Джеймс Джорж Фрейзер1854-1941



1814 за заслуги возведен в рыцарское достоинство

Золотая Ветвь 12 томов

Мемориальный курс лекций по со антропологии в Оксфорде, Кембридже, Глазго, Ливерпуль

Вместе с Тайлором и Дюргеймом считается основателем социальной антропологии

 

Подзаголовок Золотой Ветви - Исследование магии и религии

 

Принципы исследования Ф:
1. эволюционное развитие

2. психическое единство чело-ва

3. коренная противоположность предрассудка иррациональность

 

Он питался связать греческую и римскую историю с помощью сравнения фольклора в этом на него повлияла работа Мангхар Лесные и полевые культы

 

Начинается книга с описания картины Тернера Золотая ветвь

Это пейзаж, залитый золотистым свечением

Эта картина Тернера – ключевой образ проблематики Ф.

Энеида Вергилия 6 песня 136-183

Сивилла рассказывает Энею о золотой ветви, которую тот должен сорвать, взять с собой при путешествии в подземного царства в дар Презерпины

На картине Овернское озеро, а не Неймийское, как думал Ф.

В древности на фоне этого лесного пейзажа неоднократно разыгрывалось одно и то же странное и трагическое событие

На северном берегу озера в деревушке Неми находились священное озеро и священное озеро Дианы

Вокруг озера ходила мрачная фигура человека – это был убийца жрец, который был одновременно царем

Кто-то однажды должен прийти и убить его

 

Образ Дианы Немийской

Господи и что???

 

Первые выработанные человеком грубые философские системы были схожи в разных обществах

 

Главная идея – концепция о последовательном развитии духовного развития человека

Преобразует закон трех стадий Конта

 

Магия

При этом существует до магическая стадия (анимистическая)

Магия – это естественная вера человека в свою силу, в том числе необыкновенную

 

Религия

Человек разуверяется в своем воображаемом могуществе

И ищет сознательный и высший источник могущества

Он начинает общаться к богам и духам, к которым он обращается с молитвами

Молитва – основной признак религии

Религия предполагает веру в сверхъестественное

 

Наука

Человек приходит к выводу, что ни он, ни духи не управляют миром

Он управляется законами природы

 

 

Ф. признавал «невозможно дать определение религии, которое удовлетворило бы всех»

Но все же

«…под религией я понимаю умилостивление и умиротворение сил, стоящих выше человека, сил, которые, как считается, направляют и контролируют ход природных явлений и человеческой жизни. Религия в таком понимании состоит из теоретического и практического элементов, а именно из веры в существование высших сил и из стремления умилостивить их и угодить им. На первом месте, конечно, стоит вера, потому что, прежде чем угождать божеству, надо верить в его существование. Но если религия не ведет к религиозному образу действий, это уже не религия, а просто теология, так как, по выражению святого Иакова, "одна вера без дел мертва". Другими словами, тот, кто не руководствуется хоть в какой-то мере в своем поведении страхом перед богом или любовью к нему, тот не религиозен. С другой стороны, нельзя назвать религиозным и поведение, не подкрепленное религиозной верой.

… в религии заложена, во-первых, вера в существование сверхъестественных существ, во-вторых, стремление снискать их благосклонность…» (Золотая ветвь; Москва 1987г, с.54-55).

 

 

Страх перед умершими – самый мощный фактор в формировании религии

 

Не каждое религиозное действие принимает форму ритуала, то есть состоит в произнесении молитв, приношении жертвоприношений и других способов удовлетворить божество

 

…..носят ли управляющие миром силы сознательный и личный или бессознательный и безличный характер? ….

 

07.05.15

 

Боас

Феномены культуры могут быт постигнуты в контексте их историй,

Б. всегда подчеркивал, что культуры не могут разделятся на высшие и низшие

В 70х один из последователей Б. Эдвард Саид упрекает западных ученых в том, что они не могут понять ближний Восток, т.к. нужно стать частью этой жизни, чтобы ее понять, иначе изучаются только стереотипа

«Культурный релятивизм» Боаса рассматривался как противоположность 2м крайностям: этноцентризма и эволюционизма

В случае этноцентризма Боаса не устраивало сл.:

Суть этноцентризма – группировка и оценка разных этносов с позиций своего, который подается как исключительный или превосходящий все остальные

Эволюционизм не устраивал т.к. это течение главным образом связано с биологическим эволюционном и пыталась найти линии движения к более высоким формам организации

 

Культуры уникальны, они развиваются на почте собственной уникальной истории

Сравнение культур трудно, почти невозможно

 

С 80х годов XIX в. он занимался полевыми этнографическими исследования северо-западного, тихоокеанского побережья США, от Аляски до Орегона.

Эти исследования убедили его в несовершенстве умозрительных антропологических концепций, которые не опираются на собственные наблюдения.

Опыт эти исследований изложен в ряде работ:

«Центральная Эксимосия» 1888

В этой работе он предлагает методику организации наблюдений и их научного фиксирования

«Культура квакиутль и ее отражение в мифологии» 1935

Важная работа по антропологии религии

Обращает внимание на хоз-во, системы родства и мифы

Под влиянием Б. вокруг колумбийского университета в США формируется шк. молодых ученых, которые опираются прежде всего на полевые наблюдения.

 

Приемником Б. стал Альфред Крегер(1876-1960), который стремился углубить культурный релятивизм или, по-другому, принцип культурной соотносительности

К. рассматривает культуру как нечто «суперорганическое», надорганическое, превосходящее органическое

К. был археологом и исследовал культуру на основе прослеживания ее истоков.

Одним из первых он занимался исследованием вымирающих туземных народов Австралии

 

Так же продолжателем дела Б. Эдвар Сепир (1884-1939)

Этнолог и лингвист, ведущий исследователей в структурной лингвисте

Полагал, что изучаемая лингвистикой специфика языка управляет человеческим мышлением – «гипотеза Сепира-Уорфа»

Она состоит в утверждении: производными от языка являются так же пространство и время

Но есть опасность радикального утверждения – носители разных языков не могут до конца понять друг друга

 

Одной из крупных представительниц школы основанной Б. шк. была Руд (Руфь) Бенедикт 1887-1948

Попыталась установить связь между индивидом и обществом

Изучала образцы поведения, которые влияют на индивидуальные действия

Влияние толпы на человека, измененное состояние сознания

Б. исходила от психологии и стремилась выявить паттерны культуры

 

Для каждой культуры характеры разные признаки, разные образцовые типы (те, кто считаются нормальным человеком)

Нормальность всегда задается контекстом

Как нормальное каждая культура рассматривает что-то свое

 

Маргарет Мид 1901-1978

Исследовала наступление зрелости у юных девушек

В Австралии нормален секс до брака без любви

 

Дюркгейм

 

Постоянный прирост населения

Возрастающая общ разделение труда

1893 «О разделениии общесвенного труда»

Утверждает, что современное общество отходит от механической солидарности

Механическая солидарность – маленькие самодостаточные общины

Отход от мех сол в сторону органической солидарности, в которой господствует высокое разделение труда и конкуренция и благодаря этому поддерживает сплоченность обще

1897 «Самоубийство»

Рассматривается социологами как его главное сочинение, которое преобразовало и создало социологию как науку

Социология опирается на эмпирические материалы

Говорит о том, различается статистика самоубийц у католиков и протестантов, у сельского и городского населения

Он исследовал различия в религиозных книгах в оценках самоубийц, распределение по возрастсту, семейному положению, условиям жизни

 

Самоубийство имеет социальные причины, которая заключается в аномиии

Аномия – резкое расхождение притязаний и реальности, гибель системы ценностей

Вопрос Гамлета

 

«Элементарные формы религии» 1912

 

В изучении именно первобытной религии опирается на Робертса Смита

Выступио против индивидуально-психологического и биологического направлений в антропологии. Он оставивает именно социальную реальность несводимую к совокупности индивидов.

Определяющую ролт в общесве он отводил коллективному сознаю

Социальные факты – элементы кутуры (как у Тайлора)

Задача социальной антропогии в то, чтобы понять религию как сущесвенный признак человечности

По мнению Д. для постижения религиии надо обратить к наиболее простым ее формам, т.к. в примитивных обществах религия существует в чистом виде

 

Австралийскоий тотемизм содержит в себе зачатки любой религии

Исходил из эволюционной т.з. на религию, но они не принимает теорию о том, что религозные идея – продукт заблуждения, он не согласен с антропологиней Фрезера

Д. убежден, что в религиии есть нечто реально значимое, это не просто самообман чеолвека

Но он так же не соглашался, с телогами, что реальность – есть Бог

Д. критикует определения религии,к оторые включают в себе признаки сверхъестесвенного, Божества и с другой стороны опред религиии как илллюзии

Если религия иллюзия, то нет предмете исследования

Человеческий институт не мог быт основан на ошибке или лжи, иначе он не мог бы сохрантся

Если бы он не базировался на природе вещей, он встретил бы сопротивление, которого не смог бы преодолеть

Это положение Д. провозглашает основным постулатом социолггии

Он ставит задачу – исследовать подлинную религ реальность, реальность, котрую выражеет религия

Д. критикует объяснение возникнолвения рел верований из идеи о души человека (анимизм)

Критикует объяснение религии как олицетворения, персонификации явлений природы, в результате непонимания этих явлений

Ни внешняя природа, ни собственная природа человека не послужила основой для возникновения религии

Тогда в чем же источник и объект религии?

 

«идея сверхъестесвенного совершенно чужда не только народам, которые называют первобытными, но и народам высоко развитой культуры»

Спец признак религии – генеральное и абсолютно резкое деление всего мира на 2 области, из которых одна объемлет все, что является священное, а другое все, что является мирским, профаническим

Область священного это не только рел представления, но это обряды, слова, материальные предметы, люди, отделенные от мирской области

 

Признаки священного:

1. Оно запретно, отделено от мирского и является объектом стремления для людей

2. Объединение верующих в особую группу, которую он называет церковью

 

Для Д. наиболее важна функция инеграции

Религия символически отражает соц дейсвительность

Изучение отрицательного (табу) и позитивного культа (жертва, имитац обряды)

Обнаруживает религиозные институты, прежде всего ритуалы, которые имеют важные ыфунции

Социолизирующая

Интегрирующая, воспроизводящая

Психотерапевтическая

 

Понятие р. Д. является функционалистским

В работе эл формы

220-230

«Но характерно для религиозного явления именно то, что оно предполагает всегда двойственное разделение познанной и познаваемой Вселенной на два рода, охватывающих все сущее, но радикально исключающих друг друга. Священные вещи – это те, которые защищены и отделены запретами; светские вещи – те, к которым эти запреты применяются и которые должны оставаться на расстоянии от первых. Религиозные верования – это представления, выражающие природу священных вещей и их отношения либо между собой, либо со светскими вещами. Наконец, обряды – это правила поведения, предписывающие, как человек должен вести себя со священными вещами. Когда известное число священных явлений поддерживает между собой отношения координации и субординации, так что они образуют более или менее единую систему, не входящую, однако, ни в какую другую систему того же рода, тогда совокупность соответствующих верований и обрядов составляет определенную религию»

«Итак, мы приходим к следующему определению: Религия – это единая система верований и действий, относящихся к священным, т. е. к отделенным, запрещенным, вещам; верований и действий, объединяющих в одну нравственную общину, называемую Церковью, всех тех, кто им привержен. Второй элемент, присутствующий, таким образом, в нашем определении, не менее важен, чем первый, ибо, показывая, что идея религии неотделима от идеи Церкви, он сразу готовит к пониманию того, что религия должна быть явлением главным образом коллективным».

 

Отсюда следуют 3 аспета религии: верования, практики и ритуалы и община

Вера для Д. это прежде всего элемент власти, которое общество осуществляет над своими членами

Разделение на св и мирское используется в социологии и лежит в основе понятия секулярной религии, религии посюсторонности (Вебер)

«Второй элемент, присутствующий, таким образом, в нашем определении, не менее важен, чем первый, ибо, показывая, что идея религии неотделима от идеи Церкви, он сразу готовит к пониманию того, что религия должна быть явлением главным образом коллективным»

 

 

Д. полагал, что такое понятие религии применимо ко всем религиям

Отношение к общнине, связь с общиной, является для Д. критерием различия религии и магии

Религия создает общину и согласие. Священник обращается к общине верующих, маг же действует для «клиентов» соответственно магия расматривается как нечто эгоистичесикое и по его мнению магия не служит согласию в общине

 

Религия эманация обществаи самовосхваление

Религия есть общество молящееся самому себе

 

Религия так же явялется способ высказать символические утверждения относительно общества, т.е. символический язык, который создает утверждения о социальном порядке

 

Д. приходит к выводу, что главным объектом примитивных религий являются не животные, явления природы и т.д., а причин упорядочивающий

Природа не выступает источником религии, она лишь источник символов, которые необходимы для сплочения, идентификации соц. группы

Главный О. элем рел форм – некая анонимная и безличная сила, находящаяся в каждом из этих существ, не смешиваясь, однако, ни с одним из них

Тоттем. Животные и предметы лишь зримые символы этой силы

«они символы общества, клана, иначе говоря тотемический принцип ест ьне что иное

Религия – идентификация, осознание группы себя как целостности

 

«религия есть система символов по средствам котрых

 

1924 «Социология и философия»

«я вижу в божестве только общество, преображенное и мыслимое символически та реальность, которую мифологи представляли себе во многих различных формах, универсальная вечная природа ощущений из которых состоит рел опыт есть общество»

Значимость религии: «если религия произвела все существенное в обществе, то идея общества есть душа религии»

Для Д. рел форма – это лишь внушаемое обществом чувство, спроецированное вне испытывающего его сознания и объективированное, чтобы объективироваться, оно фиксируется на О, котрое становитяся священнм

Такой подход снимает сущностные различия медлу разными религиями

«по сути деле не сущесвует таких религий, которые были бы ложными … человеческого сущесвования… все они равным образом являются религиями, …. До человека

 

 

В развитых рел представление о боге вырастает из его спец функции – вносит начало организации в

Представления о боге – это принцип объединяющего группирования, поэтому религия вечна, тк не может общества, которое не испытывало бы потребность решулярно поддерживать коллективные чувства и идея, которые создают единство общества и индивидуально

Отмирают только конкретно-исторические религии, как конкретные общества и люди

Д. считает одним из основателей структурно-функционального направления в социологии религии

Под социальной функцией Д. понимал соответствие того или иного явления потребности социальной системы

 

Основные функции религии:

Создание и поддержание соц сплоченности

Религ обряды уже тем, что они имеют видимые функции укрепление связи верующего с богом, тем самым реально укреплят связь индивида с обществом, членом которого они являются, т.к.Бог есть лишь иносказательное выражение общества

 

- стимулирующая ф.

Состоит в том, что религия формулирует иделы, продвигающие общесвенное развитеи

 

Сторонники традиционной теологии «социальный пантеизм», «социотеизм», за растворение в обществе всех рел культов

Для фундаменталистов было неприемлимо поление Д, что в действительно нет религий, которые были бы ложными

 

 

С другой стороны оппоненты ставят в упрек Д, то что сведение религии к соц рельности сопровождается сакрализацией самог общестьва

 

Д. критиковали за разширительное токование религии

Тк его можно понять, что всякая соц свящь есть религии

Анри Бергсон в работе «два источника морали и религии» 1932 упреал его в том, что он видит в человеке абстракция, а в соц организме единсвеннуб реальность

В упрек Д так же можно поставить противоречие

Религиозное определяетс через понятие священного, религии приписываются некоторые универсальные признаки, кот свойсвенны для всех культуру и времен

То есть вера в священное есть атрибут религиозности вообществе

 

С другой стороны Д. всегода подчеркивал примат ритуала над верой

Вера есть лишо рационализации и оправдание ритуала

 

 

Влияние обнаруживается в исследовании светских культов, это определяется самим подход Д к религии

 

«христос египет, хартия

 

 

Миф – продукт угвуцо0шт2лудьстсьцщвдл

 

Юнг, Дж Кембел, Клод Леви-Стросс


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!