Вопрос 19. Фрейдизм и неофрейдизм.



Австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939) в ходе лечения больных неврозами приходит к выводу, что неосуществленные желания и неудовле­творенные влечения тесно связаны с признаками истерии и неврасте­нии у больного. Ученый меняет метод гипноза при лечении неврозов как не дающий положительных результатов на метод свободных ассо­циаций толкования снов. Именно последние стали главными в теории и практике психоанализа.

Основными произведениями: «Этюды по истерии» (1895) совместно с И. Прейтером, «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Тотем и табу» (1913), «Введение в психоанализ личности» (1915-1917), «Психо­логия масс и анализ «Я» (1921), «Я и оно» (1923), «Моисей и единобо­жие» (1939) и т.д.

Главным вклад в теорию психоанализа: открытие того факта, что психика человека состоит из со­знательного, предсознательного и бессознательного. Под бессознательным он понимает те элементы психики человека, которые подобны животным инстинктам, а именно многие наши жела­ния и чувства. Бессознательное влияет на сознание человека, проявляясь в снах, оговорках, ошибках и в гипнотическом состоянии. Сознательное же осознанно воспринимается человеком. Это воспри­ятие идет извне и изнутри и представлено нашими чувствами и ощуще­ниями. Состояние осознанности не является длительным процессом и имеет пределы. Предсознательное находится все же ближе к бессознательному. Бес­сознательное играет определенную роль в психике человека и объединя­ет в себе все остальные элементы. Понятие о бессознательном вытекает из учения о вытесненном. Все вытесненное из психики есть бессозна­тельное, но не все бессознательное вытеснено.

Психология бессознательного, по Фрейду, — одно из величайших интеллектуальных достижений человека. В ходе развития своей теории психоанализа Фрейд совершенствует представление о структуре психики личности. Последняя является со­вокупностью трех элементов: «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Здесь «Оно» — это бессознательное глубинное начало, на поверхности которого нахо­дится «Я». «Я» становится связью между «Оно» и внешним миром, измененной частью «Оно». Но внутри самого «Я» тоже происходит дифференциация: появляется так называемое «Сверх-Я» или «Идеал -Я». Оно и примиряет «Я» и «Оно» друг с другом как две противопо­ложности.

Причина неврастенического состояния — конфликт между «Я», «Оно» и «Сверх-Я».

Человек, по Фрейду, обладает двумя главными инстинктами: само­сохранения и размножения. В процессе развития цивилизации ин­стинкт самосохранения становится не столь важным, и на первый план выступает инстинкт размножения — либидо. В результате либидо воз­никают такие человеческие качества, как жестокость, доходящая до аг­рессивности, лидерство, стремление господствовать, подавлять других людей.

Обобщая данные психоанализа, Фрейд положил их в основу религиозно-исторических исследований. Наряду с биологическими желаниями ученыйрассма­тривает и социальные. Либидо становится синонимом не только фи­зической любви, но и дружбы, родительской любви и даже патрио­тизма. В этот период основными движущими силами развития приро­ды и общества являются два начала — Эрос (позывы жизни) и Танатос (позывы смерти). В общественной жизни под «Сверх-Я» понима­ется совокупность «Я» отдельных личностей — членов общества. Противоречия между «Я», «Оно» и «Сверх-Я» также являются источ­ником развития культуры. Культура же, в свою очередь, становится причиной неврозов. Люди испытывают страх перед достижениями цивилизации, так как эти достижения могут быть использованы не в лучших целях. С другой стороны, культура защищает человека от воздействия извне.

Если человек выбирает удовольствия в ущерб культуре, он остает­ся без опоры в жизни и может умереть; если же он предпочитает культуру, то подвергается неврозам. Определиться с выбором человеку по­могает примиряющее «Сверх-Я», являющееся в лице сильных лично­стей, вождей.

Наделенное множеством противоречий и ошибок, учение Фрейда тем не менее вносит большой вклад в философскую картину современного ми­ра, в анализ биологической и социальной природы личности.

Неофрейдизм. Карл Густав Юнг (1875-1961). Основным трудом 3. Фрейда, которым заинтересовался К. Г. Юнг и применил его постулаты в своей практике, было «Толкование сно­видений».

Расхождения во взглядах у них начались в 1913 г. Основой этих раз­ногласий стали противоположные подходы к пониманию проблемы бес­сознательного. С точки зрения Юнга, бессознательное сродни не только и не столько инстинктам человека, как это понимал Фрейд, но являет­ся высоким проявлением человеческой психики. Если у Фрейда бессоз­нательное имеет биологическую природу, то у Юнга оно наделено и со­циальными элементами.

Изучая проблемы культуры и общества, К. Г. Юнг приходит к выво­ду, что наряду с индивидуальным бессознательным существует и кол­лективное бессознательное. Коллективное бессознательное — это психическое наследие всех предшествующих поколений, проявляющееся в комплексах.

Юнг выступал также и против символической трактовки Фрейдом снов и ассоциаций, утверждая, что символы только тогда приобретают какое-либо содержание, когда поднимаются на сознательный уровень психики.

В связи с этим Юнг вводит понятие «архетип». Если Фрейд рассмат­ривал инстинкты в качестве обоснования и причины того или иного действия человека, то Юнг определяет зависимость человеческой дея­тельности от видов, типов и форм поведения. Основным архетипом индивидуального бессознательного ученый на­зывает Эго, выражающееся в поисках индивидуального существова­ния, которое в свою очередь подчинено Самости и относится к ней как часть к целому. Самость — это ядро всей личности, главный архетип, соединяющий сознательное и бессознательное, персона, образ, с помо­щью которого мы хотим представить себя окружающему миру, скрыв свое истинное лицо.

К. Г. Юнг, исследуя влияние археетипов на поведение человека, недо­оценивает роль сознательной деятельности в становлении индивидуаль­ности.

Основными работами К. Г. Юнга: «К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» (1902), «О психологии раннего слабоумия» (1997), «Отношение между «Я» и бессознательным» (1928), «Об энергетике души» (1928), «Пробле­мы души нашего времени» (1930) и др.

Еще одним представителем неофрейдизма по праву называют амери­канского психолога и философа Эриха Фромма (1900-1980). Основные труды: «Бег­ство от свободы» (1941), «Человек для самого себя» (1947), «Душа че­ловека» (1964), «Революция надежды» (1968), «Анатомия человечес­кой деструктивности» (1973), «Иметь или быть» (1976).

Психоанализ Фромма носит антропологический и гуманистический характер. Человек — это та отправная точка, от которой начинает все исследования философ. Но человека Фромм, в отличие от Фрейда, рас­сматривает не односторонне, а в совокупности биологического и соци­ального начал. Все идеи о необходимости преобразования общества на­чинаются у ученого с идей о необходимости формирования новой лично­сти. В основе становления человека будущего лежат любовь, альтруизм и добро как внутренняя потребность души.

Эти принципы, с точки зрения Э. Фромма, являются основополагаю­щими в учении так называемого «радикального гуманизма», основате­лем которого он считал К. Маркса.

Именно исследование Фроммом американского индустриального об­щества помогло ученому сделать вывод о том, что изменения в психике современных людей не определяются только биологическими фактора­ми, они выступают отражением социальных процессов. Но под влияни­ем учения 3. Фрейда Э. Фромм тем не менее опирается на установки психоанализа в объяснении становления личности.

Так, Фромм утверждает, что в психике человека есть два начала: лю­бовь к жизни и любовь к смерти (Эрос и Танатос у Фрейда). Одни люди склоняются к первому началу, другие — ко второму. Отсюда возникают два основных психологических типа: биофилы — желающие жить и не­крофилы — стремящиеся к смерти. Поведение многих политиков, сыг­равших отрицательную роль в обществе, в том числе и Гитлера, Э. Фромм объясняет тем, что они относятся к типу некрофилов, тех, ко­го привлекает все темное, негативное, злое.

Поскольку вся социально-философская концепция Фромма прони­зана любовью к человеку, ученый не оставляет без внимания и саму проблему любви.

По Фромму, любовь дана не каждому, это подарок судьбы, который открывает человеку путь к самовыражению и свободе. С понятием люб­ви тесно связано у Фромма понятие ответственности, которое он опреде­ляет как готовность человека к поступкам.

Но идея будущего общества, предлагаемая Э. Фроммом, направле­на не на создание нового социального строя, а на образование неболь­ших общин со своей культурой, языком и моралью в рамках прежней формации.

 

Вопрос 20. Неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон)

Неотомизм — философия современной католической церкви — ос­новывается на учении Фомы Аквинского и имеет традиционную, объек­тивно-идеалистическую ориентацию. В числе его признанных предста­вителей — Ж. Маритен, Р. Верно, Э. Жильсон (Франция), Ю. М. Бохенский (Швейцария), Й. ван Стенберген (Голландия). Католические философы подчеркивают, что они стремятся быть верными учению церкви и следовать католической традиции.

Вслед за Фомой Аквинским, провозгласившим, что философия должна быть использована для защиты и обоснования католического вероучения, неотомизм принимает утверждение: «Философия — слу­жанка богословия». По словам Жильсона, философия свободна лишь в той мере, в которой она принимает контроль теологии. Ее цель — интел­лектуальная интерпретация истин откровения. Более того, за образец философского исследования неотомизмом принимается средневековая философия, и большое число работ неотомистов посвящено изучению средневековой схоластики, а развитие западной философии, начиная с Декарта, ими оценивается как философские заблуждения.

Из учения Фомы Аквинского неотомизм заимствовал и принцип гар­монии веры и разума, утверждающий, что вера и разум не исключают, а дополняют друг друга: путь разума ведет через постижение сотворен­ных вещей к Богу, путь веры — к познанию сотворенного мира путем божественного откровения. Вере в этом процессе принадлежит главен­ствующая роль. На принципе гармонии веры и разума основывается не­отомистский принцип иерархии, когда система знаний представляет со­бой пирамиду, вершиной которой является теология, в середине нахо­дится философия, а подножие составляют все остальные науки.

Религиозной представляется и натурфилософия неотомизма. При­знается факт божественного творения мира, когда все вещи в силу боже­ственного всемогущества возникают из ничего. Богом творится и мате­рия, поэтому ее существование не является вечным. Божественное про­видение управляет развитием и изменением мира.

Бог обусловливает единство мира. С точки зрения неотомизма быть — значит быть Богом или быть сотворенным Богом, и, так как Бог — ду­ховная субстанция, единство мира состоит в его духовности. Человек как единственное существо, обладающее душой, занимает в мире осо­бое, привилегированное положение. Единство мира дается человеку как откровение.

Неотомизм принимает тезис Фомы Аквинского о том, что челове­ческое бытие отличается неполнотой благодаря тому, что деятель­ность его разума сопряжена с чувственно-телесным началом, и фор­мулирует религиозный смысл бытия индивида. Человеку Богом даро­вана свобода воли, но он не волен, обладать ему этой свободой или нет, она дается ему Богом с необходимостью, поэтому он всегда ответ­ственен за свой выбор.

Согласно католицизму, необходимо принимать мир таким, какой он есть, принимая зло как благо, ибо благодаря страданию и жертвенности человек приближается к идеалу, становится более совершенным.

Задача человека состоит в том, чтобы правильно пользоваться дан­ной ему свободой, развивать в себе божественное начало и видеть смысл своего бытия в Боге. Любовь к Богу соединяет людей с принципом бы­тия и потому обладает абсолютным первенством, но очень важной явля­ется также любовь как форма единения всего сущего, в том числе людей в Боге. Неотомизм выдвигает новый тип межчеловеческой связи — солидаризм, основанный на любви к ближнему, которая вдохновляется любовью к Богу. По словам Ж. Маритена, «вера в человека спасается че­рез веру в Бога». Отвечая злом за зло, человек демонстрирует тем са­мым свою гордыню, полагая, что он сам может творить справедливость, тогда как это лишь в божественной власти.

Необходимо подчеркнуть, что в отличие от традиционной религиоз­ной философии, сводившей все философские проблемы, в том числе и вопрос о человеке, к проблеме Бога, неотомизм гораздо больше внима­ния уделяет широко понятой проблеме человека, человеческих ценнос­тей, добрым началам человеческой сущности.

 

Вопрос 21. Структурализм (К. Леви-Стросс, М. Фуко)

Структурализм возник в 50-е гг. во Франции. С его появлением французская философия совершает ради­кальный поворот. Речь идет о переоценке ценностей западной философской тради­ции последних трех столетий (однородности мышления, абсолютного знания, смысла, истины, субъекта). Наряду с работами Леви-Строса (ан­тропология) этот поворот был подготовлен также творчеством других представителей структурализма и постструктурализма — М. П. Фуко (культурология), Ж. Лакана (психоанализ), Р. Барта (семиология). Структурализм является неоднородным течением. Сфера интересов его представителей разнообразна, и говорить о нем как о единой философ­ской школе некорректно. Как отмечают сами структуралисты, правиль­нее вести речь о структуралистской деятельности как «упорядоченной последовательности определенного числа мыслительных операций».

Клод Леви-Строс (р. 1908). «Элементарные структуры родства» (1949) — работа, которая была темой его докторской диссерта­ции, «Печальные тропики» (1955), «Структурная антропология» (1958), «Неприрученная мысль» (1962), «Мифологики» (1964-1971), «Путь масок» (1975).

Леви-Строс обратил внимание на тот факт, что в исследуемых куль­турах разных народов существуют скрытые основания, упорядочиваю­щие случайные на первый взгляд человеческие феномены. Он обнару­жил в содержании мифов общие формы, которые он назвал «бессозна­тельными структурами, лежащими в основе каждого социального уста­новления и обычая». Эти структуры можно обнаружить во всех сферах культуры, понимаемой в тэйлоровском смысле, в виде сложного целого, включающего любые способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества.

Специфика культуры такова, что когда человек рождается, он приходит «на все готовое». Ему остается только все усвоить. Это хорошо видно на примере языка. Индивиду не нужно выдумывать язык для выражения личного опыта. Язык всегда предшествует. Произнося словами, мы говорим не столько то, что подсказывает сердце, сколько то, что диктует язык. Как «озна­чающее», он знает все, что я могу сказать; единственное, что он не зна­ет, — так это то, о чем пойдет речь в конкретный момент. Что такое раз­говор? Это «обмен знаками, уже зафиксированными и учтенными в ходе обычаев и хороших манер. Если вы говорите собеседнику определен­ную фразу, то он обязательно ответит другой определенной фразой».

Идея сходства методов структурной лингвистики и этнографии при­вела Леви-Строса в работе «Элементарные структуры родства» к гипоте­зе, что по типу словесных обменов должны быть построены и все осталь­ные типы обменов, например, обмен материальными ценностями, дара­ми, взаимными услугами.

Еще одним видным представителем структурализма является Ми­шель Поль Фуко (1926-1984) — французский философ, историк, культуролог. Он применил структуралистский подход на область ис­тории культуры. Сам он не признавал себя структуралистом, но ука­зывал, что со структурализмом его объединяет «общий враг» в лице «философии субъекта».

Все творчество Фуко можно разделить условно на три этапа:

1. 60-е гг. — «археологический». «Бе­зумие и неразумие. История безумия в классическую эпоху» (1961), «Рождение клиники. Археология взгляда медика» (1963), «Слова и ве­щи. Археология гуманитарных наук» (1966), «Археология знания» (1969). Если история есть наука о прошлом, то археология есть наука о прошлом этого прошлого. У Фуко все представлено условиями (структурами), и он создает историю условий общественных институтов, частной жизни, видов поведения. Археология призвана реконструировать глубинные структуры, действующие на бессознательном уровне и формирующие познание и опыт. 2. 70-е гг. — период «генеалогии власти». «Надзор и наказание» (1975) и «Волю к знанию» (История сексуальности. Т. 1. 1976). Если археология вычленяет структуры, то генеалогия призва­на показать, каковы движущие силы переходов с одного уровня на другой. Отвечая на этот вопрос, Фуко вводит концепт «власти-знания». 3. 80-е гг. — «этический». «Пользоваться наслаждениями» (История сексуальности. Т. 2. 1984) и «Забота о себе» (История сексуальности. Т. 3. 1984). На этом этапе Фу­ко ищет ответы на вопросы: как возможно сопротивление власти, как и в каких формах возможно такое «свободное» поведение морального субъекта, которое позволяет ему стать «самим собой», преодолевая за­ данные коды и стратегии поведения?

В произведении «Рождение клиники» (1963) описывается «фантас­тическая связь знания и страдания». Он анализирует диалоги врача и больного как форму «оречевления патологии» и исследует «появление клиники как исторического факта новой структуры». Главное здесь в том способе, которым культура «во всеобщей форме зафиксировала от­личие, которое ее ограничивает».

Работа Фуко «Слова и вещи» посвящена истории тождественного. Философ вводит понятие «эпистема», под которой он понимает систему всех отношений, существующих в данную эпоху, «порядок, на основе которого мы мыслим». Он рассматривает соотношение слов и вещей, означающего и означаемого в европейской культуре и выделяет три эпистемы. Так, в эпоху Возрождения (XVI в.) слова и вещи тождествен­ны. Связь их также реальна, как и то, что они обозначают. Рассмотрим это на примере анализа богатств. Экономическая мысль Ренессанса, на­пример, изображает деньги, монеты как имеющие реальную ценность, как и товары, которые на них покупают. В классическую эпоху (XVII-XVIII вв.) связь нарушается и трансформируется, слова и вещи начинают соотноситься опосредованно через мышление. Монеты уже не обязательно должны быть из драгоценного металла, золотыми или сере­бряными, важнее, что на них изображено, т. е. их меновая функция. В современную эпоху (с XIX в. по настоящее время) слова и вещи опосре­дованы языком, жизнью, трудом, которые изучают такие науки, как лингвистика, биология, политэкономия. Мерой ценности товара стано­вится труд, необходимый для его производства. Подобные трансформа­ции можно проследить на примере понятия языка: «язык как вещь сре­ди вещей (Возрождение), язык как прозрачное средство выражения мысли (классический рационализм), язык как самостоятельная сила в современной эпистеме».

Анализируя ницшеанскую мысль о том, что «воля к власти» есть об­ратная сторона Логоса, Фуко посчитал правильным и антитезис, что «воля к знанию» суть обратная сторона «воли к власти». Иллюстраци­ей ему служит памятное изречение Ф. Бэкона: «Знание — сила».

Работу этой гипотезы он демонстрирует в книгах «Надзор и наказа­ние» (1975) и «Воля к знанию». Он утверждает, что знание — не просто атрибут власти, знание есть сама власть, в том смысле, что они неразде­лимы. Лаконично эта гипотеза звучит так: какова власть, таково и зна­ние. В истории Европы французский философ выделяет три периода: античность, Средневековье и Новое время. В них он обнаруживает три адекватные матрицы генерации знания: меру, осмотр и опрос.

Фуко принадлежит формула: где есть власть, есть и оппозиция. По его мнению, власть не существует без сопротивления, и нельзя говорить о власти и контрвласти как об автономных субстанциях. Более того, Фу­ко настаивает, что само сопротивление осуществляется, как правило, в категориях той парадигмы власти, которая господствует в конкретную эпоху.

 

 


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!