XIV. Структура и динамика самости 1 страница



347 Приведенных в предыдущей главе примеров должно быть достаточно для описания прогрессирующей ассимиляции и усиления архетипа, лежащего в основе эго-сознания. Вместо того, чтобы без необходимости увеличивать их число, я попы­таюсь просуммировать их, дабы в результате получилась некая общая картина. Из различных намеков, рассеянных у Иппо­лита, несомненно видно, что многие из гностиков были своего рода психологами. Так, он передает их высказывания о том, что "душу трудно отыскать и постичь",1 и что столь же трудным является познание целостного человека. "Ибо познание челове­ка есть начало целостности (teXeicoaiq), но познание Бога есть совершенная целостность (апцртюцеуц теХеиоак;)". Климент Александрийский говорит в Paedagogus (III, 1): "Следователь­но, представляется, что познать самого себя есть величайшее научение; ибо когда человек знает себя, он знает Бога". А Моноим пишет в письме к Феофрасту: "Ищи его, исходя из себя, и узнай, кто завладевает всем в тебе, говоря: мой бог, мой дух, мое разумение, моя душа, мое тело; и узнай, откуда приходят горе и радость, и любовь и ненависть, и бодрство­вание, когда ты его не хочешь, и сон, хотя ты его не хотел бы, и гнев, когда ты не хотел бы гневаться, и влюбленность, хотя ты и не хочешь влюбляться. Если ты вблизи рассмотришь все это, то найдешь Его в себе, — Единое и Многое, подобное сей малой точке [керша]; ибо в тебе он берет происхождение и получает избавление".2

348 Читая этот текст, нельзя не вспомнить индийское представ­ление о Самости как брахмане и атмане, встречающееся, на­пример, в Кена-Упанишаде: "Чьей волею направляется летя­щий ум? По чьему повелению происходит первый вдох? Кто посылает нам дар речи, коим мы здесь пользуемся? Что за бог направляет глаз и ухо? Способность уха слышать, способность ума мыслить, свойство речи быть произносимой... То, чего речь не может выразить, то, в чем сама речь получает выра­жение... то, чего ум не в состоянии помыслить, то, посредст­вом чего мыслит ум, — знай, что сие и есть Брахман".3

349 Яджнавалкйя дает соответствующему понятию косвенное определение в Брихадараньяка-Упанишаде: "Он, обитающий во всех существах, но отдельный от всех существ, неведомый ни единому существу, он, чье тело — во всех существах, тот, кто изнутри руководит всеми существами, — он есть твоя Са­мость, внутренне направляющая тебя, бессмертная... Нет дру­гого видящего, кроме него, другого слышащего, кроме него, другого воспринимающего, кроме него, другого знающего, кроме него. Он — твоя Самость, внутренне направляющая тебя, бессмертная. Все прочее — одна лишь печаль".4

350 Нет ничего невозможного в присутствии индийских влия­ний у Моноима, которого называли "арабом". Его высказы­вание немаловажно, ибо оно свидетельствует о то, что уже во II веке5 эго рассматривалось в качестве представителя всеобъ­емлющей целостности, Самости: мысль, даже в наши дни да­леко не для всех психологов ставшая привычной. На Ближнем Востоке и в Индии подобные прозрения являлись продуктом интенсивной интроспекции, которую можно характеризовать только как психологическую. Гносис, несомненно, представля­ет собой психологическое знание, содержание коего производно от бессознательного. Его прозрения достигались концентра­цией на "субъективном факторе",6 эмпирически состоящем во вполне доказуемом влиянии коллективного бессознатель­ного на сознательную психику. Так можно объяснить озада­чивающий параллелизм между гностической символикой и открытиями психологии бессознательного.

351 Мне хотелось бы проиллюстрировать этот параллелизм сум­марным обзором обсуждавшихся выше символов. Для осущес­твления такой цели нам прежде всего необходимо будет вкрат­це рассмотреть факты, заставившие психологов предположить существование архетипа целостности, то есть самости. Прежде всего, это — сны и видения; на втором месте идут продукты активного воображения, в которых возникают символы це­лостности. Важнейшими из них являются геометрические структуры, содержащие элементы круга или кватерниона;7 это, с одной стороны, круговые и сферические формы, могу­щие выступать в чисто геометрическом виде или в качестве каких-либо объектов; с другой стороны, это — квадратные фигуры, поделенные на четыре части или приобретающие форму креста. Эта также могут быть четыре объекта или лица, соотносящиеся друг с другом либо по значению, либо по спо­собу упорядочения. Число "восемь" наделено тем же значением, будучи удвоением числа "четыре". Особым вариантом мотива четырехсоставности оказывается дилемма 3+1. Число "двенадцать" (3x4) представляется входящим в тот же ряд в качестве разрешения дилеммы и символа целостности (зоди­ак, год). Число "три" можно считать относительной целост­ностью, поскольку обычно им представлена либо духовная целостность, являющаяся порождением мысли — как, напри­мер, Троица8, — либо целостность инстинктивная, хтоническая, подобная триадической природе богов подземного ми­ра — "нижней триаде". Однако в психологическом плане чис­ло "три" — если контекст указывает на его связь с самостью — следует понимать как неполный кватернион либо как средст­во, ступень на пути к нему.9 Эмпирическим дополнением к триаде является троичность противоположного характера. До­полнением к четырем является единство. 10

352 Производным от мотивов круга и кватерниона выступает символ геометрически сформированного кристалла и чудо­действенного камня. Отсюда, аналогия ведет к городу,11 зам­ку, церкви,12 дому,13 и сосуду14. Еще один вариант символа — колесо (wta). Первый из указанных мотивов подчеркивает включенность эго в самость с большим числом измерений, второй из них акцентирует вращение, проявляющееся также и в виде ритуального хождения по кругу. Психологически, вращение обозначает сконцентрированность на центре и осо­бый интерес к нему, при том, что центр понимается как центр круга и, поэтому, формулируется как точка. Отсюда нетрудно прийти к связи с небесным Полюсом и звездным кубком неба, вращающимся вокруг него. Параллелью служит гороскоп, в качестве "колеса рождений".

353 Образы города, дома и сосуда привлекают наше внимание к их содержимому: к обитателю города или дома, к воде, на­литой в сосуд. Обитатель дома или города, в свою очередь, соотносится с кватернионом, а также с пятым элементом как единством четырех. Вода в современных снах и видениях вы­ступает в виде голубой поверхности, в которой отражается небо, в виде озера, четырех рек (например Швейцария как сердце Европы, с реками Рейном, Тичино, Роной и Инном, или же — сад Эдема, с реками Тихоном, Писоном, Хиддекелем и Евфратом), в виде исцеляющей воды, освященной воды и т.д. Иногда вода ассоциируется с огнем или даже комбиниру­ется с ним, как огненная вода (вино, алкоголь).

354 От обитателя квадратного пространства путь ведет к челове­ческой фигуре. Наряду с геометрическими и арифметическими символами, она — распространеннейший символ самости. Это либо — бог, либо — богоподобное человеческое существо, князь, священник, великий человек, историческая личность, возлюб­ленный отец, обожаемый пример и образец, преуспевающий старший брат, — короче говоря, фигура, выходящая за рамки эго-личности сновидца. Соответствующие персонажи женского пола присутствуют и в психологии женщины.

355 Как крут контрастирует с квадратом, так и кватернион кон­трастирует с мотивом 3 + 1, а позитивная, прекрасная, добрая, достойная любви и восхищения человеческая фигура — с де­моническим, незаконорожденным существом, негативным, уродливым, злым, достойным презрения и служащим объек­том страха. Самость, наравне со всеми архетипами, обладает парадоксальным, антиномичным характером. Она — и муж­чина, и женщина, и старец, и дитя, она и сильна, и беспо­мощна, и велика, и мала. Самость представляет собой под­линное "complexio oppositorum"15, хотя это не означает, что в ней самой содержится что-либо противоречивое. Вполне мо­жет оказаться, что кажущийся парадокс — не более чем отра­жение энантиодромических перемен, происходящих в созна­тельно занимаемой позиции и способных благоприятно или неблагоприятно повлиять на целое. То же самое верно и для бессознательного вообще; ибо его устрашающие фигуры могут быть вызваны к жизни именно тем страхом, который сознание испытывает перед бессознательным. Не следует недооцени­вать важность сознания; а потому, рекомендуется хотя бы в некоторой степени устанавливать причинную связь противо­речивых проявлений бессознательного с сознательной пози­цией. Однако же, сознание не следует и переоценивать, пос­кольку опыт дает в наше распоряжение слишком многие не­опровержимые доказательства автономности компенсаторных бессознательных процессов, лишающие нас права искать ис­точник подобных антиномий исключительно в сознании. Между сознанием и бессознательным имеется своего рода "соотношение неопределенности", ибо наблюдатель неотде­лим от предмета наблюдения и всегда вносит в него возмуще­ния самим действием своего наблюдения. Иными словами, строгое наблюдение за бессознательным наносит ущерб на­блюдению за сознанием; столь же верно и обратное.

356 Итак, самость способна выступать во всех формах, от вы­сочайшей до наинижайшей, при условии, что эти формы бу­дут, в виде некоего даймониона, выходить за рамки эго-лич­ности, трансцендировать ее. Незачем и говорить, что самость также обладает собственным териоморфным символизмом. Насколько мне подсказывает опыт, наиболее распространен­ные образы такого рода в современных сновидениях — слон, лошадь бык, медведь, белая и черная птицы, рыбы и змеи. Иногда попадаются также черепахи, улитки, пауки и жуки. Основными растительными символами оказываются цветок и дерево. Из числа неорганических объектов, наиболее распрос­транены гора и озеро.

357 При наличии недооценки сексуальности, самость символи­зируется фаллосом. Недооценка здесь может состоять как в обычном подавлении, так и в открытой девальвации. У опре­деленным образом дифференцированных индивидов к таким же следствиям может вести чисто биологическая интерпрета­ция и оценка сексуальности. Все концепции подобного рода проходят мимо духовных и "мистических" аспектов, подразу­меваемых сексуальным инстинктом. 16 Как психические факты, эти аспекты существуют и существовали с незапамят­ных времен; однако, они постоянно подвергаются недооценке по рационалистическим либо философским соображениям. Во всех таких случаях можно, в виде компенсации, ожидать появления бессознательного фаллоцентризма. Хорошим при­мером может послужить большей частью сексуализированный подход к психе, который обнаруживается у Фрейда.

358 Если теперь мы перейдем к гностическим символам самос­ти, то увидим, что наассены, чье учение описано у Ипполита, сильнее всего акцентировали человеческие образы; из геомет­рических же и арифметических символов важнейшими высту­пали кватернион, огдоада, троица и единство. В основном, мы уделим здесь внимание четверичному символу целостности, и прежде всего, упомянутому в 6 разделе предыдущей главы символу, который я, для краткости, буду называть кватерни­оном Моисея. Затем мы рассмотрим второй кватернион наас-сенов, в который входят четыре реки Рая и который я буду называть Райским кватернионом. Хотя два эти кватерниона составлены по-разному, оба они выражают приблизительно одну и ту же идею, и в последующем изложении я постараюсь не только психологически соотнести из друг с другом, но и вы­явить их связь с позднейшими (алхимическими) четверными структурами. В ходе такого исследования мы увидим, насколько характерны два указанных кватерниона для гностической эпохи и в какой мере их можно соотносить с архетипической историей человеческой психики в христианскую эру. 1 Четырехсоставность кватерниона Моисея,17 очевидно, кон­струируется по следующей схеме:

 

360 "Низший Адам" соответствует обыкновенному смертном человеку, Моисей — культурному герою и законодателю и, таким образом, "отцу" на личностном уровне; Зигатора, в ка­честве дочери царя и священнослужителя, соответствует "вы­сшей матери". Для обычного человека, эти двое репрезенти­руют "царственную пару", 18 которая для Моисея соответству­ет, с одной стороны, его "высшему человеку", с другой — его аниме, то есть Мириам. "Высший" человек синонимичен "ду­ховному, внутреннему" человеку, в кватернионе представлен­ному Иофором. Таково значение кватерниона, если посмот­реть на него из положения, занимаемого Моисеем. Но, пос­кольку Моисей соотносится с Иофором так же, как низший

Адам, или обыкновенный человек, соотносится с Моисеем, кватернион нельзя понимать просто как структуру личности Моисея; его следует рассмотреть также, исходя из позиции, занимаемой нижним Адамом. Тогда мы получим следующий кватернион:

МОИСЕЙ --------------------------------------------- ЗИППОРА

(Как культурный герой) (как высшая мать)

НИЗШИЙ АДАМ ----------------------------------ЕВА

(как обычный человек) (как обычная женщина)

631 На его основании видно, что кватернион наассенов в неко­тором смысле асимметричен, поскольку ведет к появлению шес­терного построения (сенария, гексады) с исключительно верх­ней направленностью: Иофор и Мириам должны добавляться к указанным выше четырем персонажам как бы в качестве треть­его этажа, будучи дополнениями высшего порядка к Моисею и Зиппоре. Таким образом, мы получаем градуальную прогрессию или серию ступеней, ведущих от нижнего Адама к верхнему. Очевидно, именно такая психология стоит за усложненным пе­речнем сизигий у валентиниан. Следовательно, и низший Адам, или телесный человек, выступает самой нижней изо всех ступе­ней, с которой может начинаться только путь восхождения. Но, как мы видели выше, четыре персонажа кватерниона наассенов подобраны столь искусно, что в нем остается место не только для мотива инцеста [Иофор-Мириам], в коем никогда не бывает недостатка внутри брачного кватерниона, но и для расширения психической структуры обычного человека вниз, в направлении темной, злой, до-человеческой стороны, представительницей которой является тень. А именно: Моисей женится на "эфио-пянке", а Мириам, пророчица и мать-сестра, покрывается "про­казой" — очевидное доказательство того, что ее отношение к Моисею приняло негативный оборот. Далее это подтверждается тем фактом, что Мириам "высказалась против" Моисея и даже стала подстрекать против него его брата Аарона. Соответствен­но, мы получаем следующий сенарий:

 

НИЗШИЙ АДАМ---------------------------------ЕВА

МОИСЕЙ-----------------------------------------ЖЕНЩИНА ЭФИОПЯНКА

ИОФОР, небесный жрец ------------------- МИРИАМ, "белая" прокаженная

 

362 Хотя библейская история не сообщает ничего отрицательного об Иофоре, "великом мудреце", тем не менее он, будучи мадиамским священником, не служил Яхве и не принадлежал к избранному народу, но ушел от этого народа "в землю свою".19 Кажется, он также носил имя Регуэль ("друг Бога"), и помог Моисею обрести высшую мудрость. Соответственно, он являет­ся нуминозной личностью, воплощением архетипа, по всей видимости — архетипа "мудрого старца", в мифах и фольклоре персонифицирующего дух. Как я показал в другой моей рабо­те,20 дух имеет двойственную природу. Как Моисей в данном случае реализует репрезентацию собственной тени, взяв в жены чернокожую дочь земли, так и Иофор, в своем качестве небес­ного жреца и чужестранца, должен включаться в кватернион на правах "нижнего" аспекта самого себя, обретая при этом маги­ческое, зловещее значение (хотя оно и не задается текстом).21 363 Я уже объяснял, что кватернион Моисея представляет собой индивидуалъный вариант обычного брачного кватерниона, встречающегося в фольклоре.22 Следовательно, его с тем же правом можно заполнить и другими мифологическими име­нами. Базовая схема кросс-кузенного брака такова:

МУЖ ------------------------ КУЗИНА В КАЧЕСТВЕ ЖЕНЫ

│ │

СЕСТРА МУЖА ------------------- БРАТ ЖЕНЫ

У схемы имеется множество вариантов; например, сестра мо­жет заменяться матерью, а брат жены — фигурой, играющей роль отца. Однако характернейшей чертой остается мотив ин­цеста. Поскольку схема, приведенная здесь, является исход­ной, характеризующей психологию как любовных отноше­ний, так и переноса, она, подобно всем характерологическим схемам, будет проявлять себя и в "благоприятной", и в "не­благоприятной" формах, ибо такую же амбивалентность де­монстрируют и сами эти отношения: все, что человек делает, имеет позитивный и негативный аспекты.

364 А потому, читателю не стоит поддаваться отвращению,.ко­торое могут у него вызвать несколько шутовские имена, ис­пользуемые гностиками. Имена эти случайны, но схема обла­дает универсальной значимость. То же самое верно и для "ква­терниона тени", где я сохраняю все те же имена, поскольку в биографии Моисея присутствуют определенные черты, весьма подходящие для иллюстрации тени.

365 Нижний сенарий достигает надира не в "низшем Адаме", а в его темной, териоморфной предвестнице — змее, созданной прежде человека, или гностической Наас. Сообразно этому, получаем структуры, изображенные на следующей странице.

366 Данная схема — отнюдь не пустая салонная игра, поскольку тексты не оставляют сомнения в том, что гностикам были знакомы темные аспекты их метафизических фигур, причем настолько, что именно это знакомство и выглядело наиболее раздражающим. (Достаточно лишь вспомнить об отождеств­лении доброго Бога с Приапом,23 а Антропоса — с итифаллическим Гермесом). Более того, именно гностики задались целью исчерпывающего обсуждения проблемы зла "откуда берется зло?" Змееподобная форма, кото­рую приобретают Нус и Агатодаймон, не означает, что змея имеет один только благой аспект. Как змея Апофис была тра­диционным врагом египетского солнечного бога, так и дьявол, "древний змий",24 выступает врагом Христа — "novus Sol" (новое солнце). Доброму, совершенному, духовному Богу противостоит несо­вершенный, тщеславный, невежественный и некомпетентный демиург. Имелись некие Силы ("архонты"), давшие челове­честву испорченное "chirographum" ("рукописание") от кото­рого Христос должен был теперь избавлять его25.

367 С началом второго тысячелетия, акцент стал все более сме­щаться в направлении темной стороны. Демиург превратился в дьявола, создавшего мир, а немногим позже алхимия начала разрабатывать свою концепцию Меркурия как отчасти мате­риального, отчасти нематериального духа, пронизывающего собой и поддерживающего все объекты, от камней и металлов до наиболее высокоразвитых живых организмов. В облике змеи, он обитает внутри земли, имеет тело, душу и дух; счи­талось, что он также имеет человеческую форму — как гомун­кулус или homo altusr (высокий человек) при этом на него смотрели как на хтонического Бога.26 Отсюда ясно видно, что змея была либо предшественницей человека, либо отдаленным подо­бием Антропоса; видно также, насколько оправданным яв­ляется приравнивание Наас=Нус=Логос=Христос=Высший Адам. Как я уже говорил, средневековое распростра­нение этого уравнения на теневую сторону уже было под­готовлено гностическим параллелизмом. Подобное расп­ространение появляется не позднее XV века, в алхимичес­ком Codex Ashburnham 1166,27 а в XVI веке Меркурий был отождествлен с килленийским Гермесом.28

368 Знаменателен тот факт, что гностическая философия нашла свое продолжение в алхимии.29 Mater Alchimia — одна из пра­родительниц современной науки; современная же наука дала в наше распоряжение беспрецедентные знания о "темной" стороне материи. Наука проникла также в секреты физиоло­гии и эволюции и сделала объектом изучения самые корни жизни. Так человеческий ум оказался глубоко погруженным в подлунный мир материи, повторив гностический миф, в ко­тором Нус рассматривавший свое отражение в расположен­ных под ним глубинах, погрузился в них и был поглощен объятиями физис. Вершина этого развития отмечена в XVIII веке французской революцией, в XIX веке — научным материализ­мом, а в XX веке — политическим и социальным "реализмом", повянувшим колесо истории на полных два тысячелетия назад и заставившем нас вновь увидеть рецидивы деспотизма, ущемление индивидуальных прав, жестокость, унижение че­ловеческого достоинства и рабство дохристианского мира, в котором "проблема рабочей силы" решалась с помощью лагеря для каторжников. "Переоценка всех цен­ностей" происходит прямо у нас перед глазами.

369 Вкратце очерченный здесь ход развития, кажется, предвосхи­щался в средневековом гностическом символизме, так же как приход Антихриста — в Новом Завете. Далее я постараюсь опи­сать, как это произошло. Мы видели, что как высший Адам соответствует низшему, так и низший Адам соответствует змее. С точки зрения ментальности Средних веков и поздней антич­ности, первой из двух двойных пирамид — кватернионом Антро-пос — представлен мир духа или метафизики, тогда как вторая пирамида, кватернион тени, репрезентирует природу подлунно­го мира, в частности, инстинктивные склонности человека, "плоть" (как она именуется в гностико-христианских терминах), корни которой залегают в животном царстве, точнее — в царстве теплокровных животных. Точку надира в этой системе занимает холоднокровное позвоночное, змея,30 ибо на змее заканчивается психический контакт, достижимый практически со всеми теп­локровными животными. То, что змея, против всех ожиданий, способна выступать аналогом Антропоса, подтверждается тем особо значимым для Средневековья фактом, что она, с одной стороны, представляет собой широко известную аллегорию Христа, а с другой — считается наделенной даром мудрости и высшей духовности.31 Как сообщает Ипполит, гностики ото­ждествляли змею со спинным мозгом и мозжечком. Это — синонимы функций рефлексов.

370 Второй из двух указанных кватернионов является негативным дополнением к первому, его тенью. Под "тенью" я имею в виду низшую личность, самые низменные уровни которой неотличимы от инстинктивной жизни животного. Подобные взгляды можно встретить уже в очень раннее время, в виде идеи яроафищ \\fv%r\, "отростка души"32 у Исидора.33 Эту идею встречаем и у Ори-гена, который говорит о животных, содержащихся в человеке.34 Поскольку тень сама по себе бессознательна у большинства людей, змея должна соответствовать тому, что совершенно не осознается и не может быть осознано, но что, в качестве коллективного бес­сознательного и в качестве инстинкта, представляет наделенным своей особенной мудростью и знанием, вызывающими зачастую ощущение чего-то сверхъестественного. Это нечто — сокровище, охраняемое змеей (или драконом), а также — причина, по которой змея обозначает, с одной стороны, зло и тьму, а с другой — муд­рость. Независимость змеи, ее холоднокровность и опасность, ис­ходящая от нее, выражают инстинктивность, с грубой безжалост­ностью навязывающую свою волю, идущую вразрез со всеми мо­ральными соображениями и прочими желаниями человека, тем самым оказывая воздействие, столь же зачаровывающее и устра­шающее, как и внезапный взгляд ядовитой змеи.

371 В алхимии, змея является символом Mercurius поп vulgi (меркурий не принадлежащий толпе) ко­торый ставился в один ряд с богом раскрытия тайн Гермесом. Оба они обладают пневматической природой. Serpens Mercurit (змей меркурия) — хтонический дух, живущий в материи, в особенности же в той частице первоначального хаоса, что сокрыта в тво­рении: massa confusa или globosa (нерасчлененныая (или шарообразная) масса). Алхимический символ змеи служит указанием на исторически более ранние образы. Поскольку opus понималось алхимиками как повторение или имитация сотворения мира, змея Меркурия — этого хитрого, обманчивого бога — напоминала им о змее сада Эдема, то есть о дьяволе — искусителе, по их собственному признанию, про­делывавшем с ними всевозможные трюки в ходе их трудов. Мефистофель, "Племянник змеи", представляет собой гетев-скую версию близкого знакомца алхимии, Меркурия. Подобно дракону, Меркурий оказывается скользким, неуловимым, ядовитым и опасным предшественником гермафродита и, по этой причине, он должен быть преодолен.

372 У наассенов Рай представлял собой кватернион, параллель­ный кватерниону Моисея и подобный ему по значению. Его четырехсоставная природа представлена четырьмя реками: Пи-соном, Тихоном, Хиддекелем и Фратом.35 Змей книги Бытия является иллюстрацией персонифицированного древесного бо­жества; поэтому, его традиционно изображают либо на дереве, либо обвившимся вокруг дерева. В версии Лютера, именно голос дерева убедил Еву, что "хорошо будет отведать от древа, и при­ятно будет увидеть, что это — древо сладострастия". В сказке о "Духе в бутылке" Меркурия также можно интерпретировать как древесное божество".36 В "Свитке" Рипли, Меркурий предстает как змея, в облике Мелюзины спускающаяся с верхушки Фи­лософского древа ("древа познания").37 Дерево означает разви­тие фазы процесса трансформации,38 а его плоды либо цветы обозначают завершение делания.39 В сказке Меркурий спрятан в корнях большого дуба, то есть в земле. Именно во внутренней части земли обитает змея Меркурия.

373 Для алхимиков Рай был излюбленным символом albedo 40 в состояния возвращенной невинности, а источник райских рек — символом aqua permanens.41 Для Отцов Церкви этим источником выступает Христос,42 а Рай обозначает почву души, из которой пробивается наружу четырехкратная река Логоса.43 Тот же символ находим у алхимика и мистика Джона Пордеджа: божественная Мудрость есть "Новая Земля, небесная Страна... Ибо из этой Земли выросли все Деревья жизни... Так Рай... возник из Сердца и Центра этой Новой Земли, и так утраченный Сад Эдема расцвел в зелени".44

374 Символ змеи подводит нас к образам Рая, дерева и земли. Это равнозначно эволюционной регрессии от животного цар­ства назад к растениям и неорганической природе, в алхимии сокращенно представляемой в виде секрета материи, lapis. Здесь lapis понимается не как конечный продукт opus, но ско­рее как исходный материал. Сокровенную субстанцию алхи­мики также называли lapis. Описываемый нами сейчас сим­волизм может быть отображен на диаграмме как еще один кватернион или двойная пирамида.

375 Lapis мыслился как единство, а потому он часто выступает представителемprima materia вообще. Но поскольку последняя является частью первоначального хаоса, считаясь скрываю­щейся где-то в металлах, в частности в ртути, и сама по себе она — отнюдь не простая вещь (что доказывается названием massa confusa), то и lapis состоит из четырех элементов или должен быть составлен из них.45 В хаосе элементы не соеди­нены, они просто сосуществуют в нем и подлежат объедине­нию посредством алхимической процедуры. Они даже враж­дебны друг другу и не могут соединиться сами по себе. Таким образом, ими представлено исходное состояние конфликта и взаимоотталкивания. Данный образ служит иллюстрацией раскола первоначального единства или его развертывания в множественность видимого мира. Посредством opus, из состо­яния расколотой кватерности воссоздается единство lapis в неорганическом царстве. В своем качестве filius macrocosmi и живого существа, lapis представляет собой не просто аллего­рию, но и прямую параллель Христу46 и высшему Адаму, рав­но как и небесному Первоначальному Человеку, и второму Адаму (Христу), а также и змее. Следовательно, надир этого кватерниона служит еще одним дополнением для Антропоса.

376 Как уже указывалось, состав lapis опирается на единство четырех элементов,47 коими, в свою очередь, представлено неведомое исходное состояние хаоса. Это — prima materia, со­кровенное вещество, у Парацельса и его последователей име­нуемое increatum (несотворенная) и считающееся совечным Богу — точная интерпретация "Тоху" (Tehom)(символ первой бесформенной материи. В сефер Ецира – линия извивающаяся вокруг мира) в Книге Бытия, 1, 2: "[несотворенная] Земля же была безвидна и пуста, и тьма над без­дною; и Дух Божий носился над водою". Эта первичная суб­станция кругла (massa globosa, tvtundum, axoixeiov arpoyyuXov) подобно миру и мировой душе фактически, она — одновременно и мировая душа, и мировая субстанция. Это — "камень, имею­щий душу", говоря современным языком, элементарнейший строительный кирпичик в архитектонике материи, атом, пред­ставляющий собой интеллектуальную модель. Алхимики описы­вают "круглый элемент" то как первоначальную воду, то как первозданный огонь, то как пневму, или как первоначальную землю, или "corpusculum nostrae sapientiae", "малое тело нашей мудрости".49 В качестве воды или огня, это — универсальный растворитель; в качестве камня и металла — нечто подлежащее растворению и преобразованию в воздух (пневму, дух).

377 Подобную символику lapis можно визуализировать в виде еще одной двойной пирамиды:

Зосима называет rotundum "элементом омега", что, ве­роятно, означает голову.50 В сабейском трактате "Platonic liber quartonum"51 также упоминается череп как сосуд преобразо­вания, а "Философы" именуют себя "детьми золотой голо­вы";52 по всей видимости, это синонимично "filii sapintiae". Vas (сосуд) часто бывает синонимом lapis, так что исчезает различие между сосудом и его содержимым; иными словами, речь идет о все той же тайне.53 Согласно древним воззрениям, душа кругла,54 и сосуд также должен быть круглым, как небеса или мир.55 Кругла и форма Первоначального Человека. Соответ­ственно, Дорн говорит, что сосуд "должен создаваться своего рода квадратурой круга, дабы дух и душа нашего материала, будучи отделены от его тела, могли увлечь тело с собой к вы­сотам их собственного неба".56 Анонимный автор коммента­риев к "Tractatus aureus" также пишет о квадратуре круга и приводит изображение квадрата, углы которого образованы четырьмя элементами. В центре его находится небольшой круг. Автор замечает: "Сведи свой камень к четырем элемен­там, очисть их и соедини в одно, и получишь полнейшее мас­терство. Это Единое, к коему должны быть сведены элементы, и есть небольшой круг посредине нашего квадрата. Это — посредник, примиряющий врагов, то есть элементы".57 В одной из последующих глав он изображает сосуд, "истинного философского Пеликана",58 изображенного ниже.59


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!