За гуманизм вятской интеллигенции



 

Газета «Культурная среда» заявила о необходимости единения вятского культурсообщества, но не уточнила, под каким соусом или лозунгом следует загонять метлой интеллигентных «умников и умниц» в общую избу-читальню. Идея не нова, поскольку несколько лет активно муссируется под эгидой вятского отделения РГО (Российское гуманистическое общество), а в октябре прошлого года была предельно емко сформулирована в газете «Вятская хроника», где в рамках дискуссии о целесообразности возрождения из небытия Храма всех искусств (Дома Культуры членов Творческих Союзов), автор этих строк в проблематике разобщенности культурных слоев узрел преамбулу общего духовно-интеллектуального упадка.

Год назад дирекция разрушенного Дома Витберга с олимпийским хладнокровием уверяла, что творческой интеллигенции нет нужды искать новую крышу над головой и, тем более, объединяться в какие-либо партии, движения или клубы, потому что «шведская усадьба» начнет работать в прежнем режиме аж к следующему Рождеству. Между тем год пролетел, как комета над Малмыжем, а чуда не случилось: то ли святые угодники не вняли мольбам трудящихся, толи еще «чаво», но лихой энтузиазм устроителей увяз в будничных перипетиях. И если даже в один прекрасный день стоптанные штиблеты местных маргиналов (а интеллигенция как социальных пласт давно скатилась до маргинального уровня) вползут на мраморные ступени парадного крыльца, то посиделки у казенного «пианина» кардинальным образом проблемы не решат. Так как застройщик, по слухам, после реконструкции планирует забрать в личное пользование львиную долю апартаментов. А пока что грядущий Новый Год нам предстоит коротать каждому под своей елью.

И дело тут не столько в зловещих происках «мировой закулисы», денно и нощно плетущей темные заговоры против бдительных кировчан, сколько в сакральной численности профессиональных союзов (как и число апостолов из поэмы «Двенадцать»), из кожи вон рвущихся непременно начать долгожданный диалог о путях сотрудничества и реализации своего творческого потенциала. Вот и ходят слухи, что мистическая цифра «12» никак не увязывается с неким масонским знамением, до сих пор витийствующим над вятскими руинами.

Тогда же, год назад, наша инициативная группа провела беспрецедентную акцию сбора подписей под петицией о создании в Вятке современного Центра культуры и искусства (как, к примеру, в той же Перми). Большинство видных деятелей культуры и искусства без тени сомнения поддержало инициативу единения, за что им огромное спасибо. Но нашлись и такие, кто, под разными и порой надуманными предлогами, даже просто не хотел обсуждать эту актуальную тему, видимо, из боязни выдать свою гражданскую позицию. Не секрет, что большинство из нас сформировало свое мировоззрение в эпоху СССР, когда официальная «линия партии» казалась всем единственно верной и незыблемой, а творческая личность по своему значению приравнивалась к статусу бойца идеологического фронта (пропагандиста, агитатора и пр.). С распадом СССР рухнула идеологическая платформа, а с ней и философские представления о диалектике развития всего сущего с точки зрения мастодонтов материализма. С какой колокольни глядеть на историю мироздания после этого краха – так до сих пор никто внятно не пояснил. И каждый смотрит, как говорится, со своей колокольни: кто с пожарной, кто с вечевой, кто со сторожевой и т.д.

В этом смысле определенный интерес представляет опыт многих развитых стран, где как бы отсутствует какая-то доминирующая идеология в обычном понимании, вместо которой главенствует отработанная веками цивилизованная система взаимоотношений между различными социальными группами. Этот уникальный симбиоз, - называемый гражданско-правовым обществом, - опирается на отлаженную экономику и ее неотъемлемый атрибут – зажиточный средний класс. Когда-то и мы пытались сколотить оный в авральном беспределе базарно-рюмочного капитализма, но впопыхах наплодили лишь великое сонмище всякого толка прохиндеев, паразитов и разжиревших нуворишей.

Любой ценой вытаскивая гибнущую державу из оков хаоса и разрухи, мы все ж добились осязаемых технократических результатов, подстраивая свои макро- и микропоказатели под мировые стандарты. Однако к полноценному гражданскому обществу нам предстоит еще очень долго продираться через препоны и тернии. Тем более что в разы раздутая армия управленцев склонна саму себя любимую считать отдельным и самодостаточным классом, только наверняка не «средним», а каким-нибудь высокосословным или элитным.

Жизненный успех новоявленной знатной челяди находил бы радужные отзвуки в сердцах рядовых граждан, если б знать эта так же успешно пеклась хотя бы об элементарном социальном минимуме для прочих категорий. И бюджетного пирога с лихвой могло бы на всех хватить (как в той же Швеции и Норвегии), но для такой «благотворительности» нужны дополнительные усилия, а кому это надо, кроме нас с вами? К тому же зачем на свою шею плодить сильное и организованное гражданское общество, которое в нужный момент, не приведи Господь, может и характер показать? На правах верховного пастыря куда легче управлять серой и податливой паствой, используя древний рабовладельческий метод кнута и пряника… Взывать о социальной справедливости – все равно что требовать у работника муниципального морга капельку человеческого сострадания к его «пациентам». Или биться лбом о ветряные мельницы. Так как при известных обстоятельствах бюрократическая система становится инертно-закостенелой, замкнутой на себе самой и тормозящей прогрессивные процессы развития общества.

Постсоветский человек оказался в липком и тревожном вакууме меж двух, казалось бы, взаимоисключающих крайностей: алчности и самозабвенного юродства, в любую минуту грозящих гипертрофироваться в навязчивую государственную идею. Чисто умозрительно это можно представить в виде громадного маятника, чей молох кто-то сознательно раскачивает в сатанинском усердии, а с ним – расшатывает наивное и хрупкое сознание маленького человека, который мечется меж двух зол, задним умом уповая на шальную удачу. Мы чудом избежали окончательного раздела страны на враждующие меж собой удельные княжества. Сейчас надо остерегаться распада нашего национального самосознания на винегрет из сомнительных догм и стереотипов. Пока не поздно, надо разобраться, какие кофтаны будем кроить и по каким лекалам? Может, есть смысл вспомнить про вечные общечеловеческие ценности планетарного масштаба, которые были всегда, есть и будут назло кумулятивным рвениям отдельных энтузиастов?

В суете сует мы как-то подзабыли, что прогрессивное человечество вступило в новую фазу своего исторического развития, хронологически совпадающую с эрой третьего тысячелетия, которую все чаще называют началом эпохи нового научно-технического перевооружения во всех смыслах этого слова. Западноевропейский гуманизм, говорят, потерпел сокрушительное поражение от османов, корсаров и прочих конкистадоров потому, что у феодалов не было объединенной идеологии и к тому же они не спешили вкладывать средства в серийное производство огнестрельного оружия и снаряжать им своих крестьян и ремесленников. В итоге, в средневековых войнах полегло более половины населения Западной Европы.

В конце 18-го века потомок корсиканских пиратов глумливо расстрелял из тяжелой артиллерии французскую демократию, за что «божьей милостью» ему был дарован генеральский мундир, а потом и титул Императора. Навязав Франции шовинистическую диктатуру, сколотил банду наемников и ринулся грабить соседние суверенные государства.

По накатанной колее маршировал еще один фельдфебель в альпийских рейтузах, которого также начинают реанимировать из забвения посредством гламурно-балаганных водевилей. Сегодня невинный фарс, а завтра, глядишь, очередной Карабас-Барабас в кровавом фартуке мясника-колбасника с холма спустится в благом намерении расширения своих владений до библейских границ, как было «завещано» в манускриптах какого-нибудь царя Гороха.

Идеология – это тоже оружие, без которого народ теряет иммунитет и рискует быть подверженным контрпродуктивному и дезориентирующему влиянию. Сегодня весь мир нуждается в универсальной идеологии, сплотившей бы разноплеменное человечество в единую общность. В начале третьего тысячелетия настал тот момент, когда человечество просто обязано пересмотреть свое отношение к традиционным «ценностям». Например, к таким, как пресловутая концепция «избранности» одного народа над другим: культурные, этнические и конфессиональные различия не должны далее тормозить процесс интеграции разных племен и народов в одну человеческую семью с тем, чтобы идейно противостоять дремучему фанатизму любых воинствующих догматиков. Высасывать из пальца новую идеологию – дело пустое и неблагодарное. В прошлом веке, например, в условиях гонки ядерных вооружений было популярно движение «За мир!». Кто нам мешает в двадцать первом веке бороться «За Гуманизм!»? Тем более что любой мир начинается там, где люди гуманно относятся друг к другу.

 

А. В. Черезов, художник, член ВО РГО,


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!