Цивилизационный аспект



Цивилизационные различия можно не признавать, но они так или иначе выйдут на поверхность. Это относится ко всем основным аспектам современной жизни, прежде всего к правам человека. Ислам в этом вопросе с самого начала противоречил Западу. По поводу Всеобщей декларации прав человека делегация Саудовской Аравии выдвинуло свои возражения еще в 1947 г. - особенно по поводу параграфа 16, касающегося положения женщин: «Авторы проекта декларации брали во внимание преимущественно стандарты, признаваемые западной цивилизацией и игнорировали более древние цивилизации, в которых институт брака доказал свою мудрость на протяжении столетий. Не следует Комиссии провозглашать превосходство одной цивилизации над другими ради установления единого стандарта, обязательного для всех стран мира».[181] Настойчивость исламского мира стала ощутимой в 1970-е годы: инициативы ОПЕК, иранская революция и пр.

Уже тогда началась отчаянная борьба против того, чтобы «западный конструкт ограниченной применимости» был признан всемирно универсальным. Исламский мир не пожелал взять в качестве эталона ограниченный цивилизационный Соединенных Штатов, Великобритании и Франции. Их историческая матрица не совпадала с канонами либерального индивидуализма. Помогла марксистская критика прав человека, антропологическая критика высокомерия буржуазного империализма девятнадцатого века, универсализаторских претензий просвещенческой мысли. Западная интеллектуальная гегемония стала объектом яростной критики: не имея возможности более владеть всем миром, Запад стремится замаскировать свою волю в якобы нейтральный универсальный язык гражданских прав, которые навязываются без разбора всему миру.

«Западные активисты, - пишет М.Игнатьев, - не имеют права преследовать традиционную культурную практику, если только эта практика продолжает получать одобрение тех, кого она касается. Гражданские права универсальны не как некое культурное предписание, а как язык моральной силы. Роль гражданских прав не в том, чтобы предписывать, а в том, чтобы освобождать их носителей, чтобы они свободно следовали своему предназначению».[181]

Что вдохновляло террористов? За что они ненавидели Америку? За то, что Америка сделала, за предполагаемые грехи, за то, чем американцы являются, за предполагаемые и реальные американские доблести, за достоинства или недостатки? «Часть ответа, - пишут американские исследователи, - безусловно связана с одной из великих мировых религий – духовного дома нескольких великих цивилизаций. Пилоты, чьи имена и изображения шокируют людей во всем мире, пришли к заключению, что их влечет не только злость и ненависть, но и, хотя и гротескная, но убедительная для них версия мусульманской веры… Многие в мусульманском мире реагировали на террор мрачным и многозначительным молчанием (невысказанное мнение: «Мы всегда говорили вам, что пожнете бурю».[181] Страна бен Ладена – Саудовская Аравия в течение десятилетий финансировала исламских экстремистов. Без поддержки определенных кругов Саудовской Аравии бен Ладен никогда не мог бы стать тем, чем он сейчас является.

Реалисты на Западе довольно быстро пришли к заключению, что целью самоубийственной атаки были не две башни Международного торгового центра, а две главные основы западного влияния в мусульманском мире – прозападные режимы Пакистана и Саудовской Аравии. Запад увидел после 11 сентября ликующие толпы палестинцев, сжигающих американские флаги, мудро трактующих происшедшее египетских интеллектуалов – так, что было ясно с кем их сердца. В Пакистане матери массами начали называть младенцев Осамами. Сами американцы признают, что «от одного конца арабского мира до другого слышен неумолчный бой барабанов антиамериканизма... Арабские собеседники американцев говорят, что их регион имел бы необходимую стабильность, если бы США способствовали разрешению палестино-израильского конфликта и что резкий антиамериканизм был вызван второй интифадой, развернувшейся в сентябре 2000 года».[181] И говорите после этого, что элемент противостояния цивилизаций отсутствует?

Первая атака на Международный торговый центр была инспирирована в 1993 г. шейхом Омаром Абделем Рахманом. Именно проамериканизм Египта позволил Рахману переехать в Нью-Йорк. Пример аятоллы Хомейни, вернувшегося с Запада, чтобы завоевать Иран вдохновлял египтянина. Тем временем весьма влиятельные исламистские движения в Тунисе, Алжире, Египте, Турции были сокрушены прозападными силами. Озлобленные, потерпевшие поражение на своей территории фундаменталисты обернулись к тому, что они считали источником своих политических поражений. «Они ненавидели Соединенные Штаты, Германию и Францию... Они превозносили свои традиции и веру, но эти традиции уже не могли им дать всего мира. Но взрывная демография ислама захлестнула и Запад. Воинствующий ислам пришел в движение».[181]

Пилоты–самоубийцы не испытывали страха. Они, похоже, были ведомы не слепой яростью, а твердой верой – назовем это версией мусульманской веры. Человек, который повел самолет на Северную башню Международного торгового центра – Мохамед Атта сознательно оставил в багаже документ, который был явно предназначен миллионам, которые могли прочесть это своеобразное политическое завещание террориста, превозносящего мученичество своих товарищей и обещал божественное вознаграждение 18 соучастникам-террористам. Это знакомство с исламом в версии Атты потрясло миллионы американцев.

В завещании египтянина Атты мы читаем мысли типичного мусульманина. Атта просит аллаха о небесной компенсации, специально предназначенной мученику за веру. Обращается он и к сообщникам: «Знайте, что сады рая ждут вас во всей своей красе. И женщины рая ждут вас, взывая: «Придите сюда, друзья Всевышнего». Они одеты в свои лучшие, прекрасные одежды». Атта пошел «дорогой своих покорных Аллаху предков в битву на стороне Аллаха». А помощник бен Ладена аль-Завахири напомнил о временах, когда ислам владел Испанией и двигался к Вене, о великих временах, после которых христианам удалось изменить течение истории. Защитники чистоты мусульманской веры обвиняют американцев в «разлагающем влиянии» на огромные массы приверженцев ислама во всем мире, на «подлинные» естественные нравы и обычаи мусульманской строгости и убежденности.[181]

Часть единоверцев Атты на Западе поспешили откреститься (если возможно здесь такое слово) от оставленного документа, но миллионы единоверцев в мусульманском мире красноречиво молчали. Уверение, что происшедшее ничего общего с религией не имеет, по меньшей мере, убедительно не для всех. С. Сакс из «Нью-Йорк Таймс» высказался именно в этом духе: «Нетрудно предсказать, что разочарованные молодые люди в Египте и Саудовской Аравии от отчаяния обратятся к религии».

Сентябрь показал (признают, скажем, американские специалисты по исламу) рост «худшего вида насилия и фанатизма, связанного с исламом. Экстремизм стоит у порога многих исламских стран. Истоки склонности к озлоблению, насилию, вызову лежат в ощущаемом мусульманами чувстве упадка и поражения при встрече с Западом». За период после второй мировой войны здесь велись десять крупномасштабных войн, унесших миллионы жизней. Выросло поколение, чью ненависть к Западу трудно измерить. Восприятие Запада, а особенно Соединенных Штатов резко сдвинулось к худшему. Чем длиннее становились мусульманские очереди в американские консулаты, тем больше было это ожесточение. «Многим, - пишет А.Аминат, - США кажутся центром жадного, материалистического и не обращающего внимание на других мира, не обращающего внимания на насилие и вседозволенность. Поддержка Израиля, помощь непопулярным режимам, реактивные самолеты в небе Ближнего Востока интенсифицировали эти антиамериканские чувства».[181]

Cегодняшние экономические показатели характеризуют исламский мир как один из наиболее бедных регионов мира. Молодежь городов особенно озлоблена этим типом вестернизации и модернизации. Ислам предоставляет желаемую альтернативу – ежедневные молитвы, пятничные собрания, группы изучения Корана, исламская благотворительность. Этим путем к экстремизму пришел, скажем, Атта – сын египетского адвоката – и А. Аль-Завахири – врач из Египта, поднявшиеся в небо 11 сентября.

Важнейший – после бедности и исламского фундаментализма – фактор, вызвавший 11 сентября – глобализация. Можно, конечно отворачиваться, пожимать плечами и т.п., но до сих пор глобализацию видели, в худшем случае, как раздражающий источник замешательства, причину пока теоретических баталий. В лице бен Ладена глобализация получила наиболее последовательного противника, готового принести на алтарь своей страшной борьбы собственную жизнь. Объединяющей (хотя бы словесно) мир глобализации бен Ладен жестко противопоставил разъединение этого мира. В течение нескольких минут могучий мировой процесс ощутил воистину тектонический толчок и начал обратное движение. Террористы полностью использовали все возможности глобализации для четкого планирования своей операции. Как полагают Н.Чанда и С.Талботт, «претендуя на роль защитников беззащитных масс земли, они нашли способ атаковать самое могучее государство. Они определили способ нападения в стиле джиу-джитсу, превращая базовые черты американской мощи – открытость и мобильность – в уязвимые места Америки. Они отправили захватчиков, вооруженных самыми примитивными видами оружия (вскрывателями коробок) в самую сердцевину технологического совершенства современного мира. И получилось так, что претерпевшая от глобализации периферия нанесла удар по ее центру, где чемпионы, победители, триумфаторы глобализации начинали свой трудовой день».[181]

В таких странах как Египет, Иордания, Пакистан исламская ортодоксия находится на подъеме, в то время как в Саудовской Аравии феноменальное процветание правящей элиты вступило в явное противоречие с устремлениями основной массы населения, приверженного ваххабизму. «Это может звучать ужасно, но нападение на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября может быть прелюдией гораздо более страшного будущего… В руках Аль-Каеды инструменты и технические приемы, которые прежде были доступны лишь Западу. Ободренные успехами в Иране, Судане, Ливане, мусульманские радикалы не имеют мотивов ослаблять свой натиск».[181] Фактом является то, что саудовское государство не может после войны в Заливе умиротворить исламских активистов. Исламские ученые открыто утверждают, что американцы пришли доминировать в Саудовской Аравии и «довести ее до ужасающих западных моральных норм». Они так цитируют Пророка Мухаммеда: «Тот, кто убил своего союзника, никогда не узнает аромата рая». Обильно цитируется это место Корана: «Те, кто ведет войну против Аллаха и его апостолов, кто распространяет хаос на земле, должны быть преданы смерти или распяты, или лишены рук и ног, или изгнаны из страны. Они будут преданы позору в этом мире и сурово наказаны в следующем».[181]

По широко распространенному мнению бен Ладена, Саудовская Аравия оккупирована американцами: «Более семи лет Соединенные Штаты оккупируют земли Ислама на самой священной его территории – Аравии, грабят ее богатства, свергают ее правителей, унижают ее народ, угрожают ее соседям, используют полуостров в качестве плацдарма для борьбы в соседними исламскими народами». Бен Ладен призывает убивать «американцев и их союзников во всех странах, где это возможно».[181] И эти идеи разделяют толпы людей в Карачи, Каире, Аммане. Американские исследователи приходят выводу, что, «чем более проамериканским является политический режим в данной стране, тем более антиамериканским является ее политический класс… Соединенные штаты могут предоставлять щедрую помощь египетскому государству, но это не ослабляет антиамериканской ярости политических кругов Египта. Даже главные из поддерживаемых государством издания излагают самые крайние теории об американо-израильском заговоре против их страны».[181] Три десятилетия существенной американской помощи не ослабили этого чувства, яростно разделяемого толпами мусульманского населения во всем огромном мире ислама.

«Создание широкой коалиции может успокоить Америку в том отношении, что она не одна в исламском мире. Удары по Афганистану – самое простое из возможного, гораздо менее сложное, чем решать проблемы в персидском заливе и Египте… Но среди тех, кто обрушился на башни из стекла и стали, кто нанес удар по Пентагону, нет афганцев. Эти пришли из арабского мира, где антиамериканизм принимает отчаянные формы, где террор действует с молчаливого одобрения мужчин и женщин».[181] Первая война 21-го века началась там же, где велась последняя война предшествующего века – против Ирака.

Религиозная война

США в третий раз за столетие бросают вызов явлению внешнего мира – в первый раз это был нацизм, во второй – коммунизм, и вот наступает более серьезная эпоха – вызов брошен «не только жизням американцев, но и их душам». Америка объявила войну терроризму – огромному, страшному. Многоликому явлению. Лица восемнадцати террористов нам уже известны, их фотографии распространило американское правительство. Давайте не будем заблуждаться, в них каждому видно общее. И, осознавая это общее, трудно не признать, что перед нами вызов другой системы ценностей, другого менталитета, другой религии, другой цивилизации.

Не все в нашем мире определенно знают, насколько религиозным является американское общество. При общем джефферсоновском отделении государства от религии (Т. Джефферсон считал «Акт о религиозной свободе» своим высшим вкладом в американскую политическую жизнь), представить себе президента, сенатора или члена палаты представителей-атеиста ныне весьма трудно. Религиозная жизнь в США весьма специфична, здесь мирно уживаются самые различные религии и верования вплоть до удивительных сект и культов. Но при всей культурно-этнической пестроте американского общества, фактом является практически абсолютное господство на политической арене США WASP – белых англо-саксов протестантов. Уже избрание президента-католика (1960 г.) было своего рода общественной революцией. Представить себе президента США, клянущегося не на библии, а на талмуде, Коране, буддийских или индуистских текстах просто невозможно. По меньшей мере, на обозримое будущее.

Преувеличить влияние христианской религии для США просто невозможно – это суть и душа Америки. И не спрашивайте, что делают американцы по воскресениям. Они идут в церковь. И церковь, на которой стоит американское государство, административный аппарат, армия, суды и истеблишмент – это христианский протестантизм. Читатель может указать на вкрапления католицизма (ирландцы, итальянцы, испано-язычные, поляки), иудаизма (евреи), православия (восточные славяне), но все эти исключения лишь подтверждают правило: правящий американский мэйнстрим – христианский протестантизм. Несведущий может прочитать об этом на каждом долларе, где надпись «Мы верим в Бога» означает совершенно определенного бога.

И вот этот мир подвергся нападению не просто террористов, а верующих ислама. Нет сомнения, что президент-протестант, как и все соответствующее окружение, бросились доказывать, что ислам – это прекрасная и чистая, мирная и восхитительная религия, а смертники над Нью-Йорком и Вашингтоном являют собой отщепенцев-фундаменталистов, искажающих своими поступками суть учения Мухаммеда. Официальные лица посещают мечети, приглашают в Белый дом представителей исламской общины, выражают словесное восхищение великой мировой религией. Одновременно осуществляя бомбометание над исламской республикой Афганистан, стремясь уничтожить тех представителей ислама, которые исказили суть своего учения. Главным в данном случае является, увы, не мнение мирно беседующих с президентом США американских мусульман. Желает того Америка или нет, а наиболее важным внешним фактом для богатой и щедрой Америки теперь является то, что в огромном, миллиардном мусульманском мире – от Марокко до Южных Филиппин – ее теперь, после силовых действий против основной мусульманской общины Афганистана, пользуясь эвфемизмом, любят меньше. Особенно важно то, что это относится к быстро растущей демографически мусульманской молодежи.

В конечном счете, коммунизм был просто одной из форм модернизационной идеологии. Как религия он увял с первым поколением революционеров. (А с остальными можно было иметь дело в той степени, в какой они стремились заимствовать западные технические достижения, стремились модернизировать не только технологию, но и общество). Не ошибайтесь насчет ислама, религии, которой около полутора тысяч лет, число приверженцев которой обгоняет численность всех христиан на земле. Оружие фанатиков из афганских пещер – симпатия миллиардного мира. Если кто-либо желает жить в заблуждении, обратите внимание на поведение всех стран мусульманского мира, на их реакцию на бомбовые удары по Афганистану. Некую тень активной поддержки Антитеррористской коалиции оказал все еще кемалистски светский правящий слой Турции и советски светский слой Узбекистана и Таджикистана. Но все прочие так называемые умеренные режимы не посмели открыто участвовать таким образом, как это обещает сделать Франция и Германия (выборочно, в гуманитарных целях и т.п.).

Грозный знак впереди – возможная эволюция позиции Пакистана. Многочисленные пуштуны-офицеры армии Исламской республики Пакистан при всех прозападных связях и симпатиях не могут быть в конкретной ситуации быть надежной прозападной силой в противостоянии президента Пакистана со своим исламским населением. И если США окажут на президента Мушарафа давление выше неощутимой в Америке нормы, его режим будет просто сметен. В чьих руках будет тогда ядерное оружие Пакистана? Не будем пугать себя сами, но представьте на минуту этот огромный неудовлетворенный самый быстрорастущий мир от Атлантики до Тихого океана, от Лагоса до Джакарты, вооруженный ядерным оружием Пакистана. И не только его. Такие страны как Нигерия, Иран, Египет, Ирак, Саудовская Аравия, Бангладеш, Индонезия имеют два необходимо-обязательных компонента: нефтедоллары и получивших образование в западных университетах физиков. Остальное – воля, минимальное менеджеристское умение и определенная степень закрытости.

Преследуемый всем цивилизованным миром Усама бен Ладен и его Аль Каида после первых же бомбардировок произнесли (посредством катарской телекомпании «Аль-Джезира»), что «Америка открыла дверь, которую не сможет закрыть». Мы слышали много ламентаций уже практически бессильных людей. И Гитлер едва ли не до последнего дня в бункере намекал на имеющееся якобы у него «сверхоружие». Но мы, живущие в стране, имеющей восьмилетний афганский опыт, не можем легко отмахнуться от очередного пророка джихада. Война цивилизаций может быть самой страшной из войн. Нечувствительность представителей одной цивилизации к ценностям («лжеценностям») другой цивилизации может оказаться фатальной. Можно смести с лица земли все учебные центры терроризма, но если мы оставим в неприкосновенности его постоянно пополняемые источники – поразительное материальное неравенство, нечувствительность к тем, кто считает себя обиженными (справедливо или несправедливо – в данном случае это не радикально важно), фактическое неравенство при формально провозглашаемом равенстве – тогда точность летчиков в октябре менее важна, чем фанатизм сентября.

Под давлением США Пакистан закрыл несколько тренировочных лагерей в пакистанской части Кашмира. Но эти, тренируемые уже в новом веке для борьбы против Индии муджахеды с очевидной ненавистью смотрели на бомбардировки соседнего (и дружественного им) Афганистана. И эти борцы за веру, улучшившие квалификацию в использовании современного оружия, никуда не делись. Они – фактор эффективного насилия в будущем. В соседнем регионе президент Буш стал говорить вместо «палестинского государства» о «Палестине». Но возможность для Буша преуспеть там, где провалились президенты Картер и Клинтон, оказалась невелика. Зато велика масса ожесточенных палестинцев, указывающих на клеймо «сделано в США» на используемых израильтянами ракетах.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!