Издательство храма пророка Даниила на Кантемировской 2 страница



— Что такое ропот? Критика?

— Критика Бога. Вообще-то, есть, конечно, существо, которое называется критиком или клеветником — по-гречески диаволом.

— А, критика и дьявол — это одно и то же?

— Ну, близко, скажем так. На самом деле, конечно, критика — немножко другое слово. «Критика» — от слова «судить». Критикую — значит, сужу, осуждаю. Но дьявол — клеветник.

Мы можем о другом человеке узнать зло, это не будет никаким грехом. Но мы не можем переносить осуждение на человека, потому что мы не знаем, что внутри человека, что в сердце человека. А Бог может судить человека, потому что Он знает всё об этом человеке. Теперь поговорим о воле Господа. Воля Его — благая и совершенная.

— Что значит «благая»?

— Бог есть добро. Он имеет высшую меру различение добра и зла. Он Сам благ. Единственный, Кто является благим по Своей природе, — это Бог.

— Как это — благим?

— Бог — источник добра, блага. Слово «добро» в славянском переводе означает «красота». Он источник красоты, причем нравственной, то есть добро — нравственная красота. Это не только какой-то определенный набор хороших дел, морально одобряемых, как многие ошибочно думают. Нет, добро — это нравственная красота. Итак, Его воля благая, Его воля совершенная, Его воля — источник всякого блага, Бог — кроток, смирен, Он — любовь, Он — чистота, Он — добр и милосерд. И Библия говорит, что Он — благоутробен. Как вы думаете, что значит «благоутробен»?


— Благоутробный — значит, внутри?

— Да.

—Добро внутри? То есть, творящий внутри добро?

— Нет. Он любит людей той же любовью, которой мать любит свое дитя, утробной любовью, материнской любовью Он любит людей. Багоутробие — очень тонкое, очень глубокое понятие. Оно означает, что Бог любит людей материнской любовью, заботится о нас, как мать о своих детях.

Бог праведен и милостив одновременно. Поэтому мы говорим, что правда и милость встретились в Боге.

— Что значит «праведен»?

— Бог абсолютно прав во всех делах Своих. В день Суда Он всем без исключения это покажет. И всем нам, здесь присутствующим, в том числе. Бог покажет, что Он был прав во всех без исключения Своих делах, и никто не сможет Ему возразить. Все увидят Его абсолютную справедливость. Мы не можем сказать, что Бог творец зла, так? Вот Аллах — он знает, что творит зло. Он делает зло и добро, так написано в Коране. Истинный Бог не таков. Он говорит: Я творю только благо, зло ненавистно Мне.

— А войны, катаклизмы — это тоже благо?

— Это бедствия, но не зло. Бедствие — это наказание, которое не во зло, а во благо, для исправления, покаяния. Бог является источником только блага. Бог абсолютно праведен, справедлив и абсолютно неподкупен. Как говорит Писание, Бог не смотрит на лица, Он не лицеприятен. Он не берет подарков, Он не берет взяток, Ему все равно, кто человек, — царь, президент, Патриарх, бомж. Он судит и воздаст каждому по делам его ровно столько, сколько человек заслужил.

— Откуда Вы это взяли?

— Из Библии. Есть в Писании такие примеры. Например, царь Давид решил, что раз он царь, то ему все можно. И согрешил, прелюбодействовав с женой своего военачальника, а его послал на войну, чтобы он там погиб. Давид думал, что ему все сойдет с рук, потому что он царь. А к нему пришел пророк и говорит: знаешь, царь, рассуди дело — жили два соседа, богатый и бедный; у богатого было множество скота, у бедного — одна овечка; к богатому пришел гость, друг, а ему не захотелось свой скот трогать, он взял и забрал единственную овечку бедняка и заколол ее для своего друга. Как думаешь, что заслуживает этот человек? Скажи вслух. Царь Давид в ярости закричал, что такой человек заслуживает смерти, он должен вчетверо больше отдать за то, что взял у бедняка. Тогда пророк сказал: а это ты. Это ты сделал, тебе дано было все, а ты забрал последнее у ближнего своего. Единственное, что спасло Давида, — глубокое раскаяние перед Богом. Наказание к нему пришло, мы знаем: Авессалом, сын его, стал против него, как и обещал Бог, чтобы люди не думали, что Бог оставляет зло без наказания, что Он со злом примирился. Многие считают, что Бог со временем примиряется со злом. Некоторые думают: это давно было, травой поросло, никто и не помнит, значит, и зла нет, забылось... Так ли это? Зло от времени не проходит, зло смывается только Кровью Христовой.

Это очень важно. Церковное Предание говорит, что в день смерти человеку представляется все то зло, которое он сделал и не раскаялся. Поэтому очень важно покаяние. Да, зло, то, что было сделано, смывается крещением, а у крещеных — покаянием, но необходимо его больше не повторять никогда.

Но, с другой стороны, Бог милостив. Потому что, если была бы одна справедливость, как вы думаете, много ли нас здесь сидело бы? Я почему-то подозреваю, что ни одного, если честно. Или кто-то здесь сидел бы?

— Надо подумать.


— Да. Вот многие требуют справедливости от людей и от Бога. И забывает человек, что справедливость Божия непременно придет, но как бы она по нему не ударила. Справедливости хотеть хорошо, но праведности стоит желать больше. Нужно хотеть быть праведным, то есть — подобным Богу.

И милость Бога проявляется в том, что Он действительно долготерпелив. На самом деле все, что происходит на земле, объясняется долготерпением Бога. Он терпит, ждет, пока люди обратятся, чтобы они могли спастись. Почему до сих пор история мира не закончилась? Потому что Бог ждет, чтобы люди пришли к Нему. Он ждет, пока мусульманские народы, наконец, образумятся и придут к Нему, Он ждет, пока языческие народы образумятся, прекратят кланяться идолам и придут к Нему. Он ждет, когда богоотступники покаются и придут к Нему, потому что Он не хочет смерти грешников, Он не хочет, чтобы хоть кто-то погиб.

— А если родился мусульманином?

— У меня мама мусульманка была. Я из мусульманской семьи. Но если человек ищет истину, он ее обязательно найдет.

— Чем дальше мы живем, тем хуже обстановка в мире, страшно жить, на что Бог надеется?

— У Бога про все написано, Он конкретно знает обо всем, что будет. Он не предполагает что-то, Бог вообще ни на что не надеется, Он прекрасно знает, что будет с человеком.

— Почему же Он не прекращает беды?

— А Он знает, что еще есть люди, которые могут обратиться, чтобы наследовать Его Царство. А человек важнее, понимаете, один спасенный важнее, чем толпы погибших. Он оправдывает их гибель.

— То есть, до последнего праведника так и будет?

— Да, до последнего праведника так и будет. Понятно, почему? Например, в литературе тоже графоманы есть. Один писатель талантливый оправдывает литературу, согласитесь. И так же один праведник оправдывает человечество.

Однако же Его долготерпение ограничено справедливостью, когда видит Бог, что нет никакой возможности уже и когда человек не исправляется, тогда Господь карает. Поэтому сказано: «в чем застану, в том и сужу». В момент смерти решается судьба человека, куда он идет — к Богу или диаволу.

— Это человек сам решает или Бог творит Свою волю?

— Воля Бога священна, и она проявляется как Промысел. Мы знаем, что Бог Творец мира, каким образом? Бог управляет миром следующим образом: Он непрестанно поддерживает его бытие, вот если бы Бог убрал Свою руку, все бы исчезло, мгновенно. Он есть Сущий, Он обладает сущностью Сам по Себе. Собственно, Его имя — Сущий. И Он дает сущность всему. Он есть Жизнь, Он есть дыхание всего. Он держит все Бытие. Но кроме этого Он является и властелином истории. Многие люди думают, что миром правит дьявол. Но это не так. Бог поднимает правителей и низвергает правителей, когда Ему угодно и каких Ему хочется.

— Почему бывают грешные правители?

— По двум причинам: первая — народ это заслужил, как бич такой, чтобы народ от земли поднялся, хотя бы некоторые. Вторая причина — чтобы люди не думали, что Царство Божие можно на земле построить. Если все время будут хорошие правители, люди забудут о Небе. Они подумают, что можно и на земле Царство Божие сделать. А Бог посылает всё по мере Своей справедливости, по мере заслуг каждого человека. Хотя Бог делает как? Зло, которое возникает по свободной воле злых существ, вернее, разумных существ, Он обращает к добрым последствиям, использует и превращает его во благо, но зло от этого злом не перестает быть, это очень важно помнить. Многие люди говорят: ну, это же зло добру послужило, я там солгу, чтобы хорошее дело вышло! Замечали такие случаи? Как вы думаете, ложь оправдывается в таких случаях?

— Нет, ложь никогда не оправдывается.

— А вот, например, я убью одного, но другим благо будет. Можно, например, для блага Родины убить невинного человека?

— Нет.

— Да, вы правильно понимаете, зло — это зло навсегда. Это очень важно, зло — оно есть отход от воли Божией, а Бог уже последствия зла обращает к добрым последствиям. Зло не оправдывается тем, что Бог его преодолевает, это очень важно.

— Скажите, пожалуйста, а вот монашество является гарантией праведности человека, его принявшего?

— Гарантией праведности является благая воля Бога. Других гарантий нет.

— Среди монахов грешники есть?

— Конечно же, да. Это просто определенное служение.

— Как так?

— Кому больше дано, с того больше и взыщется. Если человек обещал всю свою жизнь служить Богу (монашество — посвящение жизни Богу), он отвечает за нарушенное обещание. Человек, с детства воспитанный в вере, с большей полнотой отвечает за свои греховные проступки, чем тот, что только что крестился, но по мере воцерковления увеличивается ответственность.

И при этом Бог не только зло уменьшает, но и добро поддерживает. Всякое добро Он поддерживает и усиливает. Даже добро несовершенное, даже добро, в мире сделанное не ради Него, Бог поддерживает. Мы, конечно, знаем, что никакое добро, сделанное без Бога, не является спасительным. Какой бы человек ни был хороший, без Бога он спастись не может. Почему человек не может спастись без Бога добрыми делами?

— Не очень понятно.

— Сейчас попытаюсь объяснить. Дело в том, что спасение — соединение с Богом. С Богом без Него не соединишься. Добрые дела — одно из условий, но не замена веры. Многие думают, что спасение — некоторая такая штука непонятная, какая — обычно не думают, но хорошая, и его нужно заработать с помощью добрых дел. Вот отсчитал некоторое количество добрых дел и спасение себе купил. У католиков есть такое понятие, как весы. Есть весы общие и частные. Если ты много добрых дел сделал, они твои грехи перевесили. Получается, что доброе дело равно покаянию. Если ты добрых дел много сделал, они в общую копилку идут и другого грешника спасают. Это очень удобно, конечно, но несколько противоречит Слову Божию. На самом деле, спасение — соединение с Богом.

— От чего надо спасаться?

— От смерти. От греха и его последствий.

— От смерти спасаться?

— Да.

— Но от смерти спастись невозможно.

— Возможно.

— От духовной смерти?

— И от физической тоже.

— А физическая смерть преодолевается?

— Конечно. Через воскресение. Смерть преодолевается Воскресением Христа, Его силой. А духовная смерть преодолевается покаянием, постом и молитвой.


Добрые дела приводят человека к тому, что человек находит Бога. В Священном Писании есть эпизод про сотника Корнилия, который очень любил раздавать милостыню. И Бог послал к нему Ангела, который сказал: «. молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой» (Деян.10,4-6). Сами по себе добрые дела не спасают, но приводят к спасению. Это добрые дела, которые без Бога сделаны. А потом уже, когда человек пришел к крещению, добрые дела должны делаться с Богом, и они усваивают то спасение, которое уже дано. Спасение — это для Бога, чисто для Бога. Без Бога никто бы не спасся.

Я сейчас буду объяснять причину еще подробнее. Но спастись можно только при помощи Таинств и добрых дел. Почему, например, погибнут мусульмане, буддисты, идолопоклонники? Потому что они не вошли в единение с Богом. Гибель — это то состояние, когда Бог говорит: ты хотел жить без Меня — иди. Вот в этом заключается гибель.

— Скажите, пожалуйста, а вот говорят, что конфессии разные, а Бог один, как это понимать?

— Вы верно сказали, что Бог один, и верно, что конфессии разные, но вы сделали из этого неверный вывод, что все конфессии к одному Богу ведут. Это ошибка. Почему? Можно сказать так: Санкт-Петербург один, а дороги разные. Верно?

— Конечно

— Но из этого не следует, что я по любой дороге приеду в Санкт-Петербург.

— Имеются в виду христианские конфессии.

— А не имеет значения. Какая разница? Общение с Богом должно быть Богом сделано. Церковь — место Святого Духа, Который появился в День Пятидесятницы.

— А сколько христиан в мусульман обращаются!

— Ну, какие это христиане! Обращаются по разным причинам. Христиане обращаются в мусульманство, потому что им много жен нужно. Или чтобы муж не пил.

— Я знаю женщину, которая обратилась в мусульманство.

— По какой причине?

— Муж пьет.

— Ну, я и говорю: чтобы муж не пил. Понимаете, это логика такая у женщины: надо, чтобы муж не пил. Правда, он не будет пить, а будет бить. Дело не в том, что люди истину ищут и потому уходят. Давайте вернемся все-таки к Богу. Перейдем от спора о мусульманах к разговору о Боге. А то иначе мы так и не узнаем самое главное. Поговорим о чувствах Божиих.

Во-первых, надо помнить, мы говорили, что Бог есть Любовь, но любовь — это состояние воли, не только чувств. Но Бог — Он и милостив, это тоже проявление чувств. Кроме того, что Он любит, Он еще и ревнует, но это не ревность человеческая. Он не желает смириться, если человек уходит от Него. Когда человек уходит от Бога, как вы думаете, Он на это спокойно смотрит?

— Не думаю.

— Бог скажет, что гнев и ярость Его всегда будут преследовать этого человека. Есть такие слова в Писании: «Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой,

— то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их; обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами. Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши, и сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь; и напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих, и дерева земли [вашей] не дадут плодов своих. Если же [после сего] пойдете против Меня и не захотите слушать Меня, то Я прибавлю вам ударов всемеро за грехи ваши: пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш и вас уменьшат, так что опустеют дороги ваши. Если и после сего не исправитесь и пойдете против Меня, то и Я [в ярости] пойду против вас и поражу вас всемеро за грехи ваши, и наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; если же вы укроетесь в города ваши, то пошлю на вас язву, и преданы будете в руки врага; хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас; десять женщин будут печь хлеб ваш в одной печи и будут отдавать хлеб ваш весом; вы будете есть и не будете сыты. Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня, то и Я в ярости пойду против вас и накажу вас всемеро за грехи ваши, и будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть; разорю высоты ваши и разрушу столбы ваши, и повергну трупы ваши на обломки идолов ваших, и возгнушается душа Моя вами; города ваши сделаю пустынею, и опустошу святилища ваши, и не буду обонять приятного благоухания [жертв] ваших; опустошу землю [вашу], так что изумятся о ней враги ваши, поселившиеся на ней; а вас рассею между народами и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены» (Лев.26,14-33). Поэтому, собственно, ревность — это Его свойство. То есть, это не в смысле страсти ревность, а то, что Он не желает, чтобы люди уходили от Него. Поэтому Бог требует человека всего. Вы становитесь христианами для того, чтобы отдать Богу все свое сердце: не половину, не четвертинку, ни даже девяносто процентов, а всего себя. Бог на меньшее не согласен.

Бог является покоем и источником всякого блаженства. Слова «Бог» и «богатый» — однокоренные слова, поэтому Он — Вседовольный, то есть ни в чем не нуждающийся.

— Что это значит?

— Богу от человека не нужно ничего для Его собственного бытия. Некоторые говорят: а вот я назло Богу это сделаю. Как вы думаете, Ему хуже станет? Нет. Это как в знаменитом анекдоте: подожгу родную хату, чтобы у тещи зять был бездомный. А как вы думаете, Бога можно подкупить?

— Нет.

— А некоторые по неразумию полагают, что они могут Богу что-то дать. Приходят в церковь, закупают толстые свечи, ставят их и думают, что Бог от такой толстой свечи их грехи простит и они пойдут делать то же самое. А Бог скажет: «Не надейтесь на обманчивые слова: "здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень". Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, — то Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов. Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: "мы спасены", чтобы впредь делать все эти мерзости. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое?» (Иер.7,4-11) Нет, говорит Господь Бог, вы не будете спасены, Я накажу вас и покараю вас за все дела. И в другом месте, в сорок девятом псалме, Бог говорит так: «Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада. С Сиона, который есть верх красоты, является Бог, грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой: "соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве". И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог. "Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною; не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня". Грешнику же говорит Бог: "что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься; уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство; сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь; ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои]. Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, — и не будет избавляющего. Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие"» (Пс.49,1-23). Важно понимать и помнить, что Бога нельзя никогда подкупить. Когда мы что-то жертвуем нищим, делаем добро, ставим свечи, мы не подкупаем Бога, мы поступаем по закону милосердия, чтобы быть подобными Богу. Мы жертвуем что-то, чтобы сказать, что мы признаем, что все, что нам дано, — это Божие. Что Его мы отдаем Ему же. Кому принадлежит все золото и серебро мира? Творцу. И, как раз для этого мы подаем милостыню, а не для того, чтобы Бога подкупить.

с другой стороны, Бог — источник всякой радости и тишины. Сказано: «Дело Его — слава и красота, и правда Его пребывает вовек. Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь» (Пс.110,3-4). Бог сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11,28-30). Люди ищут счастье, все ищут счастье, покой ищут люди, но ищут его где? Ищут его в семье, ищут его в водке, ищут в наркотиках, ищут его в искусстве, ищут его в книгах и. не находят. А разве можно найти его? Разве радость можно найти где-нибудь вне Бога? Имеется в виду радость настоящая. Разве может быть та радость настоящая, которая заканчивается?

— Так любая радость заканчивается.

— Кроме одной.

— Какой?

— Кроме радости Самого Бога. И человек, к ней стремившийся, получает вечную радость. В этом — цель христианской жизни, в этом спасение. Не в том, что человек будет, как мусульманин, совершать намаз и у него будет сто двадцать четыре наложницы каждый день и три миллиона денег. И радость — от одного вида трех миллионов.


Не в этом спасение, согласитесь. Конечно, спасение заключается в том, чтобы жить жизнью Самого Бога, в Нем найти источник радости. Вот человек, который молится, он уже и здесь чувствует участие в этом покое. Почему мученики радовались под пытками? Не потому, что были фанатиками, — они радовались тому, что в них действовала сила Бога, которая эти пытки превращала в ничто. Некоторые даже пытки не чувствовали, представляете! Жизнь Бога настолько переполняла их, что они становились источниками благодати. До сих пор у их мощей совершаются чудеса. Люди прикасаются к мощам святого и исцеляются от тяжелейшей болезни. Да и сами тела святых веками, тысячелетиями не подвержены распаду. Почему? Потому что жизнь Бога переполнила даже тела их, не говоря уже про душу. Это как раз и есть наша надежда, жизнь в Боге Самом, в Его источнике силы. Он всегда — источник силы. —Для простого человека такое недостижимо.

— Достижимо. Всем крещеным достижимо. Некрещеным недостижимо.

— Как так?

— Всем достижимо, если хотят. Через Причастие, главный путь — через Причастие, человек, не причащающийся Тела и Крови, никогда этого не достигнет.

— А все эти чудеса и исцеления, их же никак не проверишь?

— Как это? Пожалуйста, они и сейчас происходят, возьмите, проверьте, учет идет постоянно.

— А каким образом проверить, правда ли человек выздоровел, был ли он болен или это обман?

— Ну, есть справки, обследования. Я лично обследовал. Вот был случай, у меня на глазах был случай — исцеление ВИЧ-инфицированного. ВИЧ, СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита — неизлечимое заболевание. Справки я своими глазами видел, наличие в крови вируса было, несомненно, потом подробнейшее обследование, причем в нескольких больницах, независимо друг от друга, и — факт отсутствия СПИДа после причащения Святых Христовых Таин. Девочка Катя, моя знакомая хорошая, исповедовалась за всю свою жизнь: она была наркоманка, заболела СПИДом. Она раскаялась в своих делах, причастилась Святых Христовых Таин, и СПИД исчез.

— То есть, в церковь сходила?

— Она не просто сходила, она переменила всю свою жизнь, перестала быть наркоманкой, причастилась. И исцеление я своими глазами видел. И таких примеров на самом деле сотни, сотни, если не тысячи по одной Москве. На самом деле Церковь Православная не утратила силу чудес до сих пор. Но для нас что важно? Для нас важно не чудо само по себе. Конечно, чудо — хорошо. Но для нас важно общение с Богом. Человек может быть исцелен, помните, как прокаженный, и, исцеленный, пойти и забыть отблагодарить. Для Бога важнее сердце. Хотя многие чудеса Господь дает и до сих пор. Кстати, вот в этот храм многих регулярно приводят мироточивые иконы.

— Как это — мироточивые?

— Посмотрите на фотографии. Видно, как из иконы начинает масло благовонное выделяться.

— Масло какое?

— Благовонное, да. Причем, там все обследовать можно, посмотреть — никаких там нет дырочек, ничего нет. Я видел как-то однажды, как перед одной иконой Царя-мученика стоял пар такой, выделялось миро на глазах. А в другом случае, мне человек рассказывал, он видел тоже своими глазами, как четыре капли с четырех концов иконы стекали.

— У вас в храме есть такая икона?

— Ее привозят к нам.


— А сейчас нет?

— В данный конкретный момент ее нет. Ее привозят очень часто.

— И у вас было мироточение?

— Да, и настолько много стекало, что наполнялись целые вазы. От этого мира люди исцелялись.

Давайте теперь перейдем к самой сердцевине тайны христианства. Самая главная вера христиан, самое сердце — это вера в триединство Божие. Мы верим, что Бог — не просто Личность, а Сверхличность, потому что это три Личности, Которые являются Единым Богом, — Отец, Сын, Дух Святой. Это тайна тайн, самая главная из всех в христианстве. Во имя Троицы мы принимаем крещение, во имя Троицы мы получаем усыновление, во имя Троицы мы получаем прощение грехов. Почему мы верим в Троицу? Потому что так открыл Бог. Мы знаем, что неверие в Троицу подразумевает неверие в любовь. Например, мусульмане не верят, что Бог — Троица. И они не верят, что Бог — любовь. А мы верим, что Бог есть любовь и поэтому — Троица. Кого Бог любил до сотворения мира? Бог любил Сына Своего и Духа Святого. А если Он один, одинокий? То он — Великий эгоист? Но это не так, мы знаем, что Бог всегда верный и любящий, Он — Любовь, именно потому что Он Троица.

Есть разные попытки логического обоснования троичности. Можно сравнить Троицу с солнечным диском, от него идущим лучом и теплом. Солнечный диск — символ Отца, луч — символ Сына, а тепло — символ Святого Духа. Хоть они и различаются между собой, но составляют единое нечто. Но это только образ. Или, например, река — это источник, русло и устье — три составляющие одного целого, хотя они и различаются между собой, сущность одна. Но это все образы, которые должны проиллюстрировать тайну. Тайна останется тайной. Мы не можем сказать, почему Бог — Троица. Троичность существует без всяких «почему». Нельзя думать, что если докажешь, то Бог —Троица, а если не докажешь, то Он — не Троица. Он Троичен Сам по Себе, хотим мы этого или нет. Многие люди говорят: ну что вы пугаете вашим Судом Божиим, все равно я в Бога не верю. Можно ответить: не веришь — твое дело, Он же от этого не перестанет быть. И самое страшное, что Суд от этого тоже не исчезнет. Это, конечно, «хороший» принцип, принцип страуса — спрятать голову в песок.

Догмат Троицы внутренне непротиворечив, то есть мы не говорим, что Бог Троичен по сущности и Един по сущности, — это было бы логическое противоречие. Мы не говорим, что Он Троичен по Личности и Един по Личности, — это тоже было бы логическое противоречие. Но мы знаем, что Он Троичен: три Личности, три «Я», три Самосознания, и одна Сущность. И все три — Един Бог, Одно Царство, Одна Слава, Одно Могущество, Одна Держава, Одна Власть. Итак, мы верим в три Личности.

Первая Личность — это Отец. Имя Его — Отец. Причем слово, как говорит святой Кирилл Александрийский, имя Отец больше, чем имя Бог. Почему? Потому что Бог — Отец вне зависимости от творения. Он — вечный Отец. Можно быть отцом без детей? Бездетным отцом можно быть? Нет, конечно. Поэтому Бог Отец всегда имеет Сына. Очень важно помнить, что Сын рожден Отцом без матери. Многие думают, ошибочно думают, у мусульман некоторых есть идея, что христиане будто бы считают, что Он плотской Сын Отца. Это глупость. Бесплотный Отец рождает бесплотного Сына.

Иисус Христос, Сын Божий, Его другое имя — Логос, Сын, Слово. Он — Слово Отца. Как наш ум выражает себя в слове, можно сказать, что наш разум порождает слово, так и Отец порождает Сына, Который является вечным Самооткровением Отца. Отец — безначален, Он не имеет никакого начала. Не только в смысле времени, в смысле времени не имеет начала ни одна из Личностей Божественных — Предвечный Отец, Предвечный Сын, Предвечный Дух Святой. Они все вечные. Они все святы. Они все совершенны. Но не имеет начала и в смысле происхождения. Отец — источник бытия Сам по Себе. Он соединяет жизнь в Самом Себе, как сказано в Слове Божием. Он обладает всей полнотой Божественной природы и всю ее дает в рождении Сыну.

Бог Сын, Слово Отца — вечное Откровение Отца, печать образа Отца, икона Отца вечная, сияние Его Славы, Свет, от Света Воссиявший. Он вечно рожден от Отца. Или рождается.

— Почему и рожден, и рождается?

— Рожден, поскольку всегда совершенен, в Нем нет никакого течения, никакого процесса. А рождается — потому что Он вечно от Отца. То есть, Он не оторвался от Отца в рождении. Вот у нас в рождении как происходит? Ребенок отделяется от матери. В Боге не так. Отец весь в Сыне, и Сын весь в Отце. И рожден прежде всех веков, то есть прежде всякого времени. Вот вы Символ Веры учите, там сказано: «...иже от Отца рожденнаго прежде всех век». И рождение Его неподвластно никаким страстным характеристикам, оно подобно тому, как свечку возжигают от свечки. Отец родил Сына, но не изнемог, не уменьшился. А Иисус Христос называется Силой Отца. Он — вечная Сила Отца. Отец родил Силу, но Сам не обессилел. Христос называется Премудростью Отца. Отец родил Премудрость, но не стал глупым. Подобно тому, как свечка от свечки зажигается и не уменьшается. Так же Равный рождает Равного. Поэтому мы говорим, что Он «единосущен Отцу», то есть имеет ту же самую сущность, что и Бог Отец. Иначе бы, как говорит Григорий Богослов, не было славы для Отца в рождении Меньшего Сына. Представьте себе: вот у вас дочка. Вы бы радовались, если бы ваша дочка стала такой же, как вы? И были бы недовольны, если бы дочка ниже вас стала (по воспитанию, развитию). Точно так же и для Отца Небесного честь в том, что Сын равен Ему полностью. И Бог Сын отличается от Бога Отца только одним — рождением, тем, что Он рожден от Него.


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!