О высказывании Всевышнего Аллаха 4 страница



Аллах призвал людей в веру, чистую от приобщения к Нему равных, сказав: «Кто же лучше по религии, чем тот, кто предал свой лик Аллаху, совершая благие дела, и последовав религии Ибрахима, ханифа? Поистине, Аллах избрал Ибрахима возлюбленным!» (ан-Ниса’ 4:125).

 

[60] Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «У каждого пророка была молитва, которую Аллах не оставлял без ответа. Все пророки поспешили со своими молитвами, а я приберег свою для заступничества за свою общину в День воскресения, и заслужит его, если будет угодно Аллаху, тот, кто умер, не приобщая к Аллаху равных».

[61] Ибн аль-Каййим указал на шесть видов заступничества:

Первое – это великое заступничество пророка Мухаммада, когда верующие (в День воскресения) будут обращаться к пророкам за ходатайством перед Аллахом, пока, наконец, не дойдут до посланника Аллаха, и тогда он скажет: «Я – для этого». Его удостоится только пророк Мухаммад.

Второе – заступничество за обитателей рая, чтобы ускорить их вход туда.

Третье – заступничество за мусульман из общины пророка, у которых были грехи, за которые они заслужили наказание в аду, однако после заступничества пророка они не войдут в него.

Четвертое – заступничество за грешников, попавших в Огонь, но не приобщавших к Аллаху равных.

Пятое – ходатайство за обитателей рая, чтобы увеличить их вознаграждение и поднять их степень.

И наконец, шестое – ходатайство за некоторых неверных для облегчения их наказания в аду. Это относится к Абу Талибу.

[62] Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб – дядя посланника Аллаха.

[63] Вот еще одна причина неверия большинства людей, как сказал об этом Всевышний: «Мы не посылали до тебя в поселения ни одного увещателя, чтобы не говорили им благоденствующие там: "Мы нашли наших отцов держащимися такого исповедания, и мы следуем по их стопам"» (аз-Зухруф 43:23). Однако в День воскресения не будет оправдания у проявивших неверие перед Аллахом, так как Он, создавая потомство Адама, взял с них зарок, сказав: «"Не Я ли ваш Господь?" Они сказали: "Да, мы свидетельствуем…" Это – чтобы вы не сказали в День воскресения: "Поистине, мы были небрежны к этому", - или не сказали бы: "Ведь еще раньше отцы наши выдумали сотоварищей Аллаху, а мы были потомством после них. Неужели Ты погубишь нас за то, что делали следующие лжи?"» (аль-А’раф 7:172-173).

[64] Многие из тех, которые полагают, что они осведомлены о смысле свидетельства «нет божества, кроме Аллаха», в действительности не ведают о нем, и основываются только на его произношении языком, не обращая внимания даже на явное неверие, поклонение могилам, разрешение запрещенного Аллахом и запрещение разрешенного Им, отказ от следования руководству Аллаха и т.п. Святой пророк сообщил о хариджитах, которые совершали молитву, держали пост и читали Коран, но вместе с тем он раскрыл их неверие, приказав убивать их так же, как было убито племя Ад (аль-Бухари (4094), Муслим (1064)). Поэтому одного только произнесения свидетельства недостаточно, и посланник Аллаха враждовал с мушриками, которые поняли это лучше, чем многие в наши дни.

[65] Шайтан постепенно сводит с пути поклонения людей, начиная с чрезмерной любви и почитания праведников и заканчивая поклонением им наряду с Аллахом. На это уходят столетия, и вера в Господа вытесняется из душ людей верой в умершего праведника. Поэтому эти люди враждебно относятся ко всему, что указывает на несостоятельность их поклонения и запрещает его, даже если это – Слово Всевышнего Аллаха. О них сказал Аллах, Всемогущ Он и Велик: «Когда вспоминают Аллаха Единого, ужасаются сердца тех, которые не веруют в последнюю жизнь. А когда вспоминают тех, кто помимо Него, - то вот, они радуются» (аз-Зумар 39:45).

[66] Аль-Бухари 6/355 и 12/131, Ахмад 1/23, 24, 47 и 55.

Возвеличивание пророков и праведников явилось одной из причин, погубивших обладателей Писания, то есть иудеев и христиан. Из чрезмерной любви к Исе ибн Марйам христиане сочли недостойным называть его посланником и рабом Аллаха и приобщили его к Господу миров, возвеличив до уровня сына Бога и даже Самого Бога. Аллах сказал: «Поистине, Мессия Иса ибн Марйам – только посланник Аллаха, и Его Слово, посланное Марйам, и дух от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите – троица! Удержитесь, это – лучше для вас. Поистине, Аллах – Единый Бог. Святость Его выше того, чтобы был у Него ребенок. Ему принадлежит все, что в небесах и на земле…» (ан-Ниса’ 4:171). Аллах также сказал: «И сказали иудеи: "Узейр – сын Аллаха". И сказали христиане: "Мессия – сын Аллаха". Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Да поразит их Аллах! До чего они отвращены!» (ат-Тауба 9:30).

[67] Муслим (2670), Ахмад 1/386, Абу Дауд (4608).

Аль-Хаттаби сказал: «Излишествующие – это те, кто глубоко уходит в вопрос, впадает в обсуждение философскими методами, внедряясь в то, что его не касается, и вдаваясь в то, что не сможет постичь разумом». К ним относятся люди, отказавшиеся от всех свободных дозволенных деяний (мубах), от мяса и хлеба, от женитьбы, носящие только шерстяную одежду, полагая, что это относится к благородному аскетизму. Ибн Теймийа сказал, что это – невежественные, заблудшие люди.

[68] Это слова шейх-уль-ислама Ибн Теймийи. Он сказал: «Причина, по которой Законодатель запретил воздвигать мечети на могилах, заключается в том, что именно из-за этого многие общины погрязли в великом и ином ширке. Души людей впадают в ширк из-за изображений праведников, изображений, которые они считают талисманами планет и др. Однако приобщать к Аллаху могилу человека, будучи убежденным в его праведности, ближе для душ, чем приобщать к Нему кусок дерева или камня. Поэтому вы можете увидеть, как мушрики унижаются у них, боятся, смиряются, поклоняются от чистого сердца так, как не делают этого в домах Аллаха. Среди них есть и такие, кто совершают им земные поклоны. Большинство же их надеется на благословение молитвы и мольбы у могилы, которого они не ожидают в мечетях. Из-за подобных пороков пророк и отрезал дорогу к этому. Он категорически запретил совершать молитву на кладбище, даже если молящийся не намеревается получить от этого места благословения, как намереваются получить благословение в мечети. Он даже запретил совершать молитву во время восхода и захода солнца, поскольку в это время мушрики молятся Солнцу. Это – закрытие дверей для прегрешения. Если же человек, совершая молитву у могил, намеревается получить благословение от этого места, то это является отклонением от дороги Аллаха и Его посланника, противоречит Его религии и является ересью, которую запретил Аллах».

[69] Необходимо отметить, что слово «любовь» в арабском языке выражается по крайней мере двумя словами: «махабба» и «хилля». Ибн аль-Каййим по поводу этого хадиса сказал: «Некоторые ошибочно предполагают, что махабба совершеннее, чем хилля, и что Ибрахим – возлюбленный Аллаха (Халилуллах), а Мухаммад – любимец Аллаха (Хабибуллах). Это – следствие их невежества, так как махабба – общее понятие, а хилля – частное, что является высшей степенью махабба. Пророк сообщил, что Аллах избрал его Своим возлюбленным, и заявил о том, что у него нет возлюбленных, кроме Господа. Однако вместе с тем он сообщил о своей любви к А’ише, к ее отцу, к Умару ибн аль-Хаттабу, к Му’азу ибн Джабалю и другим, да будет доволен ими Аллах. Сам Аллах же любит кающихся, очищающихся, терпеливых, однако высшая любовь (хилля) Аллаха обращена лишь к двум Его возлюбленным».

[70] Абу Са’ид аль-Худри передал слова пророка: «Вся земля является мечетью, кроме кладбищ и бань». Пророк запретил совершать молитву на кладбище не из-за его оскверненности, а из-за скверны ширка, путь к которому лежит через поклонение у могил.

[71] Абу Дауд (3236), ат-Тирмизи (320), ан-Наса’и 4/94 и 95, Ахмад 1/229, 287, 324 и 337; слабый хадис, в иснаде которого Абу Салих Маула Умм Хани не заслуживает доверия.

В этой главе поднимается вопрос о нежелательности посещения могил женщинами. Абу Хурайра рассказывал, что «посланник Аллаха проклял женщин, постоянно посещающих могилы».

Те же, кто утверждает, что женщинам разрешено посещать кладбища, опираются на хадис Абдуллаха ибн Абу Мулейки: «Однажды А’иша возвращалась с кладбища, и я сказал ей: "О мать правоверных! Разве посланник Аллаха не запретил навещать могилы?" Она сказала: "Да, вначале он запретил навещать могилы, а затем приказал совершать это"».

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа сказал: «В этом хадисе нет аргументов. Опирающийся на него защищается тем, что общий запрет аннулирован, но он не принимает в расчет особый запрет для женщин, в котором они проклинаются за навещение могил».

Пророк сказал: «Навещайте могилы, потому что они напоминают вам о смерти». Это высказывание отменяет установленный им ранее запрет на посещение кладбищ. Из этого вытекает несколько важных вопросов:

Во-первых, кладбища должны посещаться не с целью мольбы или просьбы у покойников;

Во-вторых, снятие запрета касается и могил неверных, так как пророк навещал могилу своей матери;

В-третьих, посещение кладбищ является желательным только для мужчин. В другом хадисе Абдуллаха ибн Абу Мулейки от А’иши, переданном ат-Тирмизи, говорится, что «она пошла на могилу своего брата Абд ар-Рахмана, и сказала: "Если бы ты видел, что я пришла к тебе…"» Это указывает на то, что для женщин посещение могил не является желательным. Иначе не было бы разницы, видел бы ее брат это или нет. Более того, нет необходимости говорить подобные слова, если совершаешь дозволенное.

Посещение могил женщинами не считалось желательным ни при жизни пророка, ни в эпоху праведных халифов. Пророк, разрешая мужчинам посещать кладбища, как это передал Ахмад в «аль-Муснаде», сказал: «Это напоминает о смерти, размягчает душу и прослеживает глаза». Если же открыть эту дорогу женщинам, то их охватит печаль и плач в силу их слабости и недостатка терпения. А запрещается это для того, чтобы не возникало повода для совершения греха, ибо рыдание по умершему является грехом, который пророк назвал неверием времен джахилии.

[72] Этот хадис содержит суровый запрет на путешествие, вознамеренное только для посещения могилы посланника Аллаха, либо какого-либо машхада, поскольку это относится к устроению празднеств и является одной из важнейших причин возникновения ширка. Абу Са’ид аль-Худри рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Отправляться в путь можно только в три мечети: Заповедную мечеть (в Мекке), мою мечеть (в Медине) и мечеть аль-Акса (в Иерусалиме)». Паломничество же в любую другую мечеть запрещено шариатом, независимо от того, называется она машхадом или нет.

Что же касается совершения обхода (тавафа) вокруг могил или машхадов, то это является великим ширком, ибо Аллах сказал: «…И пусть совершают обход вокруг Древнего дома» (аль-Хаджж 22:29). Поэтому таваф разрешается только вокруг Священного Дома Аллаха – Ка’бы.

[73] «Фадль ас-Салат ‘ала-н-Наби» Исма’ила аль-Кади (20), (30).

Сподвижники пророка не читали благословения и приветствия пророку у его могилы, как это начали делать последующие поколения, несмотря на следующий хадис Убейдуллаха ибн Умара от Нафи’а о том, что «когда Абдуллах Ибн Умар вернулся из путешествия, он пришел на могилу пророка и сказал: "Мир тебе, о посланник Аллаха! Мир тебе, о Абу Бакр! Мир тебе, о мой отец!" Затем он ушел». Убейдуллах сказал: «Мы не знаем никого из сподвижников пророка, который бы делал это, кроме Ибн Умара». Это свидетельствует о том, что никто из первых мусульман не становился у могил, чтобы произносить мольбу или просить что-либо для себя и других.

Ибн Теймийа сказал: «Я не знаю никого, кто бы позволял это, так как это является одной из разновидностей проведения празднеств. Напротив, хадис указывает на то, что навещение могилы (пророка) для приветствия, когда человек ходит совершить молитву в его мечети, запрещено и не разрешается по шариату. Малик порицал жителей Медины за навещение могилы пророка при входе в мечеть, поскольку салафы не делали этого. Он сказал: «Дела последних поколений этой общины не будут праведными, если их не делали первые». Сподвижники и их последователи, да будет доволен ими Аллах, посещали мечеть пророка и совершали молитвы, а по окончании их сидели или выходили. Они не навещали его могилу для приветствия, потому что знали, что благословение и приветствие его в молитве совершеннее и лучше. Приход же к могиле для благословения и приветствия, либо для молитвы и мольбы не был разрешен им, наоборот, он запретил это, сказав: "Не устраивайте на моей могиле празднеств. Испрашивайте для меня благословения, ибо ваши благословения достигнут меня". Этим он разъяснил, что благословения и приветствия достигают его из любого места. Кроме того, он проклял тех, кто воздвигает на могилах пророков мечети.

Во времена, когда была жива А’иша, его могила находилась в комнате, в которую входили через дверь, после чего была построена еще одна стена. Хотя салафы и имели возможность посетить его могилу, они не входили туда ни для благословения, ни для приветствия, ни для мольбы за себя или за других, ни для того, чтобы задать вопрос о хадисах или науке. Шайтан не мог соблазнить их и внушить им то, что они якобы слышат речь и приветствия (пророка), дабы они предположили, что пророк разговаривает с ними, выносит фетвы, разъясняет им хадисы или отвечает на приветствия голосом, который слышен снаружи, как соблазняет шайтан прочих у его могилы и могил других, вводя их в заблуждение. Эти люди предполагают, что погребенный в могиле повелевает и запрещает, издает фетвы и разговаривает наяву, что он выходит из могилы, и люди видят его вне ее. Они предполагают, что души тел мертвых выходят и разговаривают, и что душа мертвого облекается в плоть, и люди видят ее, как видели пророка в ночь вознесения на небеса…»

[74] Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Джибт – это колдовство, а тагут – это шайтан». Это же говорили Ибн Аббас, Абу-ль-Алийа, Муджахид, аль-Хасан и др. Имам Малик сказал: «Тагут – это все, чему поклоняются помимо Аллаха».

Ибн Аббас сказал: «Джибт – это идолы». Он же сказал: «Джибт – это Хайуй ибн Ахтаб». Аш-Ша’би сказал: «Джибт – это предсказатель». Муджахид сказал: «Джибт – это Ка’б ибн аль-Ашраф». Есть и другие толкования.

[75] Однажды иудеи Хайуй ибн Ахтаб и Ка’б ибн аль-Ашраф, встретились с жителями Мекки. Им сказали: «Вы – обладатели Писания и обладатели знания, сообщите нам о нас и о Мухаммаде». Они спросили: «Кто вы, и кто Мухаммад?» Те ответили: «Мы сохраняем родственные связи, приносим в жертву верблюдов, освобождаем пленных и поим паломников айраном, а Мухаммад – человек без потомства, он порвал наши родственные связи. За ним последовали грабители паломников из Гифара. Кто же лучше, мы или он?» Они сказали: «Вы – лучше и вернее путем». Тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: «Разве ты не видел тех, которым дарована часть Писания? Они веруют в джибта и тагута и говорят о тех, которые не веруют: "Эти – вернее путем, чем те, которые уверовали"» (Ибн Касир 1/513).

[76] По мнению большинства толкователей Корана, обезьяны – это нарушившие субботу, а свиньи – проявившие неверие к трапезе Исы («Тафсир аль-Фахр ар-Рази», т. 12). Всевышний, обращаясь к иудеям, сказал: «Вы узнали тех из вас, которые нарушили субботу, и Мы сказали им: "Будьте обезьянами презренными!"» (аль-Бакара 2:65). Аллах приказал иудеям хранить величие субботы и отказаться в этот день от всякой работы. Однако иудеи решили перехитрить Аллаха: они вынимали рыбацкие сети из моря не в субботу, а оставляли их до воскресного вечера, и тогда забирали весь улов. Работа, начатая иудеями до субботы, фактически продолжалась и в субботу, за что Аллах и обезобразил их, превратив в обезьян (ар-Рифа’и 1/64).

Проявивших же неверие к трапезе Исы Аллах наказал, обезобразив их в свиней. Всевышний сказал: «Вот сказали апостолы: "О Иса ибн Марйам! Может ли твой Господь низвести нам трапезу с неба?"» (аль-Ма’ида 5:112). «Сказал Аллах: "Я ниспошлю ее вам, но кто из вас после того будет неверующим, того Я накажу наказанием, каким не наказывал никого из миров!"» (аль-Ма’ида 5:115).

Тем не менее, Ибн Аббас придерживался иного мнения. Он сказал: «Все, кто были обезображены, относились к нарушившим субботу. Молодые из них были обезображены в обезьян, а старики – в свиней».

[77] Святой пророк указал на то, что определенная часть его общины будет в точности совершать все, что делают иудеи и христиане, и поэтому Суфйан ибн Уйейна сказал: «Наш ученый, совершающий порочные дела, походит на иудеев, а наш поклоняющийся (неученый), совершающий порочные дела, походит на христиан». Многие мусульмане таким образом отклоняются от дороги Аллаха, и спасаются из них только те, к кому милостив Всевышний. Им не грозит заблуждение, и они – на верном пути.

[78] Аль-Куртуби сказал: «Это означает сокровищницу хосроя, то есть владения персов, и сокровищницу цезаря, то есть владения византийцев – их дворцы и страны. Он (пророк) также сказал: "Клянусь Тем, в чьих руках моя душа, обе эти сокровищницы будут израсходованы на пути Аллаха". "Красная" – это сокровищница цезаря, так как подавляющим в ней было золото, а "белая" – сокровищница хосроя, так как подавляющим в ней были драгоценные камни и серебро. Все это произошло во время халифа Умара».

[79] Зийад ибн Худайр рассказывал: «Как-то Умар спросил меня: "Знаешь ли ты, что разрушает Ислам?" Я ответил: "Нет". Он сказал: "Его разрушают ошибки ученых, споры лицемеров о Книге (Аллаха) и постановления вводящих в заблуждение имамов"» («аль-Мукаддима» ад-Дарими 1/71; хороший хадис). Всевышний сказал: «Потом Мы утвердили тебя на прямом пути (шариате) из повеления. Следуй же ему и не следуй страстям тех, которые не знают!» (аль-Джасийа 45:18). Он также сказал: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, закончил для вас Свою милость и удовлетворился для вас Исламом как религией» (аль-Ма’ида 5:3). Дорога посланника Аллаха, его сподвижников и богобоязненных верующих -–это прямой путь, а всякая ересь в религии является заблуждением и ведет в Огонь. Святой пророк сказал: «Кто совершит ересь или укроет еретика – на нем проклятие Аллаха, ангелов и всех людей». Он также сказал: «Если кто совершит в нашем деле (религии) то, что не из него, то оно должно быть отвергнуто».

[80] Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Истинность этого выявилась еще при жизни пророка. В Йамаме появился Мусейлима аль-Каззаб ("Лжец"), в Йемене – аль-Асвад аль-Анси. При халифе Абу Бакре – Тулейха ибн Хувайлид из племени Бану Асад ибн Хузайма, и Саджах из племени Бану Тамим. Аль-Асвад был убит еще при жизни пророка, а Мусейлима – при халифе Абу Бакре, и убил его Вахши, убивший дядю пророка Хамзу в битве при Ухуде. В убийстве Мусейлимы в Йамаме участвовал и один из ансаров. Тулейха покаялся, и умер мусульманином в период правления Умара. Говорят, что Саджах также покаялся. Затем появился аль-Мухтар ибн Абу Убейд ас-Сакафи. Он овладел Куфой в начале правления халифа Ибн аз-Зубейра, демонстрируя свою любовь к Ахль аль-Бейт (близким родственникам пророка Аллаха) и призвав людей отомстить убийцам аль-Хусайна (внука пророка). Он преследовал их и убил многих, кто участвовал в этом и помогал этому, и люди полюбили его. Затем он провозгласил себя пророком и объявил, что к нему приходит Джибриль. При халифе Абд аль-Малике ибн Марване появился аль-Харис аль-Каззаб, и он также был убит. Во время правления Аббасидов также появилась целая группа лжепророков.

Этот хадис не указывает на всех, кто провозгласил себя пророком, - их не сосчитать, так как призыв большинства из них возникал на почве безумия или меланхолии, - а указывает лишь на тех, кто получил власть и посеял сомнения, как те, которых мы описали. Всевышний Аллах уже уничтожил часть из них, другая же часть осталась, и она последует за своими собратьями, последний из которых – ад-Даджжаль Великий».

[81] Под повелением Аллаха имеется в виду прекрасный ветер, который заберет души оставшихся в живых верующих, и появление великих признаков Дня воскресения. Ужас наступления Часа будут вкушать только самые неправедные из всех творений Аллаха. Абдуллах ибн Умар сказал: «Не наступит Час до тех пор, пока не останутся (на земле) злейшие из творений. Они будут худшими людьми эпохи джахилии. Тогда Аллах пошлет ветер с запахом мускуса, прикосновение которого подобно прикосновению шелка. Он не оставит ни одного человека, в сердце которого есть хотя бы частица веры, незахваченным. После этого останутся злейшие люди, и при них наступит Час».

Что же касается спасшейся группы, то ученые разошлись во мнении, где будут жить ее приверженцы. Абу Амама рассказывал: «…Его спросили: "О посланник Аллаха! Где они будут?" Он сказал: "У Святого дома (Бейт аль-Макдас в Палестине). Му’аз ибн Джабаль сказал: «Они будут в аш-Шаме (территория на которой сейчас располагаются Сирия, Ливан и Палестина)».

Ат-Табари писал, что хадисы указывают на то, что эта спасшаяся группа постоянно будет находиться в аш-Шаме или аль-Кудсе (Иерусалиме), временами возрождаясь в других местах. Хотя Аллаху это ведомо лучше. Тем не менее, праведные ученые жили в разных странах – в Хиджазе, аш-Шаме, Ираке, Египте, Иране – и вели борьбу на пути Аллаха. Поэтому эта праведная община собирается и распадается в разные времена в разных местах.

[82] Колдовство – это чтение заклинаний, завязывание узлов и прочее из того, что влияет на души и тела людей, вызывая болезни и смерть, разлучая мужа с женой и т.п. Всевышний сказал: «Сулейман не был неверным, а неверными были шайтаны: они обучали людей колдовству и тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне – Харуту и Маруту. Но и они оба не обучали никого, не сказавши ему: "Мы – искушение, не становись же неверным!" И те научились от них, чем разлучать мужа от жены, - хотя они не вредили этим никому иначе, как с дозволения Аллаха. Они обучались тому, что им вредило и не приносило пользы, и они знали, что тому, кто приобретал это, не будет доли в будущей жизни. Как ничтожно то, за что продали они свои души, - если бы они это знали!» (аль-Бакара 2:102).

Он также сказал: «Скажи: "Я прибегаю к Господу рассвета… от зла дующих на узлы…"» (аль-Фалак 113:1, 4). В этой суре Аллах повелел прибегать к Его покровительству от зла колдуний, и если бы колдовство не было истиной, то Всевышний не повелел бы этого. Колдовство запрещено Аллахом, и на это указывает вышеуказанный аят из суры аль-Бакара и слова Всевышнего: «"…И не будет иметь счастья колдун, куда бы ни пришел"» (Та ха 20:69).

[83] Ибн Аббас говорил, что смертных грехов семь, однако согласно другим ривайам от него – их семь и семь (четырнадцать), семьдесят или семьсот. Многочисленные труды о них были написаны хафизом Ибн Раджабом, шейх-уль-исламом Ибн Абд аль-Ваххабом, хафизом аз-Захаби и др.

Одним из величайших грехов является несправедливое убийство. Всевышний сказал: «А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему будет геенна – для вечного пребывания в ней…» (ан-Ниса’ 4:93). Жизнь мусульманина становится прикосновенной при совершении им трех грехов: убийства другого мусульманина, прелюбодеяния и выхода из общины Ислама. В других случаях необходимо покаяние, о чем сказал Аллах: «…Те, которые не взывают к другому божеству наряду с Аллахом, и не убивают душу, запрещенную Аллахом, иначе как по праву, и не прелюбодействуют. А кто совершает это, тот встретит воздаяние: удвоено будет ему наказание в День воскресения, и будет пребывать он в нем вечно униженным, кроме тех, кто покаялся, уверовал и творил благое. Аллах заменит их злые деяния благими, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный!» (аль-Фуркан 25:68-70).

[84] Это значит: приказ об убийстве колдунов дошел до нас от трех сподвижников пророка: Умара, Хафсы и Джундаба.

[85] Ибн Абу Хатим привел слова Са’ида ибн Джубейра: «Когда Всевышний Аллах проклял Иблиса, его образ изменился, став отличным от образа ангелов, и он застонал. Все его отголоски пребывают в этом мире до Дня воскресения».

Баки ибн Махлад в своем толковании Корана писал, что Иблис стонал четыре раза: когда он был проклят, когда он был низвергнут, когда родился посланник Аллаха, и когда была ниспослана сура аль-Фатиха (Открывающая Коран 1).

Са’ид ибн Джубейр рассказывал, что Ибн Аббас сказал: «Когда посланник Аллаха завоевал Мекку, Иблис издал такой вопль, на который собралось все его войско».

[86] Ибн Абд аль-Барр сказал о красноречии: «Группа ученых толковала этот хадис как порицание (красноречия), потому что колдовство порицается, однако большинство ученых и знатоков поведения считают, что это одобряется, так как Всевышний одобряет ясность. Как-то один человек попросил Умара ибн Абд аль-Азиза о чем-то и сделал это так красиво, что Умар сказал: "Клянусь Аллахом, это – разрешенное колдовство"».

Красноречие действует, как колдовство, так как может представить истину ложью, и ложь – истиной. К этому склоняются сердца невежественных людей, и они начинают принимать ложь и отрицать истину. Мы же просим у Аллаха стойкости и прямого пути. Однако красноречие, которое проясняет и выявляет истину и уничтожает ложь, одобряется.

[87] Муслим (2230), Ахмад 5/380 и 4/68. Фраза «…и поверит сказанному им отсутствует у Муслима.

Что же касается слов пророка «…молитва не будет принята в течение сорока дней», то ан-Навави сказал, что «это значит, что он не получит за них вознаграждение». Ученые единогласны в том, что молитву за эти сорок дней повторять не надо.

[88] Этот хадис указывает на неверие колдунов и предсказателей, поскольку они заявляют о якобы знании ими сокровенного, а это является неверием. Всевышний сказал: «У Аллаха знание о Часе. Он низводит сильный дождь и знает то, что в чревах. Ни одна душа не знает, что она приобретет себе завтра, и ни одна душа не знает, в какой земле умрет. Поистине, Аллах – Знающий, Ведающий!» (Лукман 31:14). Он также сказал: «У Него ключи сокровенного; не знает их никто, кроме Него» (аль-Ан’ам 6:59). Всевышний также сказал: «…Ведающий сокровенное, Он не открывает сокровенное никому, кроме того, кто угоден ему из посланников…» (аль-Джинн 72:26-27). Поэтому поверивший предсказателю отрицает истинность этих аятов, а это – неверие.

Те, кто считал, что подобное неверие не выводит из общины Ислама, опирались на слова пророка: «…Его молитва не будет принята в течение сорока дней». Имам Ахмад не дал точного ответа, является ли подобное неверие великим и выводит ли оно из общины Ислама, что является наиболее известной риваей от него.

В словах пророка «Не из нас…» содержится суровое предупреждение людям, занимающимся подобными делами, будь то ширк, что представляет собой суеверие, или неверие, чем являются предсказания и колдовство.

[89] Тот, кто заявляет о своей приближенности к Аллаху и ссылается на знание им сокровенного, является клевретом шайтана, а не приближенным Милосердного. Всевышний одаряет Своих богобоязненных рабов, однако этот дар отличается от того, о котором заявляют люди, говорящие: «Слушайте! Я знаю сокровенное». Уже само подобное заявление является указанием на его ложность. Всевышний сказал: «Потому не восхваляйте сами себя: Он лучше знает тех, кто богобоязнен» (ан-Наджм 53:32). Он также сказал: «Поистине, приближенным Аллаха не будет ни страха, ни печали – тем, которые уверовали и были богобоязненны» (Йунус 10:62-63). Как подобные верующие, трепещущие от страха перед их Господом, могут сказать: «Знайте, что мы – приближенные Аллаха и ведаем сокровенное». Говорящий это стремится возвыситься в глазах людей и добиться этим прибыли в мирских делах.

Достаточно взглянуть на сподвижников пророка и их последователей, которые были лучшими из святых Аллаха:

Абу Бакр не мог удержаться от слез при чтении Корана. Умар, слыша плач с задних рядов, также плакал в молитве. Они всю ночь напролет повторяли один аят Корана, трепеща от страха. Тамим ад-Дари ворочался в постели, не смыкая глаз от страха перед Огнем, и вставал на молитву…

Всевышний так охарактеризовал Своих приближенных: «Только рассудительные внемлют этому – те, которые верны в исполнении обязанностей перед Аллахом и не нарушают завета» (ар-Ра’д 13:19-20). Он также сказал: «Поистине, те, которые благоговеют в страхе перед Господом своим, которые веруют в знамения Господа своего, которые не придают равных Господу своему, и которые подают в милостыню то, что подают, в то время как сердца их трепещут от того, что они к Господу своему возвратятся, – это они стремятся к благам и опередят других на пути к ним» (аль-Му’минун 23:57-61). Вот характеристика чистейших святых, и они далеки от того, чтобы посягать на права Всевышнего Аллаха на высокомерие, возвеличивание и знание сокровенного.

[90] «Джами’ аль-Масанид» Ибн аль-Джаузи.

[91] Всевышний ниспослал эти аяты о роде Фараона и сказал: «Когда наступает для них благополучие, они говорят: "Это – от нас", - а когда постигает их бедствие, они связывают это с Мусой и теми, кто с ним…» (аль-А’раф 7:131). Семейство Фараона, когда его постигало несчастье, связывало его с Мусой и теми, кто были с ним, говоря: «Это все из-за Мусы и его сподвижников!» Однако Аллах опроверг это, сказав: «Но, истинно, то, причиной чего они считают дурной знак – от Аллаха…». Ибн Аббас сказал: «Они считают последствием дурного предзнаменования то, что предопределил и предписал для них Аллах». В другой ривайе говорится: «Их несчастья – у Аллаха и от Аллаха».


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!