Издательство храма пророка Даниила на Кантемировской 7 страница



— Ангел может своим заступничеством.

— Нет, сам. Не может. Почему, знаете? Потому что Ангел — существо сотворенное, то есть имеющее начало, а то, что имеет начало, может иметь конец. Поэтому, естественно, то, что имеет начало, то есть Ангел, например, он не может избавить человека от смерти. И точно так же, конечно, не может избавить человека от смерти враг, дьявол. Дьявол — он вообще убийца, ненавидит людей и хочет убить всех. Тем более он не будет избавлять человека.

Итак, получается, что человека на земле никто не может от смерти избавить. Кто может избавить? Только Тот, Кто сотворил человека изначально. Это очень важно! Почему в христианстве считают одним из важнейших догматов догмат творения? Почему? Потому что если человек не сотворен Единым истинным Богом, а если, например, от обезьяны произошедший (знаете, есть такие глупые люди, которые думают, что человек от обезьяны произошел, в школах даже преподают такую глупость), то Богу просто ни к чему его спасать, незачем, понимаете, он же чужой, он не Его творение. Он совершенно для Него чужое, лишнее существо.


Но Церковь верит и знает точно, — не только верит, но и знает, — на собственном опыте знает, что Бог есть Творец всемогущий и Он сотворил всего человека, и тело и душу человека. Это очень важно, потому что многие люди говорят, что душа — это, знаете ли, вот что: весь человек это душа, а тело — как оболочка. Слышали, наверно, такие разговоры. Вот такие разговоры очень популярны сегодня, и отсюда, например, вытекает: что бы ты ни делал с телом, душа может быть хорошей. На популярном уровне звучит так: я, например, телом жене или мужу изменяю, а душой я всегда с ним. Но это, конечно же, простите, самообман. И к истине это никакого отношения не имеет. Бог — Творец и тела, и души человека. Поэтому, конечно же, нужно, чтобы Сам Творец пришел и спас человека. И как это происходит? Происходит это таким удивительным образом, что Сын Истинный, Сияние Отца и вечное Самооткровение Отца, становится Человеком. По какой причине? Нуждался ли Бог в том, чтобы спасти человека? Вот как вы можете сказать? Нуждался или не нуждался? Он был обязан спасать людей? Бог обязан — можно так сказать? Бог не обязан, нет, конечно же. Скорее была бы понятна такая позиция: если тебе предложили по-хорошему, а ты не захотел — ну и гуляй, пожалуйста, выбрал, так живи по-своему. В принципе, Он бы мог так сказать, и никто бы Ему ничего не возразил.

Просто людей Ему стало жалко. По любви Своей к людям посылает Бог Сына Своего, Свое вечное Самооткровение, в мир, чтобы людей укрепить нетварной Божественной силой. Чем может быть преодолена смерть? Только бессмертным по природе. Только Тот, Кто никогда не начинался, может преодолеть смерть. Кто может избавить грех, искупить грех? Только Тот, Кто свят. Только Он может выжечь грех из корней его. Кто может преодолеть проклятие? Тот, Кто проклял. Только Тот, Кто проклял. Ведь Бог проклял человека. Почему? По справедливости. Справедливость требует: зло должно быть проклято. И зло было проклято. И только Сам Бог мог от этого проклятия человека избавить.

И вот поэтому происходит действительно удивительное чудо. Бог становится Человеком, для того чтобы людей возвести к Самому Себе, чтобы человек стал богоподобным существом, чтобы он стал богом по благодати. И в этом — суть христианства, в том, что человек не просто становится хорошим. Вот вы же креститесь, знаете, для какой цели? Для того, чтобы стать святыми. Для меньшей цели креститься незачем. Христос пришел, чтобы людей сделать святыми, богоподобными существами. А мы размениваемся на какую-то мелочь. Одна барышня мне сказала: я покрещусь, чтобы у меня с сыном все хорошо было. Согласитесь, ну как это можно креститься, чтобы с сыном было все хорошо. Мелковато как-то все-таки. Это все равно, что взять алмаз и использовать его для забивки гвоздей. Несоизмеримые вещи получаются. Или, например, использовать какую-нибудь прекрасную картину для шинковки капусты.

И поэтому Господь приходит на землю. Но как Он приходит? Естественно, мы знаем, что Господь не насиловал человеческую волю для того, чтобы сделать людей богоподобными, вернее богообразными. Богоподобными они должны были стать. И в часть этого богообразия входит то, что человек имеет свободную волю. Потому что без свободной воли не возможны ни любовь, ни дружба — ничто. А Бог создал человека для того, чтобы он любил Его, жил бы в Его любви. И поэтому Господь в течение пяти с половиной тысяч лет ищет Себе человека, который мог бы отдать Ему все свое сердце. Ищет, ищет и не находит. Он выращивал Себе Свой народ, целый народ вырастил специально. И вот — пять с половиной тысяч лет, условно говоря, селекции такой. В каком смысле селекции? Не в смысле дарвиновском, а в смысле поисков наибольшей любви. Это, скажем так, антидарвиновская селекция. Если в дарвинизме кто сильный, тот и прав, то в христианстве кто любит, тот и прав. Кто больше всего любит, тот и ближе всего к Богу. Так вот, в результате этого нашелся один человек, Который возлюбил Бога всем сердцем своим, всей душой своей. Как этого человека звали?

— Иисус Христос!

— Иисус еще не родился.

— Божия Мать.

— Дева Мария. Дева Мария, прекраснейшая из всех дочерей человеческих, сердцевина человеческого рода, единственный непорочный цветок, который вырос на дереве человечества. И в Библии есть такие удивительные слова: «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами» (Песн.2,2). Представьте себе: репейник, целое огромное поле репейника растет. Представьте: лопухи, репьи там всякие, чертополох. И оттуда лилии вырастают, представляете, какая красота, удивительный такой вот контраст. Так же и Дева Мария — Она выросла на поле человечества, терновом, грязном, похабном, откровенно говоря. Непорочнейшая, прекраснейшая и чистейшая Дева. Потому что Ее воля выбрала Бога с самого младенчества, и Она так захотела с самого детства. Но произошло это не случайно. В Ней как бы собрались все добродетели предыдущих поколений. На самом деле, и добродетели ведь тоже не остаются замкнутыми в одном человеке, они тоже передаются. Мы знаем, что грех одного человека влияет на другого человека. Элементарно: человек, например, напился, поехал по дороге и сбил другого человека. И неважно, что тот человек не грешил, но последствия греха коснулись и его жизни.

Так же и добродетели, они тоже не остаются без влияния на других людей. Недаром говорят: яблочко от яблони недалеко падает. Поэтому, например, если семья живет по христианским законам, ищет Бога, то дети будут более защищены, и им будет легче стать святыми, чем детям из семей, где люди пьянствуют, блудят или ненавидят. Почему? Атмосфера в семье влияет на детей. И действительно, добродетель как бы «заражает» человека, условно говоря.

И вот, из этого дерева вырастает Пречистая Дева Мария. Господь это семя пестовал в течение многих тысячелетий, и вот выросла, наконец, Пречистая Дева. И к Ней однажды является Архангел Гавриил и говорит ей: «... радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1,28). А Мария удивилась, думала: что же это за такое странное приветствие? А тогда Ангел говорит Ей: «... Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк.1,30-33). И Дева Мария отвечает: «...как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк.1,34) Почему Она так говорит? Потому что Она была девственницей. И Она дала обеты вечного девства. Про Нее говорят, что Дева Мария — это первая монахиня в истории мира. Многие люди думают, что монахи такие мрачные люди. Правда, у нас это сложнее думать, потому что, если посмотреть на наших монахов, которые у нас здесь во множестве ходят, — многих ли вы тут мрачных монахов видели? Они очень веселые, наши монахи, это очень даже видно: среди монахов веселых людей гораздо больше, чем среди семейных. Я просто, как знающий и ту и другую жизнь, могу подтвердить. Потому что монашество действительно приближает человека к Богу.

И вот Дева Мария, будучи первой монахиней, говорит: как же Я могу родить сына, когда Я девственна? Ангел отвечает ей: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1,35). То есть, я не знаю, как это произойдет, но это тайна, тайна, которая невыразима никаким языком. Но я знаю, Кто эту тайну сделает реальностью — Дух Святой и сила Всевышнего.


Какая такая сила Всевышнего, как вы думаете? Да, Божественная сила. Кто здесь имеется в виду?

— Святой Дух.

— Дух Святой есть, а еще Кто? Сам Христос! Он есть природная сила Отца. Апостол Павел говорит, что Иисус есть Божия премудрость и Божия сила (1Кор.1,24). Какой силой творил Бог мир? Христом, Словом Своим, то есть Тем Самым Словом, Которое было в начале, Которым сотворен был мир.

И эта Сила осеняет Деву Марию и Сама, Своей Силой создает Себе тело. Но здесь вся судьба мира висела на волоске. Бог мог стать человеком, а мог и не стать. Это зависело от чего? От свободной воли Девы Марии. И Она сказала: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк.1,38). И Слово стало плотью. Бог Сын вошел в Ее утробу таинственным, чудесным образом, создал собственную Личность. Сотворил Себе собственную человеческую природу. Он создал Себе тело из Ее кровей, создал Себе душу, и Он стал подлинным Человеком, оставаясь при этом подлинным Богом.

Процесс творения проходил, как в начале мира. Помните, мы рассказывали в прошлый раз? Бог сотворил мир каким образом? Он говорил: да будет свет, и стал свет. Да будет твердь — и стала твердь. Он говорил: да будет. И мир появлялся. И вот пришел тот единственный момент, когда человек мог сказать Богу: да будет. И вот Дева Мария говорит Богу — да будет! И по этому слову Бог становится Человеком. Потому что Бог всегда слушается человека, Он ищет его воли, ищет, чтобы его воля была послушна Ему. И вот, таким образом совершается величайшая из тайн — Боговоплощение. Дева Мария вынашивала ребенка, как и любая мать, в течение девяти месяцев, и родила Его в городе под названием Вифлеем, что в переводе означает «дом хлеба».

Вот ведь удивительно: на самом деле это тоже промыслительное название. Потому что это дом, где был испечен, как говорит Церковь, Хлеб, Который мы вкушаем в Причастии. Здесь я немножко должен отвлечься, немножко сказать о том, какое значение имеет Боговоплощение для людей.

Дело в том, что между Богом и людьми было три преграды. Ну, об этом и здравый смысл говорит. Какие? Ну, давайте посмотрим.

Первая преграда — это преграда разницы природ. Вот можете ли вы с ограниченной человеческой природой, ограниченной, слабой, немощной, прорваться сквозь пространство и время. Можем ли мы это? Нет! Охватить бесконечность своим умом можем? Нет! То есть, к Богу мы прорваться никак не можем. Вот эта разница природ, которая не одинакова у Бога и у человека, она нам мешает. Более того, когда в Ветхом Завете люди видели Бога, они были в страхе и трепете. Вот, знаете, евреи сейчас качаются во время молитвы, замечали, наверное. А почему? Они вспоминают о Синайском Богоявлении. Там сказано, что когда люди увидели Бога, они были в страхе и трепете, они закачались от ужаса, когда увидели Бога. Они увидели даже не Самого Бога, они видели только Его явление, Его славу. От этой славы гора Синай и еще множество гор вокруг начали гореть и таять, плавиться. Вот я был на Синае в ноябре месяце прошлого года — и там, действительно, такие потоки застывшей лавы видны. Вся гора была расплавлена и, более того, пропитана как бы ударами молний. К тому же она вся разрисована даже такими кустами неопалимой купины, как будто Самим Богом написанной. То есть, человек увидев Бога, начинал трепетать. Часто мы думаем, что Бог такой близкий, вроде деда Мороза: попросишь, тебе сразу даст, такой добренький, Который у тебя ничего не просит. Вот такое представление у людей есть о Боге — этакого добренького старичка хочется им видеть. На самом деле нет ничего более далекого от истинного Бога, чем вот это представление. Когда люди видели Бога, они были в страхе и трепете, они были в ужасе. Когда Моисей захотел увидеть лицо Бога, Бог сказал ему: «. лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых»

(Исх.33,20). Почему? От чрезвычайной яркости Его Божественного лица. То есть полыхающий огонь Божества может спалить человека, если он подойдет к Нему неподготовленным. Потому что чрезмерно сияние, чрезмерна сила, могущество. Поэтому, кстати говоря, начало премудрости, это что?

— Страх Божий.

— Страх Господень, это очень важно. Страх Господень. Не панибратство с Богом, в котором нет никакой премудрости, а одна глупость, а именно страх Господень.

И вот, эта стена совершенно непреодолима для человека. Но между Богом и человеком вторая стена стояла. Какая? Греха. Разве может справедливый правосудный Создатель примириться с грехом, как вы думаете? Нет. Всякое зло должно быть наказано. Это любой, даже маловерующий человек, даже неверующий знает. Даже все эти завистливые крики коммунистов: а почему богатым хорошо, а бедным плохо — они восходят к неким извращениям, конечно же, извращениям, но извращениям праведной мысли, что зло должно быть наказано. Извращение — потому что это просто зависть на самом деле. Но, тем не менее, в основе лежит праведная идея.

Так вот, и как можно тут избежать наказания? Увы! Наказания избежать нельзя. Нужно, чтобы кто-то заплатил. Есть у нас возможность такая? Можно искупить. А вот может ли человек сам себя искупить? Ну, искупить — значит выкупить себя. Ну, представляете: вы сидите в рабстве, среди чеченских заложников, в Чечне. Как вы себя можете выкупить сами? Что бы вы ни заработали, все это принадлежит тирану, который вас держит. И здесь нужно, чтобы вас кто-то выкупил.

И поэтому необходимо было преодолеть вторую стену, чтобы людям можно было прийти к Богу. Нужно было, чтобы был принесен выкуп за людей. Чтобы невинные умерли за виновных. И только таким образом могли виновные получить освобождение. Об этом далее тоже скажем.

Кстати говоря, всем понятно, что Бог умереть не может по природе Своей. Но и человек, если просто человек умрет, — ну и что, он сам под долгом находится.

Тут мы подошли к тому, что и третья преграда стояла между Богом и людьми. Какая? Преграда смерти. Даже если человек встретится с Богом бессмертным, даже если он с Ним будет общаться, с Ним помирится, но если он смертный и его душа навсегда разделилась с телом, то в этом случае богообщение невозможно. Бог не умирает, Он же бессмертен. А человек смертен. Как можно общаться смертному с Богом вечным? А ведь для этого Бог и творил человека. Поэтому должна быть уничтожена третья преграда — нужно, чтобы кто-то уничтожил смерть. Причем нужно, чтобы ее уничтожили справедливо, опять-таки, взорвав ее изнутри.

И вот для этого приходит Христос. И в Своем воплощении Он что делает? Он уничтожает первую стену, которая была между Богом и людьми. Какую? Стену разницы природ. Он не просто по виду человек, Он стал Человеком настоящим, подлинным Человеком, с душой, как у нас, с такой же душой, с умом, волей и чувствами, как у нас. Тело — такое же, как у нас, абсолютно; и боль Он чувствовал, и уставал, и голод чувствовал Он... Словом, настоящий, обычный Человек, за одним исключением: в Нем не было греха. Почему? Потому что Его тело было собственным Телом Бога, Его душа была собственной Душой Бога. У Него было самосознание, Его Я, у Него была одна ипостась, одна Личность была. Личность Кого? Бога Слова, Вторая Личность Бога. Очень важно помнить, что в Боге три Личности, — мы это помним, — три Я. Так вот, Он был вечным «Я» вечного Бога Отца.


Если вы будете читать внимательно Евангелие, вы можете удивительный момент там заметить, внимательно если читать, посмотрите, Он говорит: «истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.8,58). То есть, Он стоит над временем. Но также Он говорит: «Отче! избавь Меня от часа сего!» (Ин.12,27) Как человек говорит, конечно же. Поэтому мы видим, что Его Личность стала своей и для Божества, и для человечества.

Удивительно, среди многих личностей — вот мы с вами все личности человеческие — появилась одна Личность Бога, Бога Сына, ставшего Человеком. И в этой Личности существует человеческая природа, не растворяясь, не сливаясь, не изменяясь и не разлучаясь теперь больше никогда с природой божественной, потому что Бог стал Человеком навсегда, и в Нем существует две природы: божественная и человеческая. Причем каждая природа жила сообразно себе. Поэтому мы исповедуем во Христе две присущих Ему природы.

Таким образом во Христе преодолена эта стена преграды между Богом и людьми. Теперь, соединяясь со Христом, мы можем через Его посредство соединиться с Богом. Почему? Он — как бы переходник, в полном смысле этого слова. В Нем соединились две природы, не исчезая. Вот, смотрите, представьте себе: если бы во Христе природа человеческая была бы поглощена, могли бы мы с Богом соединиться? Нет, конечно же. Тогда Он, значит, не Человек. Значит, мы сгорим — и всё. То есть, соединяясь с Богом, мы сгорали бы, как мотыльки в огне. Вот как, например, индуисты думают? Они говорят, что если с Богом встречаешься, то ты растворяешься, твоей личности больше нет. Поэтому-то главная задача индуиста — разрушить свою личность. Или там буддистов. Но буддисты, правда, с Богом не захотят быть. У них другое верование, не как у индуистов.

А представьте себе, была такая ересь, очень популярная сейчас, кстати говоря, — учение о том, что люди с Богом порознь существуют. Такое мнение, что Христос был отдельно, в Нем было две личности: это был человек Иисус, в Котором жил Бог Слово. Как в храме, ну, как в пророках, так же и во Христе жил Бог. Возможна ли тогда связь Бога с человеком? Да нет, это же просто будет встреча — и всё, связи не будет, объединения, единства без разрушения не получится. А просто встреча — ну, мало ли что, ну, встретились, ну, Моисей встретился с Богом, ну и что? Он умер и отошел. Хотя он был праведный, кротчайший из всех людей, живших тогда на земле.

— А до Христа?

— Вот, до Христа, я и говорю, встречались и уходили, плакали, ждали Его, надеялись на Него. И только когда Он Сам прошел этим путем, они оттуда, из глубин ада смогли выйти. И, кстати говоря, смотрите, в чем главная опасность современных цивилизаций, особенно западных? Люди что хотят? Люди хотят быть людьми без Бога: я сам себе голова, я сам себе хозяин. Люди говорят: я сам определяю, что для меня хорошо и что зло. Замечали такую тенденцию? Я сам себе властелин. А на чем это основано? Основано на неверном представлении о Христе. Все сводится ко Христу. Почему люди не могут ко Христу равнодушными оставаться? Если человек внимательно читает Евангелие, у него или ненависть страшная поднимается, или, наоборот, любовь возникает. Вот, кстати, я не встречал нейтральных ко Христу людей. Если человек искренно только станет читать Евангелие, он не останется равнодушным к Нему. Вот тут как-то распадаются люди на две части, расходятся на обе стороны. Я видел людей, которые рвали потом Евангелие в ненависти и плевали в иконы, потому что они понимали, что они не смогут такой же образ жизни вести, как раньше, в таком же спокойствии жить, они не хотели меняться, но понимали, что они без Бога не могут, и ненавидели Его за это. А некоторые, наоборот, любили Бога и с радостью принимали Благую весть. Потому что Христос — это действительно Камень, краеугольный Камень, на Котором многие спотыкаются и падают. Так вот, главная ошибка современной западной цивилизации и нашей многострадальной Российской страны в том, что люди захотели быть людьми без Бога, а человек настоящим человеком становится когда? Когда он соединяется с Богом. Он для этого предназначен, в этом цель его. Когда человек начинает жить без Бога, это всегда плохо заканчивается. На самом деле все главные проблемы — в неправильном учении о Христе. Недаром все первое тысячелетие Церковь боролась за тайну Христа. Даже икона, с чем она связана? Почему мы никогда не согласимся с протестантами, утверждающими, что нельзя делать иконы? Почему? Потому что, если нельзя делать иконы, значит, Христос не стал Человеком. Значит, Он не изобразим. А раз не изобразим, значит, Он не Человек, а раз Он не Человек — всё, дорога к Богу закрыта! Для нас икона имеет вот это важнейшее значение. В этом как раз и есть выход для нас, выход к бессмертию, выход к победе над проклятием, выход к победе над грехом.

И вот, Христос становится подлинным Человеком. Он рождается от Пречистой Девы Марии где? Он рождается в пещере, которая была чем? Хлевом. В хлеву, представляете! Царю Царей, Тому, Кто и по человечеству должен быть властелином даже Израиля, какое место достается? Хлев! Другого не находится. И вот кладут Его в ясли, в кормушку для животных. Мать Его рождает и кладет Его в ясли, то есть в кормушку для скота. Эти ясли, кстати, в Риме до сих пор сохранились. Христовы ясли, представляете, такое корыто небольшого размера. Действительно, удивительная вещь. Церковь до сих пор потрясается, удивляется этому. Вот если вы внимательно послушаете церковные песнопения, а ведь в Церкви есть прекрасные гимны, которые поются на богослужении, они — образец изощреннейшей поэзии. И Церковь в гимнах говорит, например, такие слова: что может быть более убогое, чем хлев. Согласитесь. Хлев пещерный. Что может быть более убого, чем ясли для скота? И там — Драгоценность, там Невместимый вмещается. Это потрясающая тайна!

Вот Церковь никогда не пыталась затереть тайны Христа, она не говорила, что это нормально, это обычно. Нет, Церковь только и говорила, всем говорила, всегда говорила только так: самое единственное, необычное, что есть на свете, это — Христос, это самая редчайшая новизна.

Ну, как вы думаете, Новый Завет, Он устарелый? Вот сейчас люди говорят: ну как же, книга две тысячи лет назад написана, как она может не устареть? А ведь действительно так, не устарел Новый Завет! На самом деле удивительно, что все то, что пытаются сделать более новым, чем Новый Завет, оказывается старым перепеванием языческих басен, которые давно мхом поросли. А Христос есть единственная Новизна. На самом деле вот и удивляет, что люди говорят: ой, новости посмотрим, вчера два политика подрались между собой, ой, новость какая! Разве это новость? Потому что много тысячелетий политики дерутся между собой, вплоть до мечей, до топоров, ну и что из этого, да разве это новость? Единственная новость под солнцем — это что? Это — Боговоплощение, когда Бог с высоты сходит, становясь Человеком. В каком смысле сходит? Не перемещается, конечно, потому что Бог вездесущий, а являя Себя на земле так же, как Он являл Себя раньше Ангелам.

И вот, к Христу приходят поклониться волхвы и пастухи. Волхвы — это астрологи, персидские цари, как поет церковь древняя, знатоки звезд, язычники, которые были в суеверном поклонении светилам и которых звезда учит кланяться Богу, перестать быть астрологами, а стать кем? Стать христианами. Кстати, очень важно, что многие люди как раз эту Вифлеемскую звезду используют для обратных целей. Но нет, наоборот, звезда научила людей, что нужно кланяться не звездам и не угадывать по ним судьбу, а поклониться Кому? Не человеку, а Богочеловеку! Богочеловеку — не просто Богу, а Богочеловеку, Богу, ставшему Человеком. Вот истинное поклонение. Потому что мы с вами не поклонники фонарей. Не фонари нами управляют, нами управляет всемогущий и любящий Бог. И этому научили нас волхвы, бывшие астрологи, которые принесли младенцу Христу подарки: золото — как Царю, ладан — как Богу и смирну — как Тому, Кто должен умереть, как будущему мертвецу. И также Ему поклонились пастухи, которым явились Ангелы Господни, возвещая им радость. Какую же радость? Они говорили: «...слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк.2,14). На земле наступил наконец-то мир, и между людьми появилась добрая воля, благоволение. Мир между кем? Наступил наконец-то мир между людьми и Ангелами, между людьми и Богом.

Как вы думаете, Ангелы радовались, смотря на людей до Пришествия Христа? Да нет. Думаю, честно говоря, что Ангелы и сейчас на Российскую Федерацию смотрят и не очень радуются, согласитесь. Только честно если? Вот, не думаю, что Ангелам нравится, когда люди блудят, убивают. А представляете, в России три миллиона человек убивают в год, люди убивают собственных детей, мамочки! Три миллиона в год — неплохо, а? Это — как Ирод, он то же самое сделал с детьми в Вифлееме. Это кошмар просто! Это же беснование массовое, вот оно было и тогда, конечно же. Но люди тогда доходили до еще большего безумия. Потому что для Бога убийство — это даже меньшее безумие, чем самое величайшее из безумий — идолослужение, идолопоклонство, поклонение твари вместо Творца. Большего безумия с точки зрения Бога нет. Очень важно помнить это, потому что многие люди говорят про идолопоклонников: они же там своим богам кланяются, мы должны уважать их чувства. А Бог говорит: это величайшая из мерзостей, которую может сделать человек. Когда человек воздает творению поклонение, подобающее только Богу. И, как следствие, там будут и блуд, и убийство, и так далее.

И вот, после этого, как мы помним, Ирод пытается убить Христа. Христа же, по откровению Ангела, уносят в Египет, и там, кстати, в капищах до сих пор, когда, по преданию Церкви, христиане иногда приходят, падают идолы, истуканы рушатся в Египте, об этом даже египетские источники сообщают. Потому что в идолах жили и живут до сих пор злые духи, князья тьмы.

После этого Христос возвращается в Назарет — это город на севере Галилеи — и живет там в течение тридцати лет. И лишь один эпизод мы знаем из Его жизни, вернее, два эпизода: на сороковой день после рождения Его приносят в храм, и Его там встречает один древний старец Симеон, который предсказывает, что Он лежит теперь на падение и на восстание всех тех, кто во Израиле, и на предмет пререканий; потом обращается к Деве Марии и говорит: «и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк.2,35).

То есть, заметьте, уже с самого начала Господь показывает, что Христос — это не предмет, на который все будут любоваться. Смотрите, Он сразу предупреждает, что вы, желая стать христианами, переходите в определенный лагерь, воюющий. Весь мир разделен на два лагеря, по большому счету. Не на Америку и Россию, не на что-то еще. Нет, есть только два лагеря: есть воинство Божие, Церковь Вселенская Православная, и есть те люди, которые служат князю мира сего, князю тьмы, дьяволу. Учтите, что если вы попали в военный лагерь, вы что должны будете делать? Сражаться. Не просто сражаться должны, а победить. Силы вам для этого будут даны, возможности будут даны, одно только от вас нужно — сражаться. Награда — это вечное Царство со Христом. Я просто заранее это говорю, чтобы не было такой иллюзии, что христианин — это такой человек смиренный,


такой терпимый, такой уступчивый. Нет! Христианство — это война, с самого начала. Только орудие на этой войне — орудие не телесное, то есть они не топорами рубятся. Христианство сражается на более глубоком, на более трудном уровне. Оно сражается за души людей.

Ведь что такое Любовь настоящая, христианская? Это на самом деле страшное чувство, оно действительно чрезвычайно страшное, и чем же? Своей красотой и своей силой. Это не земная любовь, это — сверхъестественная любовь, которая ведет к Богу. И вот, потом Симеон обращается к Самому Младенцу и говорит: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко...» — Представляете, как это? Младенец лежит, сорок дней Младенцу, а он Ему говорит: Ты — Владыка жизни и смерти. Удивительно. Но он знает, что это и есть Владыка жизни и смерти, Который обещает ему Воскресение. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2,29-32).

Мы все, наверное, здесь из язычников, евреев здесь нет, наверно. «Слава людей Твоих

Израиля» — здесь идет речь о том, что Он слава и для еврейского народа, Христос.

И второй эпизод, который описан в Его тридцатилетней жизни, — первый этап

тридцатилетней жизни, когда в двенадцать лет Его привели в Храм Божий, и там Иисус

явил Свою мудрость, так что Его ответам удивлялись все учителя, которые там были. И

они удивлялись потому, что Он знал Священное Писание, не учившись.

Вот так до тридцати лет Он прожил в этом городе, Он был плотником по профессии. Он

был в послушании у Своего мнимого отца прав. Иосифа Обручника, у Девы Марии. И Он

«преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк.2,52).

И самое удивительное, что за эти тридцать лет, вообще за всю Свою жизнь, Он не сделал

ни малейшего греха. И не нашлось лжи во устах Его, и свидетелями тому являются не

друзья Его, которые могут что-то приврать, а враги, лютейшие враги, которые не смогли

Его ни в чем обвинить. А что может быть лучше свидетельства врага? В этом смысле, нет

ничего лучше.

Наконец, когда Ему настало тридцать лет, Бог послал Иоанна Крестителя, который еще называется Предтечей. Что значит Предтеча, как вы думаете? Бегущий впереди (течь — бежать). То есть он бежал впереди, для того чтобы приготовить путь для Него. Каким образом? Он говорил: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф.3,2) Что значит «покайтесь», как вы понимаете?

— Ну, я понимаю так: как бы раскаяться во всех своих содеянных грехах, осознать их, потом отступить от прошлого и начать новую жизнь.


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 11; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!