Рабовладельческий способ



производства общественной жизни:

возникновение, структура, содержание.

 

Становление нового способа производства общественной жизни выражается, прежде всего, в кардинальных «с естественноисторической точностью констатируемых» преобразованиях экономического фундамента, на котором базируется общество /2, 6–7/. Изменения его после первобытности начинаются, согласно Ф.Энгельсу, «с того дня, как труд семьи стал создавать больше продуктов, чем необходимо для ее поддержания, с того дня, как часть труда могла уже затрачиваться на производство не одних только жизненных средств, но и средств производства» /6, 199/, образующих техническую компоненту экономических основ, МТБ общества. Как показал предшествующий антропосоциогенез, наиболее подвижным элементом МТБ являются орудия труда - определяющая и революционизирующая часть материальных условий существования общества. Их усовершенствование обусловливает изменение труда /обмена веществ человека с природой/, возможности освоения и преобразования всеобщего предмета труда, земли и ее недр /Не/, количество и качество продуктов труда /Нп/, то есть МТБ в целом.

Согласно эмпирии, совершенствование орудий труда в рассматриваемый период истории выразилось в открытии и использовании во все возрастающих масштабах свойств бронзы, меди и других металлов. Их свойства – ковкость, пластичность, прочность и т.д. обеспечили очередную техническую революцию. Суть ее заключалась в переходе от индустрии камня к индустрии металлов, в частности бронзы, и качественно новым орудиям из них. В сравнении с прежними, каменными, металлические орудия и оружие были долговечнее, производительнее, многообразнее. Они обеспечили качественные изменения в жизни человечества, то есть имели определенные ближайшие и отдаленные, естественные и общественные, социальные /экономические, внеэкономические, политические, культурные, идеологические/ и биологические последствия.

Экономическая деятельность есть преобразующий природу /Не/ труд по производству средств существования /Нп/: предметов, орудий и продуктов труда. Простые элементы, система разделения, характер, социальные формы побуждения и их соотношение, организация и производительность труда – все это должно было получить соответствующее преобразование в связи с переходом от каменных к металлическим орудиям и оружию.

Добыча металлов /горное дело/, их обработка /металлургия/, производство орудий и иных металлических изделий способствовали функциональному, /но еще не территориальному/ отделению ремесла от сельского хозяйства, превращению его в многогранную самостоятельную отрасль производства. Это разделение обусловило рост производительности унаследованных от прошлого производств, поскольку последние получили более разнообразные и эффективные орудия, а вместе с тем и формы /технологии/ ведения традиционного хозяйства. На смену раннему земледелию и скотоводству появляются, фиксируемые специалистами, ирригационное земледелие, огородничество, виноградство, пастбищное, отгонное, стойловое скотоводство... Прежние виды занятий в новых условиях получают дополнительный импульс к развитию и обновлению содержания.

Более прогрессивные, нежели каменные, кстати, продолжающие использоваться до сих пор – каменные скальпели, например, практикуются восточной медициной и сегодня – орудия из металла сделали труд работника производительнее, но значительно увеличили его физические /энергетические/ затраты, поскольку возникли новые энергоемкие производства. Наряду с продолжающим совершенствоваться индивидуальным трудом возникают поэтому, организуемые принудительно, совместные /коллективные/ формы производства, использующие рабочую силу больших масс людей. Вслед за физической, химической и биологической в коллективах собирателей и охотников, земледельцев и скотоводов, начинается освоение и эксплуатация социальной формы материи и ее свойств /сил/ с целью осуществления тяжелого исполнительского труда и увеличения производства средств существования. Возникает рабств о и рабы в виде, согласно тогдашней терминологии, «говорящих орудий» или «говорящего скота». Так как рабы и их эксплуатация стали специфическим атрибутом данного этапа истории, то общество Древнего мира считается рабовладельческим обществом, а способ его существования – рабовладельческим способом производства социальной жизни.

Рабство – это «натуральное присвоение живой рабочей силы» человека /3, 480/. Если расширение производства за рамки собственных усилий требовало рабства, тоесть насильственного присвоения чужой рабочей силы, то возникает вопрос – где и как могли быть добыты рабы? По данным Ф. Энгельса, начало было положено домашним семейным рабством. А далее: раб – «живой убитый» /Египет/, «покоренный» /Греция/, «захваченный» /Рим/ и т.д. История знает более полутора десятков способов обращения и категорий рабов /4, 225/.

С освоением и эксплуатацией социальной формы материи в рабовладении складывается разделение труда /обмена веществ человека с природой/ на умственный и физический, управленческий и исполнительский, что не могло не отразиться на субъектах труда. Точно также, как руки и голова принадлежат одному и тому же телу, так умственный и физический труд первоначально существовали нераздельно... Здесь они разделились до антагонистической противоположности /К.Маркс/, детерминируя, очевидно, противоположность развития людей, данные виды деятельности осуществляющих. Экономическая и прочая трудовая деятельность становится настолько многогранной, дифференцированной, энергоемкой, что распределяется меж людей так, что одни расходуют рабочую силу преимущественно на интеллектуальный, другие – на физические виды труда, одни управляют, другие – исполняют, одни господствуют, другие - угнетаются, одни эксплуатируют, другие – эксплуатируются, одни властвуют, другие – вынуждены подчиняться, одни захватывают силой /отчуждают/ средства существования, другие – производя, не имеют их... Одни превращаются при этом в класс [5] рабов, другие – образуют резко противоположный по всем параметрам класс рабовладельцев. «Почему, – спрашивали Алкимена, – спартанцы возделывают свои поля руками илотов, а не сами?» «Потому, – отвечал он, – что мы приобрели эти земли не работой на ней, а работой над собой». /р, 42-43/. Валлон А. История рабства в античном мире М: Ин. лит-ра, 1980, с.

Рост объемов и многообразие видов труда, в особенности тяжелого физического, исполнительского, превращает ряд производств в непрестижные среди людей виды деятельности. Прежде свободный труд приобретает при этом отчужденный характер, в котором работник производит продукцию, а работодатель – присваивает, отчуждает ее. Возникает непримиримое антагонистическое противоречие. Отношение к труду при этом таково, что появляется необходимость его стимулирования. /Стимул – палка, заостренная на конце, с помощью которой учитель в Древней Греции понуждал к труду нерадивых учеников. В современном смысле – внешний побудитель к труду, в отличие от внутреннего – мотива./ Так порождается не свойственная первобытности потребность в социальных формах и институтах /атрибутике/ принуждения работника к труду.

Отчуждение труда и его результатов резко изменяет производительность части работников пусть даже и вооруженных металлическими орудиями, снижает интерес к труду, к его результатам, стремление к совершенствованию простых элементов производства. Только насильственная кооперация значительных масс людей /не важно – рабов, или свободных сельских общинников/, принудительная искусственная коллективность, сменившая древнюю естественно возникшую, делает производственный процесс рентабельным. Потребность стимуляции рабского труда и части свободного населения, удержания эксплуатируемых в повиновении порождает функции надсмотрщика с его неизменными для этого периода истории кнутом и палкой, прочие вплоть до государства институты господства и насилия одной части общества над другой.

Зато в свободных ремеслах, умственном и управленческом труде, науках и искусстве, живописи и архитектуре, литературе и театре.., появившихся с отделением физического труда от умственного, ремесла от земледелия, наблюдается расцвет индивидуальных способностей человека ярко проявившийся в материальных и духовных достижениях культуры Древнего мира. Возникшие производства и возможности пробудили новые потенциальные силы человека. Появились мощные внутренние побудители к труду – мотивы. Заинтересованность в труде и его результатах, стремление к прекрасному части населения, мысль работника, направленная не только на потребности «живота», свободная деятельность сельского общинника, ремесленников, интеллектуалов-вольноотпущенников создают шедевры древней мировой культуры. Мотивация трудовой деятельности свободных тружеников побуждает их к соревновательности с себе подобными, к подражанию лучшим образцам и желанию превзойти их. С этих позиций понятным становится прогресс в сравнении с прошлым, расцвет материальных и духовных достижений Древнего мира.

На наш взгляд, соотношение стимулов и мотивов труда в рабовладельческом мире было не в пользу внешних побудителей уже потому, что рабы, пусть и имевшиеся повсеместно, не являлись даже по утверждениям современников основной производительной силой общества. Количество рабского труда было ограничено во все времена и во всех странах. Древний Рим и Греция с их огромным количеством рабов были не правилом, а исключением из него. Данные о наличии свободных и рабов в этих государствах есть у Ф. Энгельса /1, 170/. К тому же, из-за низкой своей производительности сравнительно с трудом свободных только рабский труд не был в состоянии обеспечить социальный прогресс. Недаром же Пирр своим проницательным взглядом воина усматривал причину политического и военного преобладания римлян в цветущем положении римских крестьянских хозяйств, а не в количестве и наличии рабов /1, 417/. Моммзен Т. История Рима, т. 1, с.

Новая техническая революция подтолкнула дальнейшее освоение всеобщего предмета труда – природы /Не/. Земля, ее недра стали обрабатываться более интенсивно. Свидетельство этого – организация многочисленных экспедиций египтянами, вавилонянами, греками и прочими народами за металлами, например. При этом обживались ранее не плотно заселенные регионы. В связи с ростом населения в этот период истории отмечается широкая колонизация новых земель. Уже открытые и освоенные природные богатства ставились под сознательный учет и контроль человека, возникают первые природоохранительные законодательства древних цивилизаций Шумера и Аккада, например /5, 74/. Естественные условия /Не/, в которых закладывался новый способ производства, включали обширные области Южной Европы, Северной Африки, Передней и Юго-Восточной Азии... Обширная территория рабовладельческого мира простиралась на 1800 км. с севера на юг. Протяженность гигантского прямоугольника достигала 15-20 тыс. км. Все страны формирующейся цивилизации лежали в климатическом поясе тропиков и субтропиков, образуя первоначально довольно замкнутый географический район. Это был своеобразный оазис, окруженный со всех сторон кочевыми народами /варварами, по терминологии греков/ с присваивающими хозяйственными укладами жизни. Естественные богатства региона не были велики, небогат был его растительный и животный мир. Но древние обитатели этих областей, отмечал Н.И. Вавилов, акклиматизировали зерновые злаки: ячмень, пшеницу, рис, эммер и пр. Они одомашнили коз, овец, свиней; вывели разные породы домашней птицы; создали ездовой, рабочий и мясомолочный скот... Там, где были болота, население, осушив их, создало поля, сады, луга и виноградники. В речных долинах Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы были созданы районы заливного и поливного земледелия. Здесь в IV тысячелетии до н.э. начали оформляться цивилизации рабовладельческого мира.

Естественные условия /Не/ имеют особое значение для экономики, содействуя преимущественному развитию того или иного вида хозяйствования. Недостаток осадков на плоскогорьях и в степных районах, например, мешал развитию земледелия, но способствовал установлению скотоводства. Богатые естественными удобрениями плодородные почвы, периодические разливы рек в аллювиальных долинах способствовали раннему появлению оросительного растениеводства и высокому развитию ирригационного хозяйства. В приморских странах, у финикинян, например, уже в незапамятные времена получила широкое распространение торговля. В горах, богатых естественными ископаемыми, развились ремесла, в том числе металлургия. Так в Малой Азии и Закавказье возникли и распространились по всему миру древнейшие очаги металлургического производства... Таковы были условия природы, в которых, из которых и на основе которых закладывался способ производства общественной жизни рабовладельческого общества. В те времена они уже не оказывали решающего влияния на развитие общественного строя, но, как свидетельствует история, способствовали ускорению или замедлению развития социальных форм.

Документы хозяйственной отчетности того времени отмечают наличие таких производств как: горное дело и ирригация, кораблестроение и медицина, ювелирное дело и строительство, металлургия и транспорт, кожевенное и гончарное производства, многообразные виды сельскохозяйственного производства... Развитие труда и его новые виды, интенсификация освоения и преобразования природы, в том числе ее социальной формы, существенно увеличили количество и качество средств существования людей. Выделывались всевозможные медные, бронзовые, серебряные, золотые и электронные, свинцовые и оловянные металлические изделия, строились корабли, создавались роскошные ювелирные поделки из драгоценных камней и кости, производились колеса, глиняные бочки, амфоры, ящики, трубы, кирпичи, печати, книги, веретена, светильники, гробы, возникла кожгалантерея, шелковые, хлопчатобумажные, шерстяные и пр. ткани... /5, 158–160/. Документы свидетельствуют о значительных достижениях всех производств, о росте урожайности при сборах местами 2–З урожаев в год. Обычный урожай ячменя, например, по этим данным колебался от Сам 36 до Сам 104–105. Сельские труженики разводили облагороженные породы пальм, производили искусственное опыление растений, разводили животных и птиц различных пород и назначения – рабочих, декоративных, почтовых, военных, культовых и пр. В области технических достижений ищущая мысль изобретает колесо, солнечные часы, алфавит, бумагу, паровую машину и т. д. /Изобретателя последней, кстати, скормили нильским крокодилам.../.

Массы производимых странами рабовладельческого мира средств существования /Нп/ стали настолько многообразными, что возникает необходимость их складирования, длительного хранения, консервации, накопления и обмена со всеми вытекающими при этом последствиями. Излишки продукции, которые можно обменять, продать, оставить про запас, наконец, дают новый толчок развитию обмена и торговли, а, стало быть, людей, специализирующихся в этой деятельности – купцов, менял, приказчиков, управляющих... В общем и целом изменяется весь комплекс материальных основ существования общества и его элементов: сам труд, всеобщий предмет труда – земля и ее освоенные богатства, орудия и продукты труда, одним словом экономика /Не + Нп/.

Трансформация экономики изменила ее организацию, производственное объединение – первобытный коллектив скотоводов и земледельцев. Кровнородственная организация хозяйства сменяется административно-хозяйственной. Элементарной хозяйственной единицей становится отныне система рабовладельческих латифундий индивидуальных хозяйств свободных общинников, частных и государственных мастерских, школ, рудников.., в совокупности образующих страну, государство, полис.., как целостную социально-экономическую единицу рабовладельческого мира.

В процессе социальной жизни люди преобразуют не только окружающую /Не + Нп/, но и свою собственную природу /Нв + В/. Если в экономике рабочая сила изнашивается, то во внеэкономической деятельности работник восстанавливает ее. Разделение труда в экономической деятельности и, следовательно, условий существования людей привело к дифференциации внеэкономических процессов, прежде всего для эксплуататоров и эксплуатируемых, а внутри их по профессиям и состоянию, собственности. Обусловленная экономически, специфика внеэкономического производства данного периода истории состояла в том, что формирование человека, производство рабочих сил и социальных характеристик раба, рабовладельца, свободного общинника... приобрело классово-дифференцированный характер

Производство человека включает биологические /адаптацию, потребление, размножение... /а также социальные функции/ формирование рабочих сил и способности мыслить.../. Социальные и биологические функции внеэкономического процесса необходимы и взаимообусловлены. Прогресс выражается, очевидно, в усложнении их содержания при рабовладении. Причем, в связи с попытками освоения и эксплуатации социальной материи этот прогресс подкреплен на данном этапе истории довольно высоким уровнем знаний, а также обширной практикой усовершенствования человека и его биологии. /Например, уже во втором тысячелетии до н.э. уровень развития научного знания о патологии человека у народов Ассирии и Вавилона был довольно высоким. В «Законах Хаммурапи» 215 статей, относятся, непосредственно к медицинскому законодательству. Понимание биологии человека и умение воздействовать на нее ценились очень высоко. «Если врач, – говорилось в одной из статей, – сделав надрез кому-либо бронзовым ножом, вылечит глаз этого человека, то он получит 10 сикелей серебра». Этот гонорар мог обеспечить аренду хорошего дома на 2 года. Для сравнения можно сказать, что ремесленник за день зарабатывал лишь 1/10 сикеля, то есть в сто раз меньше. Но смерть пациента по вине лекаря каралась, согласно статье 216 законов, отсечением руки./

Врачи помногу лет учились в специализированных медицинских школах. Две крупнейшие школы Вавилона в Уруке и Борсипе готовили многочисленные медицинские кадры. Как и прочие, эти школы были государственными. При обучении использовались учебники, пособия, медицинские атласы и энциклопедии /на глиняных табличках – Б.Ч./, то есть имелась развитая МТБ внеэкономической деятельности. Высокого уровня развития достигла диагностика. Археологические раскопки позволили найти модели ряда внутренних органов человека, сложные наборы медицинских и хирургических инструментов из бронзы и камня, рецепты изготовления лекарств из трав, соков, корней, плодов и ягод. На табличках писались научные трактаты по гинекологии, функционированию в норме и патологии уха, горла, печени, желудка и других органов. Анатомия людей изучалась на полях сражений. Только из трав изготавливали сотни лекарств. Существовали специальные огороды по выращиванию лекарственных растений. Больших успехов достигла, диетология и т.д. /См.: «Наука и жизнь», N 1, 1982, с. 126–127/.

Истории Древнего мира известны примеры не только воспитания «идеальной» биологии человека /Спарта/, но и сознательное «производство» уродцев-карликов для рынка... См.: Г. Эберс. «Уарда». М: Наука,1965.

Рим знавал технологии воспроизводства рабов с детально разработанными рационами их содержания, кормления и размножения... См.: Тит Лукреций Кар. «О природе вещей». М: Худ. лит., 1985.

В обществе складываются классово специализированные институты формирования человека. Производство рабочих сил и социальных характеристик, его способы, средства и условия становятся различными для противоположных классовых полюсов. На этом этапе истории оформляется школа с ее процессами длительного целенаправленного преобразования человеческой природы, формирования человека человеком, модификации социальной формы материи. Само происхождение термина «школа» говорит в пользу этого. На частные и государственные школы разной специализации указывали, к примеру, Светоний, Лукреций Кар и другие древние авторы. Примером эффективности их деятельности, конечный продукт которой отстоит от начала процесса на десятилетия, служит постановка воспитания и социализации в Спарте, Афинах, Индии, Китае и других государствах Древнего мира. Сознательно формировалось при этом и тело /биология/ и дух, /социальные качества/ индивидов. «Мы приобрели эту землю не работой на ней, а работой над собой» – говорил Алкимен....

Согласно данным истории экономика и внеэкономическая деятельность рабовладельческого мира породили классово дифференцированную подготовку к социальной жизни каждого индивида и поколения. Для одних формирующий человека труд и трудовое воспитание стали низким занятием, для других – непосильной зачастую обузой. Вырабатывается взгляд на труд /обмен веществ человека с природой/ как на бесчестящее свободного человека занятие. Война и грабеж становятся почетным делом господ, производительньий труд – уделом рабов и свободных общинников. Тем самым в обществе закрывается путь к развитию и прогрессу целого привилегированного класса /6, 643/, его регрессу, дегенерации и вырождению. Это тонко было подмечено уже Аристотелем относительно спартанцев...[6] Формирование общества, его рабочих сил приобретает противоречивый разнонаправленный характер. Социализация /воспитание/ раба и рабовладельца, спартанца и илота, патриция и плебея..., становятся с этого времени диаметрально противоположными, различными как, вероятно, и результат этого процесса...

Деяния, в которых одна часть общества производила средства существования, а другая их присваивала, формирование в связи с этим классов, между которыми в сложившейся ситуации возник антагонизм, привели к принципиальному изменению организации регулирования общественной жизнью общества. Помимо существенного усложнения унаследованных от прошлого функций регуляции социально-экономической жизни, административно-хозяйственного управления и воспитания в древнем мире возникает ряд функций не характерных первобытности. Деление общества на классы, один из которых производил, а другой отчуждал результаты труда, порождает необходимость функции классового подавления. Кстати, термины «классы» и «классовая борьба» вводятся в обществоведение древними греками именно в этот период истории. Потребность в удержании и накоплении создаваемой эксплуатируемыми собственности в руках эксплуататоров рождает функцию захвата чужих территорий /Не/. богатств /Нп/, рабочих сил – физических /Нв/ и духовных /В/ А так как таковая потребность обнаруживается повсеместно в рабовладельческих странах, она порождает альтернативу – функцию обороны со всей ее атрибутикой. Регулирование социально экономической жизни, говоря языком греков, – политика[7] – становится сложнее, порождая соответствующие отношения, установления, институты аппарата управления. Появляются политические трактаты и своды законов: «Поучения отца сыну», социальные реформы Уракагины Тесея, Солона и пр., «Политии» Греции, Рима и других государств. Возникает постоянная армия, тюрьмы, суд, органы администрации и т.д., интегрирующиеся в государство, с его политическими партиями и институтами идеологии. Сущность качественного преобразования политики на данном этапе истории состояла в переходе от первобытного общественного самоуправления к диктатуре, от общенародной демократии к классовой демократии рабовладельцев Понятийный аппарат исследуемого феномена социальной жизни – «диктатура», «демократия», «политика», «идеология» и пр. – порождение этого этапа социального процесса. Рабовладельческая демократия, как и любое другое явление политической жизни, имеет при этом строго исторически ограниченное содержание. В «демос» включаются ею только свободные граждане, которые и допускаются к «кратос».

Ядром сложившейся политической системы рабовладельческого общества, выполняющим функцию идейного руководства – разработки идей, организации и контроля за их претворением в жизнь – является, вырастающий из и на основе институтов идейного руководства первобытности, институт жрецов, или, в Риме, например, политических партий рабовладельцев. В их руках сосредотачиваются все, в том числе, используемые в руководстве обществом, знания Древнего мира /5: 57, 98, 107, 120 и другие/.

Развитие труда в экономической, внеэкономической и политической сферах жизни детерминировало качественный скачек материальной и духовной культур рабовладельческого общества. С подъемом социально-экономической жизни и политики возникают науки, искусства, архитектура... Обусловленная классовостью, культура общества дифференцируется с этого времени на господствующую и подчиненную, приобретает двойственный, противоречивый вплоть до антагонистического характер. Вместе с тем, наблюдается интернационализация культурных достижений народов мира /8, 10, 15, и др./. Это особенно наглядно демонстрирует процесс возникновения и распространения письменности – наиболее развитого средства накопления и передачи информации для этого периода.

Как следствие антагонизма в экономике и прочих сферах деятельности, явление двойственности наблюдается с этого времени в идеологии – системе взглядов, отражающих общественное бытие в терминологии греков. Она представлена сознанием господствующего класса и эксплуатируемых масс. В целом же мировоззрение рабовладельческого мира характеризуется как сменивший тотемизм и мифологическое сознание политеизм. Повышение эффективности общественного управления обусловливает появление законотворчества, правовых знаний и норм, зачатков научного знания, складывающихся из эмпирического опыта и на его основе. Свидетельствующая о структурированности идеологии, наука как высший уровень ее достижений, формируется как знание интегральное в виде философии древности, но уже в рабовладении от нее /философии/ дифференцируются цикл так называемых «точных» наук, отражающих наиболее простые, низшие, уровни объективной реальности: математика, физика, геометрия, тригонометрия и пр. Концепция развития научного знания и методология его исследования изложены Ф. Энгельсом в «Диалектике природы». В своем развитии от низшего к высшему, от простого к сложному, оно адекватно материальному миру, который отражает. И здесь развитие подчиняется законам соотношения уровней объективной реальности.

Очень важно отметить, что социальная /экономическая, внеэкономическая, политическая культурная, идеологическая/ деятельность людей данного периода антропосоциогенеза, как и прежде, не отрицает биологического самосохранения. При этом получают доразвитие все, интегрированные самосохранением, стороны биологической жизнедеятельности человека: адаптация к среде, потребление средств существования, размножение или воспроизведение вида, регулирование процессов ассимиляции и диссимиляции, отражение. Но, репродуцирующие индивида и вид в целом биологические основы производственного процесса обретают различный для классов и социальных групп рабовладельческого общества характер. Например, приспособление представителей разных классов и групп реализуется к неоднородному количественно и качественно кругу объектов естественной и преобразованной природы и производств. Потребление средств существования опять же дифференцируется по классам, кастам, социальным слоям и регламентировано по времени. Поставленное под контроль сознания, общественных институтов и моральных норм, биологическое воспроизводство размножение раба и рабовладельца не одинаково. Наряду с изменившимися адаптивностью, потреблением, размножением, контролируемыми рефлексами, совершенствуются, очевидно, регулирование биологической жизни индивидов, социальных групп, классов, общества в целом. Обмен веществ человека с природой и на этом уровне материальной действительности не одинаковые. Задача теории состоит, следовательно, в том, чтобы исследовать и показать в чем конкретно эти отличия выразились, проявились.

Поскольку самосохранение дифференцировано для эксплуататоров и эксплуатируемых, раба и рабовладельца, свободного и общинника, а внутри классов и социальных групп, очевидно, для каждого слоя, касты и даже профессии, постольку оно обусловило, констатируемые археологической литературой, антропометрические и социальные различия и характеристики представителей классов и социальных групп этого общества, их возросший полиморфизм, отмеченный, например, Г. Эберсом в «Уарде». Изменения условий и функций жизнедеятельности людей не могли не иметь, помимо социального и биологического, биохимических, в том числе генетических и биофизических аспектов. Но эти проблемы эпохи рабовладения еще совершенно не исследованы. О их наличии свидетельствуют, тем не менее, фараонов брак, агнатные браки и т.д.

Взятая в целом социальная деятельность /производство/ с ее биологическими основами /самосохранением/ и условиями существования получают в древнем мире новое отныне разное для классов и социальных групп общества качественное своеобразие. Вместо единых, сходных возникают классово дифференцированные формы общественной жизни /4, 188/, труда, обмена веществ человека с природой, осуществляемые в далеко не одинаковых естественных и модифицированных условиях.

Производству общественной жизни рабовладельческого общества соответствовали вполне определенные производственные отношения /экономические, внеэкономические, политические, культурные, идеологические/, базирующиеся на природной основе связей самосохранения /адаптации, потребления, размножения, регулирования, отражения/.

По мере увеличения вкладываемого в преобразование природы труда возникает и укрепляется потребность в закреплении получаемых средств существования за отдельными людьми, семьями, народами, странами. Начинается борьба за источники жизни – территории и сырье /Не/, продукты труда /Нп/, физические /Не/ и интеллектуальные /В/ рабочие силы. Так как аграрное хозяйство было ведущим видом экономической деятельности древнего мира, земля – основное богатство общества. Земельный фонд образует естественную экономическую основу существования всех рабовладельческих стран. Он становится юридически закрепляемым, фиксированным владением вначале всего народа: римский ager privatess, например. Будучи объектом совместного владения, /иначе ее первоначально и не удержать/, земля находится в пользовании членов общества, только постепенно в ходе истории рабовладения концентрируясь в руках представителей господствующего класса. В их среде осуществляются вначале неудачные в силу ряда причин, но повторяющиеся все чаще и чаще, попытки превращения ее в частную собственность. /Подробнее 4, 249 и другие/. Так, общинные земли, обрабатываемые некогда свободными земледельцами и скотоводами, становятся затем собственностью государства в лице его верховного владыки - единичного либо коллективного правителя – царя, фараона и т.п. За пользование землей население обязано нести в его пользу повинности и подати. Какие же они теперь свободные? Кроме царских земель складываются в процессе дарения владения храмов, общин, отдельных семей, граждан...

С развитием труда в странах рабовладения растет масса новых объектов собственности – личной, семейной, общинной, всего народа. Возникает законодательство о владении и наследовании движимым и недвижимым имуществом – Римское право, например. Стремление к накоплению гарантирующих жизнь источником существования приводит к концентрации богатств в отдельных руках и семьях, вытеснению коллективного владения, к превращению в господствующую характеристику отношений на естественные /Не/, преобразованные /Нп/, а теперь и общественные силы рабов /Нв и В/ частной собственности. Отличие последней от личной и всех унаследованных от прошлого прочих форм состоит в том, что она накапливается как овеществленный труд не того, кто ею владеет, а как присвоенный, отчужденный труд находящихся в зависимости от него эксплуатируемых, вначале членов семьи /исходная форма рабства по Ф. Энгельсу/, а затем захваченных или купленных на стороне рабочих сил в лице рабов, этой «природной» силы, лишенной социальных прав и превращенной в «неорганические условия существования господствующего класса» /4, 480/. На Родосе, например, ежедневно продавалось до 8 тыс. рабов...

Отношения собственности распространяются отныне не только на естественные /Не/ и модифицированные /Нп/ средства существования, но и на людей, рабов, часть социальной формы материи /Нв + В/. Для господствующего класса это - рабочая сила, освоенная форм материальной действительности, лишенная человеческих прав и приравниваемая юридически к орудиям и рабочему скоту. Они и фигурируют в законодательстве Ассирии, например, как «говорящие орудия» или «говорящий скот». Эту юридическую форму выражения рабство принимает в законодательных актах всех стран Древнего мира. Следовательно, рабство – отношение, прежде всего экономическое, кстати, экономически же и выражаемое в стоимости либо вещественной, либо денежной. В государствах Месопотамии, например, стоимость раба колебалась в пределах 112-160 г. серебра. Это размер наемной платы за вола. Для сравнения – штраф за незаконную порубку дерева составлял 260 г. серебра /5, 48, 76, 80/. Раб - собственность или частная, как в большинстве стран рабовладельческого мира, или коллективная как, например, в Спарте /4, 244/.

Развитие труда обеспечило людей данного этапа истории не только стабильными и разнообразными средствами существования, производимыми в возрастающих масштабах. Оно обусловило экономию рабочих сил, переход от совместных форм производства и собственности родоплеменных союзов к собственности отдельной семьи и ее членов, а впоследствии только ее главы /15/. Пошел процесс дробления коллективной /и коллективности/ и замены ее индивидуальной личной и в том числе частной собственностью (и индивидуальностью) /4, 188/.

Сложившееся при рабовладении территориальное разделение труда обеспечило не только дальнейшее развитие унаследованных от прошлого отношений обмена и торговли, но и войн. Рост ценности естественных, преобразованных вещественных и людских общественных ресурсов порождает не только потребность в их закреплении за отдельными людьми или их семьями, но и в расширении, захвате, колонизации вначале пустующих, а затем и занятых чужих территорий, богатств, рабочих сил. В истории человечества возникают прежде неизвестные экономические отношения – захватнические и, как следствие, оборонительные, освободительные войны со всей их атрибутикой. Их целью стало расширение «естественных условий существования человека» /К. Маркс/. Во внешнеэкономических и социально-политических отношениях это выразилось в многочисленных попытках создания мировых империй.

В условиях нарастающего господства частной и индивидуальной форм собственности, имевшее место в первобытности распределение средств существования сменяется неоднородным, неадекватным трудовому вкладу, классово дифференцированным и социально регламентированным распределением. С этого времени его регулирование осуществляется не коллективными органами общественного самоуправления, а главами семейств и государства. Распределение средств существования становится неравным для эксплуататоров и эксплуатируемых, что не может не отразиться в силу разницы адаптационных условий /Не + Нп/ на антропологических и, следовательно, социальных параметрах и тех и других. Раб имел то, что дадут, общинник – ager privatess в 2-4 югера земли и личные средства существования. Состояние рабовладельца /то есть наличие естественных, вещественных и людских ресурсов жизни/ исчислялось в миллионах талантов золота /4, 255, 261, 273, 274, 291 и др./. Обмен веществ человека с природой /Т = Не + Нп + Нв + В/ становится разнородным неодинаковым неравным для индивидов, групп, классов, целых народов. Главная его черта – неадекватный труду избыточный /максимальный/ для одних и недостаточный /минимальный, вместо оптимального/ для других, характер распределения. Налицо, ведущая к гибели существующего строя, нарастающая концентрация средств существования /земли, богатств, рабочих сил/ на одном полюсе рабовладельческого общества за счет другого /Закон неадекватного перераспределения условий жизни/. Рост богатств на одном полюсе и обострение борьбы за раздел общинных земель, например, привели к тому, что в 104 г. трибун Марций Филипп смог с полным основанием заявить: «В Риме нет даже 200 человек, которые владеют землей», это при населении-то в то время в 450 тыс., человек. Гигантская концентрация богатств в руках немногих магнатов сделала невозможным существование рабовладельческого общества, дни его в результате были сочтены. Не прошло и 100 лет после выступления Марция Филиппа как республика в Риме уступила место империи. «Латифундии погубили Италию и провинции», – писал в связи с этим Плиний /4, 291/.

После падения республики поземельные и имущественные отношения начинают приобретать иерархическую форму характерную уже для феодального общества... Изменение экономики, частная собственность, эксплуатация, классово дифференцированное распределение жизненных средств изменили внеэкономические связи и отношения. Прежде всего, они обрели классово антагонистический характер, поскольку одни производили, а другие отчуждали, присваивали результат чужого труда. Во-вторых, отношения и связи процесса производства и воспроизводства человека стали внутриклассово различными. Индивидуализация труда, а вслед за тем и условий существования человека, семей, родов, классов, народов... обострили отношения социальных элементов общества породив конкуренцию меж ними. Single for life, за выживаемость, самосохранение внутри классов и между ними в качестве природной основы классовой борьбы обострилась. Внутривидовой естественный отбор стал при этом действовать с нарастающей силой. Однако индивидуальный и групповой естественный отбор работал разнонаправлено в каждом классе и социальной группе рабовладельческого общества. В одном случае осуществлялся жесткий отбор на способность к труду, роль которого в жизни и развитии части общества, его формировании возрастала, в другом – на способность воевать, грабить, безжалостно убивать не создавая разрушать... Распространение частной собственности и необходимость желание ее накопления изменили форму семейно-брачных отношений и, лежащих в их основе, кровно-родственных связей. Парный брак с широким аутбридингом, присущий первобытным коллективам охотников, земледельцев и скотоводов, повсеместно сменяется для господствующего класса прочной юридически закрепляемой моногамией с обычным и даже постепенно сужающимся тесным инбридингом со всеми вытекающими отсюда отрицательными для природы человека биологическими последствиями /11, 197 и др./ Реформы Солона в Риме относительно браков между агнатами, близкородственные браки Птолемеев в Египте, касиков в империи инков... – примеры этих отношений и связей, обеспечивающих в перспективе фиксируемое наукой вырождение.

В среде рабов и общинников картина внеэкономических отношений и их биологических аналогов была существенно отличной. В их среде не было влияния частной собственности, не существовало, следовательно, и необходимости ее удержания и накопления, а, стало быть, и неизбежности близкородственных связей, тем более для иноплеменников рабов. Здесь в основе моногамии процветал широкий аутбридинг... [8]

Раскол общества на классы обусловил появление антагонизма в отношениях между ними. Это нашло свое отражение в восстаниях угнетенных общинников и рабов. Возникают неизвестные до этого формы политического взаимодействия элементов общества: классовый антагонизм, классовая борьба, восстания и войны, угнетенных против угнетателей, классовое подавление... Наряду с новыми, усовершенствуются унаследованные от родоплеменного прошлого отношения и связи, нуждающиеся в специальных исследованиях…

Социально-экономические и политические изменения детерминировали классовый характер отношений в сферах материальной и духовно культуры рабовладельческого общества. Между культурами рабовладельцев и широких трудящихся масс появилось противоречие и разнонаправленность. Культура праздности противостояла культуре созидания, производства, преобразования /12/, представление, о чем дает «Жизнь двенадцати цезарей» Светония, например.

Наконец, зародилась идеологическая противоположность господствующего класса и масс. Для одних продукцией духовной жизни явились, к примеру, науки и «политии», для других – ранние утопии и новая религия – сменивший язычество монотеизм, например.

Как показывает уже предварительный поверхностный анализ, с развитием жизнедеятельности и связей, труда и отношений в Древнем мире, связи биологического самосохранения человека /адаптации, потребления, размножения, отражения.../ не утратили своего значения, не исчезли. Они получили соответствующую социальному уровню развития корректировку отразившуюся, как мы увидим далее, на материальном субстрате общественной жизни. Человек оставался продуктом всех социальных /экономических, внеэкономических, политических, культурных, идеологических/ отношений, а его биология – результатом биологических /адаптационных, репродукционных, генетических.../ связей.

Специфика организации рабовладельческого общества состояла в ее двойственности, классовости, антагонизме составляющих и имела аналоги на биологическом уровне. Внешние социальные отношения и биологические связи распространились при этом далеко за пределы отдельных стран Древнего мира, оставаясь, все же слабыми, непостоянными, неразвитыми. Развал великих империй древности на вершине их могущества – яркое свидетельство возможностей развития социальной организации и ее основ, не реализованной рабовладельческим способом производства общественной жизни. А в целом, в сравнении с прошлым, налицо было упрочение и пролонгация общественных отношений и связей, что, наряду с развитием производства, нашло отражение в элементах общества, его материальном субстрате.

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!