Изворачивается синусоида гуманизма



Пластинин Владислав Владимирович

 

Сразу оговорюсь: речь пойдет о моем понимании современной синусоиды гуманизма, сложившемся в ходе знакомства с ним в двух ВУЗах, в ряде общественных организаций гражданского общества и особенно в дискуссиях в нынешней прессе и TV при извилистых поворотах своей судьбы, приближающейся к 80-летию.

Убежден: отношения гуманности, т.е. подлинной человечности, начали складываться уже в первобытном обществе, но само слово, учение о гуманизме, утвердилось, как зафиксировано в словарях, в эпоху Возрождения. Теперь же нет ни одного направления человеческой деятельности, где бы не шла борьба гуманного с антигуманным: во власти ли, в бизнесе, в науке, в культуре – не редки, казалось бы, неожиданные переходы одних отношений в свою противоположность, как естественные, так и искусственные. Особенно искусственные подмены одного другим, маскарадная маскировка укоренилась в период предвыборной борьбы при захвате контроля над главными средствами для обеспечения своей комфортной жизни, покорности людей.

И потому я не сторонник рассуждать о гуманизме абстрактно: в чистом виде он, как золото, не обнаруживается, - и при капитализме и при социализме. Это понятие связывается с чем-то и духовно, и материально и при этом, к примеру, болтающий о широчайшем гуманизме либерал превращается, как правило, в пустоватого анархиста с любимой «матерью порядка», а коммунист или священник, не желающие находить компромиссы, в фатальном своем упорстве превращаются в кровавого диктатора, лодыри же – в гоголевских Хлестаковых.

Со множеством деталей врезалась мне в память в начале моего учительства курортная встреча на Кавказе, в Новом Афоне, в горах с местным пророком. Он словно солнечно струился в листьях груш и яблонь. И вещал он, казалось бы, первобытные истины: не уставайте любить добро, когда оно вдруг покажется вам проявлением зла; и солнечные лучи, если переборщишь в общении с ними становятся врагами; молния способна и разрушать и прокатиться мимо сверкающим шаром.

Его гуманизм уже тогда мною воспринимался как духовно природная мать порядка. И об этом вспомнилось, когда на телеэкране демонстрировалась киноэпопея Павла Лунгина «Остров», отмеченная множеством высших наград. В ней совершенно по-современному показаны многие слагаемые гуманных отношений, рождающихся на основе встречи с первобытной природой, укрепляющие веру в божественное, когда события складываются чудесным образом. Меня, как многосторонне сложившегося деятеля в сфере культуры, постоянно вдохновляет колоссальная роль ее в развитии и совершенствовании гуманности, как коллективными усилиями, так и индивидуальными.

В сфере экономики и политики это тоже широко фиксируется: многочисленная информация свидетельствует об увеличивающемся гуманизме в использовании частного капитала и государственного. Общественные же организации все активнее становятся гуманным буфером между властью и бизнесом, элитой и народными массами. Но в самостоятельную модель функционирования развитого человеческого общества гуманизм вряд ли готов превратиться – он развивается на базе ныне сложившихся общественных устройств, которые в условиях появления у ведущих государств суперсовременных разрушительных средств не смогут обходиться без развития и совершенствования гуманных отношений.

В этих вопросах много неясного и даже таинственного. После победы над гитлеризмом меня не раз ставили в тупик постоянные возвращения в прессе к теме власовщины.

Сначала казалось, что власовцы – враги, предатели социалистических идеалов и действительно заслужили наказания и презрения. Но случай привел меня впрямую к встрече с тремя из них в поезде. Я ехал на курорт, а они, отсидевшие в известных местах, возвращались туда, где когда-то до войны проживали. Один все пытался шутить, но в глазах его не исчезала тоска и боль. Другой, кряжистый, крепкий, философствовал: разумные кулаки из крестьян – любимцы земли; зачем их превращать во врагов, если они чтили и соблюдали гуманные законы и даже по-божески помогали беднякам. Тогда я отмолчался. Но потом жизнь снова вернула к размышлению над этим вопросом и снова в купе поезда: оказался в компании семьи единоличников, сколотивших прибыльное хозяйство. Они угостили прелестной горилкой – и нежной, и не пахучей, и крепко кружащей голову. Удивили тем, что их частное хозяйство вполне может сравниться с образцовым колхозом, что власти не пристают к ним требованием вступить в колхоз, налоги взыскивают вполне приемлемые. Это было еще при Сталине, он не позволял полностью вырезать частное хозяйство из жизни. Лучше это или нет, жизнь не торопится ответить в настоящее время, когда частное стало преобладающим.

А в истории с власовцами все больше открывается неожиданных деталей. Утверждают, к примеру, что лично Сталин содействовал превращению талантливого советского генерала А. Власова в создателя из советских военнопленных миллионной армии, действующей совместно с немецкими частями; якобы так она, эта армия не стала бы причинять большой урон Советскому Союзу.

Не все еще стало общеизвестным, что было тогда в действительности. Да и время не настало подходящее: дьявольщину в божеское, антигуманное в человечное обрати-ка без клоунады. Не случайно, что нынче клоунская эстрадность так широко стала модной. Как и прежде, борьбу двух основных (капитализм и социализм), постоянно конкурирующих стилей объединения людей в сообщество обостряют великие научно-технические открытия, ускоряющие и углубляющие глобализацию жизни.

И гуманизм стал «многоцветным»: коричневая гитлеризация – улучшение господствующей нации – дополнилась ныне «оранжевой» революционной ультраизощренностью. Дорогу, мол, нарастающей гениальности индивидуума. Разве можно доказать, что непривычное своеобразие меньшинства, как пытаются делать ограниченные чиновники, не законнее обжитых традиций консервативного большинства?

Почему спекуляция есть зло, когда на прибыли от нее делается добро? Это современная цивилизованность. А частный малорентабельный труд кустарей или забота прежде всего о государственных интересах малопродуктивны. Стремление личности к богатству – не жадность, а стимул, один из главнейших, к своему очеловечиванию. Вот высший гуманизм: владение средствами могущества – это подарок Бога! Так утверждается глобалистским чиновничеством. У них бизнес должен быть вне контроля, но сговор с ним не осуждается, это тайна.

Все научились отстаивать свои цвета гуманизма, первобытный он, капиталистический, советский, христианский или «террористически пиратский». У гитлеровцев модно было представиться гуманным: предложишь пленному комиссару пистолет, чтобы он за пожалование ему жизни расстрелял своих товарищей по плену. Сейчас моднее двуличие: если за плату не согласился на согрешение, то убрать несогласного из жизни с помощью таинственной случайности – высший признак профессионализма.

Но сложность оставаться во всем гуманным ни в коей мере не означает, что гуманизм изживает себя: способность по-человечески оставаться враждебным конкурентам – вот знамение времени!


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 10; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!