Вопрос 28. Философские взгляды Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) известен как великий русский философствующий писатель. Его идеи позволяют некоторым исследователям видеть в нем одного из предтеч современного экзистенциализма. Его романы и повести «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-1872), «Записки из Мертвого дома» (1861-1862), «Братья Карамазовы» (1879-1880), «Дядюшкин сон», «Село Степанчико-во и его обитатели» стали средством пропаганды гуманистической морали. Большое значение имеет для характеристики мировоззрения Достоевского «Дневник писателя» (1873-1881).
В романе «Преступление и наказание» наряду с пропагандой гуманизма он выступил с критикой юношеского эгоцентризма. Достоевский показал развращающую человека силу бедности. В повести «Дядюшкин сон» и романе «Подросток» (1875) писатель обличает бездушие людей, проявляемое ими в погоне за деньгами. Беззащитность доброты и кротости, а также несовместимость талантливого человека с жестоким, безжалостным миром обывательства показана в повести «Неточка Незванова» (1849). В повести «Село Степанчиково и его обитатели» Достоевский выступил суровым обличителем приспособленчества и демагогии. Мирок, в котором живут обитатели помещичьей усадьбы, проникнут духом доносительства, беззастенчивой демагогии, лени и беспринципного и наглого приспособленчества. В романе «Униженные и оскорбленные» (1861) показана беспросветная жизнь петербургской бедноты, живущей в унизительном бесправии и в вечном стремлении избежать гибели от голода. С беспощадной правдивостью Достоевский обнажает уродливость души человека в искаженном несправедливостью мире чиновничества в повести «Записки из подполья». Против хищнического стяжательства и погони за богатством любой ценой писатель выступает в романе «Идиот». Будучи смелым и принципиальным художником Достоевский не побоялся раскрыть сущность революционеров, борющихся за установление социализма в России. В романе «Бесы» показаны жестокость, бесчеловечность и цинизм революционеров, презирающих тех, кого они собираются осчастливить. В романе «Игрок» писатель раскрывает трагедию людей, живущих иллюзией на выигрыш в азартной игре в рулетку.
|
|
Проблемы человеческой свободы, выбора поступков были ключевыми в творчестве Достоевского. Они затрагиваются в разных его произведениях. Яркое выражение его отношения к проблеме человеческой свободы нашло в романе «Братья Карамазовы». В нем писатель-философ, высказывает идею: «...Ничего и никогда не было для человеческого искусства и человеческого общества невыносимее свободы». Поэтому ввиду слабости человеческого существа «нет заботы беспрерывнее и поучительнее для человека, как оставаясь свободным, сыскать поскорее того, пред кем поклониться».
|
|
В «Дневнике писателя» Достоевский предстает настоящим русским патриотом, беззаветно любящим свою родину. Все его произведения учат человечности. Он отрицал правомерность борьбы со злом с помощью зла. Писатель считал аморальным общественное устройство, основывающееся на насилии и гибели людей. По его мнению, разум, не освещенный любовью к человечеству, — темный, бессовестный разум, опасен и убивает жизнь. Он полагал, что вера в Бога и исходящее от него добро — основа нравственности. По Достоевскому, человек заслуживает счастье страданием.
Особенность философских взглядов писателя состоит в том, что в них обнаруживается осознание текучести, переменчивости жизни. Он тонко чувствует возможную альтернативность человеческих поступков. Человек у Достоевского подавлен обстоятельствами жизни. Мир, изображаемый писателем, трагичен и враждебен человеку, а человек в нем одинок перед лицом испытаний. Человека, по Достоевскому, спасает только вера в Бога.
Лев Николаевич Толстой (1821-1910) выступает родоначальником концепции ненасилия. Его учение получило название толстовства. Суть этого учения нашла отражение во многих его произведениях. Философские сочинения: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Путь жизни» и др.
|
|
Толстой, осуждая нравственно, подверг критике государственные учреждения, суд, экономику. Однако критика эта была противоречивой. Он отрицал революцию как метод решения социальных вопросов. Историки философии полагают, что, заключая в себе некоторые элементы социализма (стремление создать на месте помещичьего землевладения и полицейски-классового государства общежитие свободных и равноправных крестьян), учение Толстого вместе с тем идеализировало патриархальный строй жизни и рассматривало исторический процесс с точки зрения «вечных», «изначальных» понятий нравственного и религиозного сознания человечества.
Толстой считал, что избавление от насилия, на котором держится современный мир, возможно на путях непротивления злу насилием, на основе полного отказа от какой-либо борьбы, а также на основе нравственного самосовершенствования каждого отдельного человека.
Считая власть злом, Толстой пришел к отрицанию государства. Но упразднение государства, по его мнению, не должно осуществляться путем насилия, а посредством мирного и пассивного уклонения членов общества от каких бы то ни было государственных обязанностей и должностей, от участия в политической деятельности.
Многие люди испытали благотворное влияние идей Толстого. Среди последователей учения писателя-философа был Махатма Ганди.
Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!