Вопрос 29. Философские взгляды В.С.Соловьева, В.В. Розанова.
Эволюция философских взглядов Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900) включает три основных периода. 1. (начало 80-х гг.) посвящен исследованиям в области теософии. «Чтения о Богочеловечестве» (1877-1881) и «Религиозные основы жизни» (1882-1884). 2. (примерно до 1890 г.) Соловьев в работах «История и будущность теократии» (1885-1887) и «Россия и Вселенская церковь» (1889) исследует проблему теократии, создания справедливого государства, которое осуществит хрис тианские идеи в общественной жизни. 3. (с начала 90-х гг.) связан с исследованием проблем теургии, связанных с мистическим искусством, которое, руководствуясь божественной истиной, творит новую жизнь. «Смысл любви» (1892-1894) и «Оправдание добра» (1895).
Философская система Соловьева одна из первых в России рассматривает всю действительность как целое, исходя из принципа единства мира, основанного на признании Бога как абсолютного сверхприродного идеального начала. В своей философии Соловьев руководствуется «органическим» мышлением, которое может быть названо методом идеалистической диалектики.
По Соловьеву, в результате синтеза науки, философии и религии знание приобретает объективное значение. Бог придает миру характер завершенной системы, поэтому познание реальности приводит к христианскому мировоззрению, основанному на учении о богочеловечестве, о воплощенных во Христе Божестве и человеке. Он считал, что наиболее полноценной философией является мистическая. Согласно натурфилософии Соловьева, многообразие в природе повторяет изначальное многообразие в сфере идей, по образу которых Бог творит материальный мир, природу. Единство природы реализуется благодаря мировой душе, занимающей промежуточное место между множественностью живых существ и безусловным единством Божества. Будучи свободной, мировая душа отделилась от абсолюта, но тем самым стала принадлежать сотворенному миру и потеряла над ним власть, вследствие чего всемирный организм распался на множество враждующих элементов.
|
|
Преодолению розни в бытии способствует длительный космоэволюционный процесс. Над космическим процессом, шедшим в мире до этого, возвышается теперь исторический процесс, источник развития которого — мировая душа, названная Соловьевым Софией. Принцип Софии занимает в философии В. С. Соловьева важное место и имеет несколько толкований. 1. София - материя Божества, одна из сторон цельного всеединства, другой из которых является Логос. 2. вечная, совершенная Женственность, духовное существо, получающее свою форму от Бога, процесс реализации которой и представляет собой мировой исторический процесс. 3. душа мира как центр воплощения его божественной идеи.
|
|
В своей космологии Соловьев подчеркивает и важное значение материи. Это первый субстрат, принадлежность сущего. Соловьев разрабатывает свое учение об эволюции природы исходя из посылки, что все в мире стремится к абсолюту, что мир — это всеедин ство в состоянии становления. Всего Соловьев выделяет пять ступеней эволюции, или, как он их называет, царств: минеральное, растительное, животное, человеческое и царство Божье. Пять царств наглядно представляют развитие бытия с точки зрения того, что Соловьев называет нравственным смыслом, осуществляемым в богоматериальном процессе. Для того чтобы достичь своей высшей цели, существо должно прежде всего быть (минеральное царство), затем оно должно быть живым (растительное), сознательным (животное), далее — разумным (человеческое) и, наконец, совершенным (царство Божье).
Большое внимание в своем творчестве Соловьев уделяет этике всеединства, основные положения которой он выдвинул в работе «Оправдание добра». В ее основе — положение о существовании в мире добра как некой идеальной сущности, предпосылки человеческой нравственности. Добро, по Соловьеву, неразрывно связано с космоэволюционным процессом. Его существенными признаками являются незаинтересованность, требующая от человека формально-безусловной воли, и всеединство, которое обусловливает полноту нравственных норм для всех основных отношений практической жизни. Добро — высшая категория этики Соловьева, это образующее и направляющее начало всей истории. Оно имеет безусловный характер и определяет смысл жизни человека. Нравственное начало является определяющим и для экономических, политических, правовых и других общественных отношений.
|
|
Повседневная мораль человека основывается на трех исходных понятиях: стыд (определяет отношение к природному, материальному началу), жалость (отношение к другим людям) и благоговение (отношение к высшему, божественному началу). Нравственной целью для человека выступает всеединство как абсолютное состояние. Эта цель должна быть выбрана свободно. Сущность свободы, по Соловьеву, — это добровольное усвоение человеком божественной воли. В эмпирическом мире человек детерминирован механической необходимостью и не может быть свободен, поэтому надо прийти к Богу как основе свободы, ибо абсолют свободен от внешней детерминации.
|
|
На пути к полноте бытия, царству Божьему на Земле люди должны создать общество, основанное на принципах справедливости — свободную теократию, общество, где нравственная власть принадлежит церкви, сила — царю, право живого совета с Богом — пророкам. Христианское государство должно проводить христианскую политику, способствовать мирному сближению народов. Единственная историческая миссия всякого народа — участвовать в жизни Вселенской церкви, в развитии христианской цивилизации, которая должна быть создана на основе органического соединения положительных элементов западной и восточной культур, прежде всего на основе воссоединения церквей — восточного православия, обладающего богатством мистического созерцания, и западного католичества, установившего наднациональную духовную власть, не зависимую от государства.
Соловьев говорит о трех силах, определяющих судьбы человеческой цивилизации: это Запад, Восток и славянский мир с Россией во главе. Первые два уже исчерпали себя, Россия призвана дать миру жизнь и обновление. Божественная сила, дающая развитию человечества его безусловное содержание, проявляется через тот народ, который может дать целостность человечеству, соединить его с вечным божественным началом. Этот народ должен быть свободен от всякой односторонности, привязанности к узким интересам, даже равнодушен к жизни с ее стремлением утвердиться в частной низшей сфере деятельности, но должен быть преисполнен веры в положительную действительность высшего мира. Этим свойством, по Соловьеву, обладают славянские народы, и особенно русский народ. Внешнее богатство, комфортность жизни, порядок не имеют никакого значения. Великое историческое призвание России — призвание религиозное в высшем смысле этого слова, готовность скорее отказаться от патриотизма, чем от совести.
Василий Васильевич Розанов (1856-1919). «О понимании» (1886), «Легенда о Великом инквизиторе» (1894), «Литературные очерки» (1899), «Сахарна» (1998), «В мире неясного и нерешенного» (1901), «Когда начальство ушло...» (1905-1906), «Околоцерковных стен» (1906), «Русская церковь и другие статьи» (1909), «Темный лик» (1911), «Люди лунного света» (1911), «Уединенное» (1912), «Опавшие листья» (1913, 1915), «Среди художников» (1914), «Апокалипсис нашего времени» (1917-1918), «Черныйогонь» (1991), «Мимолетное. 1915» (1994), «Литературные изгнанники. Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев» (2001) и др.
Особенность философии В. В. Розанова заключается в том, что при ответе на два ключевых вопроса философствования, стоявших в его время: «что происходит (кто виноват?)? и что делать?» — он игнорирует второй вопрос. Он так объяснял причину этого: «Я пришел в мир, чтобы видеть, а не совершать». По мнению мыслителя, «...философия — прибежище тишины и тихих душ, спокойных созерцательных и наслаждающихся созерцанием умов».
Согласно Розанову, «мир бесконечен», он обладает формой и без нее не может существовать. Мир он считает реальным и проявляющимся в бытии, которому противостоит небытие. Формами существования бытия выступают «небытие, бытие потенциальное, бытие образующееся и бытие реальное». Формы бытия, по Розанову, сменяют друг друга. Важнейшими характеристиками бытия он называет форму и процесс.
Он видел в любви, семье, деторождении источник творческой энергии индивида и духовного здоровья народа.
Розанов полагал, что развитие цивилизации сужает рамки свободы, которая превращается в иллюзию, ввиду того, что каждый человек становится все более и более зависимым от других людей. По мнению Розанова, власть — это средство организации деловитости людей. Он полагал, что для налаживания эффективной работы нужна вера в ценность нашего национального труда, но утверждаемая спокойствием относительно того, что сделанное не будет в следующем году предано, брошено, покрыто презрением, расхищено. Без этой веры в заботливую преемственность к пониманию труда как ценности возможно, по Розанову, только продолжение варварского отношения к работе. Он советовал одноплеменникам учиться у немцев копить, наживать, а не «проматывать» богатство людей.
Рассуждая о связи философии и религии, он отмечает: «Боль жизни гораздо могущественнее интереса к жизни. Вот отчего религия всегда будет одолевать философию».
Мыслитель считал, что русская литература стала несчастьем русского народа. Она непригодна для воспитания подрастающих поколений, так как пропитана проклятиями и насмешками в адрес своей земли, родного дома, своего родного порога. Результатом такого отношения русских писателей к своей родине и своему народу, по его мнению, стало углубление аморализма в обществе, нарастание неуважения людей друг к другу. В обществе становится все больше людей, игнорирующих исполнение общественного долга.
Существенной проблемой в философии В. В. Розанова выступает проблема цели. Под целью он подразумевал то, что становится действительным через другое. Идея цели рассматривалась философом в качестве внутреннего субъективного акта, который через целесообразный процесс воплощается в действительности. Рассматривая цель, он выделил в ней три стороны: а) как решающее звено в цепи целесообразности; б) как конечная форма всего развивающегося; в) как то, что желательно и к чему следует стремиться. Исходя из этого философ делит учение о целях на три части: учение о целях вообще; учение о целях как конечных формах; учение о целях как выражениях желательного. Согласно Розанову, цель человеческой жизни заключается в служении другим людям. Человек не должен забывать, что он лишь часть общества. Человек, реализуя цель своего существования, стремится знать истину, устранять препятствия на путях к добру и сохранять свою свободу. В этом заключаются три его предназначения. «Живи каждый день так, как бы ты жил всю жизнь именно для этого дня».
Философ полагал, что жизнь человека определяется тремя идеалами, ведущими его к нравственному, справедливому и прекрасному. Личность также должна стремиться к покою своей совести. Спокойная совесть при достижении желаемого и удовлетворенность достигнутым означают, по Розанову, состояние счастья. Слава не является условием счастья, так как, по мнению мыслителя, судьба бережет тех, кого она лишает славы.
В заключение необходимо отметить, что В. В. Розанов много сделал для установления диагноза болезни своего отечества. Выбор методов лечения он оставил философам будущих поколений.
Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!