Представления Б. С. Братуся о личности



Борис Сергеевич Братусь рассматривает координаты «пространства личности», в которых происходит развитие:

1) деятельность (как и почему происходит развитие);

2) культура как система значений (для чего, для каких целей и задач);

смыслы (ради чего человек живет) [31, Т.2, c.444-456].

Сущность личности не совпадает ни с темпераментом, ни даже с характером. Плоскость характера – это плоскость действования, способов осуществления основных смысловых линий, и здесь обычно говорится о волевых качествах. В личности плоскость движения – нравственно-ценностная. Личность в узком понимании (ядро личности) – это не способ осуществления позиции, а сама позиция человека в этом сложном мире, которая задается системой общих смысловых образований. Лишь в более широком понимании (включая характер) – это динамическая система смысловых образований, опосредующих ее главных мотивов и способов их реализации.

Можно выделить ряд свойств смысловых образований (Б. С. Братусь, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец):

1. Смысловые образования существуют не только в осознаваемой, но часто и в неосознаваемой форме.

2. Они не поддаются прямому произвольному контролю и чисто словесным, вербальным воздействиям.

3. Смыслы не имеют своего «надындивидуального», «непсихологического» существования, они не бытуют сами по себе, как мир значений.

4. Смысловые образования не могут быть поняты и исследованы вне их деятельностного, жизненного контекста. Таким образом, психологию личности должны интересовать не отдельные факты, а акты поведения, т.е. целостные ситуации в их взаимосвязи, в которых возникают и находят свое проявление те или иные смысловые отношения к действительности.

Выделяются две функции смысловых образований:

1. Создание образа, эскиза будущего, той перспективы развития личности, которая не вытекает прямо из наличной, сегодняшней ситуации. Целостные системы смысловых образований задают не сами по себе конкретные мотивы, а плоскость отношений между ними, т.е. эскиз будущего.

2. Любая деятельность может оцениваться и регулироваться со стороны ее успешности в достижении тех или иных целей и со стороны ее нравственной оценки. Нравственные оценки и регуляция необходимо позразумевают иную, внеситуативную опору, особый относительно самостоятельный психологический план. Этой опорой и становятся для человека смысловые образования, в особенности в форме осознанных личностных ценностей. Так, честность как смысловое образование – это не правило, не конкретный мотив, а общий принцип соотнесения мотивов, целей и средств жизни в конкретной ситуации.

Братусь выделяет уровни смысловой сферы личности:

0. Собственно прагматические ситуационные смыслы, определяемые самой предметной логикой достижения цели в данных конкретных условиях.

1. Эгоцентрический уровень, в котором исходным моментом является личная выгода, удобство, престижность. Все остальные люди выступают как помогающие или препятствующие.

2. Группоцентрический: отношение к другому зависит от степени близости.

3. Просоциальный (коллективистские, общественные смысловые ориентации).

Если уровни смысловой сферы (эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный) составляют как бы вертикаль сетки смысловых отношений, то степени присвоенности их личностью (ситуативная, устойчивая, личностно-ценностная) составляют горизонталь, абциссу данной сетки. В каждом конкретном случае можно выделить ведущий для данной смысловой сферы уровень, характер его связи со смысловыми образованиями, степень его внутренней устойчивости [31, Т.2, с.385-432].

К. А. Абульханова-Славская представляет личность как субъект жизненного пути и субъект активности и разрабатывает гипотетическую модель структуры активности [1; 5]. Активность была определена как семантический интеграл притязаний и достижений личности, но, в отличие от К. Левина и Ф. Хоппе, в модель включена саморегуляция в качестве опосредующего их звена. Таким образом, саморегуляция рассматривалась не как рядоположная активности, а как операционально-исполнительская составляющая и механизм активности.

Определяя активность как семантический интеграл притязаний, достижений и саморегуляции личности, Ксения Александровна Абульханова-Славская учитывала позицию А. В. Петровского и В. А. Петровского, которые предлагали дифференцировать понятия и сущность деятельности и активности и рассматривали активность как надситуативную, т. е. сущностную характеристику личности.

Понятие активности, раскрытое через притязания, включило (в том числе) ориентацию на тот или иной способ самореализации личности себя в деятельности. Притязания сами являются интегральной характеристикой ориентации личности и на социальное одобрение результата и способа ее деятельности, и на способ ее включения в совместную деятельность и позицию в группе, и на характер ее поведения в групповых отношениях.

К. А. Абульханова изучала такие качества личности, как активность (инициатива, ответственность), способность к организации времени, социальное мышление.

К. А. Абульханова-Славская вслед за С. Л. Рубинштейном рассматривала личность в масштабе жизненного пути. Жизненный путь рассматривался как специфический, развернутый во времени процесс, в котором сталкиваются две основные детерминанты: внешняя и внутренняя, исходящая от самого субъекта. Субъектом становится личность, способная разрешать противоречия между этими внешними и внутренними детерминантами жизни, таким образом, создавая условия для реализации, самовыражения. Таким образом, личность рассматривается как динамическая, саморазвивающаяся система.

К. А. Абульханова-Славская предложила три понятия для обозначения трех пространственно-временных и ценностно-смысловых модальностей: «жизненная позиция», «жизненная линия», «жизненная перспектива». Жизненная позиция есть результирующая достижений личности (она аккумулирует жизненный опыт, но и оценивает потенциал самореализации для будущего). Жизненная позиция связана с жизненной перспективой. К. А. Абульханова-Славская выделяет такой важный аспект личности, как временная перспектива.

В. И. Ковалев описал четыре типа личности в контексте жизни:

1) стихийно-обыденный тип (ситуативность поведения, отсутствие личной инициативы);

2) функционально-действенный (личность активно организует течение событий без особой рефлексии последствий);

3) созерцательный (отсутствие способности к практической организации времени, но активная творческая жизнь);

4) творчески преобразующий тип (пролонгированная организация времени, соотнесенная со смыслом жизни, с общественными тенденциями).

Соответственно, К. А. Абульханова-Славская выделяет четыре типа личности: активно-ситуативный, пассивно-ситуативный, пассивно-пролонгированный, активно-пролонгированный [1; 5].

Среди наиболее интересных социально-психологических концепций личности можно назвать диспозиционную теорию регуляции социального поведения В. А. Ядова [47]. В качестве единицы анализа социального поведения личности Владимир Александрович Ядов избирает диспозицию – предрасположенность субъекта к оценке и определенному способу поведения.

Диспозиция есть выражение взаимодействия потребности и конкретных условий деятельности. В. А. Ядов выделяет следующие условия деятельности:

1) уровень предметных ситуаций;

2) уровень группового общения;

3) уровень разных сфер социальной активности (труд, досуг, семейная жизнь);

4) общие социальные условия образа жизни.

При взаимодействии потребностей и условий деятельности выделяются следующие уровни диспозиций:

1) элементарные фиксированные установки (по Д. Узнадзе);

2) социальные фиксированные установки (аттитюды);

3) общая направленность интересов личности;

4) системы ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства их достижения.

Иерархия поведения личности (по В. А. Ядову):

1) простейшие поведенческие акты;

2) поступки;

3) поведение;

4) жизнедеятельность в целом. [5; 47]


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!