Архитекторы А.Н.Воронихин и А.Д.Захаров.



Захаров Адреян Дмитриевич (1761-1811), русский архитектор, представитель ампира. Родился в семье служащего Адмиралтейств-коллегий. Учился в петербургской Академии Художеств (1767-1782) у А. Ф. Кокоринова и И. Е. Старова, затем в Париже (1782-1786) у Ж. Ф. Шальгрена. С 1794 академик петербургской Академии Художеств. Среди первых работ Захарова — ряд построек в Гатчине ("Львиный мост", "Ферма", "Птичник" и др.), проект застройки Васильевского острова в Петербурге с перестройкой здания Академии Наук (1803-1804), выполненный в традициях французской градостроительной школы, где единство ансамбля достигалось общим ритмом расстановки зданий и одинаковыми архитектурными деталями. В 1805 Захаров был назначен главным архитектором Адмиралтейства, в его ведении сосредоточились руководство строительством и проектирование гражданских и производственных зданий и сооружений. Здание Адмиралтейства в Ленинграде (1806-1823) является величайшим памятником русской архитектуры стиля ампир. Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). В центре здания — монументальная башня со шпилем, ставшая символом города. Внутри этой башни Захаров сохранил старый шпиль Адмиралтейства (архитектор И. К. Коробов). Композиция 2 крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии). Новое значение получает скульптура. Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру. В интерьерах Адмиралтейства (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека) суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки.

Захаров создал также проекты застройки Провиантского острова (1806-1808) и Галерного порта (1806-1809), ряд проектов для Кронштадта (Андреевский собор, построенный в 1806-1817, не сохранился), проекты казённых строений и церквей для губернских и уездных городов России подчёркнуто монументального характера. С 1787 преподавал в Академии Художеств (среди учеников — архитектор А. И. Мельников).

Воронихин Андрей Никифорович (1759-1814), русский архитектор, представитель классицизма. До 1785 крепостной графа А. С. Строганова, отпущенный затем на волю. С 1777 учился в Москве перспективной и миниатюрной живописи, а также архитектуре (у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова); с 1779 — в Петербурге. В 1786-1790 жил в Швейцарии и Франции, где изучал архитектуру, механику, математику, физику, естественные науки. В 1797 получил звание академика "перспективной живописи" Академии Художеств (за произведение "Вид картинной галереи в Строгановском дворце", акварель, 1793, Эрмитаж, Ленинград, и "Вид Строгановской дачи", масло, 1797, Русский музей, Ленинград), с 1802 профессор Академии Художеств. Ранние архитектурные работы Воронихина (отделка интерьеров Строгановского дворца в Петербурге, 1793; Строгановская дача на Чёрной речке в Петербурге, 1795-1796; дом в усадьбе Городня Калужской губернии, 1798) отличаются ясностью композиции, изяществом и утончённостью деталей. В своём творчестве Воронихин продолжил лучшие традиции и достижения русского зодчества. Развивая принципы дворцовых композиций Баженова, И. Е. Старова, Казакова, В. создал новый простой и строгий тип общественного здания, в своём архитектурном образе выражающий мощь и величие русского государства. Поисками большого монументального стиля отмечено наиболее выдающееся произведение Воронихина — Казанский собор в Ленинграде (1801-1811). Строительство этого здания на центральной магистрали положило начало созданию крупных городских ансамблей на Невском проспекте. Градостроительное начало играет основную роль и в последующих работах Воронихина — здании Горного института (1806-1811) с монументальной колоннадой, обращённой к Неве и акцентирующей въезд в город с моря, неосуществленных проектах Исаакиевского собора в Петербурге (1808-1810) и храма Христа в Москве (1813). Всем сооружениям этого периода, выполненным в принципах русского ампира с применением новых, облегчённых конструкций и естественных строительных материалов, присуща большая архитектурно-художественная выразительность, достигаемая ясностью пространственной композиции, контрастом больших гладких плоскостей стен с колоннадами, скульптурой и крупным, сочным орнаментом. Воронихин участвовал также в строительстве дворцово-парковых ансамблей в Петергофе (ныне Петродворец; начало 1800-х гг.) и Павловске (1802-1808), усадьбы Братцево (ныне в черте Москвы; начало 19 в.).

Большое значение имела деятельность Воронихина в области прикладного искусства — мебели, осветительных приборов, стёкол, каменных и фарфоровых ваз, проекты которых создавались им в органическом сочетании интерьера с архитектурой.

 

Таврический дворец в Петербурге (схема плана и фасада).

Построен в 1783-1789 для фаворита Екатерины II светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического его любимым архитектором И. Старовым. Здесь в 1791 состоялось самое пышное празднество екатерининского царствования. После смерти Потемкина во дворце жила императрица, а позднее император Александр I, для которого арх. Л. Руска реставрировал дворец и переделал часть интерьеров. Позднее дворец был резиденцией почетных и знатных гостей, здесь умер историк Н. Карамзин. В 1906-1917 в нем заседала Государственная дума, для которой на месте знаменитого огромного Зимнего сада архитекторами П. И. Шестовым и А. Р. Бахом был создан зал заседаний — один из лучших парламентских залов мира, воспроизведенный в ряде государств. 5 января 1918 во дворце прошло единственное заседание Учредительного собрания, разогнанного большевиками. Ныне дворец занимает Межпарламентская ассамблея стран Содружества. В Таврическом дворце сохранились великолепные залы 18 -нач. 19 в. Старов впервые применил развитие анфилады от центра здания в глубину, что было неожиданным: за вестибюлем следует круглый купольный зал, за ним — грандиозный белоколонный зал, поставленный поперек анфилады, дальше следовал Зимний сад. Во дворце был театр (переделан для библиотеки Государственной думы), анфилады дублированы коридорами. Вокруг дворца при Потемкине был устроен обширный английский парк, часть которого существует доныне.

 


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 28; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!