Русская поговорка есть такая: «Сатана гордился — с неба свалился. Фараон гордился — в море утопился. Мы гордиться будем — где же мы будем (Мы гордимся — где очутимся)?» Если вы хотите представить, что такое гордость, возьмите, например, просто начало Книги Исход, почитайте до 14-й главы включительно — там рассказывается про фараона, который с Богом спорил и говорил: «А я все равно не отпущу Твой народ! А все равно...» И чем кончилось, помните? Волны и сомкнулись над ним аккуратно. Вот и всё. Такова участь гордецов.

— А скажите, пожалуйста, почему раньше фараоны с Богом общались, а теперь примеров таких нет?

— Ну, как? Они не с Богом общались, они общались — если вы почитаете Писание — с Моисеем: Бог послал им пророка, и пророк им говорил.

— Ну, Моисей общался с Богом, получил заповеди.

— Да. И сейчас люди общаются с Богом. Откровение сейчас завершено, новых заповедей давать незачем, потому что Откровение достигло предела в Лице Христа. А общение с Богом продолжается. Если не будет общения с Богом, то...

— Двустороннее? Через Христа?

— Да. Двустороннее. Через Иисуса Христа, Посредника, — Он и Бог и Человек, поэтому общение есть. Самое теснейшее. Не просто общение на уровне информации, а на уровне общей жизни. Потому мы, собственно, и говорим, что заповеди Божии — это Божия Жизнь, понимаете, исполняется.

На самом деле, гордость сейчас часто называется «чувством собственного достоинства», как я уже говорил. Или «чувством самоуважения, самооценки». Но интересно, что те же люди, которые хвалят это чувство собственного достоинства, почему-то в других людях его терпеть не могут. Замечали? Приятно вам общаться с людьми, которые все время о себе говорят: «Я хороший, я пригожий... Посмотрите на меня, делайте, как я», — нравится? В Писании сказано: «...гордого очами и надменного сердцем не потерплю» (Пс.100,5).

Так что не общайтесь с такими людьми. Да и не хочется этого, и не надо, и ломать себя не надо. Они остаются в одиночестве — это их прямая участь. Участь их — с дьяволом. Дьяволу было сказано: «А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис.14,13-15). «В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой» (Ис.14,11). Вот участь гордецов — черви, грязь.

Так и происходит. Действительно, все гордецы будут сломлены Богом. Бог действительно часто наказывает, знаете, чем? Наказание для гордецов — это безумие. В прямом смысле — сумасшествие.

Ницше помните? Замечательный пример: Фридрих Ницше, который написал «Антихриста» и закончил жизнь в сумасшедшем доме. «Сверхчеловек», который сошел с ума.

— Есть пример из жизни, близкий пример. Человек начитался этой теории и не мог воспринять Бога — что раб Божий? А вот, мол, то ли дело я, «сверхчеловек». Кандидат наук, процветающий, сейчас огородничеством занимается, очень жалкое существование.

— Значит, повезло более-менее, мог вообще сойти с ума.


Это естественно. И так естественно происходит. А гордыне противоположна добродетель, величайшая добродетель, самая великая добродетель... Какая? Добродетель любви, о которой апостол Павел говорит, что определяется она так: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.» (1Кор.13,4-8).

Это Любовь истинная приводит к тому, что человек встречается с Самим Богом, потому что: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин.4,8;16).

Истинная Любовь — есть не чувство какое-то, а именно, — состояние: стремление к истинному Благу и желание, чтобы человек, которого любишь, вошел в это Благо. Истинное Благо — Бог. Действительно, Любовь есть соединение с Богом. Как-то Иоанн Лествичник, который написал прекрасную книгу о восхождении на Небо, как Небо найти, на Небо подняться, описывая Любовь — тридцатая ступенечка как раз этой лестницы, последняя ступень, — он сказал: «Кто знает полноту Любви? Ангелы о ней только слышали». И дальше он говорит: «Где ты пребываешь, прекраснейшая из добродетелей? Где ты пасешь своих овец в полдень? Скажи мне, потому что мы стремимся к тебе, мы хотим быть с тобою, мы хотим соединиться с тобою. И тогда Любовь, тайно наклонившись ко мне, сказала: «Ты в полноте не можешь узнать меня, пока ты находишься в этой смертной плоти, ибо я есть Бог». Вот. И как сказано у евангелиста Иоанна Богослова: «Пребывающий в любви в Боге пребывает» (Ин.4,16). Любовь — это величайшая из добродетелей, определяемая теми признаками, которые дал апостол Павел, и которая действительно есть вершина всего и вершина святости. Любовь никогда не закончится, все остальные добродетели ведут к Любви, как к цели. Если они к Любви не приводят, то, значит, человек неправильно живет. Апостол сказал: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13,1-3). Это железка звенящая — и всё. И никакого толка во мне не будет. Без любви никакого смысла нет ни в чем. Так что вы должны стремиться к Любви — это цель, к которой вы должны стремиться, — вершина добродетелей.

Но чтобы к этому стремиться, надо знать, что азбука этого — это Десять заповедей, как вы действительно правильно сказали. Не исполнивши Десяти заповедей, вы, естественно, не сможете взойти на вершину.

Какие это Десять заповедей и где они были даны?

— Моисею Бог дал... В кусте горящем?..

— Нет-нет — на горе Синай. Когда Бог сошел на гору Синай, гора горела огнем до небес и не сгорала. «Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась» (Исх.19,18).

И тогда Бог дал эти заповеди. Первая заповедь такая: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20,2-3).

Первая заповедь говорит, что необходимо поклоняться Богу, почитать Его, служить Ему. Она требует богопочтения. Эту заповедь нарушают те люди, которые кланяются иным богам, кроме Господа. Например, безбожники совершают тяжелейший, смертный грех против первой заповеди. Поэтому выражение: «Человек хороший, хотя и атеист», — несколько внутренне противоречиво. Понимаете? «Неплохой человек, но киллер», — как вам нравится выражение?.. «Хороший киллер», «замечательная проститутка» — душевно-то как! Но понимаете — это абсурд. Сказать: «Это хороший безбожник», — бессмыслица. Безбожие и есть самый тяжелейший грех, первейший грех. Грех безбожия, многобожия — почитание иных богов, кроме Господа, — Кришны, Перуна, языческих богов, — тяжелейший, смертный грех. Поэтому когда говорят: «За что пострадал тот же самый Спартак?» — отвечу: «Потому что многобожник».

Конечно, против этой заповеди грешат те гордецы, которые себя обожествляют, человекоугодники, которые во имя людей поступают против совести, — они фактически обожествляют людей. Те люди, которые занимаются магией, колдовством, чародейством, ходят к экстрасенсам, гадателям, занимаются астрологией, — все эти люди грешат против заповеди Божией, они кланяются дьяволу вместо Бога.

Грешат против этой заповеди те, кто извращает Слово Божие, Откровение Божие, — то есть еретики, которые то, что передал Бог, сами меняют. Понимаете, какое хамство и дерзость — то, что Бог открыл, извращать. Наконец, против этой заповеди грешат раскольники, те люди, которые разрывают Церковь, раскалывают Церковь по каким-то своим причинам: по национальным или по финансовым причинам или еще по каким, по причине обиды своей, — это тяжелейший грех против Бога. Они Тело Христово разрывают — это смертный грех.

Вторая заповедь гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20,4-6). Бог запрещает изображать идолов, то есть ложных Богов, и кланяться им. Хотя иконы, конечно, к этому не относятся. Почему? Икона, во-первых, не Бог, мы ей не служим. Если вы захотите иконе служить, вы совершите тяжкий грех. Нельзя молиться иконе, мы молимся перед иконой. Можем ли мы сказать, например: «Святая икона, спаси меня»? Нет! Это будет идолопоклонство самое настоящее. Так? Мы не верим, что дерево и краска могут спасти. Икона — это окно в другой мир. Икона — это свидетельство боговоплощения и наше утверждение, что Христос действительно стал Человеком. Почему Бога нельзя было в Ветхом Завете изображать? Потому что Он был без тела. А сейчас мы его изображаем, потому что Он принял тело, и именно поэтому мы делаем икону, изображаем Его на иконе. А в самой Библии прямое есть повеление изображать Ангелов. Бог повелевал это Моисею, в Книге Исход есть вторая заповедь: Он повелевает ему сделать изображение Херувимов в нескольких местах — и на ковчеге, и на завесе. Перед этими изображениями, как было сказано ему, нужно поставить лампады, зажечь, кадить, кропить кровью и совершать поклонение. Всё то же, что мы и делаем, кроме кропления кровью. Вся обрядность Церкви восходит еще к тем древним временам, когда поклонялись, почитали иконы Ангелов. Мы кланяемся не им, а почитаем тех, кто на них изображен, мы воздаем им честь, но не воздавая им божеские почести — ни в коем случае. И так как в Новом Завете люди стали равны Ангелам, то мы теперь изображаем и святых людей... Когда Стефана побивали камнями, то «...видели лице его, как лице Ангела» (Деян.6,15).

Теперь мы можем изображать и святых угодников Божиих, которые стали равны Ангелам. И тем более мы изображаем Христа, Который стал истинным Человеком. Хотя и встречаются изображения Бога Отца, но эти изображения незаконны, Церковь их осуждала, потому что Бога изображать нельзя до сих пор — Невидимого Бога.


Против этой заповеди грешат идолопоклонники, которые идолам кланяются, которые амулеты носят, знаки зодиака на себе носят. Знаете таких? Или носят знак зодиака и крест. Астрология абсолютно не совместна с Церковью. Или ты веришь в Бога, или ты веришь в звезды. Нельзя совмещать одно с другим.

Против этой заповеди грешат те люди, которые, например, говорят: «Я всю душу в ребенка вкладывала». Понятно, почему или непонятно? Такой человек служит ребенку, а служить ребенку нельзя, потому что ребенок не Бог. Из ребенка сделали идола, и идол обязательно потом отплатит.

Меня часто спрашивают родители: «Как же это так? Вот, я всю душу в ребенка вкладывала, а он наркоманом стал». Я говорю: «Вот вы и ответили на свой вопрос своими же словами. Вы вкладываете душу — вот вам и ответ: вы его сделали наркоманом, собственно, воспитав из него эгоиста».

Ну, конечно, нельзя деревьям кланяться, как, знаете, в лесах у нас, в парке Битцевском или в Коломенском, где я живу, бывает, увидишь людей таких замечательных, которые от деревьев «подзаряжаются». Ну, это, конечно, недопустимо для христианина — идолопоклонство самое настоящее. Поклонение дереву — безумие полное, как можно дубу кланяться? Сам таким будешь. Я видел даже календарь друидический и людей, которые, представляясь мне, говорили: «А я по гороскопу — дуб», — зато честно, правда, зато честно. Это недопустимо абсолютно. Человек выше творения, он венец творения, служить должен только Богу, он не должен служить никому другому. Мы даже Ангелам не имеем права служить. Мы святым не служим, мы кланяемся им, почитая, как старших братьев, но не как богов. Мы кланяемся только Богу.

А теперь несколько слов скажу по поводу наказания отцов в детях. Часто спрашивают, почему Бог наказывает грехи отцов в детях до третьего и четвертого рода? Из-за чего это происходит? Дело в том, что часто людям говорят, что родители согрешили, а Бог детей наказывает. Но дело не в этом. Последствия грехов родителей на детях отражаются — это действительно так. И это понятно почему. Даже по линии наследственности: родители, если пьют, то ребенок может больным родиться, у него может быть расположенность к алкоголизму. Сам по себе порок ему не обязательно передастся, он может не пить и не будет пьяницей. Для ребенка эта вот наследственность — это просто крест; те скорби, которые он несет ради Бога, они ему могут просто во спасение быть. А что значат эти слова Писания: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Ис.20,5). Если дед ненавидит Бога, отец ненавидит Бога, внук ненавидит Бога, правнук ненавидит Бога: всё, — говорит Бог, — хватит! — род заканчивается. Или детей нет, или их убивают — всё, Бог заканчивает род. Или бывает, все алкоголики: пьют, пьют, пьют. — всё, род заканчивается. Или бывает, то же самое, гордецы — то есть творят смертные грехи, ненавидя Бога или выказывая каким-то образом ненависть к Богу, — и завершают свой

род.

— То есть, лишаются детей? Или сыновей? Ведь продолжатели рода — сыновья.

— Бывает часто, что детей — иногда просто сыновей, в зависимости от меры греха, насколько суров грех. Если очень тяжел грех, бывает, Бог вообще никаких детей не дает. И понятно: чтобы грех не распространялся дальше.

Но, с другой стороны, Бог творит милость до тысячи родов тем, кто любит Его и исполняет Его повеления. То есть, праведность праведника, хотя она с ним остается, но если он воспитал в праведности своих детей, то милость Бога будет продолжаться всегда с его детьми. Вот смотрите, насколько несоизмеримо: тысяча родов праведников и четыре поколения грешников.


Итак, следующая заповедь гласит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх.20,7).

Ну, понятно почему. Он — Бог, Имя Его — это святыня, это икона — природная икона Бога. Представьте себе, если на иконе рубить капусту, это же грех будет тяжелейший. А человек, который имя Божие всуе произносит, разве не так делает? «Ой Ты, Боже Ты мой». Или, тем более, клянется Богом во лжи, или богохульствует, над именем Божиим глумится. Это же страшный грех! Известно, что богохульники страшно Богом наказываются.

— Всякие грехи прощаем, кроме одного — богохульства?

— Богохульство прощаем, если в нем человек раскаивается; не прощается хула на Духа Святого, то есть нежелание каяться.

А Энгельс, помните, как умер? Я рассказывал. У него сгнила гортань от рака. Умер от рака гортани — чем человек грешил, тем и был наказан. И это как раз наказание за богохульство.

Пример тому был еще в древней церковной истории. Был один еретик Арий, который был «праотцем» нынешних «свидетелей Иеговы», учил так же, как они, что Христос не Бог. И как же он закончил жизнь? Он хотел обманом войти в Церковь Божию — его отлучили от Церкви, а он хотел обманом войти. И в день, когда его должны были ввести в церковь Божию, ему вдруг стало плохо, он зашел в туалет, и там выпали все кишки у него. Представляете, какое наказание чудовищное — все внутренности выпали? Это была такая кара Божия за этот страшный грех — хулу на Христа.

Конечно, против этой заповеди грешат матершинники. Ну, понятно: они оскверняют свой язык.

— Мусульмане, они же тоже не признают Христа как Бога, а только как пророка. Но их почти миллиард.

— Христиан в принципе больше, но что теперь?

— Ложные учения...

— Ложные учения часто распространяются. У нас недавно было — коммунизм вообще треть планеты захватил. Даже больше, чем мусульман, их было, коммунистов.

Итак, имя Божие нужно произносить с благоговением, употреблять Его в молитве и освящаться им, ибо оно — источник святыни.

Следующая заповедь, четвертая, гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20,8-11).

Итак, заповедь Божия требует, чтобы мы шесть дней работали, а седьмой день посвящали Богу. В Ветхом Завете это была суббота — воспоминание о седьмом дне Творения, когда Бог благословил, упокоившись от Своих дел, благословил всё творение. А мы сейчас празднуем больше воскресенье. Да, мы отмечаем и субботу, мы в субботу, как и в воскресный день, не постимся, то есть не накладываем на себя сурового поста. В это день, как мы знаем, у нас не делается тяжелая работа, мы в субботу стараемся отдохнуть, пойти в храм. В субботу всегда служится Литургия в храме, поминаем умерших — это особый день, праздничный, — малый праздник у нас. Но в день воскресный у нас больший


праздник, естественно. Потому что Господь в этот день, воскресши из мертвых, избавил нас от греха, проклятия и смерти.

В воскресный день мы должны быть, каждый христианин должен быть — в субботу вечером, в воскресенье утром, — в обязательном порядке в церкви, должны посвящать Богу этот день таким образом. И в этот день воскресный — с вечера субботы до вечера воскресенья — христианин не должен работать для себя. То есть, какую-то незначительную работу можно делать: ну, часто перекусить что-то приготовить, но уборку на воскресенье переносить или стирку не надо или «закапываться» в огороде в этот день тоже не должно. В этот день нужно читать больше Слово Божие. Можно делать тяжелую работу... Но кому?

— Нуждающемуся.

— Нуждающемуся — да: сироте, вдове, больному — в больнице, в тюрьме, в храме, во всех этих местах можно делать самую тяжелую работу, потому что это доброе дело. Но обычные дела делать в воскресный день не должно — это не угодно Господу. И те люди, которые работают в воскресенье и говорят, что, мол, работать не грех, — они говорят глупости. Работать в воскресный день — грех. Другое дело, если работа связана с необходимостью: если человек в охране работает или в милиции, в метро, на «скорой помощи» — в тех местах, где как бы нет возможности не работать, где работа необходима для жизни, — это тогда грехом не будет являться.


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!