Издательство храма пророка Даниила на Кантемировской 14 страница



— Даже на садовом участке ничего нельзя делать?

— Нет.

— Тогда дачу продать надо.

— Почему? Я объясняю: вы можете работать в субботу до вечера, можете работать вечером в воскресенье. То есть, во-первых, если вы заповедь Божию исполните, Господь благословит плоды — в буквальном смысле, — работать меньше придется. А во-вторых, вы не надорветесь.

— То-то я смотрю: у меня двенадцать лет урожая нет — все по воскресеньям тружусь.

— А чего ради? Мне, например, врачи говорили, что у них бывает сейчас в воскресенье чуть ли не двойная вахта по вечерам на «скорой помощи» — там с грядок инсультников, инфарктников привозят в Москву. Это не случайно — прямое Божие наказание за этот грех.

— Если я в воскресенье поухаживаю, выращу урожай и все Вам отдам?

— Давайте не надо. Вот вы поедете в пятницу к себе на участок, там поработайте. Понятно? Не надо лукавить. Все очень просто: до вечера субботы поработали, в храм Божий пошли, утром в воскресенье — пошли в храм, потом отдохнули. У вас время отдыха будет. Потом время после полудня, около трех-четырех часов, ближе к вечеру еще поработали. И отдохнули, и Богу послужили, и — всё замечательно, и все довольны. А то у нас пашут, потом приходят на работу: «Ой, — говорит, упахался, — в воскресенье». В выходной отдыхать он ездил — «упахался». Кому это надо, спрашивается? Непонятно. Следующая заповедь гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20,12).

Это заповедь делает обязательным почитание родителей. Необходимо почитать их, уважать, слушать их в том, что не противоречит Слову Божию, — вот до этой границы. И воздавать им честь, даже если они какие-нибудь алкоголики, в силу того, что через них, как через орудие, Бог дал нам жизнь. И поэтому их должно обязательно почитать, тогда Господь даст нам долголетие. Конечно, те, кто обижает родителей, совершают тяжкий грех. По заповеди Божией, человек, оскорбляющий родителей, тем более их бьющий, — достоин смерти. Даже в царской России до XVIII века, например, если человек бил мать или отца, ему отрубали руку. Это понятно: за то, что он такую страшную вещь делал. Сейчас наказание Божие более суровое. Мне отец Олег Стеняев рассказывал. Он ездил в Чечню и сделал такую заметку: те люди, которые оскорбляли родителей, сгорали заживо в танках или БТРах. Очень многие погибшие в Чечне были именно те люди, которые оскорбляли родителей. Это не случайно — кара Божия приходила к ним. Точно такое же происходит сейчас — мне приходится как священнику сталкиваться с этим, — что такие люди, которые погибают во время катастроф, или от несчастных случаев якобы, или в каких-то бандитских разборках, или их в подъездах убивают, — это не случайно, как оказывается.

— Или в авариях.

— Да, это просто Божия кара идет за ними по пятам, как и сказано Богом.

— А я так слышала, что Бог отворачивается, ну, как бы Ангел отворачивается и не обращает внимание. Да, так?

— Да, Бог наказывает такого, просто наказание очень суровое бывает, более того, ужасное наказание. Был случай, в XIX веке описанный: однажды расширяли церковь, там решили придел пристроить к церкви и рядом раскапывали, фундамент закладывали. А раньше, вы знаете, хоронили вокруг церквей. Ну, у нас, в принципе, кладбища тоже недалеко от храма. И рассказывали: там раскопали могилу, в этой могиле нашли гроб — старый, трухлявый, развалился весь, а в гробу этом лежал совершенно целый человек, нетленный и абсолютно черный. Тело абсолютно черное, нетленное, в руке у него зажата коса женская. Стали узнавать, в чем тут дело. Оказалось, вот в чем. Стали искать, и нашли: там, в деревне древняя-древняя старуха живет — ей уже лет за сто. Выяснилось, что покойник

— сын этой старухи, который избивал ее очень долго, жутко ее бил смертным боем, а потом как-то взял и вырвал у нее косу, представляете, из головы. Ну, ужас. Представляете, какой кошмар? И тогда она его прокляла. И он немедленно упал и умер. Его так и похоронили с этой косой, разжать эту руку не смогли. И это проклятье действовало так, что его земля не принимала. Потом эта старуха, мать пришла, его простила, и он тут же превратился в прах, и тогда его останки закопали. Вот это страшная вещь — материнское проклятие.

С другой стороны, мы знаем, что молитва матери со дна моря достает, и это тоже правда, проверяемая экспериментально. Множество было случаев, когда матери могли «вытащить» своих детей молитвами из самых тяжелых обстоятельств. Это действительно так.

Святой Григорий Богослов рассказывал, что его от гибели в море спасла его мать Нонна. Он увидел, как его мать шла по морю и вывела корабль из полосы шторма, и он потом спасся таким образом. Мать в это время почувствовала неладное и стала молиться. Эта заповедь также требует почитания не только родителей, но и вообще власть предержащих. Христиане молятся за государственную власть — обязательно. Мы и в домашних молитвах и в церквах молимся о государственных властях. Зачем? Чтобы власти поддерживали порядок. Часто начинают ругать власти, у нас ругают Путина, ругают правительство, но теперь вот я говорю: представьте себе замечательный момент... Вот в Москве на жалкий годик прекратила действие вся государственная власть: нет ни милиции, ни армии, нету денег — ну, деньги тоже от властей зависят. Замечательно, да? Что получится? Это кошмар будет, ужас; трупы будут валяться горами на улице — в прямом смысле этого слова. У нас, я просто представляю, у нас соседи есть такие, что они весь подъезд бы перестреляли — дай им волю. Действительно, недаром Василий Великий сказал, что власти поставлены Богом, чтобы люди не сожрали друг друга, как рыбы. Это правда.

Как-то я освящал квартиру. Замечательный есть такой благочестивый район, «Выхино» называется — знаете, в Москве. Там много «вежливых» людей живет, особенно вечером под праздники. Я иду — в обычном своем виде, и такое красивое зрелище: навстречу идут две группы «вежливых» людей — одни под наркотиком, другие — под алкоголем. Они идут, я иду между ними, молюсь потихонечку. А они стали рассуждать: то ли им меня убить, то ли прирезать, или меня просто побить, то ли я слишком страшный и ко мне под благословение подойти?.. Они решили под благословение подойти. Ну, вот простой пример такой. Эти люди сдерживаются государственными властями — так ведь? Не будь власти, они просто всех бы элементарно перерезали. И поэтому мы действительно должны о ней молиться. Мы должны заботиться, чтобы власть была крепкая и поступала по Законам Бога. Мы послушны власти ровно до того момента, пока власть не требует от нас нарушения Закона Бога, а когда она от нас этого требует, мы сразу же перестаем ее слушаться. Мученики и христиане не покорялись никакой власти, если она требовала отречения от Христа, отречения от Бога. И любой другой закон, который противоречит Закону Бога, для христиан недействителен, мы игнорируем такой закон. Все законы государственные мы признаем до тех пор, пока они соответствуют Закону Создателя. Но есть такое правило: «начальствующего в народе твоем не злословь» (Деян. 23, 5). Мы не злословим власть предержащих, молимся за них, не поднимаем бунтов, не совершаем революций. Хотя христианин имеет право, если он участвует в политике, влиять каким-то образом на то, чтобы власть действовала по Божьему Закону, а не по человеческому. Христианам, конечно, не запрещено в политике участвовать, кроме одной категории христиан: священников — они не должны участвовать в политике. И также, конечно, эта заповедь требует почитания священства как слуг Божиих, тех, кто несет Закон Божий людям.

Следующая заповедь Господня говорит: «Не убивай» (Исх.20,13). Это шестая заповедь, многие считают, что это первая заповедь, очень многие. На самом деле это только шестая заповедь.

Почему нельзя убивать? Кто ответит?

— Жизнь — дар Божий.

— Да. То, что не ты давал, не тебе отбирать. Жизнь — дар Бога, и человек не имеет право ее отбирать. Грех убийства — тяжелейший грех, и этот грех, конечно же, вопиет к Небу об отмщении. Есть грехи, которые стирают с лица Земли народы, если они считают их допустимыми. Нельзя убивать людей, нельзя доводить их до смерти, против этой заповеди, например, грешат те люди, которые задерживают зарплату. Задержка зарплаты, а тем более невыплата, является смертным грехом, тяжелейшим грехом. И Бог обещал за это предавать смерти таких людей. Господь говорит: «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра» (Лев.19,13). Даже на ночь нельзя задерживать зарплату. Поняли?

Если вы отвечаете за выплату зарплаты, пусть что угодно будет, но зарплату вы обязаны выплатить вовремя — это ваш прямой религиозный долг. Иначе Господь говорит: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами» (Исх.22,22-24).

Ну, сейчас, правда, обращают не меч, а пулю. Вы, наверное, знаете, что участь тех людей, которые удерживают зарплату, очень часто в криминальных новостях оканчивается. И это не случайно, это Божья кара, которая пришла на них.


Конечно же, особенно страшно грешат те люди, которые обижают бедных, сирот, вдовиц — это тяжелейшее преступление, страшное преступление. Я знаю, мне рассказывали о чудовищной участи тех людей, которые грабили детские дома и так далее. А, к сожалению, нынешние детские дома грабят ужасно — страшное преступление...

— Грабят?..

— Да. Руководство их. Это страшное преступление перед глазами Бога, чудовищное совершенно.

И, конечно же, против этой заповеди грешат те люди, которые делают аборты. В аборте грешат, замечу, и мужчина и женщина — одинаково. Понятно? Не только женщина, которая пошла на аборт, но и мужчина, который знал об этом и благоволил к этому. Но это совершенно понятно, почему. Особенно тяжко грешат те, кто сами делают аборты.

— А вот некоторые рожают и бросают — это не грех разве?

— Грех, но все-таки меньший грех, чем аборт, согласитесь. Это естественно: она же жизнь хотя бы дает, жив человек остается.

— А если мать может умереть, если родит ребенка?

— Ну, опять таки, здесь очень простая ситуация. Смотрите. Когда мы говорим, что человек может умереть, не мы его просим, чтобы он занимался, скажем, шпионажем, разведкой внешней, — он может умереть. Ну и что теперь? Спецназовец воюет в Чечне, он может умереть. Так? Ну, что теперь: не идти в Чечню воевать? Пусть они здесь грабят всё? Милиционер — могут застрелить его, что же он теперь работать не может?

Другое дело внематочная беременность, то есть когда человек уже не может выжить — ни тот, ни другой. Здесь уже нет выбора для человека — ребенок не может родиться. Или выкидыш непроизвольный. Да? Хотя это невольное убийство, и человек виновен в причинах этого невольного убийства, а не в грехе убийства.

Ну, конечно, грешат против этой заповеди люди, которые ставят внутриматочные спирали, потому что это абортивное средство, оно убивает уже появившегося ребенка. Понимаете, что самое главное подразумевается? И с абортами, и абортивными средствами связано употребление гормональных противозачаточных средств, потому что они не всегда предотвращают зачатие, а очень часто они убивают уже появившегося ребенка. Потому что, вы знаете, что ребенок получает бессмертную душу с момента зачатия — ровно с этого момента. Я уж не говорю про то, что гормональные таблетки сами по себе грех, потому что это грех самоубийства, грех и зло для собственного организма. Одно — когда для лечения используются, в этом, конечно, греха нет никакого, когда человек лечится гормонами. Другое дело, когда человек принимает их для того, чтобы не забеременеть, он боится благословения Божия. Ведь вы знаете, что беременность — это благословение Божие. Люди раньше умоляли Бога, чтобы детей родить. Да еще при этом — это чудовищный удар по гормональной системе. Это все равно, что взять и по компьютеру кувалдой долбануть. Конечно же, это никак нельзя делать.

Против этой заповеди грешит также всякий человек, гневающийся напрасно, ругающийся, ненавидящий, злобный человек. Это — причины убийства. Все это запрещается Словом Божиим.

Следующая заповедь гласит: «Не прелюбодействуй» (Исх.20,14).

Господь запрещает супружескую измену: измену мужа жене и жене — мужу. Запрещает блуд, то есть внебрачные половые связи. Бог запрещает также противоестественные грехи, такие как гомосексуализм, онанизм, лесбиянство и подобные мерзости, о которых говорить не должно было бы, если бы это, к сожалению, не было бы очень распространено. Человек такой просто злоупотребляет даром Божиим, он употребляет не к месту дар Бога. Дар любви дан для семьи, люди должны хранить его, то есть семейную любовь, и должны быть верны друг другу, чтобы слово держать — элементарно, — и хранить себя в чистоте, а не разрушать себя. Следующая заповедь гласит: «Не кради» (Исх.20,15).

Не воруй. Нельзя воровать и нельзя присваивать себе чужого. Почему? Все, что мы имеем, дар Бога. Если ты воруешь у другого, значит, ты не доволен тем, как Бог управляет миром. Если человек прелюбодей, он не доволен выбором Божиим, не доволен своей судьбой, но, кроме этого, главное, что человек прелюбодействующий вступает в теснейшую связь с тем, с кем он вступает в половые отношения. Почему? Потому что апостол Павел сказал: «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть» (1Кор.6,16).

Вот муж и жена тоже становятся одно тело. Любой сексуальный контакт приводит к тому, что становятся единым целым. Понимаете? И если это общение, это целое, — не в Боге, тогда люди, собственно говоря, в нечистоту погружаются. Отсюда выражение: «Рога наставить». Чьи рога? — Бесовские.

А вор, будучи недоволен Богом, пытается как бы перераспределить то, что существует в мире, он спорит с Господом и, таким образом, он винит Создателя. Есть такая греческая поговорка: «Хочешь быстро и надежно обеднеть, работай по воскресным дням и воруй». И быстренько обеднеешь. И Царь Соломон говорит: награбленное сожжет твое добро. «Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им» (Прит.1,19).

Это действительно так. Если человек хочет покаяться в грехе кражи, он должен обязательно предварительно вернуть украденное. Это понятно.

Следующая заповедь гласит: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх.20,16).

То есть, нельзя лжесвидетельствовать на суде — это страшный грех, нельзя и слушать, и клеветать самому. Нельзя сплетничать, «перемывать кости». Это так, по убывающей, но это все связано с этим. Почему? Вообще все связано с тем, что нельзя лгать: отец лжи — дьявол. И поэтому кто лжет, тот от дьявола. Это вещь не угодна Создателю. Бог наш есть Истина, а дьявол — не наш, он — ложь. Дьявол — он клеветник, слово «дьявол» в переводе «клеветник» означает. Поэтому клевета с христианством не совместима. Однажды в одном из монастырей был случай, когда настоятель узнал, что один монах оклеветал другого монаха. Тогда он его выгнал из монастыря, сказав: «Нам одно дьявола достаточно, второго нам дьявола не надо». Потому что клеветник — это дьявол просто. Ну, по-гречески так и будет.

Наконец последняя, десятая заповедь гласит: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего

твоего» (Исх.20,17). То есть, не завидуй, не желай чужого. Даже так называемой «белой» зависти не должно быть у христианина. Потому что это опять проявление недовольства тем, как Бог распределяет блага. Зависть — такое чувство, что оно никогда не будет удовлетворено, человеку завистливому всегда будет плохо и всего недостаточно. Некоторые люди говорят: у меня «белая» зависть. Но вот, представьте себе: у одного человек есть «Мерседес», а другой человек хочет такой же. Ну, получит он такой же «Мерседес», вы думаете, он успокоится? Ему яхту захочется, потом ему остров захочется, самолет — и далее до бесконечности. Так? Она никогда не насытится, «белая» зависть. Ну, вспомните «Сказку о рыбаке и золотой рыбке» — очень точная сказка, очень христианская. И мы не должны желать и себе того же, что у ближнего нашего, а вместе с ним радоваться тому, что у него есть что-то хорошее, проявлять сорадование.

Понимаете? Что значит «сорадование»? То есть, мы должны учиться радоваться тому, что другому человеку хорошо. Зависть поэтому освобождается сорадованием. Как это делать? А очень просто. Когда начинает зависть действовать, вы скажите: «Слава Тебе, Господи, что ты дал этому человеку то-то и то-то, дай ему еще больше... Нет, если Тебе угодно, дай ему больше, а меня помилуй». Вот и всё. И понуждаем себя таким образом победить зависть. Такова ваша задача.

Это азы, с которых начинаете, а вершина — святость, в которую вы все призваны. Понимаете? Вы креститесь для этой цели. Бог говорит: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь [Бог ваш], и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои» (Лев.20,26). «...Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5,48).

Готовы? По пути святости готовы идти? Среднего не дано — знаете? Или ты свят, или ты в аду. Понятно?! Любая страсть неизжитая, с которой не борешься, она тебя разложит. С ней надо сражаться, и не просто сражаться, а надо победить! И сражаться до самой смерти, тогда будете победителями. Святой человек — который охвачен силами бесконечной Жизни, охвачен силами Вечности, поэтому вы должны стремиться к святости, стремиться к Богу, и Бог будет с вами. Вот этого я вам желаю. Пусть Дух Господень, Дух Святой, озаряет всех вас, и милость Божия с вами да будет. Спаси, Господь!

В следующий раз мы читаем Евангелие от Марка. Евангелие от Матфея мы к этому разу читали.

Кто приходил на наши занятия пять раз, вы у нас приходите в 8 утра натощак, в четверг, ничего не ешьте, не пейте. Купите себе длинную крестильную рубашку (или сшейте) — белую, большое полотенце пляжное, шлепанцы и крестик на веревочке. Натощак приходите. Помните Символ Веры... Символ Веры всем понятен? Каждое слово там понятно? Не будет, чтобы вы спотыкались: «А я не понимаю, а я не знаю ничего». Нет? Ну, и хорошо. Цепочку потом наденете, просто неудобно надевать, чисто технически.

 

ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ


«Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись», — поет Церковь, принимая в свои недра новых чад Божьих. Действительно, что может быть прекраснее, чем это Таинство возрождения? В нем люди очищаются от всех грехов своих. Огонь Святого Духа переплавляет всю их природу, выжигая заразу древней смерти. Крещение — это новое рождение водою и Духом духовного человека, участие в смерти и Воскресении Первородного, гибель дьявола в священных водах, проницание полноты человека сиянием Божества. По словам святителя Григория Богослова, «просвещение есть пособие в нашей немощи, отложение плоти, последование Духу, общение со Словом, исправление создания, потопление греха, причастие света, рассеяние тьмы. Просвещение есть колесница, возносящая к Богу, сопутствование Христу, подкрепление веры, совершение ума, ключ Царства Небесного, перемена жизни, снятие рабства, разрешение от уз, претворение состава. Просвещение есть лучший и величественнейший из даров Божьих»[1]. Но в результате коммунистических гонений XX века в Русской Церкви возник ряд практик, грубо нарушающих апостольское предание совершения этого Таинства. Первый вопрос, который возникает:

 

МОЖНО ЛИ КРЕСТИТЬ ЛЮБЫХ ДЕТЕЙ?

Согласно Катехизису, дети крестятся по вере восприемников и родителей[2]. Причем, согласно 7 правилу III Вселенского Собора, мерой этой веры является Символ Веры Никейского Собора. Вот это определение: «Святый Собор определил: да не будет позволено никому произносить, или писать, или слагать иную веру, кроме определенной от святых Отец, в Никее граде, со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнут слагать иную веру, или представлять, или предлагать хотящим обратиться к познанию истины или от язычества, или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси: таковые, если суть епископы или принадлежат к клиру, да будут чужды — епископы епископства, и клирики клира; если же миряне: да будут преданы анафеме». Поэтому тот, кто не признает хотя бы одного из догматов Символа, не может быть крещен, так же как не могут быть крещены и его дети.

203 правило Номоканона при Большом Требнике не признает действительным Крещение тех младенцев, которые были крещены по просьбе родителей мусульман, так как они не верили православно, и потому не было исполнено библейское требование «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16,16). Это постановление было принято Константинопольским Собором при патриархе Луке Хрисоверге. Оно основано на 8 каноне VII Вселенского Собора, запретившего крестить еврейских детей, если их родители не искренне примут христианство.

Особо оговариваются нормы для достойного восприемничества. По нормам Синодального периода Русской Церкви, «не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и все вообще лица, низко упавшие в общественном мнении по своему нравственному поведению. Не бывшие у исповеди и св. Причастия 5-10 лет, конечно, по нерадению, не могут дать воспринимаемым от купели 3руководства и назидания в своей жизни, что вменяется в обязанность восприемникам»[3].

Дети иноверцев (к которым относятся те, которые не признают священного Символа) крестятся только после расписки родителей, что они будут воспитывать их в Православии (Указы Синода от 1722. II, 28; 1830, XII, 29; 1844, II, 18). Согласно 1 правилу Тимофея Александрийского, все дети старше 7 лет должны проходить оглашение, которое, согласно указу Синода (от 20.02.1840), должно длиться 6 месяцев, хотя правящему архиерею и дано право сократить этот срок в отдельных случаях.

Итак, мы видим, что священники грубо нарушают священные правила, если крестят всех детей без разбора. Они рискуют бросить священный дар Крещения демоническим псам. Тем более важным является

 

ВОПРОС КРЕЩЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ.

Как же его должно совершать по ныне действующим церковным правилам? «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28,19), — таково неизменное на все века повеление Христа Спасителя. Точно следуя ему, Православная Церковь в течение всей своей истории всех взрослых, ищущих благодати святой Купели (начиная с 7 лет — см. правило 1 Тимофея Александрийского[4]), допускала до него отнюдь не сразу, а лишь после изучения ими основ веры (оглашения) и отречения от заблуждений предыдущего вероисповедания. Согласно 2 правилу I Вселенского Собора: «Поелику, по нужде, или по другим побуждениям человеков, многое произошло не по правилу церковному, так что людей, от языческаго жития недавно приступивших к вере и краткое время оглашенными бывших, вскоре к духовной купели приводят; и тотчас по крещении возводят в епископство, или пресвитерство: посему за благо признано, дабы впредь ничего такового не было. Поелику и оглашенному потребно время, и по крещении дальнейшее испытание. Ибо ясно писание Апостольское глаголющее: не новокрещенного, да не разгордившись в суд впадет, и в сеть диаволу. Если же, в продолжение времени, душевный некоторый грех обретен будет в некоем лице, и будет обличен двумя или тремя свидетелями: таковой да будет исключен из клира. А поступающий вопреки сему, яко дерзающий сопротивляться великому Собору, подвергает себя опасности исключения из клира». По свидетельству литургиста прот. К. Никольского (Учебный Устав Богослужение. СПб.1907, стр. 663-665), то чинопоследование Крещения, которое приведено в Требнике, является завершением чина Присоединения и без этого чина совершается лишь над младенцами до 7 лет. Такая практика существовала всегда и везде. И в Русской Церкви она была общеупотребительной вплоть до революции 1917 г. (Указ

Синода 1840, 20 февр.).

Так что те, кто крестят без оглашения, подлежат лишению сана, согласно этому правилу Никейского Собора. Как же должно происходить оглашение? Человек, желающий узнать о христианстве, приходит в храм, спрашивает, слушает (он может находиться в храме до возгласа «елицы оглашении — изыдите»). Когда он уже решает принять Крещение, то переходит в разряд «елицы ко просвещению». Так как практически никогда человек не приходит во взрослом возрасте к Крещению в полностью девственно-невежественном религиозном состоянии, то ему необходим по правилам чин Присоединения. Согласно 7 правилу II Вселенского Собора и 95 правилу Трулльского Собора, «всех прочих еретиков: всех, которые из них желают присоединены быть к Православию, приемлем, якоже язычников. В первый день делаем их Христианами, во второй оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и в уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывать в церкви, и слушать Писания, и тогда уже крещаем их. Такожде и манихеев, валентиниан, маркионитов и им подобных еретиков».

Кстати, тут уместно назвать тех христианских еретиков, которых необходимо принимать в Церковь через св. Крещение. Это все протестанты, кроме лютеран, реформатов, англикан и старокатоликов. Связано это, во-первых, с тем, что протестанты отвергают возрождающую силу св. Крещения. Они убеждены, что Крещение — лишь обряд верности, а не рождение от воды и Духа. Почему мы и не можем признать их обряд Таинством. Во-вторых, баптисты, пятидесятники и другие сектанты (напр. «Церковь Христа» — т. н. Бостонское движение) крестят в одно погружение, что прямо запрещается 7 правилом II Вселенского Собора, а другие (например, методисты) крестят окроплением так, что часто ни одной капли воды не попадает на «крещаемого». Также крестят адвентистов, искажающих учение о Божестве Христа, «свидетелей Иеговы», отвергающих св. Троицу, и радикальных еретиков из Белого Братства и Богородичного центра, молокан, духоборцев и т.п..

Необходимо крестить т.н. «погруженцев», то есть тех, кто был крещен неизвестно кем и как в годы гонений. Признавать мирянское крещение дозволяется только тогда, когда четко и достоверно от свидетелей известно, что Таинство совершилось в три погружения с использованием точной крещальной формулы. В случае малейшего сомнения крещение должно повторять.

Также не признается крещение старообрядческих начетчиков, если нет четких свидетельств правильного совершения обряда. Дело в том, что существует ряд беспоповских согласий, радикально искажающих форму Таинства.

Что же касается других еретиков и раскольников, то необходимо присоединять их по тому способу, который установлен на данный момент священноначалием.

Тотчас после этого решения священник должен расспросить, был ли он раньше крещен, а также ради ли спасения своей души, а не ради прибытка или какой-то временной причины (например, ради здоровья или брака) он желает креститься. Узнав, что это не так, священник нарекает оглашенному христианское имя. Этот обряд очень важен, потому что он духовно защищает оглашенного от атак сатаны, не желающего расстаться со своим рабом.

При этом до революции Церковь требовала, чтобы крещаемый нашел себе поручителя — восприемника, который готов за него поручиться.

Обряд этот происходит в притворе, перед церковными дверями. [5] После него священник входит в алтарь и с открытой головой падает ниц перед Престолом, благодарит Бога об обращении его и молится, чтобы ему была дана благодать проповеди и открылись его уста, чтобы научить оглашенного пути спасения. После молитвы священник облачается в фелонь (епископ же в мантию и берет в руки жезл) и, поцеловав св. трапезу, исходит к церковным дверям. А хор поет 33-й псалом.

Став внутри храмовых дверей, он спрашивает оглашенного:

— Кто ты есть?

Ответ: Я — желающий познать истиннаго Бога и спасения ищущий.

Вопрос: С какою целью пришел ты ко святой Церкви?

Ответ. Научиться от Нее истинной вере и к Ней присоединиться.

Вопрос: Какую пользу надеешься получить от истинной веры?

Ответ: Жизнь вечную и блаженную.

После этого священнодействующий поучает:

Если хочешь иметь жизнь вечную, должен веру православно-кафолическую (вселенскую) соблюсти. Вера же сия состоит в том, чтобы исповедовать Бога, единого в Троице, — Отца и Сына и Святого Духа, и Троицу во Единице, ни сливая Лиц, ни разделяя Существо. Потому что Бог есть Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой: однако не три бога, но един Бог. И о воплощении Господа нашего Иисуса Христа разуметь, что Он одновременно есть Бог и Человек: Бог, Сын Единородный от Бога Отца, прежде всех век рожденный, Человек же, от Марии Приснодевы (Всегда Девы) плоть нашу воспринявший; пострадал плотью и распят на Кресте ради нашего спасения, умер и воскрес, вознесся на Небеса и воссел по правую сторону Бога и Отца; когда же придет судить, все воскреснут, и праведники жизнь блаженную наследуют, творившие же зло примут муку вечную по делам своим. Эту веру проповедали апостолы, кровью своею запечатлели мученики, провозвестили Соборы и все отцы и учителя Церковные.

Так же и ты веруя, должен и заповеди Господни соблюдать, ибо вера без дел мертва. Древнейшие и наибольшие заповеди суть: Возлюби Господа Бога Твоего всею душою твоею, и ближнего твоего, как самого себя.

Внушая нам хранить обе эти заповеди, Христос Спаситель наш повелел нам и врагов любить, и всем обижающим добро творить, и уклоняться от всякого зла. Корни же зла суть: гордость, жадность, похоть плотская, зависть, невоздержание, гнев, леность. Ты же, так как хочешь стать наследником Царствия Небесного, побеждай их добродетелями:


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!