Архитектор К.А.Тон.



Тон Константин Андреевич (1794-1881), русский архитектор, представитель романтического историзма в русской архитектуре. Родился в Петербурге 26 октября (6 ноября) 1794 в семье владельца ювелирной мастерской. В 1803-1815 учился в Академии художеств у А.Н.Воронихина. Направленный в качестве "пенсионера" Академии в Италию, жил в 1819-1828 в Риме, изучая античные памятники и составляя проекты их восстановления. По возращении в Петербург вошел в состав Комитета строений и гидравлических работ.

Проектировал в духе классицизма, но затем в его творчестве возобладал "русский стиль", ориентирующийся на русско-византийское Средневековье. Этапным, в этом смысле, явилось строительство церкви святой Екатерины у Калинкина моста в Петербурге (1831), решенной в духе московских крестово-купольных храмов 15-16 вв. Представленный в этот период Николаю I, архитектор приступил, по инициативе императора, к главному своему произведению, грандиозному храму Христа Спасителя в Москве, призванному стать храмом-памятником в ознаменование победы России в Отечественной войне 1812. Величественное здание высотою 102 м, имеющее в основе византийскую крестово-купольную структуру, с центральным шлемовидным куполом на четырех столпах и четырьмя звонницами (увенчанными такими же, только меньшими, куполами) по углам, стало одним из главных пространственных ориентиров города. Завершенный в 1883, храм был взорван в 1931 и восстановлен в 1994-1999.

Вторым известнейшим творением Тона явился Большой Кремлевский дворец (1839-1849), возведенный на гребне холма на месте великокняжеских хором. Классицистическая в целом композиция обрела — благодаря целому ряду "древнерусских" деталей (окна с двойными арками, декоративные наличники и кокошники) — органическую связь с окружающими средневековыми постройками; к тому же дворец был соединен с ними переходами. Парадные интерьеры дворца (Георгиевский, Владимирский и другие залы) поражают величием и роскошью орнаментальной отделки.

По проектам мастерской Тона в России было выстроено немало больших и малых церквей. Благодаря покровительству двора "тоновский" русско-византийский стиль (закрепленный его альбомом Проекты церквей…, изданным в 1838) стал к середине 19 в. нормативным. Среди других сооружений зодчего особенно значительны: серебряный иконостас Казанского собора в Петербурге (1831-1833), а также вокзалы (ныне Ленинградский в Москве и Московский в Петербурге) и путевые здания Николаевской железной дороги.

 


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!