Философия позитивизма (О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер).



 

Позитивизм – широко рапространенное течение в философии, основанное в 30-е гг 19в. Французским философом О.Контом.

Огюст Конт (1798 — 1857) - французский философ, ученик Сен-Симона.

По мнению Конта, философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:

• философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;

• для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;

• основной путь для получения научного знания в философии — эмпирическое наблюдение;

• философия должна исследовать лишь факты, а не их причины, "внутреннюю сущность" окружающего мира и другие далекие от науки проблемы;

• философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;

• философия не должна стремиться стать "царицей наук", сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением — она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и занять свое место среди других наук.

Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллектуальной и технической. В этой связи философом были выделены:

• три стадии интеллектуального развития:

- теологическая (мировоззрение основано на религии);

- метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);

- позитивная (основана на науке).

• три стадии технического развития:

- традиционное общество;

- доиндустриальное общество;

- индустриальное общество.

 

Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу:

• теологическая — традиционному обществу;

• метафизическая - доиндустриальному обществу;

• позитивная (научная) — индустриальному обществу. Философия Конта лишь заложила основы позитивизма. В дальнейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская философия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.

Конт также полагал, что для перехода общества от кризисного состояния к «социальному порядку» потребуется знание социальных законов, основанное на анализе факторов. Он выделяет в социологии социальную статику (изучает феномены, одинаковые для всех обществ) и социальную динамику (изучает законы развития общества и является базой рациональной политики). Главное здесь – закон трех стадий и закон прогресса.

 

Джон Милль (1806 - 1873)

Его труд «Система логики силлогистической и индуктивной» посвящен изложению индуктивной логики, которую он часто расширял до масштабов гносеологии и выделял в ней методологию и основание логики нравственных наук, под которыми он понимал социальные науки. Психология по Миллю возможна как образцовая наука, тогда как общественные науки неизбежно приобретают дедуктивный характер, пытаясь объяснить разновидности социального поведения конкретных людей с помощью общих законов, найденных индуктивно.

По Миллю, основная задача соц.науки заключается в отыскании законов, согласно которым всякое данное состояние общества вызывает другое, следующее за ним и замещающее его. Открытые социальные законы позволяют сформулировать правила деятельности, отвечающей требованиям этих законов.

 

Герберт Спенсер (1820 - 1903).

Спенсер стремился доказать совместимость науки и религии. Он полагал, что наука помогает религии очиститься от мистики.

Он рассматривал философию как познание на ступени максимального общения, так как философские обобщения объединяют и систематизируют достижения всех наук. Спенсер – принцип «непрерывного перераспределения материи и движения». Закон общего изменения и есть закон эволюции.

Термин «эволюция» впервые употреблен Спенсером в 1857г. А через 2 года – Дарвином в «Происхождении видов». Но спенсер говорит об эволюции вселенной, где 1ая ее характеристика – переход от менее связанной формы существования к более связанной; 2ая – переход от однородного связанного состояния к разнородному, несвязанному состоянию; 3я – переход от неопределенного состояния к определенному. Эволюция по Спенсеру – интеграция материи, сопровождаемая рассеянием движения; в ней материя переходит от неопределенной и несвязанной автономности к определенной и связанной однородности.

3 фазы большой эволюции: неорганическая, органическая и надорганическая (сверхорганическая), плавно переходящие друг в друга.

Социальная эволюция - часть надорганической эволюции, которая подразумевает взаимодействие многих особей, скоординированную коллективную деятельность, по своим последствиям превышающую возможности любых индивидуальных действий. Предмет социологии – изучение эволюции общества.

 

 


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!