Вопрос 30. Религиозно-идеалистическая философия Н.А. Бердяева и С.Н. Булгакова



Николай Александрович Бердяев (1874-1948) — наиболее круп­ный представитель русской идеалистической философии XX в. Сам Бердяев определял свою философию как «философию субъекта, философию духа, философию свободы». Дух — это субъ­ект, творчество, природа — неподвижность и пассивная длительность, объект. По мнению Бердяева, объективный мир не суще­ствует сам по себе, но зависит от воли субъекта. Он утверждал, что окружающий мир — это лишь комплекс элементов, созданных вообра­жением субъекта. Природа, в которой царствует необходимость и подав­ляется свобода, где личное, особенное поглощено всеобщим, порождена злом, грехом. Некоторые исследователи считают, что Бердяев является одним из родоначальников философии экзистенциализма. По его мнению, бытие не является первичным, оно лишь характеристика «существова­ния», т. е. процесса творческой индивидуальной жизни духа.

Одной из важнейших категорий в философии Бердяев считал свобо­ду. Свобода, по его мнению, не была сотворена Богом. Бердяев считал, что ее источ­ник — первичный хаос, ничто. Поэтому Бог не имеет власти над свобо­дой, властвуя лишь над сотворенным миром, бытием. Бердяев прини­мает принцип теодицеи, утверждая, что Бог не ответственен за зло в ми­ре, он не может предвидеть действия людей, обладающих свободной во­лей, а лишь способствует тому, чтобы воля становилась добром.

Бердяев выделяет два вида свободы: первичную иррациональную свободу, выступающую свободой потенциальной, которая обусловлива­ет гордыню духа и вследствие этого его отпадение от Бога, что в резуль­тате приводит к рабству личности в Мире природы, объективной реаль­ности в обществе, где человек для того, чтобы успешно сосуществовать с другими его членами, должен следовать моральным нормам, сконст­руированным обществом; и «свободу разумную, свободу в истине и доб­ре, свободу в Боге и от Бога полученную». Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, при этом восстанавливается духовная целостность личности. Понятие личности также является важным для Бердяева. Он разде­ляет понятия «личность» и «человек», «индивид». Человек — Божье творение, образ и подобие Бога, точка пересечения двух миров — духов­ного и природного. Личность — это категория религиозно-духовная, это творческая способность человека, реализа­ция которой означает движение к Богу. Личность сохраняет общение «с духовным миром» и может проникнуть в «мир свободы» в непосредст­венном духовном опыте, по природе своей являющемся интуицией.

Человек, согласно Бердяеву, по своей природе — существо общест­венное, история — это способ его жизни. В своем развитии человечество про­шло несколько этапов понимания истории. Раннее понимание истории было характерно для греческой философии, осознававшей себя в нераз­рывной связи с обществом и природой и рассматривавшей движение ис­тории как круговорот. Затем, с возникновением принципа историзма в западноевропейской философии Возрождения, и особенно Просвеще­ния, появляется новое толкование истории как поступательного разви­тия. Ее наивысшее выражение — «экономический материализм» Марк­са. На самом же деле, по мнению Бердяева, существует особое духовное бытие истории. Историю определяют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода. Смысл исторического процесса состоит в борьбе добра против иррацио­нальной свободы: в период господства последней реальность начинает возвращаться к первоначальному хаосу, наступает процесс распада, ха­рактеризующийся падением веры, утратой людьми объединяющего ду­ховного центра жизни. Наступает эпоха революций. Творческие перио­ды истории приходят после революций, несущих разрушение. Он отмечал, что, хотя творческий период истории вновь начинается после эпохи потрясений, его лозунгом становится освобождение творческих сил человека, т. е. акцент ставится не на божественное, а на чело­веческое творчество. Однако человек, отвергая высокий принцип боже­ственного, подвергается опасности нового рабства, на этот раз в лице «экономического социализма», утверждающего принудительное слу­жение личности обществу во имя удовлетворения материальных по­требностей. Единственная разновидность социализма, которую может принять Бердяев, — это «персоналистический социализм», признаю­щий высшие ценности человеческой личности и ее право на достижение полноты жизни.

О судьбе России и ее месте в историческом про­цессе: Россия по своему географическому и ду­ховному положению находится между Востоком и Западом, и русскому менталитету свойственно совмещение противоположных начал: деспо­тии и анархии, национализма и универсального духа, сострадательнос­ти и склонности причинять страдания. Но самой характерной его чер­той является идея мессианства, поиска истинного Божьего царства, обусловленного принадлежностью к православию. Бердяев выделяет пять периодов в истории России, или «пять России»: «Россию киев­скую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петров­скую, императорскую и, наконец, новую советскую Россию», где побе­дил специфический, русский коммунизм, обусловленный особенностя­ми русского национального характера.

Среди философов русского зарубежья творчество Бердяева было са­мым значимым, он внес самый весомый вклад в развитие онтологии и гносеологии, философской антропологии и этики.

Известный русский философ, экономист, богослов Сергей Николае­вич Булгаков (1871-1944) внес значительный вклад в русскую идеали­стическую философию. Одной из важных философских проблем для Булгакова была пробле­ма истинного принципа, на котором должно быть основано устройство общественной жизни. Отойдя от марксиз­ма, Булгаков оценивает его как человекобожие, возведение человечес­кого рода в ранг Бога и одновременно как теорию, «бесцеремонно» отно­сящуюся к человеческой индивидуальности. Если христианство, по мнению Булгакова, заставляя человека ощутить в себе бессмертный дух, пробуждает личность, указывает для каждого человека путь его собственного развития, внутреннего роста, то социализм Маркса упра­здняет индивидуальность, ставя во главу общественные отношения, сводит личность к «социальным рефлексам» и заимствует мессианскую идею, заменив понятие избранного народа на пролетариат с его особой революционной миссией, а сатану — на класс капиталистов с его непре­одолимой склонностью к накоплению. Тем не менее социализм спосо­бен стать средством для осуществления «требований христианской эти­ки», но для этого он должен отказаться от атеизма и экономического материализма, ибо рост материального благополучия в обществе без развития духовного добра приводит лишь к трагедии. По мнению Бул­гакова, «принципиально христианский социализм вполне возможен», в нем социальное равенство и социальная справедливость соединены с ре­лигиозным откровением и стремлением личности к абсолютному добру — божественному началу.

Роль русской интеллигенции в российской обществен­ной жизни. Он отмечает ее индифферентизм к религии и веру в на­уку, научный прогресс, отвращение к духовному мещанству, а также чувство «виновности перед народом», создающим материальные цен­ности и ведущим тяжелую жизнь. Относительная оторванность ин­теллигенции от жизни развила в ней такие черты, как «мечтатель­ность, иногда прекраснодушие, утопизм». Однако, считает Булгаков, стремление интеллигенции к идеалу социальной справедливости сродни религиозным поискам «града Божия» на земле. Так же, как и последние, она ищет не «прочного земного благополучия», а истины и добра.

Булгаков постулирует связь религии и философии, утверждая, что философия должна быть служанкой, но не богословия, как это было принято в Средние века, а религии в целом, так как философия исследу­ет мир, используя данные чувственного опыта, которые для получения своего значения должны соединяться с опытом религиозным, лежащим в основе откровения.

Религиозно-философская онтология. Вслед за В. С. Соловьевым Булгаков исходит из концепции, что Бог, аб­солютное — это всеединство, нет и не может быть ничего вне Бога, того, что ограничивало бы своим бытием божественное бытие. Бог творит мир из ничто, полагая тем самым бытие сотворенных вещей: мир про­низан «божественными энергиями», которые и составляют основу его бытия. В бытии Бог реализует себя. Творя мир, он осуществляется в нем, и в этом смысле мир — это становящийся Бог. Между Богом и миром, соединяя их и не являясь ни тем, ни другим, находится София — идеальная основа мироздания, предмет Божьей любви, всеединство, которое приемлет любовь Бога, вечная Женствен­ность. София — это и органическое единство идей всех сотворенных су­ществ. По Булгакову, любое существо имеет свою идею, которая явля­ется его сущностью, Софией, поэтому каждый живой организм имеет две стороны: отрицательную — материю, низший субстрат, отдельную часть раздробленного на объекты материального бытия; и положитель­ную, софийную, идеальную. Мир — это иерархия идейных существ, каждое из которых жаждет «софийного осияния», преображения в красоте, что достигается под ру­ководством Софии как универсальной «инстинктивно бессознательной или сверхсознательной души мира» (это, как считает Булгаков, обнару­живается в целесообразности строения живых организмов и в их ин­стинктах родового начала). Булгаков развивает теорию двух Софий: божественной и сотворен­ной. Божественная София принадлежит идеальному миру, она находит­ся вне времени; сотворенная София раскрывается в мире вещественном, осуществляется во времени.


 

 

Вопрос 31. Русский космизм (Н.Ф. Федоров, В.И.Вернадский, А.В.Чижевский)

Вопрос 32. Философские воззрения Г.В.Плеханова

Вопрос 33. Философские взгляды В.И.Ленина

Вопрос 34. Философская категория бытия. Основные формы бытия. Специфика человеческого бытия.

35. Категория материи и ее место в истории философии и науки.

36. Понятие движения.

37. Понятие пространства и времени.

38. Картина мира и ее роль в научном познании. Проблема единства мира.

39. Проблема сознания. Сознание и самосознание.

Происхождение сознания:

40 Формы познания. Соотношение чувственного и рационального познания.

41. Методы эмпирического и теоретического познания

42. Проблемы истины: объективность, абсолютность, относительность и конкретность истины. Критерии истины.

43. Природа человеческой деятельности и ее роль в познании.

44. Основные принципы и законы диалектики

Принципы материалистической диалектики:

3. Закон отрицания отрицаний.

45. Категории диалектики.

46. Социальная философия, ее предмет и назначение

Социальные философы выделяют следующие законы:

47. Общество и природа.

48. Современные демографические проблемы и пути их разрешения

49. Философия экономики

50. Материальное производство и его роль в жизни и развитии общества

51.Философия политики.

52.Государство, его сущность, типы и формы.

53.Философия науки и техники.

54.Философские проблемы культуры.

55.Социальная структура общества.

56.Человек как объект изучения социальной философии.

57.Человек в системе социальных связей.

58.Смысл жизни человека.

59.Общественное сознание: уровни и формы.

60.Политическое и правовое сознание.

61.Экономическое сознание.

62.Моральное сознание.

63.Религиозное сознание

64.Эстетическое сознание

65.Формационная и цивилизационная концепции развития общества.

66.Общественный прогресс.

67.Глобальные проблемы современности: причины их возникновения и способы разрешения.


Вопрос 31. Русский космизм (Н.Ф. Федоров, В.И.Вернадский, А.В.Чижевский)

Как философское течение, в России космизм объединяет не только философов, но и писателей, поэтов и художников. Термин «русский ко­смизм» сложился в отечественной философии в 70-е гг. XX в. в основ­ном в связи с интерпретацией идей Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского. В историко-философской литературе выделяются три разновидности русского космизма: религиозно-философский (Н. Ф. Федоров); естественно-научный (К. Э. Циолковский, В. И. Вер­надский, А. Л. Чижевский); поэтически художественный (В. Ф. Одоев­ский, А. В. Сухово-Кобылин). Для большинства представителей этого течения ха­рактерны признание наличия смысла существования космоса и челове­ка в нем, принятие идеи эволюционного развития связи человека и кос­моса, выдвижение на передний план практически деятельного начала человека. Важнейшей идеей русского космизма была идея об организа­ции связи человека и космоса.

Николай Федорович Федоров (1828-1903) считается одним из родо­начальников русского космизма. «Философия общего де­ла» (1906-1913). Федоров полагал, что неустройство нашей жизни — следствие дисгармонии в отношениях человека к природе, которая выступает как враждебная нам сила из-за своей бессознательности. Од­нако эту силу можно обуздать с помощью человеческого разума. По мнению философа, люди должны «приводить мир в порядок», вносить в него гармонию. В результате этого эволюция природы будет не сти­хийной, а сознательно регулируемой. Для преодоления разрыва человека и природы надо осуществить всеобщую регуляцию. При этом внутренняя, или психофизиологическая, регуляция предусматривает управление сле­пой силой в нас самих. Внешняя регуляция развертывается от единой Земли к целостному миру и охватывает следующие ступени, восходя­щие по своему масштабу и сложности: 1) метеорическую регуляцию, объектом которой выступает Земля как целое; 2) планетарную астро-регуляцию, объект которой — Солнечная система; 3) всеобщую кос­мическую регуляцию, объектом которой является бесконечная Все­ленная.

Метеорическая регуляция - систе­ма тотального регулирования природных процессов Земли и около­земного пространства. Она предполагает управление атмосферными процессами (преодоление метеоритных вторжений на планету, засух, наводнений и т. п.); регуляцию сейсмически-вулканических явлений; рациональное использование полезных ископаемых, как Земли, так и других планет; гелиорегуляцию (рациональное использование сол­нечной энергии, снижающее ее выработку с помощью каменного угля, нефти и т. п.). Следующая ступень регуляции — превращение Земли в космичес­кий корабль, странствующий во Вселенной. В конечном счете человечество должно объединить все звездные миры.

Общее дело мыслилось Федоровым как путь к просветлению, само­обновлению людей, становлению мира между народами, как сплочение всех землян в единую братскую семью.

Федоров думал, что наука на Земле должна преодолеть объектив­ное отношение к окружающему миру, но это не означает торжество субъективного подхода. Подход к миру, по его мнению, должен быть «проективным», обеспечивающим превращение знания в проект луч­шего мира. Без этого знание принимается за конечную цель, а дело заменяется миросозерцанием. Поэтому культ идей, или «идолатрия», должен быть ус­транен. Философия должна заканчиваться не созерцанием, а дейст­вием.

Мыслитель видел в эгоизме источник всего негативного, что есть в мире. Для искоренения эгоизма необходимо, по Федорову, чтобы наука служила не целям борьбы между людьми, а целям достижения их все­общего блага. Эгоизм порождает такое зло, как смертность людей. Федоров считал, что важнейший долг науки — преодолеть смертность и обеспечить лю­дям бессмертие. Он надеялся, что наука может развиться до такой сте­пени, что сможет обеспечить воскрешение всех ранее умерших людей и расселение их на бескрайних просторах Вселенной.

По мнению Федорова, идеальный социальный строй должен осно­вываться на гармоническом сочетании сознания и действия. При этом строе не должно быть разобщенности людей, насилия и страха, а так­же такой деятельности людей, которая способствует приближению мира к концу. В условиях идеального строя, который философ назы­вает «психократией», каждый будет исполнять свой долг, вполне осо­знавая свои задачи как часть человечества, призванного быть орудием Божьим. Только так, согласно Федорову, может быть достигнуто пол­ное и всеобщее спасение. Таким образом, нравственный миропорядок, установившийся в обществе, становится залогом упорядоченности всего мира. В федоровской утопии получили свое выражение и оформление ве­ковые чаяния русского народа.

Значительный прогресс в философии русского космизма связан с творчеством Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945), кото­рый является не только выдающимся естествоиспытателем, одним из основоположников геохимии, радиогеологии, генетической минерало­гии, но и создателем учения о биосфере и ее переходе в ноосферу. В. И. Вернадский читал, что благодаря на­уке человечество получает возможность превратиться в силу, подчиня­ющую себе космос и становящуюся ответственной за его судьбу и судь­бу биосферы. Это объясняется тем, что «научная работа становится про­явлением геологической работы человечества, создает особое состояние геологической оболочки — биосферы, где сосредоточено живое вещест­во планеты: биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу». Мыслитель под ноосферой понимает сферу распространения разумной деятельности людей, которая направ­лена на рационально регулируемое поддержание жизни всего живого, включая и самих людей, не только в рамках биосферы Земли, но и за ее пределами. В. И. Вернадский полагал, что вступление человечества в эру ноосферы подготовлено всем ходом эволюции живого. Условием та­кого перехода выступает объединение созидательных усилий всего че­ловечества во имя повышения уровня благосостояния всех людей.

Большой вклад в развитие философии русского космизма выпал на долю биолога и основателя космобиологии, поэта Александра Леонидо­вича Чижевского (1897-1964). Чижевский рассматривал электрон как субстрат природного мира, ко­торый основывается на принципе всеобщего кругообращения. Этому принципу, по его мнению, подчиняется существование всего, что есть в мире. Действие этого принципа дает о себе знать в ритмах и симметриях. Согласно Чижевскому, история человечества подчиняется перио­дичности и зависит от солнечной активности. Революционные потрясе­ния соответствуют моментам наибольшей солнечной активности, повто­ряющейся периодически с интервалом в одиннадцать лет. Этот один­надцатилетний цикл делится на четыре периода: 1) период минимальной возбудимости (3 года); 2) период увеличения, роста возбудимости (2 года); 3) период максимального подъема возбудимости (3 года); 4) пе­риод понижения возбудимости (3 года). Идеи Чижевского о влиянии солнечных бурь и космических катаст­роф на социальные явления и поведение отдельных людей имеют сего­дня широкое распространение.

 

 


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!