Издательство храма пророка Даниила на Кантемировской 11 страница



Следующая из церквей, Церковь Антиохии, ближнего Востока, в нее входят православные христиане Сирии, Ливана, Ирака, Ирана и православные христиане Аравийского полуострова. Следующая из церквей — это Церковь Иерусалима, древнейшая церковь — мать всех церквей, Патриарх которой, вы знаете, берет каждый год благодатный огонь на Гробе Господнем, который туда с неба сходит. В нее входят православные христиане Израиля и Иордании.

Потом идет пятая церковь — это наша Церковь, в которую входят православные христиане СНГ, кроме Грузии. Потом идет Грузинская Церковь, Церковь Сербии, Церковь Болгарии, Церковь Румынии, Церковь Греции, Церковь Кипра, Церковь Албании, Церковь Чехословакии, Церковь Польши, Церковь Америки. Вот эти церкви все между собой объединены единством Таинств, единством веры, единством иерархии. И когда возникает какой-то общий церковный вопрос, то главы Церквей между собой встречаются и решают эти вопросы.

Следующий, третий признак единства Церкви — это единство Таинств. Вот вы будете крещены в России, в Москве, но ваше крещение будет признано во всей вселенной. Куда бы вы ни пришли, вы можете прийти в любой православный храм, где угодно: в Австралии, в Новой Зеландии, хоть в Антарктиде — сейчас там храм строят среди пингвинов, — вы можете быть совершенно спокойны, что вас там причастят, поисповедают, и вы будете находиться в единстве Таинств, то есть все Таинства едины во всей вселенной. Апостол Павел говорит так: «...и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор.10,17).

Хлеб Жизни, который дает нам Христос, он один во всех церквах мира. Все Таинства едины для всех церквей мира.


И, наконец, четвертый признак единства — все церкви едины единством Закона Бога. Куда бы вы не пришли, вы увидите одинаковые нравственные нормы: вы увидите везде, что запрещены прелюбодеяния и убийства, одинаково запрещены аборты (в некоторых «церквях» и аборты разрешают), вы увидите, что одинаково запрещен разврат противоестественный, запрещено идолопоклонство и подобные богохульные дела. На самом деле, это необычно. Многие люди думают, что так везде происходит, но это совсем не так. Например, на Западе — вы, наверное, слышали уже — там есть некоторые секты, где разрешают извращение какое-нибудь, даже в крупных религиозных движениях, у баптистов, например, такое бывает или у англикан некоторых. Или есть места, где пытаются разрешать аборты (убийства), и так далее. Такого нет во всем православном мире — все православные христиане едины в следовании заповедям Божиим, которые они получили и которые они не поменяют никогда. Единство, опять-таки, не только — замечаете? — в пространстве, но и во времени: куда бы вы не пришли, как бы в прошлое не углублялись — заповеди Божии будут одинаковы. Как их дал Христос — так они сохраняются до сих пор, так они и будут сохраняться до конца. Это — видимое проявление единства Церкви, проявление жизни благодатной, в которой она живет. Второе свойство Церкви — это святость. Что значит святость? Что значит — «Церковь Святая»?

— Исполняет, наверное, десять заповедей.

— А еще что?

— От Бога потому что.

— А вот давайте разберем слово «святой». Что значит — «святой»?

— Без греха.

— Святая вода — выражение не слышали?

— Который от Бога получил весь свет.

— Да, да, вот вы были правы: тот, кто получил свет и сияние от Бога. Безгрешность — как бы следствие, а причина — то, что вот эта вода, например, она пронизана силами Бога, светом Бога — поэтому она святая. Что значит «святой человек»? Человек, пронизанный светом Бога, поэтому и нимб вокруг головы изображают. Значит, Церковь Святая — то есть, она пронизана светом Бога, понимаете? И, как следствие, она, естественно, запредельна для этого мира, она выделена из этого мира. Церковь — это новый народ Бога, абсолютно новый. Церковь — это действительно новое человечество, иное. Как мы уже говорили, здесь иной природы люди находятся, вернее, с иной природой: и с человеческой, и с иной еще — Божественной, которая в них действует, и поэтому Церковь имеет силы побеждать любой грех и учить всякой добродетели. Источник святости Церкви в Самом Боге, Который живет в ней. Дух Божий живет в Церкви — Дух Святой, Он — дыхание Церкви. Святость дает Кровь Христова, потому что Христос абсолютно свят, Он Праведник. И эту праведность Христос сообщает людям. Вот, если вне Церкви люди пытаются быть праведными, то какой силой, каким способом? «Я буду делать как можно больше добрых дел и стану праведником» — своими силами. А в Церкви не так: «Я буду делать как можно больше добрых дел силами Христа, и Христос меня сделает праведником». Разницу ощущаете? И поэтому, собственно, и удача сопутствует христианам, а у нехристиан мало что получается. Потому что часто бывает, что самые гордые люди считаются людьми праведными, а оказываются самыми мерзкими для Господа.

— А когда доброе дело делаешь, как надо говорить?..

— «Во славу Божию», — обязательно. Не во славу свою. Во славу Христа Спасителя.

— Это надо говорить про себя или вслух?


— Неважно. Но нужно специально проговаривать, чтобы это понимать. Тогда будет истинно доброе дело.

— А когда не говоришь, доброе дело уже не считается?

— То есть, оно доброе, но не Божие, оно естественное доброе дело, но оно не имеет вечных последствий, скажем так. Понятно: если вы не хотели вечных последствий, вы их не получите. Как это происходит, будем в следующий раз специально говорить. Но это по логике даже получается: если я не хотел, чтобы эта вечность на меня действовала, почему она на меня будет действовать? Обязательно надо говорить: «Во славу Божию».

Итак, теперь возникает вопрос: Церковь называется Святой, так как свят ее Глава, свята Кровь Господня, которая ее питает, свят Дух Божий, Который в ней живет. Но как же она Святая, если в нее входят грешные люди? А вот здесь очень интересный момент: дело в том, что в Церкви люди находятся, но при этом они находятся в ней, в большей или меньшей степени будучи охвачены жизнью Церкви. Потому что, если человек делает грех... Вот смотрите, наш организм: берем палец, начинаем сдавливать, он начинает краснеть, ему плохо становится. Чем сильнее его прижмем, тем хуже ему станет. Так? Грех — это и есть как бы пережимание этого пальца. Мы — члены Тела Христа, сделав грех, мы делаем этакую «пробочку», мы не даем силе Божией в себе действовать. Чем больше грех, тем больше пробка, сдавливание. Поэтому и смерть наступает, когда закупориваются сосуды. Так вот, если человек покаялся, то он пробку эту уничтожил, Бог уничтожил его грех, и человек стал опять пропитан силой Бога, он снова стал святым, потому что ему грех прощен.

— Человек пошел, исповедовался, его простили, и он сразу стал святой?

— Ну да, если тебе грех был прощен. То есть, нет, грех прощен — «пробка» исчезла. Другое дело, что нужно последствия излечить. Если вы будете долго с пережатым пальцем находиться, у вас там могут какие-то нехорошие изменения начаться, так вот они будут постепенно залечиваться. Естественно, поэтому некоторые процессы негативные бывают и после исповеди. Грех прощен, а вот последствия греха (мы об этом сейчас будем говорить) — оно остается, и его надо залечивать, а может не остаться, если искренне поисповедаться, сразу же, всем сердцем, — зависит от степени сердечности исповеди. Итак, что происходит дальше? А иногда бывает грех, в котором человек не хочет раскаиваться: тяжелый грех, и человек не раскаивается. Например, он берет и извращает Откровение Божие и вводит ересь или богохульство. Или убивает и говорит: «Я буду убивать дальше». Или прелюбодействует и говорит: «Я буду прелюбодействовать дальше». Такой человек отпадает от Церкви, он отсекается невидимо или видимо Богом от Церкви. Бывает, люди иногда причащаются и умирают. Как бы иногда проявляется, что людям плохо в церкви становится: у них голова начинает болеть в церкви, им душно становится, их мутить начинает в церкви. Почему? Потому что благодать Божия отторгает их злые дела. Именно по этой причине им плохо становится в храме. Иногда доходит до того, что они просто умирают, заболеваю и умирают. Это следствие того, что люди в нераскаянном грехе дерзают приходить к Богу, и Свет их сжигает. Понимаете? Один и тот же Свет может и сжечь, и исцелить...

— А если причастился и все равно грех сделал?..

— Нет. Если человек приходит причащаться с нераскаянным грехом... Представьте себе человек — вор пришел причащаться, не покаялся в воровстве, не отдал украденного, говорит: «Я и дальше воровать пойду» — грех, конечно же. Он может подойти к Чаше и умереть просто. Примеры такие бывали и — многочисленные.

А бывает видимый суд Церкви. Мы говорили, что епископ обладает властью суда и может отлучить от Церкви тех людей, которые противятся Откровению Божию. Пример тому, может быть, помните, — отлучение Льва Толстого. Лев Толстой за то, что он отказался верить в Личного Бога, за то, что похулил Христа Спасителя, похулил Божию Матерь и Святое Причастие, был отлучен от Церкви и лишен христианского погребения: он закопан был в землю, как собака, просто — и всё. И справедливо, потому что он похулил Бога и не захотел в этом покаяться, — чтобы люди не пытались следовать его учению, не думали, что его учение христианское, чтобы понимали, что он — враг Божий, враг Церкви. Хотя был очень такой страшный эпизод в его жизни... Я немножко отвлекусь, чтобы рассказать, что за страшное учение он измыслил. Через год после его смерти собрались толстовцы на его могилу, и, когда там траурный митинг был, выползла гадюка и ужалила одного из детей. Толстовцы разрыли его могилу. Выяснилось — когда исследование там проводилось, — что в области груди покойника, в могиле уходит глубокий ход. И по измерениям оказалось, что он идет прямо к груди Толстого — то есть, змея свила свое гнездо прямо на груди у него в могиле. Представляете? Вот такой духовный знак, что человек, который похулил Бога, который был отлучен от Церкви, является как бы гнездом этих страшных змей, даже физических, как знак того, что он был одержим врагом. И недавно был пример отлучения — это отлучение тех людей, которые ходят к колдунам, экстрасенсам, кто ходит к народным целителям, тех людей, которые сами этим занимаются, — которое было на Архиерейском Соборе 1994 года. Те люди, которые последовали учению Рерихов, например, отлучены. То есть, если люди верят согласно Рерихам, Е. П. Блаватской и придерживаются различных сектантский учений, они отлучаются от Церкви. Это было торжественное постановление Архиерейского Собора 1994 года. Это пример того, как Церковь отлучает от себя людей, которые искажают Откровение Бога. Такой человек, отлученный, не может причащаться, не может даже в храм Божий входить, его нельзя поминать в записках, его нельзя отпевать, о нем нельзя молиться — Церковь его считает чужим человеком, и он оставляется на суд Бога. А суд Божий обычно не замедляет в таких случаях. Мы знаем, что такие люди, которые враждовали против Бога, хорошо не кончали. Вы знаете, как Энгельс умер, от чего? От рака языка и гортани. Чем человек грешил, тем его и наказывают.

Итак, вы видите, что Церковь очищает себя. Она очищает через покаяние, а если человек не хочет каяться — через отлучение. Таким образом Церковь оказывается Святой, несмотря на то, что в нее входят грешники. Грешники просто вылечиваются. Понимаете? Святость — излечение греха — в этом проявляется.

Следующее свойство Церкви называется «соборность». В чем заключается соборность, как вы думаете? Мы веруем в Соборную Церковь.

— Я думаю, «собор» от слова «собирать».

— Да. Действительно, соборная, потому что она нас собирает, собранная из всех народов. Слово «соборная» является переводом слова «кафолическая» (или «католическая»). Наша Церковь называют Кафолической Церковью, в начале Откровения лежит и Запад и Восток. Западная церковь оставила без перевода это слово, мы его перевели. Что значит «кафолическая» в переводе? По всему — целостная.

Итак, Церковь называется «соборной», потому что она собирает в себе всю полноту Откровения. Это Откровение, которое в ней находится от всех времен. Это Откровение, которое в ней, оно достаточно для достижения Бога. То есть, внецерковное знание нам для Спасения не нужно. Откровение это необходимо для всех народов, потому что в Церкви Православной нет «ни еллина, ни иудея» (Кол.3,11), в ней нет русского, татарина, еврея, чукчи, чеченца — любой человек, если он хочет спастись, он должен быть христианином. Любой человек, не вошедший в Церковь, — любой национальности, — он погибнет для вечности. Поэтому Церковь называется «соборной». В Церкви нет национализма, в Церкви люди одной «национальности» — православные христиане. Так мученики, когда их допрашивали: «Какой ты национальности», — отвечали: «Моя национальность — христианин». А когда спрашивали: «А родина-то твоя где?», как вы думаете, что он отвечал? «Родина моя на Небе». И таким образом он показывал точность своей веры. Наша родина — Родина на Небесах.

Человек в Церкви становится единым со всеми нами. Церковь для всех времен, поэтому в нее могут входить люди из всех времен — нет такого времени, для которого бы Церковь устарела. Почему? Потому что она исходит от Вечного Бога, Который вне всякого времени.

И, наконец, Церковь имеет Силы для излечения всех видов греха. Нет такого греха, который бы не могла излечить Церковь. Церковь может вылечить наркоманию — и она лечит. Церковь может вылечить от алкоголизма — и она лечит. Церковь может вылечить блуд — и она лечит. Церковь может исцелить убийство — и убийства она излечивает. Все виды греха, вплоть до самых тяжелых, лечатся Церковью.

Церковь учит всем видам добродетели — от самых маленьких, до самых великих. В Церкви есть все средства для этого, поэтому она называется Соборной, она собрана из всех народов и собирает всю полноту Истины в себе. Как говорил святой Ириней Лионский: «Не надо искать Истину вне Церкви, в которую, как в богатую сокровищницу, апостолы положили все, необходимое для Спасения, она есть сокровище Духа Святого». Наконец, четвертое свойство Церкви — это Церковь Апостольская, то есть, Церковь, которая основана посланниками Бога. Христос через апостолов создал Церковь, через двенадцать Своих учеников, которым дал дар Святого Духа в день Пятидесятницы. Итак, Церковь — Апостольская, во-первых, потому что она управляется преемниками апостолов, через которых, как через нервные каналы, идет благодать Духа Святого на всех людей. Но Апостольской она называется еще по другой причине. У Церкви есть задание, которое дал ей Бог, которое она должна выполнять. Какое это задание? Донести Евангелие до всех народов Земли. Все люди, всех времен должны услышать о Христе, и, если они примут весть эту, они будет спасены. Вот в этом как раз задача Церкви. Когда Церковь исполнит эту задачу, то есть когда весть о Господе Воскресшем — православная Весть, правильная Весть — будет донесена до всех народов земли, все народы смогут принять христианство (не обязательно, что все примут — все смогут узнать об этом), тогда Бог закончит историю мира. Почему? Потому что Он соберет всех людей, которые предузнаны Им до начала мира; все люди, которые захотят спастись, получат спасение. Бог знает всех тех, которые хотят спастись, где бы они ни находились, ибо Бог знает сердца людей, и только Он один знает. Почему окончит историю мира? А потому, что «урожай» собран.

Потом будет переделка мира, мир будет переделан, и Церковь достигнет своего конца, она будет полностью собрана в день Воскресения.

Церковь состоит из нескольких частей, она не ограничивается только нынешним миром, в Церковь также входят умершие люди; вы знаете, что мы за умерших молимся, потому что люди, которые вошли в Церковь, не выходят в момент смерти из нее. Церковь объединяется Богом, Который наполняет Вселенную, Он и за гробом такой же Бог. Вот поэтому человек, вошедший в Церковь, остается с Богом и после смерти. Поэтому святые, то есть праведники, умершие и ушедшие от нас, молятся за людей, которые на земле, потому что мы все соединены союзом любви — все христиане связаны на земле и на Небесах. А те люди, которые грешили, но не отпадали от Церкви, даже если они попали в места заточения после смерти, если они не были заточены во грехе, они могут быть освобождены оттуда по молитвам Церкви. Поэтому мы молимся, подаем записки за умерших христиан — только за христиан, как за крещеных, которые веровали. А если был крещеный, но неверующий... Как вы думаете, может ему помочь записка? Он же не веровал, как же ему можно помочь?

— А за атеистов нельзя подавать?

— Если явный атеист, то, конечно, нельзя. Другое дело, что бывают случаи, когда мы не знаем — верующий или неверующий. В таком случае мы исходим... Вы знаете, есть такой принцип юридический: презумпция невиновности. Мы предполагаем, что, скорее всего, он был верующий. Так?

— А если верующий, но не крещеный?

— Тогда он, естественно, вне Церкви. Мы подавать записку за него не можем. То есть, Церковь молится только о своих. Некрещеный — не в Теле Церкви, он не со Христом, над ним тяготеет старое проклятие Адама, которому было сказано: «. прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3,19). Тело превратится в прах, а дух уйдет в землю — в ад.

Кроме одного исключения... Знаете, какого? Один человек, кто может спастись и некрещеным, — тот человек, которого казнили за Христа. Такой человек может быть спасен, даже если он некрещеный, потому что он крещение принимает своей кровью. А в Церковь также входят, кроме людей, другие существа, в нее входят бесплотные духи — Ангелы. Почему нам Ангелы-Хранители даются в крещении, потому что они наши братья, они члены Всемирной Церкви, которая не ограничивается Землей, но охватывает всю Вселенную. Ведь Церковь освящает весь мир: освящает воду, семена... У кого есть огороды, знайте, что можно семена освящать. Знаете? Чтобы благословение Божие было на земле. Церковь освящает дома, машины, сети, освящает роды... Разные виды освящения. Церковь благословляет этот мир, потому что мир сотворен Богом. Через Церковь благословение Божие изливается на всю Вселенную.

Но как, каким образом, через какие «каналы», как вообще осуществляется передача нетварной жизни Самого Бога в Церкви? Эти «каналы» называются Таинствами. Слово «таинство» от чего происходит, от какого слова однокоренного, как вы думаете? От слова «тайна». То есть, это тайное (таинственное) действие Самого Бога. Таинство — это некий внешний обряд, в нем под внешней формой скрывается таинственное действие Самого Бога, Который переделывает всего человека. Главных Таинств в Церкви — семь. Какие Таинства?

Крещение, конечно, — без которого нет спасения. Господь сказал: «. если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3,5). Почему? Потому, что нет таких органов чувств: увидеть, услышать, ощутить нечто. Он слеп и глух и не имеет обоняния и осязания, он наг и ничего не видит. Он не видит света Бога, в нем, внутри его, нет сил Бога.

Итак, что такое Таинство крещения? Как вы думает? Вот вы креститься пришли. Что это такое?

— Чтобы иметь Жизнь Вечную...

— Что такое Крещение? Не цель, а — что такое? Но только логично. Вы пришли креститься — зачем? Может быть, душ принять? Так можно было дома.

— Чтобы быть ближе к Богу.

— Крещение — это не просто быть ближе к Богу. Понимаете? А крещение — это действительно Таинство, когда человек умирает для старой жизни и рождается для новой, — переломный момент, это перерождение человека, это новое творение человека: человек умирает для жизни во грехе, рождается для жизни в праведности. Он умирает вместе со Христом и воскресает вместе с Ним, и Дух Божий перерождает его. У него появляются органы чувств: новые глаза, новые уши, которыми потом нужно будет учиться


пользоваться. Ну, естественно, так же, как когда мы маленькими были... Вы знаете, когда человек рождается маленьким, он видит всё в перевернутом виде — полтора месяца, а потом у него потихонечку зрение выравнивается. Точно так же и у нас: после крещения нужно овладеть органами чувств, которые нам даны, и их использовать, их реализовывать правильно.

Как крещение происходит? Самое главное в крещении — это троекратное погружение тела человека в воду с призыванием имени Отца, и Сына, и Святого Духа. Почему троекратное? Потому что Господь был три дня в гробу...

— И взрослого и ребенка? Я помню, когда меня крестили, три раза в воду не окунали.

— Бывает, в случае нехватки воды или в каких-то экстремальных ситуациях может быть троекратное обливание человека. Но правильная форма — троекратное погружение в воду. Вас обливали так?

— Водой, помню, но с кисточки.

— Ну, конечно, это грех священника, на самом деле. Крещение-то у вас действительное, но это грех священника — то, что он так совершал Таинство.

— А второй раз креститься?..

— Нельзя. Крещение одно. В Символе Веры говорится: «Исповедую (провозглашаю в слух) едино Крещение во оставление грехов».

Погружают в воду, потому что как Господь был в гробу, полностью всем Телом, так человек полностью погружается в воду и выходит обновленный, как бы переплавленный Святым Духом.

Крещение, действительно, совершается однажды, потому что это рождение — мы рождаемся телом-то один раз и духовно рождаемся тоже один раз.

Почему в воде? Потому что в самом начале Бог, когда творил мир, первое, что Он сотворил, — это была вода. Помните: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1,1-2)?

И вода Богом дана как очищение. Водой Бог очистил первый мир. Когда весь мир погрузился в блуд, разврат и богохульство, Он навел Потоп и тогда смыл весь грех с Земли.

Потом Господь спас евреев из египетского рабства. Каким образом? Они прошли сквозь воду — Красное море, оно разошлось, а на фараоне оно сошлось. Кстати говоря, когда и вы будете проходить через Крещение, тоже вы пройдете как бы через воду, и враг ваш погибнет в воде. Некрещеный человек во тьме находится, в его душе живет диавол — в прямом смысле этого слова. Это чувствуется, когда человека «несет», — вспоминаете? Бывает, «несет» по-разному: некоторых несет в блуд, некоторых — в пьянство, гнев, разное бывает... Это действие дьявола.

— А у крещеного такого не бывает?

— Если он сам не пригласил его к себе. Если он к себе позвал: «Иди ко мне, дьявол, обратно», — конечно, дьявол придет с радостью. Господь сказал, что если нечистый дух выходит из человека, он ходит по пустынным местам и не находит себе места и говорит: «...возвращусь в дом мой, откуда я вышел» (Мф.12,44). Если он находит его пустым и выметенным, он говорит: «А-а-а, возьму-ка...». Идет и берет еще семь других духов, злейших себя, и вместе они поселяются в человеке, и бывает ему хуже, чем было раньше (Мф.12,43-45).

Поэтому дом-то должен быть заполненным. Понимаете?

— Скажите, пожалуйста, что такое крещение огнем?


— Крещение огнем — это крещение тех людей, которые не захотят быть крещены во Имя Бога, они будут погружены в огонь вечный.

— Нет, но там же в Библии написано: крещение водой, крещение огнем и крещение, по-моему, еще Святым Духом? Крещение водой — это Крещение водное, когда мы...

— Это омывание, то есть омывают человека от всех его грехов...

— Да. И рождается заново. Крещение Святым Духом — это Таинство миропомазания — второе Таинство, о нем мы сейчас будем говорить. А крещение огнем — оно принадлежит всем людям, которые не захотели креститься первыми двумя крещениями — водой и Духом. Те люди, которые не захотели получить силы Бога, — все остальные люди: буддисты, мусульмане, иудеи, безбожники — они будет крещены огнем, то есть они будут брошены в вечный огонь, который приготовлен диаволу и ангелам его. Это и есть крещение, то есть погружение в огонь.

Слово «крещение», собственно, и означает «погружение» — с греческого. Кстати, по-славянски то же самое. Например, на славянском языке можно было бы сказать: «Я покрестил свою посуду», — то есть в смысле: «я погрузил в воду, чтобы помыть». Такое древнее выражение, славянское слово. Понимаете? Оно означает «погрузить в воду». Итак, как происходит крещение? Каков порядок Таинства и что необходимо для крещения? Во-первых, для крещения необходима православная вера. Почему мы с вами сейчас сидим и занимаемся? Мы изучаем основы веры православной. Потому что без веры крещение невозможно. «А без веры угодить Богу невозможно...» (Евр.11,6), — говорит апостол Павел.

Кто не верует, не может быть крещен. Как Господь сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16,16). Мера веры очень четкая: это Символ Веры, который мы все с вами учим наизусть. Человек, верящий вопреки Символу Веры, не может быть крещен. Если человек входит в воду, не веря в Бога или веря неправильно — сознательно неправильно, хочет обмануть священника, — то вода примет его, а Дух Святой не примет, он родится мертвым. Он родится, но мертворожденным. Понимаете, бывают мертворожденные. Такой человек будет мертвым, если не верит в Бога. Бывали случаи, когда люди, не верящие в Бога, сходили в купель Крещения — поглумиться. Некоторых колдуны посылают креститься, я знаю, чтобы поглумиться над святыней, поиздеваться. Такие люди будут наказаны Богом, они, естественно, никакой пользы от крещения не получат. Бога ведь не обманешь. Вот часто спрашивают: а как же младенца крестят? Мы же всех крестим. Мы крестим младенцев тоже по вере — по вере родителей и крестных родителей. Поэтому, если нет веры родителей и крестных, крещения младенца не может быть.

У меня был случай, когда я отказался крестить младенца — он был, правда, достаточно здоров, поэтому я не боялся за его жизнь. Я потребовал от родителей и от крестных, чтобы они исповедали Православную веру. Я им выдал Символ Веры: «Как только вы его выучите, я сразу окрещу младенца, как вы только согласитесь с его содержанием». Потому что родители мне заявили, что они атеисты, и крестные сказали, что они в Бога-то не верят, но вроде что-то есть. Я сказал, что во «что-то есть», я не крещу, я крещу во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Понимаете? Я им сказал, что как только выучите, тогда, естественно, возможно будет и крещение.

Итак, что от вас требуется? Первое: требуется православная вера. Вера — как Символ Веры, который вы получили. Вера сознательная, поэтому вы должны в Символе Веры понять каждое слово, а если что-то непонятно, обязательно спрашивайте. Вот мы сейчас с вами разобрали несколько слов из Символа Веры; сегодняшняя беседа была о Крещении и о Церкви. На других занятиях мы разбирали другие слова. Но если, прочитав вообще весь текст, хоть одно слово показалось вам непонятным, обязательно спрашивайте у меня, чтобы понимать каждое слово.

Как говорил святитель Филарет Московский: если ты читаешь Символ Веры, но не понимаешь и не принимаешь его сердцем, ты говоришь хорошую веру — веру Бога, веру святых Отцов, веру святых апостолов, но это не твоя вера. А когда ты принял сердцем, она будет твоя.

Если что не ясно, надо обязательно спрашивать.

— Ну, «Отче наш» я знаю, Символ Веры...

— Надо постепенно учить.

Конечно же, крещаемые должны читать Слово Божие. Я вам говорил, что вы должны читать Новый Завет — четыре Евангелия, Деяния святых Апостолов. Есть еще книги, желательные для изучения, — это Книга Бытия. Раньше, по правилам Церкви, оглашение должно было длиться 40 дней. У нас приблизительно так и получается: пять недель — это около сорока дней. Это как раз правильная норма христианской жизни, когда человек начинает готовиться к Крещению. Если он не болеет, он должен в течение 40 дней готовиться: вспоминать свои грехи, за три дня до Крещения хорошо начать поститься, то есть не есть мясных и молочных продуктов, — чтобы подготовиться; молиться Богу, только не молитвой «Отче наш», потому что молитвой Господней человек может молиться только после Крещения, потому что рождается для Бога человек только в момент Крещения, тогда он становится соребенком у Бога, усыновляется Богом, рождается для Бога. А сейчас вы учите, но не молитесь. Читаете, как текст, но не молитесь им. Понятно?

— А можно креститься и кланяться?

Крестное знамение накладывать на себя некрещеному можно. Некрещеный человек может ходить в храм и, более того, должен ходить в храм по воскресным дням и стоять до слов: «Елицы оглашеннии, изыдите». То есть, оглашенные — это вы, те, кто не крещены, те, кто слушает Слово Божие. Вы должны стоять до этого момента, слушать Слово Божие; если будет проповедь, ее слушать, потом слушать молитву, которая за вас будет возноситься, а после слов: «Елицы оглашеннии, изыдите» — выходить. То есть: «Те, которые оглашенные, выходите» — и вы выходите. Там дальше начинается служба для тех, кто крещен уже.

Крестное знамение на себя можно накладывать. Можно прикладываться к иконам. Но некрещеному нельзя пить святую воду и вкушать (есть) просфоры, потому что это святыня, связанная с Причастием, а Причастие человек не может вкушать до принятия Крещения. Просфоры — это то, что у нас в Литургии используется.

Само же Крещение состоит из следующих моментов. Если человек был в каком-то новом религиозном движении: был в секте, или был мусульманином, был иудеем, или был язычником, то такой человек должен перед Крещением обязательно отречься от заблуждений ислама, иудаизма и так далее.

Есть специальный чин отречения, он должен перед Крещением происходить. Если вы предварительно сказали, что вы мусульманка, то вам нужно отрекаться от определенных заблуждений ислама: от веры в то, что будто бы Бог одинокий, — мы верим, что Бог — Троица...


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!