XIV. Структура и динамика самости 3 страница
404 Поворотный пункт великой драмы образует змея с ее хтони-ческой мудростью. Кватернион Рая и следующий за ним lapis подводят нас к начаткам естественных наук (Роджер Бекон, 1214-1294; Альберт Великий, 1193-1280, кроме того, алхимики), основная направленность которых отличается от "пневматической" не на 180°, а всего лишь на 90°; иначе говоря, она пересекает путь Церкви с ее духовной позицией и скорее выступает затруднением для веры, нежели прямо противоречит ей.
405 От lapis, то есть от алхимии, путь лежит непосредственно к кватерниону алхимических агрегатных состояний, в конечном счете основанному, как мы видели, на кватернионе пространства-времени. Последний попадает в категорию архетипичес-ких кватернионов и, в таком своем качестве, выступает неотъемлемым принципом организации чувственных восприятий, получаемых психе от движущихся тел. Пространство и время образуют априорный аспект архетипической четырехсостав-ности, абсолютно необходимый для познания физических процессов.
406 Ход развития от Тени к кватерниону Lapis иллюстрирует перемены, происходившие в человеческой картине мира на протяжении второго тысячелетия. Этот ряд завершается понятием rotundum или вращения, противопоставленного статическим свойствам кватерниона, обладающего (как мы только что сказали) первостепенной важностью для восприятия реальности. Сопряженное с таким путем развития становление научного материализма выглядит, с одной стороны, как его следствие, а с другой — как обожествление материи. Последний аспект психологически основан на том факте, что rotundum совпадает с архетипом Антропоса.
|
|
407 Так замыкает свое кольцо уроборос — символ opus circulare (круговое делание) Природы и, одновременно, "Искусства".
408 Нашу цепочку кватернионов также можно выразить в форме уравнения, где А будет обозначать исходное состояние (в данном случае, это Антропос), В, С, и D — промежуточные состояния. Отколовшиеся от них образования в каждом конкретном случае будут обозначаться строчными буквами а, Ь, с, d. При построении формулы мы обязаны помнить, что нас интересует непрерывный процесс трансформации одной и той же субстанции. Эта субстанция на соответствующей трансформационной стадии всегда будет порождать свое подобие; таким образом А породит а, наравне с этим, В породит Ь, а С породит с. Предполагается также, что за а следует b и что формула развертывается слева направо. В психологической формуле подобные предположения вполне правомочны.
409 Естественно, такую формулу невозможно расположить линейно; ее можно представить только в виде круга, по вышеуказанным причинам движущегося вправо. А порождает свое подобие, а. От а процесс на основе смежности переходит к Ь, которое в свою очередь порождает В. Преобразование идет вправо, по часовой стрелке; это — процесс приобретения сознания, на что уже указывает расщепление (различение) А, В, С и D каждый раз на четыре качественно отличающихся друг от друга единицы.100 Наш сегодняшний научный подход опирается не на четыре, а на три начала (пространство, время, причинность).101 Здесь однако, мы находимся не в сфере современного научного мышления, но в рамках античных и средневековых взглядов на мир, где вплоть до времен Лейбница признавался принцип соответствия, применявшийся наивно и без участия рефлексии. Чтобы придать нашему суждению об А — выражаемому посредством аbс — характер целостности, мы должны будем дополнить наше обусловленное временем мышление принципом соответствия, или синхронис-ттности, как я назвал его.102 Основанием здесь служит то, что наше описание Природы в определенных отношениях неполно и, соответственно, оно либо выводит некоторые наблюдаемые факты за пределы нашего понимания, либо дает им неоправданно негативную формулировку, как, например, в парадоксе "действия при отсутствии причины".103 Наш гностический кватернион является наивным порождением бессознательного, а потому представляет собой психический факт, который можно связать с четырьмя ориентационными функциями сознания; ибо развертывание процесса вправо, как я уже сказал, дает выражение сознательному различению,104 то есть выступает приложением четырех функций, составляющих сущность сознательных процессов.
|
|
|
|
410 Полный цикл по необходимости возвращается к своему началу, и происходит это в тот момент, когда Д в плане смежности далее всего отстоящее от А, превращается в аъ путем своего рода энантиодромии. Таким образом получаем:
Данная формула в точности воспроизводит существенные черты символического процесса трансформации. Она демонстрирует вращение мандалы,105 антитетическую игру дополнительных (или компенсаторных) процессов, и далее — апокатастасис, то есть восстановление исходного состояния целостности, которое у алхимиков символизировал уроборос; наконец, формула повторяет древнюю алхимическую четырехмерность,106 неявно присутствующую в четырехсоставной структуре единства:
эта фомула может лишь намеком обозначить высший план, достигаемый благодаря процессам трансформации и интеграции. "Сублимация", или прогресс, или качественные изменения состоят в четырехкратном разделении целостности на четыре части, означающем не больше и не меньше, чем ее осознание. Когда содержимое психики распадается на четыре аспекта, это означает, что оно подверглось различающему действию четырех ориентационных функций сознания. Только порождение этих четырех аспектов делает возможным полное описание. Процесс, отображенный в нашей формуле, преобразует исходно бессознательную целостность в сознательную. Антропос А спускается с высот через свою Тень В в Физис С (=змея), и посредством своего рода процесса кристаллизации D(=lapis), сводящей хаос к порядку, возвращается ввысь к исходному состоянию, трансформировавшемуся за это время из бессознательного в сознательное. Сознание и понимание возникают на основе различения, то есть, анализа (разложения), за которым следует синтез, в согласии с символическим алхимическим изречением: "Solve et coaqula" (растворяй и свертывай). Соответствия обозначаются идентичностью букв аи а2, а2, а4 и т.д. То есть мы все время имеем дело с одним и тем же фактором, просто меняющим свое место в формуле, тогда как психологически меняются и его место, и его свойства. Вместе с тем становится ясно, что перемена места является энантиодромическим изменением ситуации, соответствующим дополнительным или компенсаторным переменам в психе в целом. Именно так классические китайские комментаторы понимали перемены в гексаграммах "И Цзин". Каждый из архетипических порядков обладает своей собственной нуминозностью, что явствует из даваемых им наименований. Так, от а до d это — "раса, лишенная царя", от а\ до d\ — кватернион тени, обладающий беспокойным характером, поскольку им обозначается "слишком человеческое" человеческое существо ("Самый неуклюжий человек" Ницше),107 от а2 до d2 — "Рай", говорящий сам за себя, наконец, от а3 до d3 — мир материи, чья нуминозность в форме материализма грозит захлестнуть наш мир. Вряд ли есть необходимость детально разъяснять, каким переменам в истории человеческой психики на протяжении последних двух тысячелетий все это соответствует.
|
|
411 Наша формула представляет собой символ самости, поскольку самость — не просто некая статическая величина или постоянная форма, но также и динамический процесс. Подобным образом, древние рассматривали imago Dei в человеке не как '.простой отпечаток или безжизненный стереотип, но как активно действующую силу. Четырьмя трансформациями представлен процесс восстановления или омоложения, происходящий как бы внутри самости, — процесс, сравнимый с углеродно-азотным циклом трансформаций, происходящих на солнце, когда ядро углерода захватывает четыре протона (два из которых немедленно превращаются в нейтроны), а в конце цикла высвобождает их в виде альфа-частиц. Само же углеродное ядро выходит из реакции в неизменном виде, "как Феникс из пепла".108 Секрет существования — то есть, существования атома и его компонентов, — вполне может состоять в непрерывном повторении процесса омоложения; к весьма сходному выводу мы приходим и тогда, когда пытаемся объяснить нуминозность архетипов.
412 Я полностью осознаю крайне гипотетическую природу данного сравнения, однако считаю уместным приводить подобные соображения, пусть даже мы при этом рискуем быть обманутыми внешним сходством. Рано или поздно ядерная физика и психология бессознательного должны будут сблизиться, по мере того, как они, независимо друг от друга и продвигаясь в противоположных направлениях, будут осуществлять прорыв на территорию трансцендентального: одна — с помощью понятия атома, другая — посредством понятия архетипа.
413 Аналогия с физикой не является отклонением от темы, поскольку сама символическая схема отображает спуск в материю и требует тождественности внешнего и внутреннего. Психе не может быть целиком отличной от материи, ибо как она могла бы приводить материю в движение? Но и материя не может быть чуждой психе, ибо как материя могла бы породить психе? Психе и материя существуют в одном и том же мире, и каждая из них сопричастна другой; в противном случае, невозможно было бы взаимодействие. Следовательно, если бы исследование могло продвинуться достаточно далеко, мы в конце концов пришли бы к согласованию физических и психологических понятий. Возможно, наши нынешние попытки чересчур смелы, но я считаю, что их направление верно. Математика, например, неоднократно доказывала, что ее чисто логические построения, выходящие за рамки какого бы то ни было опыта, впоследствии совпадали с реальным поведением тех или иных объектов. Наряду с событиями, которые я называю синхронистическими, это указывает на глубинную гармонию всех форм существования.
414 Поскольку построение аналогий представляет собой закон, в большой мере руководящий жизнью психе, мы вполне можем заключить, что наша (по всей видимости) чисто спекулятивная конструкция не является новоизобретенной, но была предвосхищена на предыдущих уровнях развития мысли. В общих чертах, предвосхищение такого рода можно найти в многообразных стадиях мистического процесса преображения, равно как в различных степенях посвящения в мистерии. Мы также находим их в античной и христианской трихотомии духовного ("пневматического"), душевного ("психического") и материального {Hylic). Одна из самых всеобъемлющих попыток, предпринятых в данном направлении — шестнадца-тичленная схема "Книги платоновских тетралогий". 109 Детально я рассматриваю ее в "Психологии и алхимии", а потому здесь могу ограничиться лишь основными положениями. Схематизация и построение аналогий начинается с четырех первопринципов:
1. деяние природы;
2. вода;
3. составные природы;
4. чувства.
Каждая из четырех отправных точек имеет три стадии трансформации, вместе с исходной стадией составляющие всего шестнадцать частей. Но, кроме такого четырехчленного горизонтального членения каждого из четырех принципов, каждая из стадий имеет свои соответствия в вертикальном ряду:
1 2 3 4
Деяния природы вода составные природы чувства
Делание природы земля разделенные природы интелект
Душа воздух простое разум
Интеллект огонь проще эфира сокровенное
Эта таблица соответствий демонстрирует различные аспекты opus alchemicum, связанного также с астрологией и с так называемым искусством некромантии. Такая связь очевидна на основании использования значимых чисел и заклинаний, обращенных к ближнему духу. Подобным образом, древнее искусство геомантии110 также построено на схеме шестнадцати частей: четыре центральных фигуры (Верховный судья Су-бор, судья и два Свидетеля), четыре nepotes ("внуки"), четыре сына, четыре матери. (Данный ряд записан справа налево). Фигуры упорядочены по схеме астрологических домов, однако центр, в гороскопе остающийся пустым, заменен квадратом, где содержатся четыре центральных фигуры.
416 Атанасиус Кирхер111 создал четырехэлементную систему, достойную упоминания в данной связи:
I. Unum = Monas monadike =Deus— Radix omnium — Mem simplicissima — Divina essentia = Exemplar divinum
("Единое = Первая Монада = Бог = Корень всех вещей = Простейшее понимание = Божественная сущность = Божественный образец").
II. 10 (1+2+3 + 4- 10) - Secunda Monas = dekadike = Dyas = Mundus intellictualis = Angelica intel/igentia = Compositio ab uno et altero = i.e., ex oppositis
("...Вторая Монада = десятая = двойственность = духовный мир = интеллект ангелов = состаатение из Единого и Иного = т.е., из противоположностей").
III. 102 — 100 = Tertia Monas = hekatontadike = Anima = Intelligentia ("... Третья Монада = сотая = душа = разум").
IV. 103 = WOO = Quarta Monas = chiliadike = Omnia sensibilia = Corpus = ultima et sensibilis Unionum explicatio
("... Четвертая Монада = тысячная = все чувственно воспринимаемые вещи = тело = конечное, чувственное развертывание единств).
417 Кирхер дает следующий комментарий; если чувства имеют отношение лишь к телу, то первые три единства выступают объектами понимания. Так что, если мы хотим понять воспринимаемое чувствами (sensibilia), это можно сделать лишь в уме. "Следовательно, все чувственно воспринимаемое должно быть возвышено до разума, или до интеллекта, или до абсолютного единства. Когда таким путем мы приведем абсолютное единство назад к бесконечной простоте от всякой чувственно воспринимаемой, умопостигаемой или интеллектуальной множественности, тогда уже больше нечего будет сказать, и тогда и Камень уже — не столько некий Камень, сколько вовсе не Камень, а все есть лишь наипростейшее единство. И, как абсолютное единство чувственно воспринимаемого и умопостигаемого камня имеет своим образцом Бога, так и его интеллектуальное единство есть некий интеллект. На основании этих единств можно видеть, как происходит переход от чувственных восприятий к разуму, от разума к интеллекту, от интеллекта к Богу и как совершенный круг включает в себя и начало и конец".112 То, что Кирхер выбрал lapis в качестве примера чувственно воспринимаемых вещей и единства Бога, вполне объяснимо в терминах алхимии, поскольку lapis является тем сокровенным, в чем содержится Бог, или той частью Бога, что сокрыта в материи.
418 Система Кирхера демонстрирует определенное сходство с нашей серией квартенионов. Так, Вторая Монада представляет собой дуализм противоположностей, соответствующий расколу мира ангелов после падения Люцифера. Другая многозначительная аналогия состоит в том, что Кирхер понимает свою схему как саморазвертывающийся цикл, приведенный в движение Богом, в его качестве перводвигателя, а затем возвращающийся к Богу благодаря деятельности человеческого разумения, так что конец снова приходит к началу. Нечто аналогичное происходит и в нашей формуле. Алхимики любили изображать свое opus как кругообразный процесс, как замкнутый цикл дистилляции, или в виде символа уроборос — змеи, кусающей собственный хвост; такой процесс изображен ими на бесчисленных рисунках. Как центральная идея lapis philosophonim со всей очевидностью обозначает самость, так и opus с его неисчислимыми символами иллюстрирует процесс индивидуации, развитие самости шаг за шагом от бессознательного к сознательному состоянию. Именно поэтому lapis, в качестве prima materia, занимает место и в начале, и в конце процесса.113 По Михаилу Майеру, золото — еще один синоним самости — возникает из opus circulatorium солнца. Этот круг представляет собой "линию, возвращающуюся к самой себе (как змея, чья голова кусает ее же собственный хвост), и в этой линии можно узреть сего вечного живописца и горшечника — Бога".114 В этом круге Природа "соотнесла четыре качества друг с другом и как бы начертила равносторонний квадрат, поскольку противоположности связаны вместе противоположностями, а враждующее — враждующим, одними и теми же вечными узами". Майер сравнивает такую квадратуру круга с homo quadratus, "четырехугольным человеком", "остающимся самим собой" и в радости, и в горе.115 Он называет ее "золотым домом, дважды рассеченным кругом, четырехугольной фалангой, крепостным валом, городской стеной, линией фронта с четырех сторон".116 Это — магический крут, представляющий собой единение противоположностей, "не могущее понести ущерб".
419 Вне какой-либо зависимости от западной традиции, та же идея кругового opus обнаруживается в китайской алхимии: "Когда создается свет, движущий круг, кристаллизуются все энергии неба и земли, света и тьмы", — говорится в тексте "Золотого цветка".117
420 Кругообразное приспособление", способствующее круговому процессу, упоминается еще у Олимпио-дора.118 Дорн придерживается того мнения, что "круговое движение физиохимиков" исходит от самого нижнего элемента — земли. Ибо огонь берет свое начало в земле и преобразует тонкие минералы и воду в воздух, который, поднимаясь в небеса, конденсируется там и снова падает вниз. Однако в процессе своего подъема ставшие летучими элементы вбирают в себя "из вышних звезд мужское семя, приносимое ими вниз в четыре элемента — матки, дабы спагирическим способом оплодотворить их". Это — "замкнутый цикл дистилляции",П9 который, по словам Руперциссы, должен быть повторен тысячу раз.
421 Основную идею восхождения и нисхождения можно найти в Tabula smaragdina, а стадии трансформации изображались вновь и вновь, прежде всего — в "Свитке" Рипли и вариациях на его тему. Во всем этом следует усматривать косвенные попытки представить в изобразительной форме бессознательные процессы индивидуации.
1 Elenchos, V. 7,8 (Legge trans., I. p. 123).
2 Eknchos, VIII, 15, Iff. Cp. Legge trans., II, p. 10.
3 Основано на: Radhakrishnan, The Principal Upanishads. pp.58 If.
4 Ibid.. pp.228f.
5 Ипполит жил около 230 г.н.э. Следовательно, Моноим должен был жить в более раннее время.
6 "Психологические типы", пар. 620 и далее.
7 Круг обладает характером целостности благодаря своей "совершенной" форме, кватернион — благодаря тому, что четыре есть минимальное число частей, на которые естественным образом делится круг.
8 Ср. "Попытка психологического истолкования догмата о Троице".
9 Ср. "Феноменология духа в сказке", пар.425 ел., 436 слл. и "Троицу", пар. 243 слл.
10 Число "пять" соответствует неразличимости четырехсоставности и единства.
11 ["Психология и алхимия", пар. 138 и далее, рис.31].
12 Возведенная на живых камнях Церковь в "Пастыре" Гермы ["Психологические типы", гл.5, 4а.]
13 "Golden Flower"(1962 edn.), pp.22, 36.
14 "Психология и алхимия", пар. 338.
15 Определение Бога у Николая Кузанского. Ср.: "A Psychology of the Transference", par. 537.
16 Ср.: Hurwitz, Archetypische Motive in der chassidischen Mystik". ch.VI.
17 Elenchos^V, 8,2
18 Cp.:"A Psychology of the Transference", pars.410ff.
19 Исход. 18, 27.
20 "Феноменология духа в сказке", pars.400 слл.
21 Поскольку Кватернион Тени в целом представляет собой симметричное построение, "добрый Мудрец" здесь должен контрастировать с соответствующей темной, хтонической фигурой.
22 Ср.: "A Psychology of the Transference", par. 425ff.
23 В гносисе Юстина. CM.:Hippolytus. Elenchos, V, 26, 32 (Legge trans., I, p. 178).: 6 бе схуаЭб<; ecru Пр'кхяос; ("Но Благой есть Приап").
24 Откр.. 12, 9.
25 Колосс, 2, 14: "Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту". Рукописание запечатлено на теле. Эту точку зрения подтверждает Орозий ("Ad Aurelium Augustum commonitorium de errore Priscillianis tarum er Oregenistarum", p. 153), рассказывающий, что, по мнению Присциллиана, душа, нисходя сквозь сферы к своему рождению, была захвачена силами зла, и по требованию победителя ("victoris principis") была распределена по различным телам, на коих запечатлелось "рукописание". Части души получают божественное chirographum, части же тела помечены знаками зодиака (caeli signa).
26 "Дух Меркурий", особенно пар. 271, 282, 289.
27 См.: "Психология и алхимия", рис. 131.
28 В "Chrysopoeia" [Делание золота (греч.) — Прим. пер.] (in Gratarolus, Verae alchemiae artisque metallicae, 1561, pp.269ff.), посвященной Авгу-реллом папе Льву X. Здесь содержится обращение alba soror [Белая сестра (лат.) — Прим. пер.] к Фебу;
"Tu quoque, пес coeptis Cylleni audacibus usquam
Defueris, tibi nam puro de fonte perennis
Rivulus argentum, vulgo quod vivere dicunt,
Sufficit, et tantis praestat primordia rebus".
/Также и ты, Килае/шец, от смелого начинания
Не оставайся вдали; из твоего ведь источника вечный
Поток серебра, что "живым" в народе зовется,
Исходит и столь великим делам полагает начало.)
29 На территории Западной Римской империи такое развитие было прервано с III в. приблизительно по XI в., когда появились первые переводы с арабского.
30 Синоним дракона, ибо слово draco также обозначает змею.
31 C,5>ov яуеоцатисютатоу, "наидуховнейшее из животных".
32 У Валентина, "отростки" суть духи, живущие в человеке. — Климент Александрийский, Stmmata, II, 20, 112 и 114 (пер. Wilson, И, p.64f).
33 Исидор был сыном Василида. См.: Климент Александрийский, ibid., II, 20, 113 (Wilson, II, р.65). "Отростки" суть животные души, как у волков, обезьян, львов и т.д.
34 In Levit. horn, V, 2 (Migne, P.G., vol.12, col.450): Так что, когда ты видишь, что у тебя есть все те вещи, что есть в мире, не сомневайся, что ты имеешь в себе даже и животных, приносимых в жертву".
35 Евфратом.
36 "Дух Меркурий", ч.1.
37 См.:"Психология и алхимия", рис.257.
38 Ibid., par.357.
39 Ibid., fig. 122 и "Философское дерево", пар. 402 и далее.
40 Ripley, Cantilena, verse 28 [Cp.Mysterium Coinunctionis, p.317] и Chymische Schrifften, p.51; см. также Mylius, Phil, ref., p. 124.
41 "Страна, которую надлежит оросить прозрачной водой рая" (Hollan-dus, "Fragmentum de lapide", Theatr., chem., II, p. 142). В "Tractatus Aris-totelis ad Alexandrum Magnum (consriptus et collectus a quodam Christiano Philosopho), Theatr. chem., V, p.885 "practica Aristotelis" [Практика Аристотеля (лат.) — Прим. пер.] сравнивается с водой рая, делающей человека целостным (incolumem) и бессмертным: "От этой воды все истинные философы получают жизнь и несметные богатства".
42 Didymus of Alexandria, De trinitate, (Migne, PC, vol.39, col.456).
43 St. Ambrose, Explanations in Psalmos, Ps.45, 12 {Corp. Script. Eccl. Lat., LXIV, p.337) Cp. Rahner, "Flumina de ventre Christi", pp.269ff.
44 Sophia, (1699), p. 9.
45 Lapis составлен из четырех элементов, подобно Адаму. Центр круга, вписанного в квадрат, служит "посредником, примиряющим врагов, то есть элементы, так что они становятся способны заключить друг друга в объятия любви". ("Tractatus aureus", Theatr. chem., IV, p.691).
46 Свидетельства см. в "Психологии и алхимии" "Параллель lapis-Христос".
47 Милий {Phil, ref., p. 15) отождествляет элементы, составляющие lapis, с corpus, spiritus и anima: corpus — это материя, земля; spiritus — это nodus (связь) animae et corporis [Связь души и тела (лат.) — Прим. перев.] соответствующая огню. Вода и воздух, которые должны были бы, соответственно, характеризовать атта,также суть "дух". Три из числа элементов "подвижны", один (земля) "неподвижен". Ср. ниже, примеч. 89.
48 Цитата из Остана у Зосимы, "Sur l'art" (Berthelot, Alch. grecs, III, vi,5).
49 "Aurora consurgens", Art. aurif., I, p.208.
50 Ср. мои замечания по поводу значения головы: "Символ превращения в Мессе", пар.365 и далее. "Голова" также означает "начало", например, "голова (исток) Нила".
51 Theatr. chem., V, p.151.
52 Berthelot, III, x, 1.
53 "Есть один камень, одно лекарство, один сосуд, один метод, одно расположение" {Rosariumphilosophonim, Art. aurif., II, 206). "Нашей водой порождаются все виды вещей... В вышеназванной воде они создаются, как в искусственном сосуде; сие есть великая тайна". (Mylius, Phil, ref., р.245). "Философский сосуд — это и есть их вода", (ibid., р. 33). Данное высказывание восходит к трактату Хогеланда, Theatr. chem., I, p. 199, где находим: "Луллий также называет серу сосудом Природы; Haly описывает сосуд как ovum [яйцо (лат.) — Прим. пер.]. Яйцо одновременно представляет собой и содержимое, и оболочку. Vas naturale [природный сосуд (лат.) — Прим. пер.] является и aqua
permanens и "уксусом" философов ("Aurora consurgens", Part II, Art. aurif, I, p.203).
54Caesarius of Heisterbach, Dialogue on Miracles, trans., Scott and Bland, Dist. I, chs. XXXII and XXXIV.
55 У Олимпиодора сосудом преобразования выступает "сферический фиал" или opyavov kukXikov ("кругообразное приспособление"). (Berthelot, II, iv, 44). "Спагирический сосуд должен быть сделан наподобие природного сосуда. Ибо мы видим, что все небеса и элементы подобны сферическому телу" (Dom, Theatr. chem., I, p.430). "Цель всего этого мастерства в том, чтобы философский Меркурий был помещен в небесную сферу" (ibid, р.499). Тревизано называет сосуд rotundum cubile, "округлое брачное ложе" ("Liber de alchemia", Theatr. chem., I, p.790).
56 "Congeries", Theatr. chem., I, pp.574f.
57 Ibid., IV, p.691.
58 "И ничего иного не надо искать во всем мире". Пеликан — сосуд для дистилляции, но дистиллят, вместо того, чтобы капать в приемный сосуд, возвращается в широкую часть реторты. Мы можем считать это иллюстрацией процесса осознания содержимого бессознательного и обратного применения к нему прозрений сознания. "Он вернул тем, кто был близок к смерти, прежнюю уверенность в жизни", — говорит автор о Пеликане, являющемся, как мы знаем, аллегорией Христа.
59 Ср.: "Психология и алхимия", пар. 167, п.44. [Атакже "Парацельс как духовное явление", рис.В7]
60 То есть он учитывает буквы F и G (не включенные в диаграмму), обозначающие Верх и Низ.
61 Art. aurif, I, p.324; Theatr. chem., I, p. 199; Art. aurif, I, p.323.
62 Ср."Психология и алхимия", пар. 338
63 Mm. /term., p.770
64 La Vertu et la propriete de la quinte essence (1581), p.26.
65 Art. aurif, I, p.203.
66 "Парацельс как духовное явление", рис.В4.
67 Брачные классы и структура поселений.
68 "Psychology of the Transference", pars.433ff. [Ср. Layard, Stone Men of Malekula, chs.5 and 6 и "The Incest Taboo and the Virgin Archetype", pp.266ff. — Прим. изд.]
69 "Psychology of the Transference", par.438.
70 Клинический материал см.: "Психология и алхимия", ч.И. Попадаются также и символы триады, однако они более редки.
71 Гностический кватернион по времени, конечно, является более поздним, чем кватернион Гора; однако психологически он старше, поскольку женский элемент в нем занимает должное место, чего не скажешь о патриархальном кватернионе Гора.
72 Например, как змеи Асклепия и Агатодаймона.
73 Scharf, "Die Gestalt des Satans im Alten Testament", p. 151
74 "О благословенная зелень, дающая жизнь всему; ибо надо знать, что ни одно растение или плод не появляется в виде почки без того, чтобы обладать зеленым цветом. А посему знай, что создание этой вещи зелено, по каковой причине философы именуют ее почкой" {Ros. phil, Art.aurif, II, р.220).
75 Ср. цитату из Остана у Зосимы: "Психология и алхимия", пар. 405.
76 Намек на то, что вращение может быть принципом организации материи.
77 По сообщению Дамдад-Нашка (Reitzenstein and Shaeder, Studien aim antiken Syncretismus cuts Iran und Greichenland, p. 18). Гайомарт — Первоначальный Человек в теософской версии системы Заратустры. С другой стороны, в древней арийской легенде первоначальным человеком оказывается Йима. Его имя Yimo kshaeto, "сверкающий Йима". По сведениям Майнйо-и-Хард, из его тела были созданы металлы (Kohut, "Die talmudisch-midraschische Adamssage", pp.68, 70). В "Бун-дахише", тело Гайомарта состояло из металлов (Christensen, "Le Premier Homme et le premier roi dans l'histoire legendaire des Iraniens", p.21).
78 [Ср. "Попытка психологического истолкования догмата о Троице", пар. 185. — Прим. изд.]
79 Большинство людей не обладает широтой сознания, достаточной для уяснения противоположностей, внутренне присущих человеческой природе. Порождаемая этими противоположностями напряженность остается в основном бессознательной, но может проявлять себя в сновидениях. Змея традиционно означает уязвимую точку в человеке: она персонифицирует его тень, то есть его неосознанную слабость. Наибольшая опасность, связанная с бессознательным, заключается в возможности суггестии. Суггестивный эффект связан с высвобождением скрытой в бессознательном динамики, и чем больше степень бессознательности, тем сильнее динамический эффект. Поэтому, все время расширяющаяся пропасть между сознанием и бессознательным увеличивает опасность психического заражения, массовых психозов. С утратой символических представлений разрушился мостик в бессознательное. Инстинкт уже не обеспечивает защиту от бредовых идей и пустых лозунгов. Рациональность без традиции и без опоры на инстинкт неспособна защищаться от какого бы то ни было абсурда.
Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!