Издательство храма пророка Даниила на Кантемировской 5 страница



— и у него начинает грех входить в привычку. Второй раз сделать так в этой же ситуации будет легче, второй раз пост нарушить легче. В третий раз еще легче. А потом возникает то, что называется в Библии «стезей», а в нашем таком рядовом понимании — колеей. Условный рефлекс начинается. Например, когда вы входите в дом, вы автоматически включаете свет. Так же начинается и с человеком. Он, человек, начинает автоматически делать грех. Бывает такое? По привычке. Например, в курении это ярче всего проявляется. Человек на автомате, даже не думая, с таким стеклянным взором зажигает сигарету.

— А курение — это грех?

— Конечно же, самоубийство. Самое настоящее. Точно так же алкоголик начинает одну, другую, третью, четвертую рюмку — тоже на автомате. Это состояние называется страстью. Слово «страсть» с каким словом связано? Слово «страсть» на что похоже?

— Страшно?

— Страдать, страдание. Страсти вызывают, безусловно, страдание, и человек, одержимый страстями, хоть одной из страстей, которая захватила его, сам себя обрекает на мучения. Он находится в состоянии страдания. Элементарный пример: человек, который курит, если он не курит неделю, как ему будет приятно, курильщику? Его будет ломать. А если он помрет в таком состоянии, что ему будет? Его будет ломать вечно. Или наркоман, или алкоголик. Почему? Потому что он пребывает в зависимости. В этом как раз и находится корень вечных мучений, которые охватывают человека. Бог говорит: горите в пламени и в огне, который вы сами разожгли. Вы сами его разожгли, сами и мучайтесь. «Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, — идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей; в мучении умрете» (Ис.50,11).

— А обжорство? Сколько нужно есть, какие-нибудь есть нормы?


— Очень просто. Норма такая — чтобы после еды человек хотел молиться, сохранил желание молиться.

— Человек должен съесть столько, чтобы хотелось молиться?

— Да, если после еды хочешь молиться, значит, все правильно. А почему? А потому, что нет общей нормы. Один человек в день съедает два-три килограмма, другой — полкило. Просто разные организмы, как можно здесь какие-то нормы устанавливать? Это невозможно. То же самое человек, который может выпить стакан водки и еще нормальный будет, а другому будет много уже пятьдесят грамм.

— А если ты поел и еще хочешь, то это надо прекратить?

— Ну, опять-таки, кому как. То есть, есть люди, которым недостаточно обычной порции еды, так пусть такой поест больше, чем только ходить и об еде думать. Норма — она не такая. Человек должен съесть столько, чтобы хотеть молиться, вот именно такой и является духовная норма. Потому что человек должен ходить всегда перед лицом Бога, служить Ему. Для того, чтобы справиться со страстью, необходимо прямое вмешательство Бога. Без вмешательства Бога со страстью человек не справится никогда, так как страсть становится второй природой человека. Бывают, конечно, взаимовыгодные обмены страстей — иногда страсти уходят, чтобы обменяться на более сильную страсть. Это бывает очень просто, например: человек бросает курить для того, чтобы больше уважать себя. Происходит обмен шила на мыло, меняет меньшую страсть курения на большую страсть гордыни. А гордыня — это страсть куда большая. Можно не иметь никаких страстей, кроме гордыни, но и одной гордыни хватит для того, чтобы человек ушел на дно ада.

— А за карбонат тоже уйдет на дно ада, за то, что съел карбонат?

— Не знаю насчет дна, но если человек сознательно делает и не раскаивается потом, то, конечно, будет за всё отвечать.

— Как человек отвечает за всё, как это определяется?

— В зависимости от человека все и определяется. Для человека, который не знает ничего о посте, для него это грехом вообще не является, потому что он и не знает ничего про пост. А для человека, который знает о посте и сознательно его нарушает, для него, естественно, ответственность больше. Потому что грех не в карбонате, конечно же, а в том, что его не вовремя употребили.

— А если некий человек работает физически тяжелым трудом, и ему действительно нужно много есть?

— Как вы думаете, Илия Муромец был хилый человек, наверное, слабенький был человек?

— Не хилый, но тем не менее...

—.не работал совершенно Илия Муромец?

— Но во время поста тоже нужны силы.

— Я вам привожу совершенно конкретный исторический пример — Илия Муромец. Это вполне историческая личность, он скончался в конце одиннадцатого века, мощи его находятся в Киево-Печерской Лавре, он невысокого роста — два метра двадцать сантиметров, вот такой всего лишь. В ширину у него там тоже, по-моему, только метра полтора. Наши амбалы все по сравнению с ним — карлики. Вы можете сами сходить и посмотреть на его мощи. Вы знаете, как он питался? Даже былина есть об этом, историческая, да и доказано недавно было. Встреча Илии Муромца с чудищем подробно описывается в былине. Под чудищем подразумевается, скорее всего, какой-нибудь великан из Хазарии иудейской. И спрашивает чудище: ты сколько ешь, Илия Муромец, что хочешь со мной сразиться? Он ему говорит: я съем в день калач, выпью чару воды — и сыт. Ну, хилый человек, согласитесь. А тот говорит: ты со мной точно не справишься, я съем полбыка и полтысячи калачей, вот тогда я сыт. Ну и что? Илия Муромец берет его и побеждает. Это действительно так, на самом деле. Почему? Потому что количество калорий, которое получает человек, зависит не от количества еды, которую он съест, а от степени усвояемости, объективно. Бывает, человек ест-ест, ест-ест, а ничего — всё голодный.

— Если степень усвояемости у тех, которые, допустим, едят мясное, и степень усвояемости у тех, которые едят не мясное, одинаковая.

— Она разная. Поэтому даже врачи говорят, что одному полезно есть мясо, а другому — овощи.

— Тем не менее, как тогда можно питаться, каким образом тогда Илия Муромец получал необходимые калории?

— Так и питался, калачом и водой. И ничего. И побеждал.

— И что, он только этим и питался?

— Да.

— А почему он не слабел физически?

— Потому что он Богу служил. Бог ему давал силы. Посты ведь предназначены не для того, чтобы человек диету соблюдал. Что включает в себя пост? Кроме воздержания от мяса, молока, яиц, рыбы, что еще? Еще предполагается ходить больше в храм, больше читать слово Божие, больше делать добрых дел. Тогда Божии силы будут непосредственно приходить. Это не пустые слова, не какие-то фантомы. Божия сила — это реальность, которую даже пощупать можно. Только она гораздо более мощная, чем что бы то ни было. Поэтому и силы даются. Антоний Великий ел только два раза в неделю. Сорок лет он так питался обычно. Но он ни разу не болел, был очень сильный физически, мог пешком по полтысячи километров проходить, чего, я думаю, никто из нас не сделает. Он жил в глухой пустыне, я как раз недавно был в этом монастыре. Там до источника ему надо было полтора километра в один конец ходить за водой, и он носил на себе эту воду сам и дожил до ста тридцати лет. И ничего. А потому что Божия сила на самом деле действует, понимаете, — это не фантазии и не сказки. Человек же, который говорит, что, мол, мне сил не хватит, обычно попросту не доверяет Богу. Помните, что любой грех связан с непослушанием Богу. У нас в Церкви грех нарушения поста связан в данном случае с маловерием. Страсти лечатся чем? Лечатся они, конечно, искренним раскаянием и силой Бога, которая дается в Таинстве, Таинстве покаяния или крещения. Если человек не крещен, значит, он крестится и получает силу Бога, для того чтобы справиться со страстями. Крещеный человек для борьбы со страстями кается и причащается и также получает силу Бога.

Но нам недостаточно просто не делать зло. Знаете, часто люди говорят: у вас там одно «нельзя» — нельзя то, нельзя сё. А что же можно? Есть такая книга, называется «Петр Дамаскин», там он приводит список из двухсот семидесяти шести добродетелей, которые можно делать вместо страстей. Наверное, достаточно? И это только начальные добродетели, а дальше еще есть. То есть человек усваивает себе свойства Самого Бога. И эта работа продолжается бесконечно, бесконечное уподобление Создателю. Но что такое добродетель, как вы думаете?

— Когда делают добро.

— Просто? Чем тогда добродетель от доброго дела отличается?

— Добродетель — это навсегда, наверное, а доброе дело один раз сделал, и всё.

— Да. Добродетель — это добро, вошедшее в привычку. То есть, наша цель — не просто сделать добро. Многие люди говорят: ну, я же добро делаю. Задача человека — не просто делать добро. Задача человека — сделать так, чтобы добро вошло у него в привычку.


Например, если человек раскаивается в каком-то грехе, что он должен делать? Он должен сделать, чтобы противоположная этому греху добродетель вошла у него в привычку. Тогда это будет, собственно, настоящее исправление греха. И когда человек добродетель делает, он делает ее, конечно, с помощью Христа. Господь говорит: «. без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,5). И это чистая правда! Потому что сделать одно доброе дело можно — на энтузиазме, еще на чем-то, а вот сделать, чтобы это постоянно было, без Христа невозможно. Или возможно, но только на гордыне, но тогда это будет хуже, чем если бы добрых дел не было. Потому что «доброе» дело на гордыне ненавистно Богу и людям. Вам нравится человек, который гордится своей праведностью?

— Нет.

— Конечно. Часто люди говорят: ну, как же, гордость ведь хорошее качество. Нет, это не так. А представьте себе: вот вы общаетесь с человеком, который очень уважает себя и имеет высокое о себе мнение, вам приятно с ним будет говорить? И чем более усиливается это качество, тем меньше желание общаться с этим человеком. Но если это доброе дело, как же так может быть? Кажется странным, да? А все очень просто. Потому что гордыня

— это грех, причем первогрех, корень всех остальных грехов. Сатану погубила гордыня. И на самом деле, то, что человек гордится собой, имеет чувство собственного достоинства, это плод недомыслия. Действительно, сейчас я вам скажу так: если хочешь гордиться, пожалуйста, но гордись тем, что ты сделал без души, потому что душу тебе дал Бог. Или не дал Бог? Дал. Гордись тем, что ты сделал без рук, потому что руки тебе тоже даны Богом. Без ног, без головы, без туловища. Все Богом дано, так? Так. Что ты сделал без ума, потому что ум тебе тоже Бог дал. Можешь гордиться. Все, что останется, — все твое. А что останется? Ничего не останется. Все очень просто — можно гордиться тем, что ты сделал до рождения. Потому что рождение тоже Богом дано. Понимаете? Какое чувство собственного достоинства, откуда оно, собственное достоинство, возьмется?

— Но человек должен уважать себя в каком-то определенном смысле.

— Зачем? А зачем себя уважать, объясните, мне просто интересно.

— Но на самом деле должно же быть чувство собственного достоинства.

— Зачем? Объясните.

— Если человек уважает себя, он уважает других.

— Совершенно необязательно. Наоборот. Чем больше человек уважает себя, тем меньше он уважает других. Давно замечено. Я не видел ни одного примера обратного. Вы можете вспомнить такие примеры?

— Нет, но человек должен себя уважать, но не сильно.

— А на сколько «не сильно»? Что это за необходимое качество такое, которое чем больше его, тем хуже человек становится?

— Ну, почему же, всё в разумных пределах.

— А чем определяются разумные пределы? Например, у меня знакомый алкоголик был, он так всегда говорил: у меня разумные пределы, я свою меру знаю, когда нижняя челюсть губу не прикрыла, тогда я пьяный. Или говорит: я свою меру знаю, когда я упал, то я больше не пью. Ну вот, опять-таки, разумная мера у каждого своя. В том-то и дело, что христианин, христианин настоящий, он не гоняется за собственным достоинством, он не гоняется за уважением к себе, он не пытается доказать никому ничего, понимаете, и поэтому совершенно свободен. А человек, который гоняется за собственным достоинством, все время доказывает себе и другим, что он пребывает в собственном достоинстве, у него есть какие-то права, — такой человек совершенно не свободен.

— Знаете, как говорится, так далеко не уйдешь.

— Если таким образом куда-то далеко идти, лучше никуда не идти.


— Нет, ну все-таки жить-то же надо как-то.

— А кто мешает-то жить?

— И если ты себя уважать не будешь в обществе, то и тебя не будут уважать.

— Если ты будешь настоящим христианином, то тебе будет просто все равно, уважают тебя или не уважают. Христианина невозможно обидеть. Человек смиренный, который не обращает внимание на то, что о нем другие думают, ни в злую, ни в хорошую сторону, — он абсолютно свободен. Ну, как его обидить? Возможно ли?

— Без этого себя любить не будешь и ближнего, как себя.

— Так мы себя и так любим, понимаете, вопрос-то заключается не в этом. Я не знаю людей, которые себя не любят. Вопрос заключается не в том, чтобы других любить, а себя сильно не любить, а вопрос заключается в том, что мы, не любя себя правильно, как будем ближнего, как самого себя, любить? Если мы любим себя, это не значит, что мы говорим: ах, какой я хорошенький человек, какой я добренький человек, какой я замечательный человек... Не говорим? Мы делаем зло и добро. Но злом мы себя не оправдываем, если мы нормальные люди, если мы честны перед собой. Точно так же и с ближним своим — мы отделяем человека от греха, мы любим грешника, но ненавидим грех. Вот о чем идет речь. Вот именно об этом говорит заповедь. А когда человек сам с собою носится, как курица с яйцом, это не значит, что он себя любит. Посмотрите на вашу прежнюю жизнь, сами для себя загляните в прошлое и подумайте, насколько меньше шишек вы бы получили, если бы вы со своими правами и достоинствами не носились. Разве не так?

— А если тебя оскорбил кто-то на улице, сильно причем, ущемил чувство собственного достоинства?

— А если этого чувства нет, то и не оскорбили бы. Ну, разве не так?

— Как это понимать: неуважение к себе?.. Как относиться к ближним? Это не то, что нужно не уважать окружающих? Относиться абсолютно так же, как к тебе окружающие..

— Посмотрите внимательно. Но для себя мы должны осознать, что есть такая вещь — субъективизм, это наш враг. К сожалению, после грехопадения Адама и Евы люди живут в состоянии фантастическом, они страшно неуемно фантазируют об окружающем, они видят не человека, и не себя тем более, они видят фантазию, которую они себе выдумали. Вы не видите себя и не видите внутри тех людей, с которыми общаетесь. Вы только представляете людей, которые живут рядом с вами. Проверьте, так ли это или нет. Вот некий человек очень себя уважает или не уважает. Как к нему будут люди относиться? Уважительно, если человек себя уважает?

— Да, если он это декларирует.

— А если не декларирует, то как узнать, уважает он себя или нет?

— По нормальному, хорошему отношению к окружающим.

— Пожалуйста, но он опять-таки хорошо относится к окружающим по совсем другой причине.

— Почему?

— Почему христиане хорошо относятся к окружающим, знаете? Потому что христиане видят в окружающих образ Божий. Почему мы людям кланяемся при встрече? Потому что мы почитаем в них образ Божий. А у нас как? У нас, к сожалению, часто путают христианскую нравственность со светской. Это совершенно разные вещи. Светская нравственность такая: по-волчьи — я тебя не трогаю, и ты меня не трогай. По большому счету, человек человеку — волк. Поэтому, пока ты меня не трогаешь, мы любезные, дифирамбы друг другу поем. Мне приходилось бывать на светских фуршетах, слушать, как там друг друга прославляют. Это противно слышать, потому что те же люди, которые


в глаза поют дифирамбы, за глаза поливают грязью. Все построено на самом обычном лицемерии. Христианство построено совсем на другом, христианство четко отделяет грех от грешника, и грех оно никогда не оправдает ни под каким условием, если человек в нем не раскаялся.

— А если грех во имя добра?

— Добро, сделанное злыми средствами, суть зло.

— А если какое-нибудь, например, небольшое зло, но добро очень такое большое получилось.

— Зло все равно. Все злодеи именно так и рассуждают, начиная от Гитлера и заканчивая Сталиным. Надо всегда помнить: добро, сделанное злыми средствами, по сути зло. Так что это все самообман, конечно же. И вот.

—...заканчивая.

— Ну, конца еще пока нет, и до Страшного Суда не будет, я так подозреваю. Я думаю, конец будет еще долго продолжаться. Христианин — он в достаточной степени пессимист, и до Страшного Суда мы не ожидаем, что люди в Ангелов превратятся. И поэтому, естественно, наша мерка особая, мы всё сравниваем с чем? Сравниваем с Богом. Кто является для нас нормальным человеком? Любой христиан — нормальный человек?

— Иисус Христос.

— Иисус Христос, все правильно. В том-то и дело. Поэтому мы и измеряем именно этой меркой, единственной меркой.

— А апостолы?

— А апостолы — как Ему подражавшие. Так же, как и Божия Матерь, и святые.

— И святые тоже?

— Ну, конечно, они близки к норме, и они соединились со Христом.

— А священник в церкви?

— В той мере, в какой он может являться образом Христа. Многие являлись. Здесь речь именно об этом, мы ориентируемся на Христа. То есть, просто такой практический пример: как определить — доброе дело или злое? Вот Христос на вашем месте как бы поступил? Ну, как вы думаете, вот Христос носился бы с самоуважением?

— Да нет.

— Ну вот, как вы думаете, Он был несчастный Человек? Может быть, Он был не прав?

— Если Он жизнь отдал за всех, то по идее Он несчастный человек.

— Он победил, победил смерть, Он — Победитель. Понимаете? Вот в этом и ответ, вся суть христианства сводится к Христу, к личности Христа. Именно поэтому такие парадоксальные заповеди дает Евангелие. Вы сейчас читаете Евангелие? Согласитесь, там совершенно парадоксальные заповеди, например: тому, кто тебя оскорбил, подставьте ему другую щеку. Скандальная заповедь, безусловно, она была скандальной всегда. Я думаю, что римский легионер не чаще подставлял щеку ближнему, ударившему его, чем мы с вами. И заповедь не зависит совершенно от времени. Господь на что ориентируется? Не на время. И очень важно, что нравственность никак от времени не зависит. Она ориентируется на волю Бога. Всегда нужно ориентироваться только на нее. А эта воля выражена в чем? В слове Божием, по которому мы должны поступать. Во всех случаях, когда у человека возникает конфликт между его желанием и словом Божиим, чему он должен следовать? Воле Бога, слову Божию. И, кстати говоря, практика показывает, что такой человек никогда не проигрывал. Многие люди думали, что, если я поступлю так, меня не так поймут, обо мне не так подумают. Но человека, который реально поступал по воле Божией, Бог всегда выводил и поднимал. А человек, который поступал по своей воле, обязательно всегда падал. И вот, краткое выражение воли Божией — это есть заповеди. Я их уже перечислил кратко.

Итак, первая заповедь такая: «Я Господь, Бог твой,...да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20,2-3). То есть нельзя кланяться иным богам, кроме Господа, нужно Богу поклоняться, Ему служить, Одному служить. Кстати, поэтому христиане, например, не служат Родине. Они уважают Родину, помогают ей, но ей не служат.

— Христиане не служат Родине?!

— Нет, в армию ходят, присягу приносят.

— Но ведь это и значит служить Родине.

— Я вам объясняю, в чем разница. Служить Родине — это как раз ставить Родину на первое место. Христианин никогда Родину на первое место не поставит. Когда возникнет конфликт между волей Родины и волей Бога, чему последует человек? Богу. Вот простой пример. Солдаты расстреливали мирных жителей. Что должен делать христианин-солдат? Должен отказаться. Хотя ему может за это и трибунал быть. Но это его право и обязанность.

— А если, например, врагов Церкви расстреливать?

— Опять-таки, если он на поле боя, он может убивать, сражаться, потому что он защищает своих. Но это в том случае, если война справедливая, конечно, в той же Чечне, например, когда человек защищает близких своих, родных своих от терактов. Я не говорю про какие-то войны, которые неправедные.

— А кто определяет, война идет праведная или неправедная? Как это определить?

— Определить очень просто. Во-первых, завоевательные войны редко бывают справедливыми. Бывают, но редко.

— В Чечне тогда, можно сказать, завоевательная война.

— Завоевательные войны справедливыми бывают, но редко. Почему? Потому что нужно освободить было сто тысяч пленников наших.

— А война в Афганистане?

— А это была несправедливая война, безусловно.

— А в тот момент многие верили, что это справедливая война.

— Но опять-таки, Афганистан — это не наша страна, и афганцы, простите, наших не воровали, а мы просто так туда пришли.

— А в тот момент, допустим, если он не знает, справедливая ли это война?

— Честно сказать, в Афганистане, была неправедная война.

— Христиане не должны были принимать в ней участие, правильно?

— Да, правильно. Когда шла война в Афганистане, христиане не считали СССР своей Родиной. Для нас СССР была вражеская страна, это факт. Это чистый факт, потому что СССР ненавидел Церковь и гнал ее всеми силами. Да, мы в армии служили, естественно, исполняли долг по отношению к власти, но стремились прежде Богу служить, каждый исполнял определенные нормы, минимальные, чтоб люди не сожрали друг друга. Но не больше. Любви у христиан к СССР никогда не было.

— Правительство вроде деньги выделяло на церковь...

— Ой! Знаете, как было в советское время, я это помню. Там с церкви драли по восемь — по десять тысяч рублей в месяц, представляете, что это за деньги! На фонд мира так называемый, в который советское правительство вносило средства для компартий, социалистических организаций по всему миру. Церковь грабили всеми возможными способами. Но ведь не это самое страшное. До восемьдесят шестого года сажали священников в тюрьму, священники сидели в лагерях. Десятками сидели причем. У нас на квартире обыски были, потому что преследовали распространявших религиозную литературу.

С точки зрения Церкви коммунизм, конечно, ересь, в прямом смысле этого слова, то есть это неверное учение о Боге, мире и человеке. О Боге — понятно, почему? Потому что не верил в Бога, отрицал Бога. О мире тоже понятно, почему? Хотел построить Царство Божие без Бога на земле, то есть какой-то рай построить на земле без Бога.

— А какое государственное устройство тогда оправдывается?

— Церковь — это царство, которое не от мира сего. Она, например, считает, что демократия лучше, чем коммунизм, а монархия лучше, чем демократия. Есть разные уровни, но монархия тоже не идеальная форма правления, конечно же.

— А что тогда идеальная форма правления?

— Идеальной формой правления будет Царство Небесное.

— Но все равно монархия получается.

— Да, но это монархия Бога, а не человека. Но опять-таки, Церковь поддерживает любое государство в той мере, в какой государство исполняет прямую заповедь Божию, то есть какую? Если оно обуздывает зло. То есть, в той мере, в какой государство за убийства, например, сажало в тюрьмы, в такой мере Церковь его поддерживала, естественно. В какой мере государство защищало своих граждан, например, во время Великой Отечественной войны, в той мере Церковь его поддерживала. Но Церковь никогда не поддерживает никакое зло.

— А как Церковь относится к смертной казни?

— Вообще-то это была воля Божия. После всемирного Потопа было сказано: кто пролил кровь человека, его кровь да будет пролита рукой человека, говорит Бог, потому что человек создан по образу Божию. То есть, человек тем самым совершил акт иконоборчества, его кровь должна быть пролита.

— В таком случае Церковь положительно относится к смертной казни?

— Опять-таки, не мы ее устанавливали, не нам к ней как-то относиться. Норма библейская существует — предумышленный убийца должен быть наказан только через смертную казнь. Предумышленный убийца, конечно же.

— Но это значит, что тот, кто совершает убийство, палач, например, он на себя тоже грех берет.

— Нет. Дело в том, что человек, который это совершает, он исполняет просто прямое повеление Бога. Он совершает правосудие Божие. Он представитель Бога, то есть судья, который выносит смертный приговор, в Библии он даже называется богом с маленькой буквы. Но, опять-таки, если он выносит его справедливо. Судья же, который судит несправедливо или вопреки закону Божию, является крайним преступником, и Бог обещает покарать его страшно. И такие примеры бывают. Поэтому, кстати говоря, общественная жизнь небезразлична Богу. Если депутат издает закон, противоречащий воле Бога, — например, Черномырдин, который в законе об аборте увеличил срок, до которого можно делать аборт, с двенадцати до двадцати недель, — он, конечно же, преступник страшный перед глазами Бога.

— А нет разве ситуации, когда аборт можно оправдать каким-либо образом?

— Когда можно оправдать убийство невинного беззащитного человека?

— Ну, сейчас я не могу привести пример.

— Церковь разрешает терпимо относиться только к случаям, когда внематочная беременность, именно потому, что нет шансов выжить ни ребенку, ни матери.

— А тяжелые пороки?


— Значит, убивать надо человека? Вот очень интересная логика, меня всегда поражает: если человек с тяжелым пороком, то его надо убить. А давайте лучше взрослых с тяжелыми пороками убивать. Человек остался инвалидом после автомобильной катастрофы и уже не выздоровеет — давайте его убьем. Ну, логично. В принципе, так.

— А клонирование? Как Церковь к клонированию относится?

— Плохо относится к клонированию, безусловно, отрицательно.

Теперь поговорим о заповедях. Против первой заповеди грешат те, кто не кланяется Богу, кто почитает иных богов, кроме Господа, то есть лжебогов — перуна, будду или кого-то еще, те, кто является атеистом, еретиком, то есть теми, кто искажает слово Божие, а также те, кто раскалывал Церковь, то есть Тело Христово, ради каких-то своих амбиций. Понимаете, в чем тут дело? Человек поднимает мятеж против Самого Бога. И обычно эти люди плохо кончают. Против этой заповеди также грешат те люди, которые кланяются вместо Бога самому себе. Кто эти люди? Гордецы. Гордость — грех против первой заповеди.

— Человек может и Богу молиться, и себя уважать.

— Нельзя служить двум господам. Об этом Господь прямо сказал, да и практика показывает. Или будешь об одном заботиться, о другом будешь нерадеть, или об одном забудешь, а другому будешь служить. Нельзя. Против этой заповеди грешат тщеславные люди, хвастуны, которые живут ради ложной славы. Хорошо искать славы? Хорошо. Но что это за слава, которая надулась и лопнула? Обидно, неприятно, досадно. Слава должна быть какая? Которая никогда не заканчивается. Это какая слава? Вечная. А кто может дать вечную славу? Только вечный Бог. Поэтому Бог сказал: «Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены» (1Цар.2, 30). Поэтому, например, святые

— это люди, которые снискали настоящей славы, они были истинно славные. А люди, которые ищут славы на земле, глупы, потому что слава их тщетна, и эти люди, конечно же, совершают грех. Против этой заповеди грешат человекоугодники, то есть те люди, которые поступают против воли Божией, против совести, для того, чтобы угодить людям. Поэтому у христиан есть такой принцип: если какой-то человек хочет от нас потребовать нарушения воли Божией, мы должны слушать Бога, а не человека. Касается ли это государства, касается ли это семьи, касается ли это родителей, касается ли это детей, мужа

— неважно. Понимаете, для нас воля Бога всегда на первом месте. Все остальное — на втором.

— А почитать родителей?

— Почитание родителей продолжается ровно до той границы, пока родитель не требует нарушения воли Бога. Воля Бога всегда стоит на первом месте, потому что Бог выше всех. Родители нас от смерти не спасут, воскресения не дадут. И жизнь не они нам давали, а Бог через них. Поэтому мы, собственно, и почитаем родителей как орудия, через которые Бог нам дал жизнь.

Следующая заповедь гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20,4-6). Эта заповедь запрещает кланяться идолам, поэтому нельзя носить никаких амулетов, в доме нельзя иметь истуканов, например, Аполлона, каких-либо языческих богов, тем более совершать перед ними какие-то жертвы. Идолов нельзя держать дома. Практика показывает, что те, кто держат идолов, у них случаются ужасы, начинаются страхи, в квартире плохо становится.


— А почитание каких-нибудь артистов?

— Нельзя делать из людей кумиров. Заповедь запрещает и это. Человек, который делает кумира из артистов или футбольных команд, рок-фанат или футбольный фанат, он, безусловно, нарушает эту заповедь, он кланяется вместо Творца творению, причем, обычно не самому лучшему творению.

— Даже если просто нравится артист?

— Нет, если человек делает из артиста идеал — это, безусловно, грех. Если просто кто-то нравится, тут ничего страшного. Понимаете, грех тогда возникает, когда человек что называется фанатеет, тогда возникает грех, когда человек делает из человека идеал, преклоняется перед ним. Эта заповедь также запрещает такие страшные грехи, как магию всех видов, чародейство, хождение к колдунам, целителям, экстрасенсам, ворожеям. Бог говорит, что прокляты перед ним творящие это, потому что люди такие общаются прямо с бесами. Я предупреждаю, потому что многие люди обращаются к целителям, думают, что если эти целители иконы расставляют, значит, они уже от Бога. Церковь категорически запрещает обращаться к целителям, по церковным правилам человек, обратившийся к целителям, на шесть лет отлучается от причастия. А сам целитель отлучается на двадцать пять лет от причастия. Его грех считается тяжелей, чем грех убийства. Церковь запрещает также заниматься астрологией, потому что астролог не верит в свободу, он фактически верит, что светила управляют миром, он кланяется вместо Бога фонарям небесным, потому что в Библии они называются светильниками. Ну, фонарями. Сейчас Новый Год, так что никаких там баранов или козлов — я не знаю, кто сейчас там «наступает», — дома у христиан быть не должно. Когда я прихожу освящать квартиры, я первым делом снимаю со стен все эти изображения.


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!