Экологический гуманизм



Г.А. Поскрёбышев,

эколог, активист движения «Зелёная Россия», член ВО РГО,

руководитель организации «Хранители Вятки»

«Впервые в истории… интересы всех и каждого…

определяют жизнь человечества…

Человечество взятое в целом становится

мощной геологической силой»

(В.И. Вернадский)

 

Экологизм – принятие окружающей среды в первозданном её виде, как неотъемлемой составляющей нашего окружения. Гуманизм – прежде всего, любовь к обществу - человеческому окружению. Совмещение полярно противоположных направлений антропоцентризма с биоцентризмом – есть «золотая середина». Человек биосоциальное существо, имеющее дуалистическое начало – его эго обращено и к природе, и к обществу. Можно рассуждать бесконечно о балансе одного с другим, что является превалирующей составляющей в этой системе видения мира. Ясно всё же, что одно не может быть без другого. Не уважая себе подобных, не возможно постоянство природной среды. Изменяя среду, изымая ресурсы, рано или поздно, мы перетираем гуманизм зубами конкуренции – «место под солнцем занимает сильнейший». Золотая середина – идеальное сочетание нравственных принципов социума с незыблемыми законами матери природы.

Это можно окрестить мудростью, дипломатией разума, кто как пожелает. Экологический гуманизм – «это превентивный удар и по тому и по другому: духовный союз общества с природой» – то о чём писал В.И. Вернадский. Это и есть ноосфера.

В истории человечества экологические и социальные проблемы сопутствуют друг другу, у них общие корни, и решить их можно лишь совместно. Приоритетами государственной политики должно быть как сохранение природы – экологическая составляющая, так и обеспечение достойного и здорового существования каждого человека – компонент гуманизма. Но при этом «каждый должен сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (Конституция РФ).

Коренное преобразование управления и хозяйствования в интересах сохранения человека и природы возможны уже сейчас: объём знаний, накопленных человечеством, разработанные экологически безопасные технологии могут обеспечить переход к новому образу жизни, проявляя гуманность в отношениях друг с другом – к соседу. Политика гуманизма способна объединить человечество, не задевая этнических аспектов, культурных отличий. Гуманизм, подобно толерантности, способен осязать мультикультурное земное сообщество. «Нет насилию и войнам, разрушающих вокруг себя всё живое, превращающих степные ландшафты в пустыни!» - говорит современное поколение. Оно и понятно. Лишь координальные подвижки сознания людей способны изменить политический курс, сформировать новые общественные ценности через свободу самовыражения.

В масштабах мира «природозащитники» стали мощным двигателем социального прогресса, в связи со всеобщей близостью пропагандируемых ценностей, актуальностью поднимаемых проблем (локальные войны, парниковый эффект, озоновые дыры, обезлесивание, сокращение видового разнообразия, деградация почв, химическое загрязнение).

Я считаю, основная задача – привлечение к общественным мероприятиям граждан, включая их в сферу созидания социальных благ.

Методический спектр распростёрт от политических пикетов до прямого общения с людьми (методика «от двери к двери»).

Экологи и гуманисты должны стать примером общества будущего, воплощением мечтаний фантастов, учёных и философов (Вернадский В.И., Ганди, Спиноза, Крик, Соловьёв В.С., Росс, Швейцер, Клементс). Именно они поведут общество к построению ноосферного образования, путём привнесения в социальный разум новых ценностей, принципов, свобод. Но тщетны усилия без научной подоплёки, которую могут предоставить уже опытные деятели, гражданские институты. Необходима их скоординированная работа.

Участником нашего движения может стать каждый, независимо от партийной принадлежности, гражданин: перед будущим каждый несёт индивидуальную ответственность. Но базис завтрашнего светлого будущего закладывается сегодня. Человечество несёт коллективную ответственность. Глобальный разум, в ауре которого каждый отвечает за каждого (муравьиная семья), становится остовом для ноосферы.

Роль нашей локальной организации не велика – мы «бусинка в ожерелье». Но мы развиваемся, а не стоим на месте. О результатах нашей деятельности судить ВАМ:

1. Клуб пацифистов - объединение людей по интересам.

Цель – воспитание, просвещение.

Аудитория: преимущественно молодёжь (студенты).

На базе него организован бесплатный просмотр кинофильмов психологического, социального, религиозного содержания. Понравившуюся кинокартину можно переписать.

После просмотра организуется чаепитие с живой дискуссией. Отношения здесь носят неформальный характер с условием соблюдения этических норм. Так же на базе клуба были организованы кружки разговорного английского и группового чтения.

2. В 2006 г. Проводились концерты в поддержку братьев меньших – сегодня проявился приют для бездомных животных.

3. Сегодня мы боремся с уплотнительной застройкой и против уничтожения «зелёных лёгких города». Недавно отстояли 2 участка с зелёными насаждениями, отданные под строительство элитного дома и автостоянку. Один из них располагался вблизи костёла – уникального памятника архитектуры, другой – в спальном районе.

4. В рамках программы «Хранители Вятки» ведётся очистка городских речек.

5. Пишутся социально-экологические проекты. Например, проект «Дом, в котором МЫ живём», частично реализованный, получил 2 диплома всероссийского конкурса «Хрустальный Апельсин». Цель проекта – благоустройство и придание памятникам природы исторической и культурной значимости.

6. На дому создан информационный центр, который снабжает все библиотеки периодическими изданиями (такие как газета «Берегиня») и просветительской литературой различных экологических неправительственных организаций. Им уже успели воспользоваться преподаватели ВУЗ-ов, крупные библиотеки, студенты, общественные объединения.

7. Проведение социологических опросов.

8. Участие в городских и областных выборах.

Победа на выборах - не первоочередная задача. Главная цель – обратить внимание граждан на существующие проблемы города. Это видно из лозунгов. Аргументы аморальных профсоюзных лидеров и активистов левых партий в защиту экологически опасных промышленных предприятий можно перечеркнуть жирной зелёной линией: «Если отравить население, то некому будет работать на предприятиях!»

Не менее актуальна и остро стоит проблема озеленения городских ландшафтов после работы «коммунальщиков». Ведь состояние окружающей среды – есть отражение культуры народа.

Таким образом, «экологический гуманизм» - это новое сознание и образ жизни. Его не придерживаются, им живут, преобразовывая и сохраняя мир вокруг себя.

Общество безответственного потребления, где жизненный успех связан только с доступностью и количеством материальных благ, не имеет будущего. Экокультура, экоэтика тормозят развитие потребительского общества, склоняя субъекта потребления материальных благ к выбору и анализу результатов потребления того или иного продукта производства, таким образом грязные, антигуманные производства сворачиваются, тратятся на дорогостоящие безвредные технологии, компенсации от причинённого ими вреда.

«Экологический гуманизм» - это то, к чему надо стремиться.

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!