Характер антропосоциогенза: достижения, противоречивость и закономерности развития



1. Эмпирия феодального этапа антропосоциогенеза демонстрирует, как и прежде, подчинение всеобщему закону развития объективной реальности (OR) в материальном субстрате (м) социального и его атрибутах – движении (д), связях (с), отражении (о) и иллюстрируется всеобщие формулы развития:

 

В

H1

 

2. Возникновения феодального общества представляет процесс развития предпосылок, то есть развертывания потенциального содержания, возможности, имеющейся в прошлом /превращения колоната и прекария в феод, отчины в вотчину и т.д./. Это развитие осуществляется под воздействием с одной стороны социальных /разрешение противоречия производительных сил и производственных отношений/, с другой – биологических закономерностей /естественного отбора на самосохранение в условиях не только естественной, но и модифицируемой природы…/. Феодализм сохраняет биологическое в качестве необходимой естественной основы и развивает его далее, аккумулируя, таким образом, в антропосоциогенезе положительное содержание предшествующей эволюции живого и социальный процесс /прогресс и регресс/.

3. Специфику истории феодализма образует переход варварского мира периферии от первобытности к новому строю, минуя рабство. Реализация такого перехода – может быть первый масштабный пример сознательного выбора пути общественного развития человеком. Об этом свидетельствует наличие у варваров, не получивших последующего развития элементов домашнего рабства. МТБ феодализма и его технологии производства не оставляют для рабовладения места. Имел значение, вероятно и негативный пример разлагающихся увядающих рабовладельческих цивилизаций, с которыми контактировал мир варварской периферии. Налицо, таким образом, было два пути становления феодализма – римский и варварский.

4. Человек и его сообщества – социальная структура феодального общества – возникает как результат осуществления жизни, сущность которой сводится к производству одной частью общества /эксплуатируемыми, – в том числе крестьянами/ с помощью находящихся в личной собственности ручных орудий преимущественно из железа средств существования на землях феодалов и присвоения создаваемых и естественных благ другой /эксплуататорами – феодалами/, для которых крепостные и их труд – «естественное неорганическое условие существования», осваиваемая и эксплуатируемая часть социальной формы материального мира. Следствием революции в способе производства явилось воспроизведение классовости и обусловленных количеством средств существования сословий, каст. Поэтому вслед за экономикой все стороны социальной жизни – внеэкономические, политические, культурные, идеологические – обрели сословно-классовый, кастовый, политипичный, дифференцированный характер. Производство общественной жизни, обмен веществ человека с природой, низшего с высшим, естественного и общественного, остались разными, порождая различные для классов, сословий и каст последствия антропосоциогенеза: «естественные» и «общественные», «прямые» и «косвенные», «ближайшие» и «более отдаленные». С воспроизведением классовости в ее новом качестве самосохранение вида Нomo sapiens /адаптация, потребление, размножение, регулирование живого, отражение/ сохранило разнонаправленный – регрессирующий для эксплуататоров и прогрессирующий для части эксплуатируемых характеров.

5. Революция в способе производства общественной жизни качественно трансформировала общественные связи и отношения. Следствием сословно-классового разделения труда /обмена веществ человека с природой/ явилась феодальная частная собственность, неравенство в распределении материальных и духовных благ, а, следовательно, экономическое, внеэкономическое, политическое, культурное, духовное и антропологическое неравенство. Вновь, таким образом, воспроизводится в новом качестве отношение эксплуатации, антагонизм, насилие. При этом лежащие в природной основе классово-диффиринцированного социального, биологические связи сохраняют разнонаправленный тип /инбредный у одних и аутбредный для других/ что тормозит биоэволюцию одной и ускоряет – другой части представителей вида Нomo sapiens. Отношения и связи феодализма в целом более развиты, способны соединять в многомиллионные государственные образования массы племен и народностей. Но, вновь государственные границы, феодальная раздробленность и парцелярность становятся препятствием и тормозом пролонгации социально-биологических отношений и связей, демонстрируя противоречивость биологического и социального. Их ограниченность – свидетельство не реализованной феодализмом возможности развития человека и его исторических общностей /сообществ/.

6. Разделение обмена веществ человека с природой, труда, частная собственность на средства существования /Не, Нп/, антагонизм отношений, разнонаправленность биологических связей и законов… реализовались в конечном результате феодального способа производства общественной жизни – в естественноисторических типах и параметрах индивида /эксплуататора и эксплуатируемого/ и человечества со всеми различиями социальными /экономическими, внеэкономическими и пр./ и биологическими /адаптационными, вегетативными и т.д./. Все элементы социальной организации обрели социально-классовый, кастово-диффернцированный характер, отличаясь не только общественными /В/ чертами, но и природными основами /Нв/ и условиями существования –преобразованными /Нп/, и естественными /Не/. Так, образующая господствующий класс, праздная часть общества обеспечившая нетрудовое избыточное / max / удовлетворение материальных и духовных благ, обрекла себя на дегенерацию вплоть до деградации, вновь подтверждая выводы о тупиковых направлениях развития. Не получила устойчивого стабильного развития и часть трудового эксплуатируемого класса /крепостные/, поставленная в условия недостаточного /min./ потребления и изнуряющего труда. Прогресс обеспечивал народ в котором труд, обмен веществ, взаимодействие элементов объективной реальности /ОР = Не + Нп + Нв + В; = Ф + Х + Б + С; = э + в + п + к + и; = Пр.С. + Пр.О…/ оптимально (opt) соответствовали друг другу. Содержание социального /В/, его природных основ /Нв/ и условий существования –преобразованых /Нп/, и естественных /Не/ оказалось снова дифференцированным, сословно-классовым, противоречивым. В символах абстрактной формулы диалектико-математетического понимания истории это можно выразить так:

max

opt ∞ min

 

7. Условиями существования интегрального социального целого при феодализме было частное и личное землевладение – феод /Не/, основное богатство общества, обуславливающее качество и количество воспроизводимых трудом средств существования /Нп/. Специфика землевладения и землепользования состояла в дифференцированности условий, а следовательно, обмена веществ человека с природой. Разные условия существования, экономика /Не+Нп/, порождали полиморфизм биологии людей /Нв/ и индивидуализацию их социальных /В/ параметров. Биологической основой феодального общества /Нв/ остался вид Нomo sapiens, но «пригнанный» к более широкому, чем прежде, спектру естественных модифицированных и социальных условий существования /Не, Нп, В/, следовательно, с иной антропометрией, генетикой, биохимией и биофизикой. Сословно-классовый характер труда и отношений, высшего с низшим, детерминировал дифференциацию самосохранения /адаптации, процессов метаболизма, размножения, регулирования, отражения/, полиморфность представителей вида, разнонаправленность развития законов биологии для классов, сословий и каст общества.

8. Осуществляемый с начала новой эры до XIV-XV столетний, то есть около двенадцати веков, феодальный способ общественной жизни представлял освоение и эксплуатацию, помимо физики, химии и биологии, в возросших масштабах социальной формы материальной действительности при сохранении классового антагонизма ее частей. Классовая противоречивость и противоположность пронизывают всю структуру объективной реальности /ОP/, всю структуру общества /В/, его природных основ /Нв/ и условий существования – естественных /Не/ и преобразованных /Нп/. Объективная реальность, обмен веществ человека с природой высшего и низшего общественное бытие феодала, крестьянина, горожанина обретают политипичный характер: минимизированный для части крестьян, максимальный для феодалов, оптимальный для горожанина. Набор элементов объективной реальности получился неоднородным:

ОР феодала ≠ ОР крестьянина ≠ ОР горожанина

 

min. ОР крестьянина = Не/фхб/+Нв/фхб/+Нп/фхб/+В/с/→∞

max. ОР феодала = Не/фхб/+Нв/фхб/+Нп/фхб/+В/с/→∞

оpt. ОР горожанина = Не/фхб/+Нв/фхб/+Нп/фхб/+В/с/→∞

 

или, что одно и тоже только на ином уровне аналитики объективной реальности:

э + с + п + к + и крестьянина ≠

э + с + п + к + и феодала ≠

э + с + п + к + и горожанина ≠

 

Неравенство сословий и классов феодального общества, противоречивость, политичность, разнонаправленность его развития, различие способов существования, обмена веществ человека с природой, ясно отражается, таким образом, на всех уровнях осознания объективной реальности, антропосоциогенеза, социального процесса.

9. Содержание феодального способа производства социальной жизни противоречиво. Существование наряду с натуральными /mах., min./ товарно-денежных /оpt./ отношений создавало экономические предпосылки, возможность выхода за рамки феодализма. Весь процесс развития человека и общества естественно–исторически, объективно, ведет к возникновению рыночного, буржуазного общества. Об этом красноречиво свидетельствуют смена форм эксплуатации: дань, натуральный оброк, отработанная рента, денежный оброк, порождающий несовместимый с феодализмом товарный рынок. Наличие города /бурга/ и горожан /предбуржуазии и предпролетариата/ формировало социально-политические силы, способные осознать и реализовать необходимость переворота. Наконец, буржуазные революционеры – с их лозунгами «Свободы! Равенства! Братства! Счастья!», явившись буревестниками революций, предвосхитили выход общества за рамки феодализма.

 

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!