Билет 6 Дом Пашкова



Пашко́в дом, Дом Пашко́ва — одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке. Предположительно построено Василием Баженовым.

Строительство здания

Пашков дом был построен в 1784—1786 гг. по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова[1], сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова.

Описание

Пашков дом стоит на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его подъема, на открытом углу двух спускающихся улиц. Главный фасад ориентирован на солнечную сторону. По отношению к улице, а также к въезду с переулка особняк поставлен не по прямой улице, а несколько скошено. Благодаря этому он лучше воспринимается с боковых, более далеких ракурсных точек зрения.

Планировка здания и участка

Здание имеет разнообразный и интересный силуэт, благодаря тому, что оно скомпоновано из трех компактных архитектурных объемов: центральный корпус и боковые крылья-флигеля. Упрощенно говоря, особняк, являясь одновременно городской усадьбой, имеет П-образную планировку с открытым в сторону въезда парадным двором. Оригинальность решения — въезд располагается не со стороны главного фасада, а в переулке, традиционная планировка оказывается как бы перевернутой
  Дом Пашкова план дома

У дома Пашкова два главных фасада — один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, другой — ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид. Фасад, выходящий на Моховую, характеризуется протяженностью. Композиция центробежно разворачивается во все стороны. Вправо и влево от центрального кубического массива отходят две одноэтажные галереи, завершающиеся двухэтажными флигелями. А в центральном корпусе с обеих сторон выдвигаются колонные портики. Ввысь поднимается цилиндрический бельведер. Это — излюбленные приемы классицизма.

[Ордерная система Пашкова дома

В контрасте с рустованным первым этажом в портиках использован большой ордер, объединяющий два этажа. Благодаря цоколю, невысокому, но протяженному, такое объединение двух этажей колоннадой увеличивает масштабность здания.

Три портика фасада расположены фронтально. Пашков дом представляет редкий пример в мировой архитектуре, где при подобной композиции фасада применены три портика, совершенно одинаковые по своим основным размерам и числу колонн. Различен только используемый ордер.

В колоннах и пилястрах центрального корпуса использован композитный коринфский ордер, (в своих деталях нарисованный с большей свободой и оригинальностью по сравнению с обычными канонами). По сторонам четырехколонного портика расположены статуи, поставленные на базы колонн. В колоннах и пилястрах флигелей использован сложный ионический ордер с т. н. диагональными капителями. Они подчеркивают художественную самостоятельность и роль флигелей в композиции фасада.

Балюстрада, обрамляющая кровлю центрального корпуса, несет на столбах пышные вазы, смягчая переход от фриза и карниза к бельведеру, завершающему центральный объем. Бельведер не является такой статичной формой как фронтон, и подчеркивает устремленность ввысь всей композиции, увенчивая здание Пашкова дома.

Внутренняя планировка

Главные, наиболее парадные помещения дворца были расположены в его центральном корпусе, вход в который был устроен по оси здания, со стороны парадного двора. Главный вестибюль был расположен также по оси главного здания, там где теперь главная лестница. Справа от вестибюля, в стороне от центральной оси, шла парадная лестница во второй этаж, приводившая в аванзал и в главный зал. Боковые флигели были отведены под жилые и служебные помещения[3].

 

Билет 7

Жан Бати́ст Мише́ль Валле́н-Деламо́т (1729- 7 мая 1800, там же) — французский архитектор. Учился у своего дяди архитектора Ж. Ф. Блонделя и работал в 1750—1752 годах в Италии. В 1759—1775 годах работал в России, в основном в Санкт-Петербурге.

C 1759 года профессор Петербургской Академии Художеств. Среди учеников выделяются В. И. Баженов, И. Е. Старов.С 1766 года — придворный архитектор.С 1768 года — член-кореспондент Парижской Академии архитектуры. В 1775 году уехал во Францию.

Постройки Валлен-Деламота — характерные образцы раннего русского классицизма, в которых ясность композиций сочетается с барочной пластичностью масс.

Постройки

  • Большой Гостиный двор (1761—1785)
  • Католический храм Святой Екатерины на Невском проспекте (1763—1783)
  • Малый Эрмитаж (1764—1767)
  • Дворец графа И. Г. Чернышёва (1762-68)
  • Здание Академии Художеств (1764—1788 совместно с А. Ф. Кокориновым)
  • Дворец графа К. Г. Разумовского (1762—1766)
  • Проект фасадов Новой Голландии и её арки (1765—1780, совместно с С. И. Чевакинским)
  • Юсуповский дворец на Мойке 1770-е

· Много работал в Зимнем дворце.

Александр Филиппович Кокоринов (29 июня (10 июля) 1726, Тобольск — 10 (21) марта 1772, Санкт-Петербург) — русский архитектор.С 1740 года учился в Тобольске, затем, приехав в Москву продолжил обучение в архитектурной школе Д. В. Ухтомского. С 1754 года жил в Санкт-Петербурге. С 1769 — ректор Императорской Академии художеств. Работы Кокоринова знаменуют переход от барокко к классицизму. Участвовал в проектировании и строительстве здания Императорской Академии художеств в Петербурге (1764—1788, совместно с Ж. Б. М. Валлен-Деламотом).

Антонио Ринальди (итал. Antonio Rinaldi, около 1710 — 10 апреля 1794, Рим) — итальянский архитектор, работавший в России. Учился у Л. Ванвителли. В России — с 1751 года, в 1756—1790 годах придворный архитектор.

Сооружения Ринальди отражают переход от сложности объёмно-пространственной композиции и пластического богатства деталей в архитектуре барокко (постройки в Ораниенбауме, ныне город Ломоносов, — дворец Петра III, 1758—1762, Китайский дворец, 1762—1768, павильон «Катальная горка», 1762—1774), изощрённой декоративности рококо (интерьеры Китайского дворца) к характерным для классицизма спокойной сдержанности наружного облика здания, простоте членений и чёткости объёмов (дворец в Гатчине, 1766—1781, позже перестроен; Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, 1768—1785). Все постройки Ринальди отличаются высоким мастерством внутренней отделки и искусным введением в архитектурную композицию живописных и скульптурных панно.

Работы

В Италии:

  • Собор для монастыря Св. Магдалены в Пезаро (1740—1745)
  • Монастырь Св. Августина в Риме

В Ораниенбауме (ныне город Ломоносов):

Дворец Петра III (1758—1762)

Оперный дом

Китайский дворец (1762—1768)

Павильон «Катальная горка» (1762—1774)

В Гатчине:

Большой Гатчинский дворец (1766—1781, позже был перестроен)

Колонна Орла

Грот «Эхо»

Восьмигранный колодец

В Царском Селе (ныне город Пушкин):

Китайский театр

Китайский павильон

Чесменская колонна

Морейская колонна

Кагульский обелиск

Крымская колонна

Памятник Ланскому

В Санкт-Петербурге:

Мраморный дворец (1768—1785)

Третий Исаакиевский собор (не был доведён до конца, перестроен В. Бренна)

Князь-Владимирский собор

Католический храм св. Екатерины

Церковь Вознесения Господня

Большой театр

Фельтен, Ю́рий Матве́евич (17301801) — архитектор, получил образование в Италии и Париже, служил в Конторе строения дворцов и садов Её Величества, состоял при архитекторе Растрелли помощником по сооружению Зимнего дворца и с 1764 года преподавал архитектуру в Академии художеств. В 1772 году был возведён в звание академика, в 1785 избран в адъюнкт-ректоры Академии и в 1789 году сделан директором её училища. Важнейшие его сооружения в Санкт-Петербурге — лютеранские церкви Святой Анны и Святой Екатерины, армянская церковь на Невском проспекте, здание старого ломбарда, флигель Эрмитажа, выходящий фасадом на Неву, Чесменский дворец, Чесменская церковь решетка Летнего сада

Чесме́нская церковь святого Иоа́нна Предте́чи (1777—1780 годы, архитектор Ю. М. Фельтен) —, памятник архитектуры в стиле псевдоготики. Здание церкви было построено в ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря 1770 года. Церковь имеет компактный «центрический» план. Основа внутреннего пространства — квадрат, перекрытый куполом. К квадрату с четырех сторон примыкают полукруглые помещения. На храме — узкие вертикальные тяги на красноватом фоне стен, высокие стрельчатые окна. Фасад церкви украшен ажурным белокаменным орнаментом, барельефом на фронтоне, стрельчатыми арочками, зубчатым парапетом и остроконечными башенками (пинаклями).

Иоанновская церковь на Каменном острове и парадная лестница в здании Академии художеств. Также по проекту архитектора в 1770—1780 годах был возведён ряд зданий вдоль южной границы Дворцовой площади, их расположение послужило прообразом формы здания Главного Штаба

 

БИЛЕТ 8

Здание Академии художеств было построено в 1764–1788 годах по проекту Ж.Б. Валлен-Деламота.

В начале 1764 году Екатериной II был утверждён проект Она приказала так построить здание, чтобы внутри был круглый двор «для того, чтобы все дети, которые тут учиться будут, имели бы перед собой величину купола собора святого Петра в Риме и в своих будущих архитектурных проектах постоянно с ним соотносились». С 1775 года возобновившимся строительством руководил Ю.М. Фельтен. Кроме Фельтена в работах принимали участие Е.Т. Соколов, Дж. Квадри, Дж. Лукини, Б. Руска, Л. Руска. В оформлении интерьеров участвовали А.А. Михайлов, В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, И.П. Мартос, А.И. Иванов, К.А. Тон. По моделям И.П. Прокофьева были созданы скульптуры «Минерва, коронующая художества и науки» для главного купола, Флоры и Геркулеса для портика.

Здание Академии художеств является одним из первых зданий спроектированных по принципам классицизма. Вход в здание выделен портиком, между колоннами которого стоят статуи Геркулеса и Флоры — копии античных статуй. При Академии был разбит сад.

Фасады здания Академии художеств отличаются простотой и четкостью членений, сдержаностью декоративного убранства. Основные членения фасада, построенные по ордерной системе. Следует отметить, что колонны, пилястры и другие элементы ордерной системы не служат здесь средством декоративного убранства или пластического обогащения стены, а выявляют архитектоническую основу здания, подчеркивают членения по этажам, выделяют наиболее ответственные места в композиции сооружения и т.п.

Нижний, рустованный этаж с арочными окнами трактован как массивный цоколь, два верхних объединены колоннами и пилястрами дорического ордера. Однако и здесь граница между этажами не теряется, а подчеркивается при помощи меандра. Сильно подчеркнуты горизонтали венчающего и цокольного карнизов. Три портика главного фасада, состоящие каждый из четырех свободно стоящих колонн, контрастно выделяются на плоскости стены, расчленненой пилястрами. Центральная ось главного фасада подчеркнута фронтонным завершение портика с античными скульптурами между колоннами и куполом, первоначально увенчанным скульптурной группой, а также выступами нижнего этажа центра и заглублением верхних этажей в портике.

Построение строго симметричного геометрически правильного плана здания рационально связано с его назначением. Основные помещения размещены по сторонам прямоугольника (140*125 м); в центре расположен большой круглый парадный двор, по сторонам его - малые служебные дворы. Обширное пространство центрального парадного двора, связанного открытым проездом с улицей, соответствует внушительности внешнего фасада сооружения. Во втором этаже корпуса на Неву размещались основные парадные залы. Рабочие помещения, идущие по периметру здания, связаны между собой коридорами, обращенными в сторону дворов.

Из интерьеров Академии художеств наибольший интерес представляет вестибюль, парадная лестница, перекрытый куполом круглый в плане конференц-зал, расположенный по главной оси сооружения, и продольные залы, выходящие на набережную Невы. Крупный масштаб и простая схема построения здания Академии художеств, четкие пропорции и ясная пластика его фасадов хорошо связаны с просторами Невы и с горизонтальными линиями набережной.

Ясность во взаимодействии отдельных элементов здания Академии художеств, гармоническая уравновешенность композиции, господство строгих прямых линий, геометрическая правильность, симметричность планов и строгость пропорций - все это свидетельствует о сложении нового понимания архитектурной выразительности и красоты. Впечатление, производимое зданием Академии художеств, связано с ощущением внутренней гармонии, пронизывающей весь архитектурный организм. Художественный образ здания был призван выражать в архитектуре то понятие "рационального" и "разумного", которое соответствовало художественным взглядам передовых слоев русского общества того времени, проникнутых идеями просветительства и гражданственности.


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!