Подход Л. С. Выготского к анализу личности



В работе «Основы теоретической психологии» [24, с. 236-241] отмечается, по крайней мере, четыре идеи Льва Семеновича Выготского (1896-1934), являющиеся предпосылкой для становления теории личности в отечественной психологии:

1) идея активности индивида;

Орудие рассматривалось Выготским как возможная точка приложения сил индивида, а сам индивид выступал как носитель активности. В инициативе индивида, обращающегося или не обращающегося к орудию, в самом способе использования орудия сказывалась и отчетливо выступала перед исследователем непосредственно ненормированная социумом активность.

Сама суть разработанного им инструментального метода как раз и состояла в том, чтобы установить активную роль субъекта, ребенка, обращающегося к орудию. В частности, предполагалось выяснить возрастные границы обращения ребенка к внешнему средству, как, впрочем, и возрастные рубежи отмирания потребности во внешних средствах, организующих деятельность. Переход извне вовнутрь изначально трактовался Выготским как обусловленный активностью субъекта. Одной из важнейших теоретических предпосылок инструментального метода явился именно принцип активности индивида – «активное вмешательство человека в ситуацию», его «активная роль, его поведение, состоящее во введении новых стимулов».

«Человека забыли», - пишет Выготский, критикуя механическую схему «стимул-реакция». Таким образом, Выготский наметил своего рода возврат человека в психологию, вплотную подведя ее к проблеме личности как активного индивида.

2) опосредованный характер психических свойств человека;

Функцию опосредствования, как известно, обеспечивают знаки, с помощью которых происходит овладение поведением, его социальная детерминация. Применение знаков, то есть переход к опосредствующей деятельности, в корне перестраивает психику, усиливая и расширяя систему психической активности. Именно эта идея оказалась особенно плодотворной для психологической науки, прежде всего детской и педагогической психологии. Принцип опосредствования был распространен на область социальной психологии, в частности на изучение групп и отношений между людьми, на психологию личности в группах. Эта позиция определила в 70-е годы поиск, направленный на адекватное теоретическое решение проблемы межличностных отношений.

3) положение об интериоризации социальных отношений;

При рассмотрении генезиса высших психических функций ребенка эта идея выступила в трудах Л. С. Выготского, прежде всего, с «безличной», орудийной стороны. Он отмечает, что знак, находящийся вне организма, как и орудие, отделен от личности и служит, по существу, общественным органом или социальным средством. Однако в рамках тех же представлений существовала возможность разрабатывать наряду и в связи с вопросом об интериоризации орудийных моментов проблему интериоризации собственно субъектных (активных, интенциональных) моментов, представленных в социальных отношениях.

Акты интериоризации, как отмечал Выготский, совершаются главным образом в процессах общения. Общение рассматривается им как процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний с помощью известной системы средств. Последнее означает, что социальные отношения, оставаясь орудийно-опосредствованными, суть отношения конкретных индивидов и несут, следовательно, отпечаток их индивидуальности. Выготский пишет о «передаче переживаний». Допустимо предположение, что в этих процессах происходит как бы перенос индивидуальных характеристик общающихся и формирование идеальной представленности их в чужом «Я». Не в том ли состоит специфика обучения в отличие от воспитания, что первое связано преимущественно с орудийно-безличным характером передачи и усвоения социального опыта, а второе - с трансляцией прежде всего субъектных качеств индивидов. И тогда (в иных терминах) первое - трансляция «значений», второе – «личностных смыслов» и переживаний. И то и другое выступает в единстве, распадающемся лишь в условиях теоретического анализа или дидактического изложения.

Если следовать самой логике развертки идей активности, опосредствованности и интериоризации социальных отношений, то личность выступает в качестве своеобразного синтеза собственных качеств данного индивида и интериоризированных субъектно-интенциональных качеств других индивидов. «Через других мы становимся самими собой» (Выготский). Личность индивида должна быть раскрыта также и со стороны бытия данного индивида в других индивидах и для других индивидов. И тогда оказывается, что конкретно охарактеризовать личность - значит ответить не только на вопрос о том, кто из других людей и каким образом представлен (интериоризирован) во мне, но и как я сам и в ком именно состою в качестве «другого», как бы изнутри определяя чье-либо сознание и поведение.

Здесь, следовательно, открывается и новая проблема: каким образом индивид обусловливает свое «присутствие» в других индивидах. Выясняя, что представляет собой данный индивид «для других» и «в других», как и то, что они представляют «для него» и «в нем», мы в первую очередь сталкиваемся с эффектом «зеркала», когда некто как бы отражается в восприятии, суждении и оценках окружающих его индивидов. Эта линия исследования представлена во множестве психологических работ по социальной перцепции (например, в работах Г. М. Андреевой и др.).

4) становление личности заключается в переходах между состояниями «в-себе», «для-других», «для-себя-бытия». Эта идея была проиллюстрирована Л. С. Выготским на примере всего развития высших психических функций: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности» [24, с. 239].

Л. С. Выготский выделяет в социализации (интериоризации) три грани:

1) индивидуализация;

2) интимизация (переход от «МЫ» к «Я», например, называние себя в первом лице);

3) производство внутреннего плана сознания (общение между людьми становится диалогическим, когда происходит фокусировка на мотивах общающихся людей; в то же время во внутренней речи человек знает мотивы собеседника, поскольку собеседником выступает он сам, его «Я»).

Индивидуализация описывается Л. С. Выготским формулой основного генетического закона культурного развития: от интерпсихического, социальной коллективной деятельности ребенка – к индивидуальному, интрапсихическому, собственно психологическим формам деятельности.

Активность личности проявляется в следующих моментах:

1) на интраиндивидном уровне – в явлениях выхода за рамки ситуативных требований и ролевых предписаний («надситуативная активность»);

2) в интериндивидном плане – в поступках и социальных актах;

3) в метаиндивидном плане – в деяниях, то есть в реальных вкладах в других людей.

Понятие «деяние» используется здесь в гегелевской трактовке: «Деяние – это, собственно говоря, произведенное изменение и произведенное определение наличного бытия. К поступку же относится только то, что из деяния входит в намерение, иначе говоря, было в сознании, то, что воля признает своим» [5].

Теория личности Д. Н. Узнадзе [24]

Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) рассматривает личность как целостное и духовное образование, в основе которого лежит установка, аккумулирующая субъективность (потребности).

Установка - готовность субъекта к той или иной деятельности, актуализирующаяся при предвосхищении им появления определенного объекта, явления и несущая на себе черты целостной структуры личности с постоянным набором характеристик.

Основной критерий личности - это сознание, которое возникает на основе механизма объективации (освобождения от субъективности).

Я-концепции личности соответствуют высшие потребности (интеллектуальные, моральные, эстетические), соотношение которых связано с основной установкой личности.

Период подготовки цели делится на 2 ступени:

- выбор (интеллектуальный процесс),

- мотивация (волютивный процесс).

Теория личности В. Н. Мясищева [24]

Владимир Николаевич Мясищев (1893-1973), вслед за А. Ф. Лазурским, рассматривает личность как систему субъективных отношений. В. Н. Мясищев использует 7-ой тезис Людвига Фейербаха о том, что «человек по своей сути представляет ансамбль отношений».

В. Н. Мясищев (1957) определяет отношения человека как «интегральную систему избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, вытекающую из всей истории его развития и внутренне определяющую его действия и переживания».

Структура личности, по В. Н. Мясищеву:

1. Доминирующие отношения.

2. Динамика реакции (темперамент).

3. Характер взаимосвязи основных компонентов, или общая структура личности (пропорциональность, гармоничность, цельность, широта, глубина и функциональный профиль).

Личностно-ориентированная психотерапия зародилась в начале 30-х годов в трудах В. Н. Мясищева и основана на его представлениях о личности. Первоначально В. Н. Мясищев называл свою психотерапию психогенетической, затем она стала называться патогенетической. В этой психотерапии есть элементы психодинамической психотерапии и гештальт-терапии. Главное в ней - это осознание пациентом своей проблемы как проблемы нарушения значимых отношений, а также реконструкция отношений личности.

Теория личности С. Л. Рубинштейна [2; 24; 34]

С. Л. Рубинштейн разрабатывает концепцию личности как субъекта жизни (личность организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление).

В теории личности Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889-1960) личность рассматривается как открытая система, что отражает принцип единства сознания и деятельности.

Единство сознания и деятельности осуществляется личностью как субъектом. Сознание - не просто высшее личностное образование; оно осуществляет, по крайней мере, три взаимосвязанных функции: регуляцию психических процессов; регуляцию отношений; регуляцию деятельности и всей жизни субъекта.

С. Л. Рубинштейн выделяет в структуре личности следующие компоненты:

1) направленность личности (проявляется в устойчивых потребностях и мотивах),

2) индивидуально-типологические особенности (темперамент, характер, способности),

3) опыт человека (знания, умения, навыки).

 

Направление исследований структуры личности в отечественной психологии задает высказывание С. Л. Рубинштейна (1948) о том, что неправильны как та точка зрения, для которой единство личности выражается в аморфной целостности, так и другая, которая видит в личности отдельные черты, и утрачивая всякое подлинное внутреннее единство психического облика личности, тщетно затем ищет корреляций между внешними проявлениями этих черт.

Одним из первых отечественных психологов, применивших данное положение, стал А. Г. Ковалев. Дальнейшее развитие представлений о структуре личности представлено в работах Б. Г. Ананьева и В. С. Мерлина, посвященных проблеме индивидуальности. Наиболее подробно проблема структуры личности отражена в работах К.К.Платонова.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!