Вопрос 25. Социально-философские взгляды П.Я.Чаадаева



Важное значение в полемике со славянофилами имел голос Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856). Находясь в оппозиции к реакци­онно-консервативной идеологии, Чаадаев не смыкался с революционно-демократической идеологией его времени. Его отделяли от нее неверие в революционные пути общественного преобразования и в социализм, религиозно-идеалистические воззрения.

Положительную роль в развитии русской общественной жизни Чаа­даев сыграл не столько как философ, пропагандирующий духовное объ­единение с Западом на почве католицизма, сколько как мыслитель, по­ставивший вопросы о причинах отставания России от передовых запад­ноевропейских стран, об особенностях исторического развития нашей страны и о ее будущем, о необходимости отмены крепостничества и са­модержавия.

«Философические письма» (1829-1831) свидетельствуют о том, что как философ Чаадаев был сторонником объективного идеализ­ма, считал, что религия и философия едины. По его мнению, история человечества движется к определенной цели, указанной Божеством.

Характеризуя жизнь современной ему России, он считал, что в России отсутствует традиция утверждения в жизни граждан идеи долга, справедливости, права и порядка. Это лиша­ет страну потенциала внутреннего развития, естественного прогресса. Печальную участь Рос­сии он объясняет тем, что она приняла православие, а не католицизм.

Пессимистические предостережения Чаадаева были услышаны его современниками. Его первое письмо из «Философических писем», опубликованное в журнале «Телескоп» в 1836 г., было воспринято дер­жателями власти как пасквиль на Россию и ее народ. Для либерально настроенной части интеллигенции страны эта публикация стала пово­дом для раздумий о судьбах отечества.

 


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!