О гуманистическом в классических теориях анархизма



Евгения Фомичёва,

учитель истории и обществознания, член ВО РГО

 

С самим термином «анархия» или «анархизм» связано множество предубеждений, вызванных недостаточной изученностью явления, которому они призваны дать определение. Автору статьи хотелось бы, во-первых, в известной степени ознакомить читателя с основными положениями классических теорий анархизма, во-вторых, преодолеть некоторые безосновательно укоренившиеся стереотипы, характеризующие анархизм с исключительно деструктивных позиций.

Обратимся прежде всего к первоистокам анархистских теорий. Здесь мы сошлёмся на труды Уильяма Годвина, который одним из первых предложил анархический идеал государства и общества без частной собственности, в котором ограничительные и репрессивные функции власти сведены к нулю. Как и многие другие теоретики анархизма, Годвин большое внимание уделял развитию и функционированию человеческой личности. В частности, автор считал, что в своём поведении человек должен основываться лишь на разуме, если разум этот достаточно развит. Человек, руководствуясь разумом, должен постоянно находиться в состоянии движения к совершенству. Его свобода выражается в том, что общество не имеет на индивида никаких прав. В то же время Годвин указывает на то, что определяющей страстью индивида должна стать «любовь к целому», которая в совокупности с осознанием необходимости функционировать во взаимодействии сформирует связь «индивид-общество». Признавая первенство личности, Годвин всё же отмечает, что в своих действиях она должна руководствоваться разумным принципом всеобщего благосостояния, поскольку физическое и интеллектуальное сходство индивидов обусловливает гармонию их интересов.

Вообще Годвин писал, что люди придут к идеальной форме жизни постепенно, путём осознания и «разумного доказательства», революцией будущего Годвин называл всеобщее торжество просвещения.

Итак, идеи совершенствования личности человека вплоть до торжества просвещения по сути своей являются гуманистическими, в теории Годвина нет места ошибочному представлению об анархии как об отсутствии порядка. Анархия здесь – идеальный порядок суть которого – саморегуляция изнутри каждого человека. Единственный закон здесь – разумность, условие – высокая степень развитости человеческого разума.

Подобное истолкование приобретает тема личности и в трудах русских отцов анархизма. Прежде всего, она раскрывалась через попытки дать описание таким основополагающим принципам анархизма, как свобода, равенство и справедливость. Для Петра Алексеевича Кропоткина свобода – это возможность действия без боязни общественного наказания, она может реализоваться полностью только в условиях так называемого «вольного коммунизма» и является необходимостью для индивида.

П.А. Кропоткин в своих работах «Этика» и «Нравственные начала анархизма» делает попытку объяснить происхождение и сущность таких качеств человеческой личности, как нравственность и справедливость. Автор считает, что эти качества являются естественными для человека в свободном развитии и присущи ему от природы. В то же время, нравственность П. Кропоткина и М. Бакунина - это качество высшего порядка, порождённое совершенным разумом. Не законы и мораль, установленные государством и религией, диктуют человеку форму поведения, а человек посредством развитого разума, осознающего единство индивидов и необходимость их взаимной поддержки, сам приходит к нравственным поступкам.

Именно такой развитый разум есть плод развития человечества, высшая степень эволюции человеческой личности.

В свою очередь, для Михаила Александровича Бакунина данная идея переплетается с идеями антитеологизма, теории отрицания существования Бога. В своём «Революционном катехизисе» М. Бакунин отмечает, что «культ божества» должен быть заменён «уважением и любовью к человечеству» (данное положение, кстати говоря, полностью совпадает с основными тезисами теории гуманизма); «человек разумен, справедлив, свободен, значит, Бога нет», - пишет он. Человеческий разум для автора – единственный критерий истины, человеческая совесть – основа справедливости и равенства всех. Моральные качества человека не являются врождёнными, они приобретаются посредством воспитания человеческой личности на основе принципов справедливости и свободы. Для М. Бакунина и для всех теоретиков анархизма человек – свободное существо, которое «подчиняется лишь собственным мыслям». Разница состоит лишь в том, что если, например, вседозволенность М. Штирнера эгоистическая, беспорядочная, то у прочих теоретиков анархизма она ограничивается внутренними регуляторами – разумом и совестью, достигшими совершенства или стремящимися к нему.

Насколько высок был интерес «отцов анархизма» к личности говорит и возникновение в начале XX века особого течения анархо-индивидуализма, ярким представителем которого является А.А. Боровой. Вопрос свободы – один из основных в анархизме – неразрывно связан с проблемами личности и индивидуализма. Интересно, что для П. Кропоткина, например, характерным являлось противопоставлять индивидуализм индивидуализации человека (его обособлению), то есть тем процессам, которые мы можем наблюдать в современном обществе.

Большинство теоретиков анархизма безоговорочно признавали первенство человеческой личности, видели идеал взаимодействия индивидов в воплощении принципов справедливости и равенства как гарантов свободы каждого, но в то же время, рассматривали человека как существо общественное, естественно стремящееся к содействию и взаимопомощи. Собственно такое общество, образованное вследствие внутренних стремлений каждого индивида к взаимодействию, а не навязанное извне (как, например, государство) и стало идеалом анархического порядка.

Таким образом, можно заметить, что многие теории анархизма неизменно обращены к проблемам личности, её сущности и развития, а самому человеку уделено максимальное внимание. Анархизм здесь выступает как вера в человека, в возможность достижения им идеала развитости, совершенной разумности и совестливости - единственных регуляторов его поведения, а существование свободных саморегулирующихся обществ вместо зиждущихся на насилии и страхе государств рассматривается как естественная и единственно возможная форма функционирования развитых индивидов, личностей.

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 28; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!