Издательство храма пророка Даниила на Кантемировской 4 страница



Следующее, третье свидетельство того, что Библия — слово Божие, чудотворение ее авторов. Об этом мы знаем не только из Ветхого Завета, но и из Нового. Апостолы тоже творили чудеса, об этом евреи говорили. В Талмуде содержится упоминание, что, например, ни в коем случае не ходите к христианам, к апостолам, которые исцеляют в субботу, это запрещено. То есть, даже враги говорили, что апостолы творили чудеса. Причем, такие, каких никто не мог воспроизвести. Никто не может, например, воскресить мертвых.

— Почему?

— Потому что только Творец может воскресить мертвых. У меня один друг как раз писал работу по мусульманским чудесам. В исламе происходили чудеса, настоящие, но ни одного воскресения мертвых зафиксировано не было. Очень интересный такой факт на самом деле, который показывает, чьей силой они чудеса творили. Этот исцелять может, но воскресить мертвого не способен. Причем даже были попытки, но при неудаче они говорили: ну, это не для нас. Один мусульманин честно сказал, что воскрешать способны только христиане. А почему? Потому что чудеса могут быть сделаны силой врага или Бога.

— А вражеская сила способна исцелять?

— Исцеления могут быть сделаны силой врага и Божией силой. Если враг навел какую-то болезнь, он может ее и убрать, элементарно. Представьте себе, я вас буду, например, жарить паяльником, а потом уберу паяльник. То же самое и бес. Злые духи хорошо знают материальный мир, они лучше человека знают, поэтому они могут, естественно, действовать таким образом. Но практика показывает, что чудеса, сделанные злыми духами, не имеют свойства исцеления. Они человеку одно лечат, а другое калечат. Так действуют все экстрасенсы, поголовно. К нам приходило много людей после экстрасенсов. Они вылечат, к примеру, у человека энурез, а у него рак начинается. Недаром сами экстрасенсы раком болеют очень часто.

— А почему?

— Да, так получается, за счет бесов такое происходит. А то, что бесы могут делать чудеса, об этом слово Божие говорит прямо. Демонические силы существуют, но есть вещи, которые не воспроизводимы для демонов, это чудеса творения. Например, бес не может исцелить слепорожденного. Почему? Потому что у слепорожденного нет глаз. Глаза надо сотворить. Вот слепого, у которого катаракта, бес может исцелить, как и человек. Ведь катаракту надо просто удалить. А исцелить слепорожденного, у которого нет глаз, бес не может. Бес не может совершить настоящее изгнание демона. Поменять одного беса на другого — в этом, естественно, проблем нет. Это так случается: человек разгневался, потом пришел домой — семья ругается, а тут звонят по телефону, жену к телефону подзывают, жена сразу ласково говорить начинает, будто и не ругалась только что. А почему? Произошел обмен: бес гнева передал человеку беса тщеславия, одно другое поменяло.

— А почему сектанты бесов изгоняют?

— Происходит замена одного беса на другого. Как, собственно, проявляется настоящее изгнание бесов, в чем признак? В том, что человек начинает не просто выздоравливать, а проявлять любовь к Богу. Он начинает всеми силами творить добрые дела, заповеди Господни исполнять, живя в Православной Церкви, живя в Церкви Христовой. Вот в этом признак настоящего действия Бога. Это надо различать. Пятидесятники изгоняют бесов, торжественно так. К ним шаман вбегает: о, говорит, вы такие же шаманы, как и мы! Мы то же самое делаем, знаете, как здорово у нас получается! Он просил: поделитесь практикой, каким же вы заклинанием начали?

— Но они изгоняют именем Христа, это же нельзя?

— Почему?

— Там все с иконами стоят.

— Да, с иконами поголовно все стоят, колдуны с иконами и с крестами стоят и имя Божие призывают. Хоть одного колдуна сейчас найдите, который имя Божие не призывает.

— В Церкви верующие целители есть.

— Вот они как раз действуют именем врага, не Духом Божиим. Они хулят Бога. Они, знаете, зачем Духа Божия призывают? Чтобы Его похулить. За это враг им и помогает. Экстрасенсы всегда требуют окрестить ребенка, чтобы над ним работать. Зачем? Чтобы, поглумившись над Крещением, больше власти получить над человеком. Понимаете, что человек, который был спасен благодатью, больший грех совершил, чем человек, который не имел благодати. Многие маги требуют, чтобы человек после Причастия приходил к ним. Поэтому и сказал Господь: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное...» (Мф.7,21) Не случайно было сказано, помните: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» (Мф.22) Прямо про этих людей сказано, про сектантов, колдунов и экстрасенсов: «... многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят» (Мф.24,5). Почему? Признак такой: Дух Божий ведет в Церковь.

Если человек именем Христа начнет бесов изгонять и при этом гордиться, он будет, конечно, наказан. Никакое чудотворение его не спасет, безусловно. Но дело в другом заключается: в том, что, если человек именем Христа изгоняет бесов, это не значит, что он их по-настоящему изгоняет. Это проявляется по результатам, как и сказано: «Итак по плодам их узнаете их» (Мф.7,20).

Но авторы Библии творили настоящие чудеса: чудеса воскресения мертвых, чудеса исцеления. Очевидно, что через них действовал Бог.

— Почему это очень важно?

— Потому что, если человек говорит, что через него действует Бог, он должен это доказать. Бог говорит, обращаясь к идолопоклонникам: «Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги, или сделайте что-нибудь, доброе ли, худое ли, чтобы мы изумились и вместе с вами увидели» (Ис.41,23). Но они ничего сделать не могут. И Христос сказал: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» (Ин.14.11). Очень важно, например, что Мухаммед не смог сделать никакого чуда, когда его просили, он стал отказываться делать чудеса. Христос их делал. В принципе, были еще люди, которые чудеса творили, например, Сёко Асахара говорил, что он является чудотворцем, потому что он себе исцелил цирроз печени. Правда, возникает вопрос — как он его заработал? Но это как бы вещь такая, сложно проверяемая.

— Скажите, а как вот Церковь относится к тому, что люди видят при клинической смерти свет в конце тоннеля?

— Есть такое явление — клиническая смерть. Церковь знает, что есть, но оно для нее как бы малоинтересно, это процесс выхода души из тела. Почитайте мытарства блаженной Феодоры.


Следующее, четвертое, свидетельство богодухновенности Библии, одно из самых ярчайших, — это пророчества. За много веков до происшедших событий в Библии точнейшим образом описано то, что произошло. Самые известные пророчества — о Христе. Существует триста тридцать три сбывшихся пророчества. И эти рукописи написаны за несколько веков до Пришествия Христа совсем не христианами. Там сказано, что Его продадут за тридцать сребреников, что Его пронзят. Что Он родится в Вифлееме, что Его будут судить и языческие власти, и иудейские власти. И множество других пророчеств, которые были сделаны и сбылись спустя много веков. Есть пророчества, не только касающиеся Христа, касающиеся вообще судеб мира. Например, предсказано, что Вавилон, царство царств, гордость халдеев, станет болотом и местом обитания ежей и никогда он не будет построен.

Интересно, что очередной раз пророчество сбылось не так давно. Дело в том, что Саддам Хусейн хотел построить Вавилон. У него была гигантская идея построения и восстановления Вавилона. И все кончилось знаете, чем? Он остался с большим болотом, где живут ежики, в больших количествах змейки. Как и предсказано пророками, там совы ухают в увеселительных домах, и по ночам там опасно оставаться, потому что куча привидений. Причем написано было в то время, когда Вавилон был мировой столицей, как Нью-Йорк, как Москва, как Лондон.

— Это бесы сделали?

— Да, конечно, бесы. Это место так и осталось — вы можете приехать в Вавилон, там читать, прямо на развалинах, видя, что написано верно. Или Тир, торговая столица мира. Если политической столицей мира был Вавилон, то торговая столица — Тир. Пророчество сбылось спустя полтора тысячелетия, после того как оно было произнесено. Откуда такая точность высокая? Возможно это кому-то, кроме Бога?

Посмотрите книги Нострадамуса: у него пророчества становятся таковыми после того, как они исполнились. Дело в том, что они так своеобразно написаны, что его можно перевести, как угодно, сколько хочешь способов трактовки и по любой ситуации. Как только что-то произошло, сразу у Нострадамуса находится. Почему? Потому что появляется другой перевод, оттуда находится значение для слов и так далее. А уж когда заранее кто-нибудь что-то попытается сделать, получается очень смешно. Я тут как-то имел такую возможность посмеяться, я читал издание девяносто первого года про будущее, и там было сказано у Нострадамуса, что в девяносто шестом году будет ядерная война в Европе. Не будет больше Лиона, а Париж уйдет под море. Видите, какова статистика случаев лжепророчества, когда человек пытается с помощью демонов что-то делать. Пророк Мухаммед рассказывал, как у него происходило видение. Он говорит, что впадал в эпилептические припадки. Знаете, кто такие эпилептики: человек падает на землю, пуская пену изо рта. То есть, Мухаммед так же получал откровение. И после этого у него в голове появляются огненные знаки. Он их читал, а потом сравнивал со звездами — он же астролог был, — и они совпадали, и он писал свои книги. Кто действует так? Только враг так действует. Лишь он будет так издеваться над творением Божиим. Мы не можем представить себе, чтобы истинный пророк падал в конвульсиях на землю. Это абсурд.

— Почему?

— Потому что настоящий пророк озарен Духом Божиим, он знает, что говорит.

И, наконец, последнее, пятое, одно из важнейших свидетельств того, что Библия — это слово Божие, это действие слова Божия на человека. Антоний Великий, основоположник монашества, знаете, как ушел в пустыню? Он шел на огород, решил по дороге в храм зайти. Там на литургии читали, как обычно всегда читают, слово Божие. И он услышал такие слова: «. если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16,24). Антоний тотчас вышел, продал свой огород, раздал всё бедным и ушел в пустыню. Видите, какая сила!

— Но он же все потерял.

— Он получил свободу. Свободу следования к Богу. Или, например, такой случай, когда один мученик — это уже было не так давно, — бывший мусульманин, стал христианином. А вы знаете: по мусульманским законам принятие христианства карается смертной казнью, то есть любой мусульманин, принявший христианство, должен быть убит. В мусульманских странах это до сих пор происходит. Слава Богу, у нас в России такого нет. И вот у него была такая ситуация: его арестовали, обвинили в принятии христианства, и он не знал, что отвечать. Он думал-думал (ему дали время на раздумье), как сказать, кто он такой? Дело происходило в Турции, где христиан пытали, поэтому тот человек очень боялся. И пошел для утешения в храм Божий, как обычно все христиане делают. И там услышал: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10,32-33). И когда пришли турки, он им сказал: я христианин. Даже на формальный вопрос: как тебя зовут, он говорит: меня зовут христианин. Кто ты по национальности? Христианин. Его пытали чуть ли не сорок дней непрерывно. Потом после пытки вытаскивают его из пыточной, тащат его опять на суд, спрашивают его: как ты, теперь, сейчас-то хоть ислам примешь? Он говорит: хотите увидеть, кто я такой, развяжите мне руку. Ему развязывают руку, он ею крестится, крестное знамение на себя накладывает. Ему отрубили голову, и он отошел на Небеса. Вот видите, как слово Божие преобразило человека! А есть еще примеры. Но на самом деле это касается не только слова Божия, вообще Предания Церкви. Вся церковная жизнь преображает человека.

Был случай, когда один мусульманский фанатик, террорист, варвар во время набега мусульман на Российскую Империю отстал от армии. Армия была огромная, но он остался один. И стал фанатиком, как бы ваххабит, если сказать по-нынешнему. Он считал, что Аллах требует от него убивать всех, особенно христиан, особенно священников. И однажды он с желанием убить священника зашел в храм, где совершалась литургия. Он ждал, желая убить священника, как только литургия закончится. И тут увидел, что на Чашу сходит пламя с неба, и там Христос, в этой Чаше. И он упал на колени и просил прощения у Бога. И сказал священнику, кто он, рассказал ситуацию, принял Святое Крещение. Потом сказал, что он — нечестивец, столько душ загубил, поэтому недостоин на ногах ходить, как люди, а, как зверь, будет ходить на четвереньках. Он только на четвереньках ходил, считая себя недостойным. Вот так изменился, просто удивительно. Это — действие Божией силы, которой до сих пор живет Церковь Православная. Так что Бог не замолчал, Бог говорит.

Библию мы, православные христиане, читаем как часто?

— Ежедневно.

— Христианин православный, который не почитал хотя бы день слово Божие, совершает грех и должен в нем каяться. Почему? Потому что слово Божие написано для человека.

— Скажите, а как все Евангелие прочитал, снова начинаешь, да?

— Да. И не только Евангелие, но и всю Библию. Но понимать ее нужно так, как понимает Церковь. Не отсебятина должна быть, а как понимали все святые Отцы. Почему? Они жили по слову Божию, и они были как бы олицетворением Евангелия. Подражайте им, и Господь будет с вами.

Вот что я хотел сегодня рассказать.


 

О ЗАПОВЕДЯХ БОЖИИХ

Сегодня мы будем говорить о заповедях Господних: что такое хорошо и что такое плохо с точки зрения Православной Церкви. Как вы в обычной жизни это определяете?

— Существуют разные нормы. Те, которые во всех учебниках прописаны, их и придерживаются. Скажем, можно понять, что добро — это когда какие-то финансовые средства идут в помощь нуждающимся. Наверное, это одно из самых главных дел, чем может заниматься человек, — благотворительность.

— А вот, например, деятельность героиновой мафии, которая занимается благотворительностью специально для вывода из героиновой зависимости, чтобы потом снова подсадить. Это добро или зло? Это та реальность, с которой мы сталкиваемся. Тоже благотворительность, между прочим. Внешне благотворительность, формально.

— В принципе, да.

— Почему я это спрашиваю? Потому что нормы-то общества бывают разные. Например, в нашем обществе есть совершенно безобразная норма — делать аборты. Причем достаточно многие считают, что это правильно. Как вы думаете, с точки зрения нормального человека: разве это может быть нормой — убивать других людей? Убивать просто невинного человека, беззащитного, слабенького.

— Но есть и другая сторона, многие считают, что если мать не может прокормить ребенка...

—.значит, его надо убить.

— Зачем нам его мучения — это как оправдание такое...

— Это очень интересное оправдание. Давайте посмотрим дальше: вот человек заболел, и его очень сложно прокормить. Поэтому знаете, что мы сделаем? Мы убьем его — и всё! В принципе логично было бы, так? А древние якуты так и делали. До принятия христианства в Якутии был такой обычай, что стариков уводили в тундру и оставляли там без еды. И это считалось нормальным. А зачем лишний рот? Он же работать не может, пользы обществу не приносит. Его не прокормишь. Поэтому лучше пусть его там волки съедят. А было еще такое племя, жило оно в южных предгорьях Урала, — они обычно своих родителей, когда те становились старыми, беспомощными, душили и съедали. И мясо зря не пропадает, и получается такая вот польза обществу. О чем это говорит? О том, что общественные нормы — это вещь очень такая, мягко говоря, своеобразная. В нормальных обществах до недавнего времени за аборты давали или смертную казнь, или ссылали лет на десять, как это, например, было в Российской Империи. А сейчас это считается нормой и, более того, это считается правом человека. Я не понимал и до сих пор не могу понять, как это может относиться к правам человека. Или, например, до совсем недавнего времени практически во всех странах была такая норма, что прелюбодеяние и гомосексуализм являлись преступлениями. Причем преступлениями против государства, которые наказываются тоже или смертной казнью, или какими-нибудь длительными сроками заключения. Но сейчас это тоже считается нормой, сейчас прелюбодеяние даже воспевается в миллионах песен. Общественные нормы изменились. Как вы думаете, а истина изменилась из-за этого или нет?

— Не должна.

— Вот почему я ставлю вопрос именно так. Потому что при таком подходе, когда добро и зло определяются обществом, получается, что добро и зло — вещи относительные. Но, тем не менее, человеку свойственно относиться к добру и злу как к чему-то абсолютному. Люди так считают подсознательно, то есть специально этого не обдумывая, зло осуждают, а добро оправдывают. То есть, в любой ситуации любой человек, какое бы общество не было образовано, он всегда будет стараться делать больше добрых вещей, нежели злых. С чем это связано? С тем, что добро и зло определяются неким особым образом. Добро, с точки зрения христианства, есть следование воле Бога, а зло есть нарушение воли Бога. Более того, с точки зрения христианства, добро есть описание свойств Божиих, свойств сущности Бога Самого. Мы прямо верим, что Бог целомудрен, чист, кроток, смирен, Бог есть любовь. И поэтому человек, который делает добро, тем самым становится похожим на Бога. А человек, который не делает добра, он, соответственно, что делает? Он становится похож на врага рода человеческого. Здесь еще стоит сказать несколько слов, что если добро — это свойство Самого Бога, то зло не имеет своей сущности. Это очень важно помнить, потому что очень многие люди говорят: ну, это так у меня получилось, потому что водка плохая, вот я и напился; или, например, мак плох, поэтому я наркотик употребил. Можно ли так сказать, что водка плохая?

— Если ее некачественно сделали, то можно.

— Это если некачественно сделали, а нормальная качественная водка, она плохая или хорошая?

— В зависимости от того, как ее употреблять.


— Да. То есть, по сущности ничего злого нет, это очень важная христианская норма. Однако многие люди пытаются что-то объявить злом по сущности. Говорят, что вот это дело злое, по сущности своей злое. Или, например, люди говорят, что какое-то качество тоже злое по своей сущности. Это не так, зла по сущности нет.

— А сигареты?

— В принципе сам по себе табак, как таковой, — это растение, которое может быть использовано в качестве лекарства, но курение — это злоупотребление табаком. Как наркотик сам по себе хорош для обезболивания, но плох, когда начинают на него подсаживаться. Это очень важно, потому что с точки зрения христианства вообще любое зло есть извращение добра. Вы, наверное, не встречали ни одного человека, который говорил бы о себе, что он полностью добр, без тени зла. Такие люди встречаются крайне-крайне редко, практически никогда. Они этим бравируют, но стоит им указать на их негатив, когда чуть копнешь, они все равно будут от него отнекиваться, они всегда будут пытаться его оправдать, они будут пытаться его обосновать. Никто не будет зло считать добром, так как понятно само по себе, что это зло, не нужно его делать. А то, что добро нужно делать — и это люди понимают сами по себе, без какого бы то ни было обоснования. Вот, например, почему плохо убивать? Многие задумались, хотя все, наверное, догадываются, что убивать плохо. Совершать убийство плохо.

— Лишать жизни другого человека нельзя.

— Почему?

— Не знаю, просто нельзя.

— Вот видите, норма есть, а причину часто не осмысливаем. Причина, безусловно, есть, она связана с Богом. Почему нельзя убивать? Потому что ты узурпируешь право Бога — только Тот, Кто дал жизнь, может ее и отнимать. Вот это духовный корень.

— Но мать тоже дала жизнь ребенку, значит, она имеет право его убивать.

— Мать не дала жизнь ребенку. Никакая мать никогда никому еще жизнь не дала. Мать — это только орудие, с помощью которого Бог дает жизнь. Ведь вы не можете дать жизнь кому бы то ни было, создать жизнь твари?

— Вряд ли.

— Вот именно, и мать этого тоже не может. Для того, чтобы жизнь дать, надо создать элементарные частицы, потом из них создать атомы, потом из атомов — молекулы, потом из молекул собрать клетку, оживить ее. Можете такое? Никто этого не может, кроме Бога. Потому что источником жизни является Бог. И поэтому человек, который отнимает жизнь, он, естественно, нарушает закон Бога.

А теперь давайте поговорим о том, что такое грех. Грех — мятеж против Бога, и грех есть беззаконие. Грех — нарушение Закона Бога, а следовательно, грех — это родственник смерти. Почему? Потому что Закон был создан для жизни. Бог разве придумывал Закон, чтобы помучить?

Десять заповедей. Мы сегодня поговорим о них: почитай Бога; не сделай идола; не произноси Его имя всуе; почитай день субботний, шесть дней работай, седьмой день — Господу Богу; почитай родителей; не убивай; не прелюбодействуй; не воруй; не лжесвидетельствуй и не завидуй — вот десять заповедей, так, кратко. Вот если бы их соблюдали все люди на земле, как вы думаете, жизнь была бы лучше или хуже?

— Конечно, лучше.

— Да, никаких бы войн не было, семьи бы не распадались.

— Тогда бы неинтересно было...

— Не знаю, я почему-то предпочел бы такой неинтересный вариант.

— Многие, когда об этом заходит речь, говорят, что неинтересно было бы тогда.


— Я бы так не сказал. Это очень значимое заблуждение, которое связано с тем, что люди думают, что грех обогащает жизнь, как говорится: запретный плод сладок. Но раз грех есть беззаконие, то он, следовательно, ведет к смерти. Библия говорит, грех — это скрежет зубов, сказано — крик, вопль. «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт.18,20-21). В Содоме люди занимались противоестественными грехами, и Бог пошел посмотреть, как в Содоме себя ведут люди. Грех — это блуд. Грех есть тоска, грех есть уныние, грех есть ненависть, грех есть злоба. Грех есть разложение, гниль, боль, гибель. Это обогащает жизнь?! Грех есть болезнь. Без болезней жизнь была бы скучной? Представьте: никто не болеет, нет гриппа... Как же жить без гриппа, это же невозможно совершенно! И как раз это очень важно понять, потому что представление о красоте греха ложно, по-настоящему люди даже не представляют, они даже не задумываются над тем, что они говорят.

Давайте возьмем не какой-то абстрактный грех, как его показывают по телевизору, когда в каком-нибудь фильме воспевается прелюбодеяние или какой-нибудь бравый человек расстреливает всех подряд. Возьмем обычную нашу реальность, не телевизионную, а реальность жизни, например, измена мужа жене или жены мужу, — она красивая? Человек тайком изменяет, обманывает, лжет, потом боится всего. У него остается ощущение грязи, у него в семье скандал, подозрение. Ссоры, драки. Несчастные дети. Это хорошо?! Ну, так, если честно? Если не приукрашивать, то мрачновато. Ничего хорошего в этом нет. Грех есть беззаконие, грех есть то, что разрушает человека. Тот, кто нарушил законы природы, погибнет. Если человек выпрыгнет с шестнадцатого этажа, он разобьется, потому что нарушил закон природы, который установлен, естественно, Богом. То есть, человек, который нарушил заповедь Божию — не прелюбодействуйте, он тоже погибнет, точно так же. Более того, прослеживается прямая связь между грехом и болезнью. Врачи из опыта своей работы заметили следующее: алкоголики заболевают циррозом печени; гордецы — сумасшествием, очень часто шизофренией. Люди, которые все время думают о будущем, все время психуют, что называется, нервничают, то есть с точки зрения Церкви попросту раздражительны, — они заболевают язвой желудка. Люди высокомерные, цепляющиеся за власть, страдают ишемической болезнью сердца. Медицине известны и более нетривиальные вещи. Человек, который завистлив, рискует заболеть онкологическим заболеванием. Эта связь очень четко прослеживается между многими болезнями. Это не значит, что любой человек, который болеет раком, является завистником, но, с другой стороны, завистник, скорее всего, заболеет. Потому что душа и тело человека составляют нечто единое. Вот, человеку стыдно, у него лицо краснеет, правда, это очень редко случается, но раньше такое бывало, может быть, тут кто-то еще помнит такое. Такое было чувство иногда раньше — стыд. Человек, если счастлив, улыбается, лицо сияет. Душа с телом связаны, это естественно. Поэтому и грех, и добро на человека действуют.

— Получается, что болезнь — это всегда следствие какого-то греха?

— Не всегда. Бывают болезни по другим причинам. Бывают болезни, потому что Бог попускает для славы Божией, для того чтобы прославить имя Свое чудом исцеления. Бывают болезни для предотвращения какого-то греха.

— А если болеет ребенок?

— Бывает, что это последствия грехов родителей.

— А в чем тогда ребенок виноват?

— Очень просто, я приведу пример, как это происходит конкретно: родители укололись, у них родился ребенок больной. Кто виноват?


— Но почему ребенок должен иметь какое-то отношение к своим родителям?

— Ну, простите, потому что люди не представляют, каждый по себе, такие замкнутые автономные системы. Он, конечно, не отвечает за грех родителей, он не будет за это судим, за грех, но последствия греха родителей на него распространяются, естественно, во-первых, потому, что люди все между собой связаны очень тесными узами. Существует иллюзия такого позднего гуманизма, что люди — это какие-то отдельные атомы, которые между собой никак не контактируют. Нет, все между собой связаны в единое тело. Поэтому весь грех отражается на всем мироздании, портит все мироздание. С другой стороны, любое доброе дело улучшает все мироздание. То есть, никогда никакое злое дело или доброе дело не останутся на одном человеке, они будут распространяться дальше. И грех, по учению Церкви, имеет несколько ступеней развития. И вы должны определиться: будете ли вы после святого Крещения с грехом бороться или не будете?

— Будем стараться.

— Почему я это спрашиваю? Потому что, если человек не хочет бороться с грехом, то зачем он будет креститься? После крещения борьба с грехом идет совсем по-другому, потому что Божия помощь есть, но и нападения сильнее. Это вполне естественно.

— Сейчас, если кто-то не будет следовать грехам, в обществе его могут не понять.

— Это их проблемы. Если человек болеет желтухой и требует, чтобы всё закрашивали в желтый цвет, то это его проблемы. Наша задача следовать Кому? Следовать Богу, а угождать обществу — это грех человекоугодия, прямой совершенно, идолопоклонство, один из величайших грехов.

Так вот, грех у нас проходит следующие стадии. Почему мы вообще рассматриваем путь развития греха? Для того, чтобы уметь его диагностировать вовремя. Любая болезнь проходит несколько стадий. И ее легче лечить на ранних стадиях, чем на поздних. Первая стадия греха называется прилогом и проявляется в том, что человеку приходит некая мысль. Дело в том, что любой грех имеет источник вне человека, внечеловеческий источник. Это очень важно помнить. Почему для нас возможно покаяние? Потому что не человек изобретает грех. Грех есть изобретение кого? Дьявола. Потому что дьявол — противник Бога и враг рода человеческого — первый согрешил. И поэтому человек, который грешит, он вступает в авторские отношения с дьяволом. Он пользуется тем, что ему передавал дьявол. И вот, дьявол вкладывает в человека мысль. Я думаю, с каждым человеком это случается — приходит какая-нибудь гадостная мысль, а может быть, и не гадостная, может быть, такая красивенькая, приятненькая, очень часто именно так получается. Какой пример приведем? Пост. Идет пост. Вот сейчас Рождественский пост. Вы знаете, что Рождественским постом православные христиане не едят мясных и молочных продуктов. Вот вы приходите в гости, идете на кухню и видите, что там, например, карбонат, а кто его не любит? И приходит мысль: какой, однако же, вкусный этот карбонат, как бы мне было бы здорово его съесть! Эта мысль — грех или нет?

— Если мысль пришла, еще не грех.

— Конечно, если мысль еще не принята нами, она просто к нам вошла, она дверь для того, кто ее подсовывает, для дьявола.

— А когда еще с ней борешься, это грех?

— Нет, когда с ней борешься, это я объясню дальше. И у нас возникают два варианта поведения. Первый вариант поведения — сказать: да пошла ты вон, гнусная мысль, и всё. Об этом так Библия говорит, помните: «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Пс.136,9). Эти младенцы — зло на самом маленьком уровне развития. Его нужно взять, о камешек разбить — и всё. О какой камень? О камень имени Христа Спасителя. И зло уйдет, и нам награда будет на Небесах. А люди неопытные что делают обычно? Они начинают мысль рассматривать. Человек начинает отвлекаться: да, однако, вкусная же это вещь карбонат, эта мысль правильно говорит, какой тонкий аромат он имеет. А запах! Как вдохну его. Это называется сложение, вторая стадия греха. Видите, уже развитие греха, конечно же, есть, но он судится в зависимости уже от уровня, как бы разницы духовного развития подвижников. Человек, который уже на высоком уровне подвижничества находится, для него это больший грех, конечно же. Потом мысль начинает захватывать. Появляется следующая мысль: ну разве Бог заметит, что я съем кусок этого карбоната, для чего Ему нужно, что Ему, жалко, что ли, будет, если я кусок карбоната съем? Эта третья стадия называется уже захват, то есть сложение и собеседование с этой мыслью. Совесть говорит: мил человек, вспомни, что уже на носу Рождество Христово, тут уж подождать осталось недельку, неужели ты не подождешь ради послушания Церкви и для того, чтобы нормально Рождество встретить? И начинается борьба. Причем надо заметить, что Бог все делает так, что у совести и у этой злой мысли всегда одинаковые шансы, ровно одинаковые, пятьдесят на пятьдесят. Куда человек повернет — туда или туда? Если он повернет в правильном направлении и по мере сил своих справится со грехом, то ему будет награда в Царствии Небесном. А если он не справится, то начинается следующая, четвертая стадия, начинается дело. И человек берет и съедает этот карбонат. Потом он говорит: ну, все равно я съел, дай-ка я поем еще. Съедает весь карбонат, который есть у гостей, и еще что-нибудь прихватит в карман, чтобы не заметили. Это называется действие, которое, конечно, будет судиться, и за которое человек, если не раскается, будет нести ответственность на Страшном Суде, совершенно точно. Конечно, вы понимаете, что дело не в карбонате как таковом, потому что в карбонате, естественно, нет ничего плохого. А грех именно в том, что человек его неправильно употребил. Далее начинается следующая стадия. Человек говорит: я сделал,


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!