Русская архитектура второй половины 19- начала 20вв



Середина 19в ознаменовалась крестьянской реформой1861г. означавший переход от феодализма к капитализму. Буржуазия становится главным застройщиком городов (растет благоустройство городов, ухудш. арх. облик). На смену дворцам приходят особняки. Развивается стр-во торговых зд – пассажей, промышленных и складских предприятий. Появляются типы зд: банки, ж/д вокзалы, торговые конторы, доходные дома. Ретроспективизм – это направление воссоздает в формах построек какой-либо стиль прошлых эпох. Эклектика – смешение в единой постройке черт и форм различных исторических стилей, соединение Эл-тов различных к-р прошлого. 1й период эклектики – 30-70гг 19в . Здесь намечается единый русско-византийский стиль. Для произведений этого периода хар-но сочетание форм русского средневековья с эл-тами арх-ры Византии. Было выстроено множество церквей, арх-ра которых представляла механическое сочетание аркатурных поясов и кокошников с византийскими капителями и прочими инородными деталями. Тон-Храм Христа Спасителя(1837-1881). Пятиглавый храм. Высота 103м, диаметр купола 25,5м. Крестообразные в плане церкви с большим центральным куполом на 4 внутренних опорах и колокольнями с малыми куполами на углах здания. Большой кремлевский дворец(1839-1849). В арх-ре его фасадов Тон использовал черты русско-византийского стиля, использовав для этого некоторые формы Теремного дворца – обрамления окон, многократно повторив их в сильно увеличенных размерах. Двухэтажный прямой параллелепипед, расположенный на
Кремлевском холме. Торжественные залы на втором этаже названы именами святых покровителей российских орденов: Георгиевский, Владимирский, Андреевский, Александровский, Екатерининский, что должно было символизировать незыблемость императорской власти, в то время как грандиозный дворец олицетворял величие Российской империи. Стасов, Десятинная церковь в Киеве(1828-1842). Ложновизантийская трактовка призматического объем с 5 куполами на высоких барабанах . Псевдо-готический и псевдо-романский период: сочетание форм классицизма с элементами готической, романской, мавританской арх-ры и их стилизация. Быковский, Ансамбль усадьбы Марфино в готическом стиле. Шинкель, Готическая капелла в Петергофе – играет декоративную роль в ансамбле парка. Неогреческий период. Интерес связан с победами в освободительной борьбе греческого народа, успешный исход которой во многом решила русская армия, обеспечившая Греции самостоятельность и избавление от турецкого господства по Адрианопольскому мирному договору 1829г. Новый Эрмитаж, Лео Кленце. Здание зоологоческого музея, Быковский. – западная ориентация творческого поиска. 2й период: псевдо-русский. Повторение и стилизация форм русской народной деревянной арх-ры. Идеологические основы народничества обусловили резкую критику западного ретроспективизма, пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной к-ре, крестьянскому зодчеству и рус.арх-ре 16-17в. Храм Вознесения «на крови» Теремок в Абрамцеве, арх. Гартман (художественная студия)-воспроизведение крестьянской рубленой избы. Ропет, Деревянные павильоны на политехн. выставке в Москве. Политехнический музей, Исторический музей, Шервуд. Здание городской думы, Чичагов. Верхние торговые ряды, Померанцев. Фасады этих зданий с башенками, высокими кровлями, частым ритмом небольших окон в фигурных обрамлениях 17в. совершенно не соответствуют внутренней функциональной и архитектурно-пространственной их композиции. Большие залы в здании Думы и Торговых рядах решены на основе достижений строительной техники тех лет с применением верхнего света, металлических структур, не нашедших отражения в облике зданий. Становилось все более очевидным несоответствие псевдорусского стиля техническим возможностям и новому назначению арх-ры. В конце 19в в арх-ре возникает рационалистическое направление – модерн. Сознательно порывавшее с наследием прошлого и националистическими традициями.

 


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!