Архитекторы Ч.Камерон и Д.Кваренги.



Камерон Чарлз (1730-1812), русский архитектор, представитель классицизма. Шотландец по происхождению. Учился во Франции и Италии. С 1779 работал в Петербурге, сначала в качестве придворного архитектора Екатерины II, в 1802-1805 как главный архитектор Адмиралтейской коллегии. Крупнейшее произведение Камерона — комплекс сооружений в Царском Селе (ныне г. Пушкин): павильон "Агатовые комнаты" (1780-1785) с "Холодными банями", в архитектуре которых широко использованы характерные мотивы римских терм; "Висячий сад" (1783-1786) и "Камеронова галерея" (1783-1786; пандус-1793), где применен контраст массивных, монументальных форм цокольного этажа и лёгкой открытой галереи верхнего яруса. Камерон строил дворец и парковые павильоны в Павловске (1780-1801), составляющие вместе с парком гармоничный архитектурный ансамбль. Дворец привлекает классической ясностью, изяществом, богатством фантазии зодчего, своеобразным истолкованием античных архитектурных элементов и декоративных мотивов. Особой изысканностью и утончённостью форм и декора, мастерским применением разнообразных материалов отличались созданные Камероном интерьеры — "Арабесковый зал", "Табакерка" Большого дворца в Пушкине, Греческий и Римский залы в Павловске и др. (все в 1770-1780-х гг.; разрушены нем. фашистами в годы Великой Отечественной войны, восстановлены в 1945-1769). Камерон построил также дворец Разумовского в Батурине на Украине (1799-1803).

 

Кваренги Джакомо (1744-1817), архитектор, представитель русского классицизма конца 18-нач. 19 вв. Итальянец по происхождению. С 1761 учился в Риме живописи у А. Р. Менгса и С. Поцци; изучал античную архитектуру, работы Палладио. В России работал с 1780. Первая значительная работа Кваренги — Английский дворец в Петергофе (ныне Петродворец; 1781-1794; полностью разрушен немецкими фашистами в 1942), классически ясное монументальное здание, с мощными колоннадами коринфского ордера. Среди крупнейших работ: здания Академии наук (1783-1789), Ассигнационного ба нка (1783-1790), Эрмитажного театра (1783-1787), корпус Обуховской больницы (1782-87, перестроен), Екатерининский институт (1804-1807), Конногвардейский манеж (18041807), Смольный институт (1806-1808)— все в Петербурге. Они отличаются ясностью планировочных решений, простотой и чёткостью объёмных композиций, монументальной пластичностью форм, которая достигается введением торжественных колоннад, выделяющихся на фоне гладких поверхностей стен. Среди дворцовых загородных построек — Александровский дворец (1792-1796) в Царском Селе (ныне г. Пушкин), центр главного фасада которого подчёркнут парадным двориком, пространственно связанным с парком открытой торжественной колоннадой. Кваренги был умелым строителем-практиком, тщательно следившим за высоким качеством осуществления своих работ в натуре.

 

Казанский собор в Петербурге (схема плана и фасада).

Монументальный памятник архитектуры русского классицизма. Построен в 1801-1811 архитектором А. Н. Воронихиным для перенесения в него древней иконы Казанской богоматери, по имени которой назван. Крестово-купольное здание обращено к Невскому проспекту вытянутым боковым фасадом. Мощная полукруглая колоннада с 6-колонным портиком создаёт композиционный центр здания на боковом фасаде и образует торжественную площадь, входящую в цепь ансамблей Невского проспекта. Главный вход обращен к малой площади, обнесённой монументальной чугунной решёткой. Интерьер решен как величественный колонный зал (длина главного нефа 69 м, общая высота 62 м) светского дворцового характера. Скульптурное оформление выполнено И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, В. И. Демут-Малиновским, Ф. Ф. Щедриным, С. С. Пименовым и др. В росписи Казанского собора и создании икон для него участвовали В. Л. Боровиковский, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев. В 1813-1815 в Казанском соборе были размещены трофеи русских войск в Отечественной войне 1812: ключи от 17 городов и 8 крепостей Европы, 105 знамён и штандартов и др. В 1813 в Казанском соборе похоронен М. И. Кутузов. В 1837 перед собором установлены памятники Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли (бронза, гранит, скульптор Б. И. Орловский, архитектор В. П. Стасов). 6 декабря 1876 перед Казанским собором состоялась первая в России революционная демонстрация студентов и рабочих. В 1932 в Казанском соборе открыт Музей истории религии и атеизма.

 

16.Здание Адмиралтейства в Петербурге (схема плана, фрагмент фасада – центральная башня).

В России в конце 17-19 вв. имелись Адмиралтейства в Воронеже (1695-1711), Петербурге, Севастополе, Николаеве и в Кронштадте. Адмиралтейства обычно располагались в гаванях, портах и на удобных для спуска кораблей берегах рек, например Главное Адмиралтейство в Петербурге было расположено на левом берегу Невы. В 1704-1844 здесь строились корабли, а затем в нём были размещены органы управления флотом.

Здание Адмиралтейства в Петербурге – выдающееся произведение русской и мировой архитектуры. Заложено как корабельная верфь в 1704 Петром I, которому принадлежал основной замысел сооружения. С 1727 по 1738 перестраивалось И.К. Коробовым, с 1806 — А.Д. Захаровым (закончено в 1823), создавшим монументальное здание в строгих формах русского ампира. Адмиралтейство, к башне которого сходятся 3 магистрали города, является центром архитектурной композиции Ленинграда. Органичная связь скульптуры (работы Ф.Ф. Щедрина, И.И. Теребенёва и др.) фасадов и интерьеров Адмиралтейства с архитектурой здания — блестящий образец синтеза этих двух искусств.

 

 

Здание Биржи в Петербурге (план, схема фасада).

Памятник русской архитектуры нач. 19 в. в стиле раннего ампира. Архитектор Ж. Тома де Томон. Открыта в 1816. Биржа является композиционным центром ансамбля стрелки Васильевского острова, скомпонованного по проекту А. Захарова, — петербургского морского порта. Здание Биржи решено по типу античного храма, на высоком гранитном стилобате с окружающей центральный объем тосканской колоннадой. В оформлении фасадов Биржи большую роль играет скульптура. Группы на аттиках ("Нептун с двумя реками" и "Кибела с Меркурием и двумя реками") изваяны из пудостского камня. Здания Биржи благодаря уникальному положению в композиционном центре площади, образованной Невой, приобрело значение семиотического центра города, воплощая собой значение открытости России в Европу. В настоящее время в здании Биржи находится экспозиция Центрального военно-морского музея.


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 42; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!