Вопрос 32. Философские воззрения Г.В.Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) был выдающимся марксистским мыслителем конца XIX — начала XX в. Особенность философского творчества: развивал марксизм в борьбе с теми, кто, по его мнению, фальсифицирует и ревизует это учение.
Определяя статус исторического материализма в системе общественных наук, он отождествляет его с общесоциологической теорией марксизма. Исторический материализм Плеханов рассматривал как общую методологию для всех общественных наук, подразумевая под этим использование тех принципов, на которые опирается учение Маркса. Анализируя ход общественного развития, Плеханов отстаивал марксистский тезис о решающей роли производительных сил, являющихся основой общественных отношений и одновременно движущими силами исторического процесса. Кроме того, производительные силы выступают как формирующая сила, влияя на изменение производственных отношений.
Последовательность проявления противоречий в общественном развитии он характеризует следующим образом: «Всякая данная совокупность отношений производства прочна лишь там и до тех пор, пока она соответствует состоянию общественных производительных сил; когда исчезает это соответствие, уничтожаются и данные отношения производства, — данная экономическая структура, — уступая место новой совокупности отношений. Разумеется, всякая данная экономическая структура не сразу перестает соответствовать состоянию общественных производительных сил: это целый процесс, совершающийся, смотря по обстоятельствам, с большею или меньшею быстротою. Орудием устранения отжившей экономической структуры служит политический «фактор». Изменения происходят не стихийно и не сами по себе, а являются итогом деятельности людей, классовой борьбы.
|
|
Плеханов подверг критике взгляды сторонников экономического материализма, утверждавших, что общественное развитие совершается в рамках одних производительных сил. Он раскрывает огромную роль активной, творческой деятельности людей в деле ускорения исторического процесса.
Критикуя идейных противников за то, что они приписывали марксизму фатализм, Плеханов подчеркивал, что изменения, происходящие в обществе, осуществляются не автоматически, а под воздействием субъективного фактора, выступающего в лице класса, политической партии, отдельных личностей.
Проблемы общественного сознания. Он показал зависимость форм общественного сознания от общественного бытия и в то же время обратил внимание на их относительную самостоятельность. Ему удалось продемонстрировать зависимость правового, морального и эстетического сознания от экономического положения его носителей. Он показал, что политика, мораль, право и искусство выражают интересы классов.
|
|
Анализ социально-классовой структуры общества, классовой борьбы и социальной революции. Согласно Плеханову, «понять различие классовых интересов — значит понять ход исторического развития...».Наряду с классовыми интересами существуют интересы общества. Он полагал, что в исторической жизни каждого класса бывает период, когда его «частный» интерес выступает также интересом поступательного движения и тем самым интересом всего общества. Совпадение интересов и формирование общего интереса происходят, согласно Плеханову, в период борьбы за кардинальные прогрессивные преобразования в обществе.
Анализ классового характера общественной идеологии. «Каждый класс, — отмечал Плеханов, — всегда прекрасно, хотя и бессознательно, приспосабливает к своим экономическим нуждам свои «идеалы». Но это приспособление может произойти различным образом, и почему оно совершается так, а не иначе, это объясняется не положением данного класса, взятого в отдельности, а всеми частностями отношения этого класса к его антагонисту (или к его антагонистам). С появлением классов противоречие становится не только двигающим, но и формирующим началом».
|
|
Анализ социальной революции. В начале своей деятельности он придерживался марксистского положения о социальной революции как законе исторического развития. В дальнейшем точка зрения Плеханова на движущие силы революции и условия ее осуществления изменяется. Теоретически допуская необходимость социальной революции, по существу Плеханов выступал за примирение классовых интересов. Применительно к России он абсолютизировал необходимость созревания объективных предпосылок, т. е. уровня экономического развития, недооценивал решимость рабочего класса и крестьянства к социальным изменениям, отводя им пассивную роль, и возводил на роль гегемона стихийного исторического процесса буржуазию.
Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!