Издательство храма пророка Даниила на Кантемировской 1 страница



Священник Даниил Сысоев

ОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ

Издательство храма пророка Даниила на Кантемировской

Москва 2007

 

Православная библиотека Золотой Корабль, 2012


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

О Боге и Священном Писании

О заповедях Божиих

О тайне Боговоплощения

О Крещении и Таинствах церковных

О добре и зле. О борьбе с грехом. И еще раз о заповедях

Таинство Крещения в современной практике

Апостольская практика совершения Таинства и его искажение

Подготовка взрослых к Крещению: теория и практика

 

О БОГЕ И СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ

— Мир вам. Сегодняшняя беседа наша будет о Боге. Кто Он такой, какова Его природа? Часто люди, говоря о Всевышнем, пребывают в страшном невежестве. Когда человек утверждает, что верит в Бога, надо всегда уточнять: в какого именно, потому что часто для собеседника богом является или космос, или совесть, или энергия, или еще что-нибудь. Один человек даже сказал, что Бог — выдумка людей, желающих иметь смысл в жизни. И это — пришедший креститься! Мы будем крестить вас во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, и поэтому всякий, кто верит иначе, не может быть крещен.

Однажды крестящийся заявил, что в Троицу он не верит, но «что-то там есть». Я сказал ему, что крестить «во что-то» не буду. Хочу узнать, как вы верите в Бога. Кто Такой Бог?

— Высшая Сила.

— Выше чего эта Сила? Выше потолка? Или «высшая» в смысле — выше по бытию? А если это просто Сила, то как Она может быть выше нас, сознающих себя и иногда собой владеющих? Нет! Это определение хотя и правильное, но далеко не достаточное.

— Творец.

— Правильно, а какие еще можно дать определения?

— Вседержитель, Всемогущий, Вездесущий...

— Верно. Давайте разберемся с этим. Я предпочитаю сначала именовать Бога Творцом. Почему? Это — самое точное определение, с которого обычно мученики начинали проповедь. Когда христианина арестовывали и приводили на допрос к судье, его спрашивали: почему ты не кланяешься нашим богам — идолам, истуканам, золотым, серебряным, каменным? Он отвечал: зачем кланяться творениям рук человеческих? Я поклоняюсь Богу-Творцу, создавшему все живое. И пророк говорит: «...боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» (Иер.10,11). Кто признает Творца, внутренне свободен от тварного. Из веры в Творца можно вывести все остальные Его свойства. Мы видим, что мир — один. Он существует по единым законам, а значит, и Его Автор — Бог — один. Нет многих богов. Иначе они пребывали бы в состоянии постоянного противостояния, разрушая мир. Но тут необходимо ввести уточнение, без которого дальше мы можем запутаться. Что значит Творец? Чем творение отличается от рождения? Есть ли разница между этими понятиями?

— Нет.

— Нет? То есть, сделать табуретку и родить ребенка — одно и то же? Табуретка и ребенок ничем принципиально не отличаются?

— Отличаются.

— Чем? Принципиально отличаются? Да, и ребенок, и его родители — люди. Ведь мы не рассчитываем забрать из роддома мышку-норушку или неведому зверушку. А табурет, магнитофон, картина — предметы неодушевленные. Их сущность различна. Используя эту аналогию, посмотрим, что предполагает понятие творения? Творение имеет другую сущность, чем Творец, подобно тому, как табурет отличается от столяра. А раз Творец отличается от творения, то мы, очевидно, не можем найти Самого Творца внутри творения. На фотографии нет самого ее фотографа, если это не автопортрет, но мысли и чувства, которые он хотел выразить, там есть. Это очень важно.

Бог — не золото, не серебро, не воздух, не земля, не космос, не звезды, не космическая энергия, не космический разум. Почему? Потому что космос сотворен, а Творец — вне творения, значит, Бог не является космическим разумом. Он не может быть звездой, поэтому звезды не управляют человеком. Астрология — поклонение светилу вместо Бога, идолопоклонство, верить в нее нельзя. Бог не является и человеком. Он — не высшая часть человека, не душа его. Поэтому утверждение «Бог у меня в душе», предполагающее, что Бог — часть души, ошибочно. Понятно, почему? Бог — Творец души, но не душа. Бог — Творец человека, но не человек. А для всех ли людей Бог — Отец? —Для всех.

— Не совсем так. Давайте разберемся. Мы договорились, что родить можно только того, кто имеет ту же сущность, что и родивший. Бог — Отец Христа и через Него усыновляет нас. Это усыновление дается Крещением.

— Так мы не дети Божии?

— Да, для некрещеных Бог не Отец. Некрещеный не может читать молитву «Отче наш», потому что не имеет Бога Отцом. Для него Бог лишь Творец, Которому он, конечно, небезразличен, Который любит его и заботится о нем. Поэтому когда люди приходят готовиться ко крещению, мы им говорим: обязательно молитесь, без молитвы к Богу не придешь. Но молиться лучше словами псалмов, обращаясь к Богу Творцу.

Бог — вне Вселенной, раз Он не творение, а ее Творец. Значит, Он за пределами пространства и времени, логично? Вселенная существует в пространстве и времени. А раз Бог вне пространства, то Он и вне материи, значит, Он — не материален, поэтому мы Его называем Духом, то есть Существом, не обладающим материальным телом. Не надо думать, что у Бога есть руки, ноги, голова и т.д. Церковь еще в четвертом веке осудила ту ересь, которая утверждала, что Бог имеет тело, как у человека. Не надо думать, что Бог — старец, сидящий на облаке. Конечно же, Он не обладает ни вкусом, ни цветом, ни запахом, ни формой, потому что это — материальные характеристики. Он не может быть изображен. Бог вне пространства, поскольку Он им не ограничен, не имеет размеров. Бог абсолютно бесконечен. Нельзя сказать — в Нем восемьдесят тысяч километров или два миллиметра.

— Бесконечен?

— Да. Он бесконечен. Но надо понимать, что бесконечен не тот, кто огромен, а Тот, Кто находится вне пространства. И поэтому мы говорим, что Бог Вездесущ, а если бы Он был ограничен пространством, то не был бы Творцом. Он стал бы ограниченным существом, а не Богом.

— А почему нельзя назвать Его космосом? Космос — дьявол?

— Космосом Бог не может быть потому, что Он его Творец. Я говорю о материальном космосе, а не о том, о котором пишут оккультисты. Космос — не дьявол. Однако в Библии сатана действительно называется владыкой космоса, князем мира сего (по-гречески «космоса сего»). Но так он именуется не потому, что обладает видимым космосом, а потому, что владеет теми людьми, которые поклоняются видимому космосу как Богу, служат видимому космосу. Служащие космосу, то есть творению вместо Творца, находятся в царстве дьявола. Дьявол не сотворил их, а лишь завладел ими при помощи обмана или лжи.

«Космос» имеет два значения, даже сейчас, в нашем языке. Есть «космическое пространство», которое изучают астрономы. Оно — творение Божие. А еще имеется «космос», с которым контактируют колдуны. Понятие «мир» тоже не однозначно. Так часто называют совокупность людей, живущих вопреки воле Бога. Это значение слова есть и сейчас. Помните, как по телевизору говорят: «мировая общественность протестует против ограничения прав сексменьшинств». Вот тут-то мы и встречаемся с тем самым миром, в котором царствует дьявол, как говорит Писание.


— Вы говорите, что мир сотворен, а на самом деле он возник из большого взрыва много миллиардов лет назад.

— Откуда вы знаете?

— Наука доказала.

— А вы лично в этом уверены?

— Так ученые говорят.

— Мало ли что говорят... Раньше считали, что земля на слонах стоит, сейчас утверждают, что она получилась от взрыва, ну и что?

— А как же теория эволюции, которую доказали?

— Это гипотезы, меняющиеся с каждым годом. Почитайте внимательно Дарвина, он выдвигал свою теорию как гипотезу и сам в ней не был до конца уверен. Умер он верующим. Нет ничего более недостоверного, чем последние научные гипотезы. Прошлое вообще к сфере действия науки не принадлежит, особенно дочеловеческое прошлое, нет никаких методов для его изучения, одни лишь предположения. С прошлым нельзя поставить эксперимент, а в дочеловеческом прошлом нельзя даже проверить показания свидетелей. Все разговоры, что наука доказала, как появился мир, — наукообразная мифология.

— Когда Христос родился, говорят, звезда какая-то упала, волхвы за ней пошли... А как же ваше утверждение, что звезды ни на что не влияют?

— Так Вифлеемская звезда не влияла ни на кого, она их не тащила, она просто показала, что родился Бог.

— Это было знамение?

— Да, конечно. Знамение, сознательно данное Богом. Волхвы — астрологи, им было дано понятное указание. К тому же Господь послал это как раз для того, чтобы волхвы перестали заниматься астрологией. Звезда не упала, а двигалась в нарушение всех законов космической механики. Она плыла не с востока на запад, а с северо-востока на юго-запад. Это было паранормальное явление. Только так можно было убедить волхвов и указать место, где лежит Младенец. Это было чудо Божие, явленное, чтобы показать нелепость поклонения светилам.

Вернемся к разговору о Боге. Рассмотрим утверждение «Бог вездесущ». Мы верим, что это так. Псалмопевец Давид говорит: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: "может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью"; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (Пс.138,7-12). Бог наполняет всё — Небо и землю. Он есть везде Весь целиком и при этом ничем не ограничен. Он не вмещается небесами Небес, но при этом сказано, что Он обитает в кротких сердцем, смиренных и трепещущих перед словами Его: «Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом»; «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.57,15; 66,2). Действует Он везде по-разному, по мере того, насколько и как может вместить Его силу это место. Нельзя сказать, что Господь одинаково все наполняет. Он по-разному находится в сердцах грешника и праведника; иначе Он в храме Божием, потому что это дом Бога живого, по Его собственному слову: «. дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис.56,7). И совсем по-иному, например, в кабаке. Даже там Бог как Судья может оказаться. Если в новостях передают, что какое-то злачное место взорвали, всех перестреляли, тут проявляется правосудие Божие. А в храме

— особое присутствие Господа, действует особая сила Бога истинного, оживляющая наши души, преображающая сердца, очищающая грехи. Но Сам Господь не меняется в зависимости от того, каковы принимающие Его люди. Он совершенно неописуем пространственными характеристиками. И все, что есть в пространстве, не может повлиять на Него.

А теперь скажем несколько слов о том отношении Бога ко времени, которое называется вечностью. Писание говорит, что Бог вечен, что это значит?

— Вне времени.

— А что значит — вне времени? Как это можно представить?

— Время Его жизни бесконечно.

— Это ошибочное представление, неправильное понимание того, что такое бесконечность. Говорить, что Бог жил миллиард лет назад, еще миллиард лет назад, еще миллиард лет назад, — неправильно.

— Почему?

— Бог вообще вне временного потока. У Него нет прошлого и будущего, у Него всегда настоящее. Когда Бог Отец говорит Своему Сыну: «Я ныне родил Тебя» (Пс.2,7), «ныне» значит «сейчас», потому что у Него всегда сейчас. Господь стоит над потоком времени и видит всё сразу. Поэтому Он и предвидит будущее. Единственный, Кто знает будущее во всей полноте, — это Бог. Для Него оно не будущее. Он не просчитывает заранее и не угадывает, что будет в будущем. Бесы пытаются просчитать будущее расчетами, методами, похожими на научные прогнозы.

— А почему Бог ничего не просчитывает?

— Мы ограничены временем, а Он не ограничен. Бог стоит над временем, поэтому совершенно не нуждается в анализе, Он знает, а не предполагает.

— Нет, я про науку.

— Ничего плохого про науку конкретно я не говорю. Я сказал про бесов, на науку грешить не собираюсь, она может что-то посчитать, а может и не досчитать. Есть некоторая вероятность того, что что-то сбудется или нет. И демоны действуют похожим образом, но они при этом знаете что еще используют? Они пользуются тем Откровением, которое известно и нам. Они знают Библию, кое-что из Слова Божия, и еще у них есть собственные планы. В отличие от науки, они могут собственные планы строить. У них есть программы дальнего действия, например, устроить какую-то войну. Они будут натравливать народ на народ. Этот план они могут открыть гадалке, которая скажет: будет война там-то и там-то. Война может быть, а может и не быть, почему? Потому что кроме желания сатаны все зависит еще от двух факторов: от свободной воли человека и от воли Бога. Правитель покается, и война не наступит, или Бог не захочет — и, например, откажут все орудия. И окажется, что все предсказания гадалки были впустую.

— Получается, что от воли человека ничего не зависит?

— Человек может выбирать добро или зло.

— А как же приказ на войне?

— Какой приказ издать, тоже зависит от воли человека, который отдает этот приказ, от него и зависит, так ведь? Как от него же зависит: исполнить приказ или нет.

Итак, Бог вне времени, а раз вне времени, то и вне изменений. Бог говорит: «Я — Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились» (Мал.3,6). Раз Он вне времени, неизменный, значит, никогда не лжет, всегда держит слово. Его слова неизменны. А Аллах в Коране говорит: «Я меняю слова свои, как захочу, захочу, то скажу, захочу — это». Истинный Бог так никогда не делает.

— Что вы скажете о покаянии Ниневии? Получается, что Бог Свое слово нарушил?

— Бог не меняет слова, Его определения — чистая Истина. Господь говорит, что блуд должен быть наказан. Но если человек раскаялся — он вышел из-под действия карающего определения Бога. Так и Ниневия. Наказание было обещано грабителям и злодеям, и они бы точно его получили. Но Ниневия покаялась, перестала быть грешной, поэтому, собственно, и наказание на нее не упало. Несправедливо на раскаявшихся обрушивать наказание. Надо помнить, что здесь не механические законы, которые не смотрят на человека, а свободная благая воля Бога. Представьте себе, я, например, могу сказать алкоголику: если ты будешь еще пьянствовать, я тебе не налью ни стакана. Но потом человек перестал пить, прошло лет пять, он пришел, продрогший в мороз, с улицы, и я ему наливаю стакан водки, чтобы он не замерз. Я нарушил свое слово? Нет, не нарушил.

— Почему?

— Он же перестал быть пьяницей. Логика очень простая: если ты не сделаешь то-то, то будет то-то. Бог так и говорит: если Я подхожу к какому-то народу или к какому-то городу, то Я наведу на них великое бедствие в наказание за грехи их, но если народ исправится, будет делать добро, Я отложу наказание. Если Я захочу навести какое-то благо на какой-то народ, а он станет творить зло, то Я отложу то благо, которое хотел сделать. Здесь не Бог изменился, а изменилось то, к чему прилагается Его действие. Если человек-грешник обратился и начал творить добро, раскаялся, исповедался, попросил прощения у Бога, то все беззакония ему не будут воспомянуты. Но, с другой стороны, если праведник делал праведные дела и, понадеявшись на свою праведность, сотворил зло, думая, что чаша добрых дел перевесит, Бог скажет, что никакие добрые дела ему не будут воспомянуты в день наказания, а он погибнет за свое беззаконие.

— Неужели Бог одобряет зло и является его причиной?

— Нет.

— Представьте ситуацию — фашист собирается расстрелять маленьких детей — где же Бог? Он одобряет это дело?

— Фашист сам стреляет, это его выбор, Бог может ему помешать, а может и не помешать. Опять-таки почему? Он смотрит, в каком состоянии находятся дети. Если они сейчас умрут, куда попадут их души? Если они к Нему пойдут, то Он не помешает. Они пойдут к Господу и станут святыми и воскреснут телесно. А раз так, то проблема смерти будет уничтожена, и убийство не страшно для них. Но Бог может их и защитить. Почему? Потому что они, например, некрещеные. Господь их хочет спасти, чтобы они потом покрестились, если Он знает, что они покрестятся, Он спасет их от смерти. Он может их оставить в живых еще потому, что знает: кто-нибудь из этих детей вырастет великим праведником, который спасет много других людей. Но во всех случаях Бог не заставляет немца расстреливать невинных.

— Разве солдаты виноваты, если они выполняли приказ?

— Они могли и не выполнять приказ. Приказ, который противоречит закону Бога, нельзя выполнять.

— Нет, я имею в виду, что они выполняли приказ высшего командования. Это его преступление, а не их.

— Тем не менее, это и их преступление, безусловно. Любой солдат, который выполнил преступный приказ, — преступник. Слушать нужно Бога, а не людей, это общее христианское правило.

Продолжим говорить о свойствах Самого Бога. Мы знаем, что Он не изменяется. Мы видим Его силу, верим, что Он всемогущ, может все, что захочет. И это всемогущество проявилось не только в творении, но и в том, что Бог — Вседержитель. Он управляет миром до сих пор. Держит мир в Своих руках. Дает существование существующему, жизнь живущим, разум разумным.

Надо помнить, что Господь слышит молитвы не только христиан, но и других людей. Ведь на самом деле Бог слышит всех, призывающих Его. Есть, например, в Индонезии племя семангов. Они вспоминают о Боге только во время тайфуна. Как ураган идет, они о Нем начинают вспоминать и призывать. Обычно они колдуют, бесам жертвы приносят, а как только дело доходит до урагана, который бесы и идолы не могут остановить, тогда они к Богу припадают: «Творец, не надо, мы с Тобой, Ты прости нас, пожалуйста.» А почему они не делают так всегда? Потому что не хотят, собственно говоря, жить по-Божьи. Надо помнить, что Господь слышит всех, без исключения.

Если человек помолится Богу, он, безусловно, будет услышан. Вопрос не в этом. Бог слышит всех, призывающих Его, и если прошения во благо, Он их исполнит. Но спасает Господь лишь тех, кто соединился с Ним в Таинстве. Важно разделять слышание и спасение. Некоторые говорят: мы помолились, и Бог нас услышал, значит, мы правы. Но это не так, мы были правы, потому что помолились. А в том, что не желаем воцерковляться, мы не правы.

Ошибка очень распространенная. Бывают случаи явного вмешательства Бога: человек воззвал к Всевышнему, помолился в самолете, например, падающем или в горящей машине, и Господь услышал. Человек успокаивается и говорит: у меня с Богом все нормально и отстаньте от меня со своим покаянием. Но разве на самом деле это значит, что вся наша жизнь оправдывается одной сугубой молитвой? Нет, конечно. В святоотеческой литературе описан случай, как одна блудница шла по дороге и увидела только что умершего ребенка вдовы. Это так ее тронуло, что она упала на колени и стала молиться: «Боже, прости, что я, блудница, обращаюсь к Тебе; знаю, что я грешница, последняя преступница, но не ради меня, мерзкой грешницы, а ради слез вдовы воскреси его». И младенец воскрес. Но ведь это не значит, что блуд оправдан.

Человек, воззвавший ко Господу, должен измениться, бросить свой грех. Многие делают так — Бога призовут, Он поможет, а человек даже спасибо не скажет, развернется и пойдет. К сожалению, такая страшная вещь происходит — чудовищная неблагодарность. И в Писании сказано, что Израиль наелся, разжирел, растолстел и повернулся задом к Сотворившему его. Так происходит и сейчас. Например, многие ли благодарят после исповеди? После исповеди часто ли вы Бога благодарили за то, что Он простил вам грехи? После крещения благодарили ли Творца? Без этого никак. У нас, к сожалению, после исповеди никому в голову не приходит благодарить Бога, а ведь такой дар! Человеку Господь дал прощение грехов просто так, задаром, а мы говорим: «Он так и должен, так и обязан». Это — неправильно. За все надо благодарить.

Теперь давайте посмотрим, что значит — Всемогущий? Возникают разные вопросы классические: может ли Бог сотворить камень, который Он не в силах поднять? Но надо помнить, что Господь может все, что захочет, всемогущество является проявлением Его воли, соответственно, оно не может воле противоречить. Например, Бог не способен сделать зло. Но разве это ограничивает Его всемогущество? Господь не может солгать и сказать глупость. Но разве это отрицает Его всемогущество? Бог всемогущ именно потому, что делает все, что захочет. Есть вещи, которые Господь может сделать, но не хочет. Например, Он может уничтожить вселенную, но не хочет этого делать, потому что верен Своему слову.

Есть два представления о Боге: Он — безлик и Он — Личность. Как вы думаете, Бог безлик или Личность? Может Бог сказать «Я» или не может?

Существует распространенное заблуждение, что Бог — некая сила... Есть такое учение — пантеизм. Оно говорит: Бог есть всё, или: Он — космическая сила. Примером тому могут быть даже «Звездные войны», где Он изображается как космическая сила. Это ошибочное мнение, безликий Бог получается ниже, чем личность человека, это полный абсурд, глупость. Конечно же, Господь — Личность. Главные характеристики личности — ум, чувства, воля.

Давайте рассмотрим свойство ума Божия. Мы знаем, что Господь обладает умом всемогущим, Его ум настолько велик, что Он не нуждается ни в чьих советах. Кто был советником у Бога и кто говорил Ему, что Он должен сделать? «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим.11,34) Это свойство сверхразума называется премудростью, то есть сверхмудростью Бога. Бог настолько мудр, что Его мысли далеки от наших мыслей, как небо от земли.

Свойство сверхразума Господа состоит в том, что Он сверхмудр, и эта мудрость настолько велика, что делает Его непостижимым. Мы знаем, что Бог непостижим, Его нельзя описать человеческими мерками, и Его разум тоже не вписывается в человеческие мерки. Но он им не противоположен, а соотносится с ними, как прямая линия с отрезком, на ней лежащим. Нелепо думать, что абсолютная бесконечность ограничена чем-то, вроде наших знаний или наших представлений, хотя эта ограниченная часть, называемая нами истиной, входит в часть знаний Бога. Господь знает всё, что знает человек, и бесконечно больше. Я почему это подчеркиваю? Потому что многие думают, что у Бога знание одно, а у нас — другое. Но это же абсурд. Если бы мы имели знание, отличное от Божьего, то не могли бы это знание употреблять. Более того, сама способность мыслить в нас существует потому, что мы находимся, по слову святого Иоанна Кронштадтского, как в воздухе, в Божественном разуме. Божественный разум дает нам способность мыслить, дает атмосферу для мыслей. Без этой атмосферы Великого Ума никто не смог бы мыслить, думать вообще. Господь дает всем и жизнь, и дыхание, и мысль, и разум, и Он действительно — Сущий, источник всего. Но процесс мышления Господа принципиально отличается от нашего. Как мы получаем информацию?

— Чаще всего от органов чувств. Или непосредственно какая-то мысль в голову приходит.

— Есть два пути получения информации. Духовная сущность, такая, как Ангел или бес, обычно вкладывает в нашу голову свои мысли или мы получаем информацию от органов чувств. Потом мы ее анализируем, осмысляем и вкладываем в систему наших знаний. Но у Господа процесс мышления другой. Бог Сам — Существо простое, то есть не состоящее из частей, Он не сложный, и мысли Его поэтому простые, Он знает все таким, какое оно есть. Человеческая мысль часто бывает ошибочна, мы порой принимаем вещи не за то, чем они являются. Ну, самый грубый пример: когда человек напился, он видит две двери вместо одной. Но и в обычной жизни люди часто оценивают друг друга не как образ Божий, не как реальное существо с добрыми и злыми качествами. Они смотрят на собеседника как на объект, от которого можно что-то получить. То есть, отношение заведомо необъективное. Человек, к сожалению, сейчас чаще всего не способен видеть вещи такими, какие они есть на самом деле.

Я могу сказать: чем больше человек грешит, тем менее он способен видеть объективно вещи. Например, я поражаюсь, как в миру люди относятся к погоде. Часто говорят: дожди, ой, какая плохая погода, дожди в Москве. Но в Москве без дождя лето — сами можете себе представить, какой кошмар! Люди недовольны тем, что идет дождь. Дождем недовольны, солнцем, ночью, днем, летом! Вот ужас! А почему? Потому что из-за греха дошли до крайней степени субъективности. А произошло это потому, что в результате грехопадения возникла область фантазии.

— А чем плоха фантазия?

— Фантазия — не просто выдумка. Это сфера извращенных мыслей, которая извращена настолько, что мы не можем видеть вещи такими, как они есть. Выход только один — научиться смотреть на мир с точки зрения Бога. Лишь так можно увидеть вещи настоящими — посмотреть на все Его глазами, соединившись с Ним. Святые видят вещи такими, как они есть. Даже Библию можно понимать, только смотря на нее глазами святых. А иначе нельзя, знаете почему? Потому что мы на ту же самую Библию будем смотреть как? С той же самой фантазией. И поэтому получится столько Библий, сколько голов, а то и больше, потому что в одной и той же голове может быть еще несколько взаимоисключающих абсолютно Библий. А нужно смотреть глазами Бога. Для этого нужно с Ним соединиться. Он дает разум. Но, с другой стороны, надо помнить, что есть границы нашего познания. Есть вещи, дальше которых мы заходить просто не можем, потому что они непостижимы. Например, когда Антоний Великий спрашивал Бога: почему одни богатые, другие бедные, почему одни живут долго, другие мало, то получил такой ответ: «Антоний, себе внимай, а об этом знать тебе неполезно, потому что это непостижимо». Это очень важный принцип. Христианин — смиренный, он знает, до какой границы можно познавать. Это раньше, в советское время, говорили, что у человеческого разума нет пределов. Безусловно, пределы человеческого разума существуют. Никто из нас до конца не знает даже самую простую вещь. Вот эту деревяшку можете полностью описать?

— Можем.

— Сможете дать ее полное состояние на всех уровнях, например, на квантовом?

— Ну, со временем...

— Со временем? Бесконечным временем, да? То есть, это практически нереально для разума в нынешнем состоянии. Получается, что человеческим разумом можно постичь не всё и не всегда.

В этом и заключается христианское смирение: есть вещи, которые мы можем и должны постигать, есть вещи, которые мы можем постигать, но они необязательны, есть вещи, которые мы можем постигать, но не должны, а есть вещи, которые мы не можем и не должны постигать. Я объяснил вам все характеристики.

Что мы можем и должны — то, что касается спасения нашей души, исправления нашей жизни, жизни по воле Божией. Понятно, то, что касается соединения с Богом и преображения нашей жизни, мы можем и должны делать.

Есть вещи, которые мы можем познавать, но их знать не обязательно. Это касается знаний о природе вещей. Можно заниматься наукой, а можно ею и не заниматься. В этом греха нет никакого — пожалуйста, если ты не пытаешься науку противопоставить Богу. Это вещь не плохая, но и не обязательная. Можно слушать музыку, Баха, например, а можно Баха и не слушать, пожалуйста, — и то и другое разрешается.

Есть вещи, которые можно узнать, но делать их ни в коем случае нельзя. Речь идет о зле — знать зло можно, но делать ни в коем случае недопустимо.

А есть вещи, которые нельзя узнать и пытаться не стоит. То есть это вещи непостижимые, которые отражают природу, сущность Самого Бога, внутреннюю сущность, как Он живет Сам в Себе. Мы это знать не можем, и пытаться не стоит.

Теперь по поводу разума. Вы говорите, что Бог всё знает. Что значит — всё? Очень многие люди говорят, что Бог знает, конечно, всё, но от Него можно спрятаться. Я читал рассказ, как одна девочка хотела утащить у мамы конфеты, и, чтобы Бог этого не заметил, она иконы к стенке повернула. Такая модель поведения существует и у взрослых людей. Но Бог-то знает на самом деле всё. В Библии очень хорошо об этом сказано. Книга Иисуса, сына Сирахова говорит так: «Человек, который согрешает против своего ложа, говорит в душе своей: "кто видит меня? Вокруг меня тьма, и стены закрывают меня, и никто не видит меня: чего мне бояться? Всевышний не воспомянет грехов моих". Страх его

— только глаза человеческие, и не знает он того, что очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца, и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные» (Сир.23,24-28). Бог знает все дела людские, абсолютно все, без исключения. Все нераскаянные грехи человеческие, которые не омыты Кровью Спасителя, предстанут перед лицом Господа и будут брошены Им в лицо грешникам. И все люди увидят.

— А при крещении грехи смываются?

— Да.

— Все, даже смертные?

— Да. Но, естественно, их нужно не повторять после крещения.

Теперь о знании. Бог знает не только дела, но и мысли людей. Все тайны сердца. Господь провидит все дела наши до того, как они были совершены. Он знает абсолютно всё. Именно поэтому мы не можем оценить до конца Его милосердия и не должны судить Его поступки. Бог обладает большим набором информации, чем люди. Мы говорим: какой хороший человек, как же он мог так пасть и почему Господь попустил ему это? Замечено, что чаще и сильнее впадают в грех те люди, которые считают себя очень хорошими. Самое страшное состояние — гордыня. Помните, что самый страшный грех — гордость. Для Бога не так даже страшно убийство, как гордыня, потому что человек может убить в состоянии аффекта. А гордыня — если человек в ней останется, она его погубит, совершенно точно. Также совершенно недопустимо роптать на Бога. Ропот — тяжелый грех, вы не знаете о себе всего, что известно Богу. Не ведаете, что для вас лучше или хуже.


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!