Издательство храма пророка Даниила на Кантемировской 6 страница



— И нельзя носить с собой знак зодиака?

— Естественно. Или знак зодиака, или крест. Нужно выбирать: или человек кланяется светилу, или кланяется Богу, Творцу светил. Бог говорит еще в книге пророка Исаии: «.

пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома: огонь сожег их, — не избавили души своей от пламени; не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним» (Ис.47,13-14).

— А как же волхвы, которые следовали звезде?

— Вот именно поэтому они и вернулись другим путем. Как сказано, что поклонники звезд были «звездой научаемы кланяться Тебе Солнцу правды и Тебя знать с высоты востока». Звезда привела их ко Христу, чтобы они перестали звездам поклоняться. То есть, задача была именно уйти от астрологии, увести их от астрологии, поэтому Бог звездой и увел от поклонения звездам.

Насчет наказания грехов отцов в детях часто люди спрашивают, что это значит. Дело в том, что там добавлено: «ненавидящих Меня». Речь идет о родовом грехе, а такие случаи бывают: поколение пьяниц или поколение блудников — встречается такое, когда родители блудят страшно, дети блудят страшно и так далее. Вот когда родители впадают в смертные грехи, то Бог наказывает до третьего и четвертого рода, а потом прекращает род вообще, просто пресекает. Вот об этом и говорит Писание. Почему? Потому что Бог — Ревнитель.

— А что делать, если человек подозревает, что все его беды связаны с какими-то родовыми грехами, к которым он отношения не имеет, грехами бабушки, дедушки и т.д.

— Все очень просто: «Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой». Когда человек приходит под защиту Бога, когда он крестится, все проклятия прекращают действовать на Него. Все очень просто. Бог является Властелином, Вседержителем. И Бог — Властитель абсолютный. И никто не может противиться руке Его, никто, абсолютно. Ни человек, ни Ангел, ни злой дух...

— Но злой дух противится Богу...

— Когда Бог захочет что-то сделать, никто не в силах помешать Ему, абсолютно.

— А почему тогда Бог не возьмет и не уничтожит, дьявола, например?

— А почему Он и нас с вами не уничтожит?

— Тогда бы грехов не было.

— Опять-таки, если бы дьявол заставлял людей делать грех, тогда, конечно, вопрос был бы логичен, но дьявол никого не заставляет, он предлагает, люди соглашаются.

— И крещеным тоже?..

— Ну и что? Жаль, остается только пожалеть, ничего сделать мы уже не сможем. Человек выбрал. Когда человек совершил свой выбор, то мы уже не можем ничем помешать. Пока человек живой, есть надежда. Пока человек живой, есть выбор. После смерти выбора уже нет. Можно только милостыню раздать за умершего, чтобы Бог как-то облегчил его участь.

Следующая заповедь гласит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх.20,7). То есть, нельзя божиться. Знаете, что такое «божиться»? Когда говорят: Господи, Боже мой — как связку в предложении, знаете такие разговоры? Имя Божие всуе поминают. Этого делать нельзя ни в коем случае. Потому что имя Божие — это святыня. И оно освящает человека. Если, например, вы начнете икону использовать в качестве совка для мусора — это же кощунство будет. То же самое и имя Божие, если вы будете им разбрасываться, будет такое же кощунство. Эта заповедь, конечно, запрещает также кощунствовать, издеваться над Богом, хулить Бога. Она требует благоговейного отношения к имени Божию. Действительно, практика показывает, что те люди, которые хулят имя Божие, они очень быстро получают наказание от Бога. Например, вы знаете, как умер замечательный такой человек Энгельс? Он умер от рака ротовой полости. Чем он хулил Бога, тем и был наказан.

— Бывает, человек потерял кого-то из близких, кто-то умер, и человек говорит, что я перестал верить в Бога, как Бог мог такое сотворить — забрать родного мне человека. Как помочь людям, которые разочаровываются в Боге, когда идет целая полоса неудач.

— Простите, а они к Богу до этого ходили, об этом не вспоминали? Почему Он должен им помогать? Это — во-первых, а во-вторых, надо помнить, что для Бога важнее всего состояние души человека. Он поэтому забирает человека тогда, когда душа или более готова для вечности, или находится на грани такого зла, которое должно быть просто страшно наказано. Бог забирает из этих соображений, а не из того, чтобы там еще пожил, чтоб детей вырастить... Потому что Бог делает всё для блага человека или для предотвращения большего зла.

— А если автомобильная катастрофа или еще что-то непредвиденное посылается человеку, независимо от него.

— Опять-таки, от человека независимо, а от Бога зависимо. Вот и всё. Бог поэтому и забирает тогда, когда это или наиболее лучший момент для человека, или дальше он пойдет только ниже. Есть Промысел Божий, который нужно просто принять — и всё.

— Люди часто говорят, что Бог забирает лучших.

— Не знаю, по-разному бывает. Или лучших, или худших. Вот, кстати говоря, интересно, что часто люди говорят: как же, вот я особого зла не делал, а на меня вот такие беды напали. Дело в том, что люди, которые так говорят, что особого зла, мол, не делали, они находятся в таком состоянии своеобразной самовлюбленности, они считают, что у них все


нормально, и у них просто в жизни места для Бога не остается. Богу приходится разбивать такое состояние человека замкнутости на самом себе, для того чтобы человек к Нему пришел. Вот в этом цель. Человек просто живет в какой-то скорлупе, как улитка, и Бога не видит, а Бог создал человека не для этого совсем, не в Его планах было такое создание. И Он вытряхивает человека из его скорлупы. Блаженный Августин замечательно сказал: милосерд Ты, Боже, Который разбивает все планы, которые я строил, чтобы я мог увидеть Небеса. Когда человек, бывает, сидит в плену своих планов, которые сам понастроил, и здесь только вот такой шок его может из себя вывести. А мы помним, что Бог для этого творил нас, не для того, чтобы каждый себя удовлетворял. Если человек хочет другого, это его проблемы, потому что Бог свое желание не изменит.

Следующая заповедь гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20,8-11). Заповедь делает обязательным почитание седьмого дня. Если в Ветхом завете это была суббота, то сейчас, после того как Господь воскрес из мертвых и дал нам победу над смертью Воскресением из мертвых, мы почитаем за седьмой день воскресенье. Субботу мы тоже почитаем, например, в субботу и воскресенье мы не голодаем. Церковь запрещает ничего не есть в субботу и в воскресенье. Ну, кроме тех случаев, когда только нечего есть, понятно. В данном случае сознательные голодовки в эти дни запрещено устраивать. Человек, который постится в субботу и воскресенье, отлучается от причастия.

— А если пост Великий?

— Не отменяется совсем, а просто ослабляется резко. В субботу и воскресенье, например, Рождественским постом, мы всегда едим рыбу. Великим постом мы в субботу и воскресенье едим кальмаров, крабов, креветок, масло постное едим. То есть, мы всегда ослабляем пост, потому что выделяем как праздники субботу и воскресенье. В субботу и воскресенье уменьшается количество поклонов, в воскресенье вообще запрещено класть земные поклоны. В субботу и воскресенье всегда совершается литургия в храмах. Есть дни, когда литургия не совершается, но в субботу и воскресенье она совершается всегда. Но заповедь Господня главным образом о том, что в эти дни мы не должны делать никаких своих дел.

— Что мы тогда должны делать?

— Я сейчас объясню. Мы не должны: убираться дома, например, в субботу уберетесь; или заниматься какими-нибудь грандиозными своими планами, вскапыванием огорода. Мы воскресенье посвящаем Богу. Воскресенье с какого момента начинается, кто знает?

— С двенадцати ночи...

— Нет, воскресный день начинается с шести часов вечера, с вечера субботы и до вечера воскресенья. Вечером в субботу мы идем куда? Все люди, все христиане должны в субботу вечером и в воскресенье утром быть в храме. Исключения возможны для людей, находящихся в тяжелой болезни и находящихся в том месте, где храм очень далеко находится, в километрах ста от него. Но и они, которые далеко находятся от храма, должны в этот день читать слово Божие. Значит, когда огородом заниматься? Очень просто: на огороде мы занимаемся, пашем до вечера субботы, можем вечером в воскресенье попахать, тогда Бог благословит нашу работу. А если человек будет в воскресенье работать на огороде, Бог пошлет какую-нибудь саранчу, заморозки и тому подобное. Давно известно, когда люди думали, что они будут лучше работать в воскресенье, то получалось, что они или сами заболевали, или Бог наказывал их через их огород.

— А если нет возможности в другие дни работать?

— Уж извольте найти такой момент, чтобы воскресный день посвятить Богу. Другое дело, если вы работаете на «скорой помощи», например, или у домны, которая не затухает, или в милиции, где в воскресенье ваша смена, тогда вы выходите, естественно, на работу, которую нельзя перенести на другой день, но вы тогда в другой день идите в храм Божий. Но во всех остальных случаях мы должны, конечно, быть в храме Божием, а не работать сами для себя, читать слово Божие. Вы можете работать, в том числе и тяжело, для больного, для несчастного, для человека, который не может себе помочь, потому что в воскресенье нужно делать добро, как говорит Господь.

— А шоколад можно есть в пост?

— Горький — пожалуйста, молочный нельзя.

Эта заповедь также требует исполнения церковных постов и праздников. В великие праздники, такие как Рождество, Крещение, Пасха, мы тоже приходим в храм Божий, обязательно молимся и не работаем точно так же. Великих праздников, как вы знаете, двенадцать: Преображение, Рождество Богородицы, Воздвижение, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество, Крещение, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница и Успение. Вот двенадцать праздников. И в посты перед праздниками Церковь также благословляет нам поститься, как того заповедь требует, то есть не есть мясных и молочных продуктов. Вот четыре поста: Рождественский, Великий пост, который идет семь недель до Пасхи, Петровский пост, который начинается через неделю после Троицы и идет до двенадцатого июля, и Успенский пост, который идет с четырнадцатого до двадцать восьмого августа. А также постимся мы каждую среду и пятницу, кроме сплошных седмиц ингода. В среду мы вспоминаем предательство Иуды, а в пятницу мы вспоминаем распятие Господа. Дальше, следующая заповедь, которая у нас есть, это заповедь почитания родителей: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20,12). Нужно почитать родителей, не обижать их, ни в коем случае не бить — это смертный грех, Господь за это может покарать ужасно. Он карает очень сильно людей, которые бьют родителей. Вот у меня друг уехал в Чечню, он рассказывал, что чаще всего погибают, даже сгорают заживо те солдаты, про которых известно, что они избивали родителей. Бог даже Сам таковых и карает грешников, потому что это смертный грех, конечно же. Потому что Бог дал через них жизнь, а ты, издеваясь над родителями, издеваешься над орудием Божиим, над Промыслом Божиим о тебе. Видите, каким все это образом связано.

— Кто-то говорил, что люди, погибающие в огне, сразу возносятся на Небо.

— Нет, это не так. На Небо возносятся те люди, которые любят Бога. Не механически, не потому, что они получают от Него какие-то блага, а потому что они любят Бога, только поэтому. Никакого непочитания не может быть. Кроме того, эта заповедь также требует, чтобы мы не хулили власти. Хотя можно их не слушать, если они нам не подчиняются, нарушают волю Божию, но мы власть не хулим. В той мере, в какой она выполняет волю Божию, она угодна Богу. Поэтому христиане бывают милиционерами, например. И, конечно, мы почитаем священников как слуг Божиих.

Итак, следующая заповедь гласит: «Не убивай» (Исх.20,13). То есть нельзя убивать. (Это шестая заповедь. Не первая, как часто люди думают, а шестая.) Почему? Потому что не ты дал жизнь и не тебе ее отнимать. Естественно, нельзя убивать людей, начиная с какого момента?

— С рождения...

— С зачатия. Человек становится человеком в момент зачатия. Человеком, обладающим бессмертной душой, свободной волей. Поэтому человеку нельзя убивать никакого человека. И поэтому же смертным грехом является, конечно же, аборт. Правилами Церкви за аборт человека отлучают на семь лет от причастия. Нельзя применять гормональную контрацепцию, ставить спирали, это все равносильно аборту.

— А вообще предохраняться?

— Предохранение — вообще, конечно, от недоверия Богу. Допускается единственный способ предохранения — естественный процесс, но это опять-таки по снисхождению, это никак не благословляется, но попускается, потому что там нет ни аборта, ни каких-то противоестественных вещей. Об этом мы сейчас чуть позже скажем. Потому что Бог дает столько детей, сколько нужно. А сейчас такая начинается истерика: ой, как же я их всех прокормлю. Если Бог дал дыхание человеку, уж даст, чем прокормить. Веками и тысячелетиями прокармливались, а вот мы почему-то не прокормимся.

— Сейчас время более жестокое для воспитания детей, на улицах много нищих, которые просто не в состоянии прокормиться. На пути от Теплого Стана до Ясенева можно часто встретить просто умоляющих матерей, которые стоят с ребенком, таблички держат, — многодетные семьи, которые не в состоянии прокормить детей.

— Я сейчас обо всех не скажу, но чаще всего это бывают жулики. Честно говорю, потому что к нам неоднократно приходят такие, я говорю: пойдемте, я вам сейчас куплю крупы, муки, давайте, я куплю все, что нужно. Ну, денег я вам не дам, зато куплю. Они говорят: нет, не надо — и сразу убегают. Значит, не прокормиться им нужно.

— А вообще, какие люди могут просить милостыню?

— Нет, если человек нуждается, то он может просить милостыню, естественно. И мне попадаются нормальные люди, которые просят милостыню. Естественно, я им даю. Обычно я так делаю, кстати, и вам советую: если человек просит на хлеб, пойти и купить ему хлеба. И милостыню подадите, и никаких у вас не будет сомнений, что он потом пропьет. Даже если он алкоголик, то хоть закусит нормально.

Эта заповедь (не убивай) запрещает также не только убивать, но еще запрещает гневаться напрасно. Помните, Господь говорит: «... всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф.5,22). Запрещает ругаться, скандалить, раздражаться, запрещает драться, ненавидеть. А как определять: напрасно гневаешься или не напрасно, есть граница? Гнев напрасный тот, который направлен на то, что не отделяет нас от Бога. Если гнев направлен на то, что отделяет нас от Бога, то такой гнев — это правильная реакция.

— Как запретить себе гневаться или раздражаться?

— Надо молиться, эта страсть преодолевается только молитвой и чтением слова Божия, чтением Святого Евангелия Господа нашего Иисуса Христа излечивается. Всегда креститесь, когда начинается вот такой всплеск гнева, крестите сердце свое, чтобы Господь отогнал раздражение, и вы увидите, Господь прогонит это.

— А когда дети шалят, это праведный гнев?

— Да. Но сначала Божией Матери помолитесь, Христу Спасителю, выпейте святой воды, потом придите в себя и накажите детей.

— А детей можно наказывать?

— Нужно. Сказано в Писании: кто щадит свою розгу, ненавидит своего сына. В каких случаях надо наказывать? Когда ребенок бьет ребенка, тогда надо его выпороть просто. Но опять-таки, любое наказание должно быть без гнева, учтите. Оно должно удовлетворять справедливость. А у нас, к сожалению, делают ровно наоборот, у нас наказывают так: а, ты такой-сякой, да как я тебе сейчас дам. И что получается? Во-первых, справедливость не восстановлена, ребенок не подумал, что его справедливо наказали, он подумал, что на нем сорвали злость. И действительно, так и есть. Одно зло не обуздано, а еще вы добавили. А нормально как? Нормально — человек успокаивается, а потом порет провинившегося. Наказание должно быть неотвратимо. И справедливо, заметьте. Следующая заповедь гласит: «Не прелюбодействуй» (Исх.20,14). Самая, наверно, непопулярная сейчас заповедь. Но Бог запрещает изменять жене, мужу — это прелюбодеяние. За прелюбодеяние полагается отлучение от причастия на пятнадцать лет. Потому что это двойной грех — это и блуд, и клятвопреступление.

— А если люди только расписались, но не венчались.

— Все равно прелюбодеяние. Если была роспись, то вы обещали друг другу верность, а вы нарушаете слово. Господь запрещает не только прелюбодействовать, Он говорит: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5,28). Поэтому нужно воздерживаться даже от блуда, который в мыслях. Конечно, не надо читать блудных рассказов, смотреть похабных фильмов, я думаю, это понятно и так. Что есть блуд? Блуд — это половые связи вне брака. Вот два человека, свободных от брачных обязательств, они вступают между собою в половую связь, это называется смертный грех блуда. Он, конечно, наказывается меньше, чем прелюбодеяние, — всего семь лет отлучения от причастия, но семь тоже немало, согласитесь. А если человек не раскается в грехе блуда, он умрет, и сказано, что участью его будет огонь и сера. «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21,8). Почему? Потому что человек блудящий соединяется со всеми блудниками мира в единое тело, это реальность. Человек, вступающий в половую связь, действительно вступает в единое целое с тем, с кем он блудит, это чистая правда. Если он в браке вступает в половую связь, он соединяется с женой в единое целое, и Бог его благословляет, потому что его брак освящен Богом в венчании. Если человек вне брака это делает, то Бог его не благословляет, а благословляет его кто? Враг. Поэтому Господь велит оставить врага. Почему? Потому что человек, который живет с изменником, невольно соединяется с сатаной. По церковным правилам, священник, если жена ему изменила, он обязан с ней развестись, иначе он лишается сана. Конечно, миряне не обязаны разводиться, но они могут жить с мужем или с женой, которые изменили, только при условии, что изменивший раскаялся перед Богом, попросил прощения, и дал обязательство больше этого не делать. В противном случае жить с таким человеком не следует. Потому что вы будете развращаться и детей развращать. Конечно, если человек прощения просит, то мы можем его простить, хотя и не обязаны, но можем. Опять-таки, эта заповедь запрещает такие страшные противоестественные грехи, как гомосексуализм обоих видов, их и упоминать не хочется, но, к сожалению, такие противоестественные половые связи существуют даже в браке: анальный, оральный секс — это называется грехами Содома, за это Бог сжег проклятые города. То есть, это грехи, вопиющие к Небу об отмщении. Если народ допускает такие грехи в качестве нормы, то Господь иной раз такой народ с лица земли стирает. Как пример тому — Содом и Гоморра и недавно случившееся цунами у берегов Таиланда. И запрещает такие вещи, как рукоблудие и онанизм. Онанизм происходит от Онана, такой был деятель в Ветхом Завете, который не заканчивал половой акт, пускал семя на землю, для того чтобы не было детей. Ну, там было другое обстоятельство, которое я не буду сейчас пересказывать, и сказано в Библии: «Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его» (Быт.38,10). Почему? Потому что Бог — Творец жизни. А кто мешает жизни, тот кому служит? Дьяволу. Поэтому и является это грехом. Вы понимаете, почему? Потому что это заканчивается психозом у женщин очень часто, это с психикой естественно связано. Тут гормональные причины определенные, о которых сейчас долго рассказывать, и это вещь, которая разрушает психику. Очень часто это приводит к тому, что у человека возникает психологическое желание изменить, на уровне организма все это на психику накладывается, конечно же.

Следующая заповедь гласит: «Не кради» (Исх.20,15). Это понятно. Почему нельзя красть?

— Взять все у богатых, чтобы отдать бедным...

— А если плохо лежит вдобавок... Любое, то, что лежит не у меня, лежит плохо — обычно говорят. Красть нельзя потому, что ты фактически, может, и не сознательно, но говоришь следующее: Ты, Боже, неправильно миром управляешь, Ты ему дал, а мне не дал. Дай-ка я поправлю, что Ты неправильно управляешь. То есть, это мятеж, самый настоящий, классический. Кому принадлежит все золото и серебро мира? Тому, Кто их сотворил, конечно же. Поэтому: кому хочу, тому дарю, у кого хочу, у того забираю. Богатому для чего дано? Чтобы проверить его милосердие. Если он на этом сломался, то он за это и ответит.

— Отнимут богатство?

— Не в этом дело. Нет, Бог им богатство дает для того, чтобы проверить их. Если они не помогают людям, если они воры, они за это ответят. Есть два надежных способа, как говорит один мудрый греческий священник, получить пулю в лоб или быстро стать бедным. Это воровать и работать в праздники.

— Стремиться к богатству — это плохо, да?

— Ну, конечно же. Кто любит серебро, тот никогда не насытится. И это, действительно, правда, разве не так? Есть даже выражение — денег никогда не бывает много.

— А если стремиться обогатиться, чтобы потом бедным помогать?

— Нет, это обман, это самообман.

— А для того, чтобы существовать?

— Опять-таки, мы работаем и получаем то, что нам нужно. Но мы не привязываемся к этому, понимаете, мы не стремимся к этому. Человек, который стремится к богатству, он никогда не сможет нормально жить. Если человек работает нормально, стремится к Богу, то и богатство к нему само потечет, это давно замечено. А если человек стремится к богатству, оно к нему придет, а потом уйдет, произойдет деноминация какая-нибудь, новая техническая революция — и все деньги утекут. Мне рассказывали мои знакомые: как-то они приехали на дачу — у нас в деревне дом, — там разбирали дровяник, прежние хозяева умерли, и в дровянике нашли такой мешок с двадцатипятирублевками и пятидесятирублевками, там лежало пятьдесят тысяч советских рублей. Ну и что, помогли им эти пятьдесят тысяч рублей? Бог всегда так делает, чтобы человек не привязывался к деньгам. Человек, привязанный к деньгам, — это покойник самый настоящий. Царь Давид говорил: богатство течет, не прикладывай к нему сердца. А человек, который ворует, свою мзду получает от Бога. Опять-таки, кто самый быстроумирающий пласт населения в России? Это воры и богатеи. Их расстреливают. Я как-то в «Криминальной России» смотрел криминальные новости, там говорилось, что на Рублевском шоссе в месяц совершается в среднем по три заказных убийства. Это на одном шоссе, маленьком. И это естественно, потому что просто Бог наказывает за это таким образом, и всё. Следующая заповедь говорит так: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх.20,16). То есть, нельзя ни самому лжесвидетельствовать, ни слушать лжесвидетельства. Нельзя лжесвидетельствовать на суде, нельзя клеветать на человека, потому что Бог есть Истина, и ложь отвратительна для Него. Нельзя человеку вообще лгать. Человек должен говорить правду. Человек должен жить в истине. Естественно, нельзя матюгаться, ругаться и тому подобное, это само собой понятно. Не осквернять свою речь. Речь — дар Божий, который должен быть использован во благо. Эта заповедь запрещает также очень любимое барышнями занятие, такое как перемывание костей друзьям и подругам, потому что сплетничание — это один из видов клеветы и лжи. И эта заповедь требует, чтобы человек говорил правду и истину, жил в истине. Речь нам дана для того, чтобы мы хвалили Бога и хвалили ближних, но не для того, чтобы мы хвалили сами себя или лгали и клеветали.

И, наконец, последняя заповедь, тоже очень непопулярная, ну, она, впрочем, всегда была непопулярная, гласит: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20,17). То есть, не завидуй. Почему? Потому что, если ты завидуешь, значит, ты опять недоволен Богом: как мне, такому хорошему, Бог не дал.

— Но есть белая зависть...

— Да, она знаете, где хорошо описана? У Пушкина Александра Сергеевича в сказке о золотой рыбке. Там классическая белая зависть: я не хочу чьего-то, я хочу такого же. Это форма белой зависти.

— Нет, но все-таки радуешься, что у других хорошо.

— А вот радость — это хорошо. Смотрите, когда радость возникает, как источник этой радости мы Бога узнаем и тогда говорим: слава Богу! Вот верная такая примета, что это доброе чувство, что это хорошо.

И как зависть лечится, что противоположное бывает? Вот вы видите, например, у кого-то есть свой личный вертолет, и говорите: слава Тебе, Господи, что у него есть личный вертолет! Господи, дай ему еще личный самолет. Это вот хорошее чувство. Это называется сорадование. Таким образом зависть лечится, если она есть. А если я говорю: у тебя есть вертолет, хочу чтобы и у меня такой же был, — это зависть.

— Это зависть разве — ну чтобы и у него осталось, и у тебя тоже.

— Ну, понятно, и приводит ровно к тому, к чему привело старуху: приводит это к разбитому корыту, аккуратно-аккуратно. Так и происходит на самом деле, потому что зависть — ненасытное чувство, абсолютно ненасытное. Завистник — единственный человек, который никогда не получит ни малейшего удовольствия от своего греха. Блудник получит короткое удовольствие, а потом будет долго плакать, а вот завистник никогда не получит. Потому что если я получу вертолет такой же, как у вас, так сразу захочу такой же, как у вас, самолет; получу такой же самолет, как у вас, захочу такой же, как у вас, дом на Канарах и так далее, и так до бесконечности, пока не окажусь бомжем в подъезде. Почему так происходит? Потому что зависть — это вещь, которая уничтожает человека в буквальном смысле, так что давайте не завидовать, исполнять заповеди Господни, и пусть благодать Божия будет с вами.


 

о тайне боговоплощения

— Мы вам сейчас дадим тексты Символа Веры, и вы должны будете их выучить. Символ Веры исповедуется, провозглашается перед началом Таинства священником. Это та вера, в которой мы надеемся получить Царствие Небесное, тот ключ, которым мы отверзаем Небеса. И вот сегодня у нас пойдет речь о самой сердцевине нашей веры, о второй главной тайне христиан, о Тайне Боговоплощения.

Первая главная тайна христиан — это вера в то, что Бог триедин: Отец, Сын и Святой Дух

— Троица Единосущная и Нераздельная, как Он явился в Крещении на Иордане. Итак, мы верим, что Он есть Любовь, потому что Он — триединый Бог. Но об этом мы говорили на нашей первой беседе.


А сегодня мы поговорим о второй главной тайне христиан, о Таинстве Боговоплощения. Потому что мы верим в то, что Христос — это наша главная Надежда, Путь, ведущий к Отцу. Но часто возникает вопрос: Кто Такой Христос? Когда Господь задал такой вопрос ученикам Своим, Он сказал: за Кого почитают Меня люди, Сына Человеческого? Вот как вы на этот вопрос ответите?

— Бог Отец послал нам Своего Сына, Божий Сын нас спасает от грехов.

— Так, правильно. Это очень важно, потому что некоторые люди так не считают. Почему? Потому что очень многие люди считают, что Христос — это просто посланник, просто Учитель, Который говорит высокие слова о добре, учитель нравственности. Но это не так. Дело в том, что Господь не выдавал Себя за Учителя нравственности. Христос в Евангелии поставил очень четкое требование. Он сказал, когда у Него спросили, Кто Он: «. от начала Сущий, как и говорю вам» (Ин.8,25). Он сказал: «... истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.8,58). Он сказал: «... прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин.17,5) Итак, зачем, собственно говоря, Ему было дано имя Иисус? Имя Иисус что означает в переводе, кто знает?

— Спаситель.

— Да, Спаситель. Спаситель, потому что, как сказано в Евангелии, «...и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1,21). А действительно, вот это слово — «спаситель» — предполагает, что человека нужно спасать. А от чего спасать? Ну, в первую очередь, от грехов, мы уже сказали, да. А еще от чего нужно человека спасать? Вообще, человек нуждается в спасении, как вы думаете? Или не нуждается?

— Нуждается.

— А многие люди говорят: а мы сами с усами, мы сами можем всё, что захотим, никто не даст нам избавления. Помните: «ни Бог, ни Царь и ни герой, добьемся мы освобожденья своею собственной рукой»? Любимый гимн безбожного человека. Но в спасении все-таки человек нуждается, любой человек, даже если он неверующий, он хоть знает, что есть такая вещь, с которой ты не поспоришь, поэтому об этой вещи многие предпочитают не думать. Вещь, называемая смертью. Человек может избавиться от смерти своими силами? Нет. А Кто может избавить от смерти? Может ли один человек другого человека избавить от смерти? Человек не может другого человека от смерти избавить. А может ли, например, Ангел, то есть бесплотный дух, сотворенный, избавить человека от смерти?


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 11; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!