Вопрос 22. Возникновение русской философии



Древнерусская философия, несмотря на ее связь с опытом предшест­вующей христианской философии других народов, обладает значитель­ностью и оригинальностью. Сегодня большинство историков философии излагают историю оте­чественной философии с X в. Современные исследователи полагают, что элементы философии входили в мировоззрение наших предков еще до принятия ими христи­анства, т. е. до 988 г. и до появления первых памятников письменности.

Письменные источни­ки свидетельствуют о том, что философия русского народа испытала на себе влияние ви­зантийских и древнегреческих авторов. Но главенствующую роль в воз­никновении философии на Руси сыграла необходимость осмысления ис­торического опыта нашего народа и решения тех насущных проблем, которые стояли перед ним.

Появление философии в нашей стране по времени совпало с кровопролитными войнами на рубежах отечества, мучи­тельными попытками преодолеть феодальную раздробленность, наше­ствиями степных народов, которые подрывали экономику и культуру. Все эти события тормозили прогресс в разви­тии философской мысли и создавали помехи сохранению ее ранних памятников, а также снижали возможности освоения достижений фило­софской мысли других народов. Философия зарождается на Руси из потребности объяснения мироуст­ройства, целей существования государства, общества и человека, из необ­ходимости разработки принципов социальной организации и общения.

В древнерусской литературе, имеющей философское содержание, выделяют переводную литературу в виде текстов Священного Писания и святоотеческую, общую для всех христианских народов; переводную византийскую литературу и оригинальную литературу, созданную оте­чественными авторами.

Оригинальные сочинения: «Слово о законе и благодати» Иллариона, созданное между 1037 и 1050 гг. во времена княжения Яро­слава Мудрого. «Слово» преисполнено жизнеутверждающего пафоса и веры в грядущее процветание Русской земли, в нем утверждается ра­венство русского народа среди других цивилизованных народов. Первый памятник отечественной лите­ратуры. Оно состоит из трех частей: сопоставления закона и благодати, описания распространения христианства на Руси и похвалы князю Вла­димиру Святославовичу и его сыну Ярославу.

Летописный свод «Повесть временных лет», автор - монах Киево-Печерского монас­тыря Нестор. В этом произведении нашла выражение древнерусская философия истории. Основная тема «Повести» — защита и сохранение единства Русской земли. В этом произведении содержатся философские высказывания христианского типа об источниках зла, о силе добра, о божественном предопределении всего в мире. В «Повести временных лет» говорится о том, что основная причина бедствий и разорений Зем­ли русской — распри между князьями.

Значительная роль в формировании отечественного философского со­знания принадлежит Кириллу Туровскому (ок. 1130-1182). Его пропо­веди, слова, речи представляют вершину древнерусского торжественного красноречия. Сборни­ки «Златоуст» и «Торжественник», составлены из сочинений православных византийских авто­ров. Фило­софские притчи: в «Притче о человеческой душе и теле» («Притче о слепце и хромце») осуждаются светские и духовные владыки, своими деяниями ослабляющие Русскую землю. Другая притча «Горе о разуме согрешающем» учит, что нельзя без­наказанно творить зло даже из благих намерений. Эта идея волновала многих мыслителей и в последующие времена. В «Повести о белоризце и мнишестве» («Повести о беспечном царе и его мудром советнике») утверждается, что власть может не дать челове­ку счастья, а знание, даже и при скудости средств к жизни, может сде­лать человека счастливым.

«По­учение к детям» Владимира Мономаха (княжил 1113-1125). В этом произведении, проникнутом стремлением предотвратить зло междо­усобной брани, Владимир Мономах призывает своих детей быть добры­ми, уважительно относиться к старшим, не преступать обязательств, не лениться, рачительно вести хозяйство и разумно руководить людьми.

«Послание Никифора митрополита Киевского к великому князю Владимиру...». В нем показывается двойственность человека, вскрываются механизмы сознания. В душе человека Никифор выделяет словесное (ум, разум), яростное (чувства, страсти) и желанное (целеустремленность). Трех­членная душа, по Никифору, пользуется пятью органами чувств. Бла­годаря этому становится возможным познание.

«Моление» или «Слово Даниила Заточника» (конец XII — на­чало XIII вв.). Даниил Заточник обращает внимание на ценность лич­ной свободы. Он также советует подбирать людей на службу не по внеш­нему виду, а по рвению к службе, по умению нести ее. Даниил Заточник советует не выставлять свои знания, быть скромным и приветливым с теми, кто лишен знаний и умений.

Полезным для формирования патриотического национального само­сознания русских были следующие произведения: «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Повесть о полку Игореве», былины, сказки, русские народные песни, а также «жития святых».

Нашествие степных народов было суровым испытанием не только для русской национальной культуры, но и для русской духовности. В немно­гочисленных литературных источниках, относящихся к XIII-XIV вв., та­ким, как «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Михаила Чер­ниговского», воспевается идея любви к родине, пропагандируется необхо­димость единения и борьбы с захватчиками.

Важную роль в деле формирования освободительной философии сы­грала деятельность Сергия Радонежского (ок. 1321-1391).

Вопрос 23. Средневековая русская философия (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Максим Грек)

Большое значение в развитии отечественной философии принадле­жит трудам Нила Сорского (ок. 1508-1533) (в миру Николай Майков). «Монас­тырский устав», «Предание», «Завещание» и послания Вассиану Пат­рикееву, Гурию Тушину, Герману Подольному.

«Монастырский устав» — ценный памятник философской мысли. В введении к нему говорится о том, что борьбу со злом нужно начинать с очищения своего сознания. Вначале анализируется происхождение страстей, а затем описывается, как бо­роться с ними. Рассматривается учение Нила Сорского о восьми пороках, порождаемых дурными страстями. К их числу от­носятся чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщесла­вие, гордость. Восьми порочным страстям должны противодействовать восемь добродетелей: пост, целомудрие, нестяжательство, милосердие, вера, терпение, скромность, смирение. Нил Сорский обнаруживает большую эрудицию, знание святоотеческой литературы. Его идеи глу­боко почитались на Руси. Авторитет Нила Сорского среди православ­ных интеллектуалов был всегда очень высок.

Еще один выдающийся философ — Максим Грек (ок. 1470-1556). Он считается самым крупным мыслителем XVI в. Максим Грек оставил после себя 300 оригинальных и переводных работ. В своих сочинениях он проводил мысль о высоком предназначении человека («Беседа души и ума» и «Беседует ум к душе своей»), доказывал, что философия связа­на с филологией («О пришельцах философах» и «Беседовании о пользе грамматики»). Он подчеркивал в послании к Ивану Грозному «Главы поучительны начальствующим правоверно», что чем выше власть, тем умнее люди для нее требуются. Влияние Максима Грека затронуло мно­гие стороны духовной жизни в России того времени. У него на Руси бы­ло много последователей: Федор Карпов, Зиновий Отенский, Артемий Троицкий. Максим Грек примыкал к нестяжателям.

В Русском государстве наряду с идеями нестяжательства, пропаган­дирующимися последователями Нила Сорского, широко распространи­лось иосифлянство. Основателем последнего был Иосиф Волоцкий (1440-1515). Он пытался на практике осуществить проект устройства монастыря, в котором бы монахи были освобождены от физической ра­боты, связанной с обеспечением собственной жизни. Основная их дея­тельность сводилась к культурно-просветительной работе и самосовер­шенствованию. Иосиф написал около 40 сочинений. Он доказывал, что монастыри должны владеть землей и крестьянами. Реформаторские идеи Нила Сорского были побеждены идеями Иосифа Волоцкого.

 


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!