М.М. Шахнович: Введение 11



Первыми исследованиями, в которых использовался такой метод, можно считать грандиозный труд «Религиозные обряды и церемо­нии всех народов мира» (1723), изданный в Париже с иллюстрациями П. Пикара, в котором была представлена своеобразная классифи­кация ритуальной практики в различных культурах, а также книгу аббата Лаффито «Нравы дикарей Америки». Один из родоначальни­ков сравнительно-исторического изучения религии, член француз­ской Академии надписей Николя Фрере (1688-1749) в своих трудах «Общее рассуждение о сущности религии греков», «О религиозных праздниках в персидском годовом цикле», «Исследование религиоз­ных и философских традиций индейцев», «Наблюдения в области религии галлов и германцев» классифицировал религии, разделив их на политеистические и монотеистические. Фрере рассматривал проблему происхождения богопочитания с позиций эвгемеризма.

Стремление к энциклопедически фундаментальному исследова­нию, которое бы рассматривало в сравнительном плане «все» рели­гии, привело профессора Коллеж де Франс и члена Академии надпи­сей Шарля Дюпюи, считавшего, что в основе всех религий лежит почитание небесных тел, к написанию многотомного труда «Проис­хождение всех культов, или Всеобщая религия» (1794).

Полити­ческий деятель и писатель-романтик Бенджамен Констан де Ребек создал впечатляющее своими размерами сочинение «О религии, рас­сматриваемой в ее происхождении, формах и развитии» (1824-1831). Он считал, что в основе религии лежит особое чувство, проявля­ющееся в разнообразной культовой практике и отраженное в ми­фологических представлениях. Природу этого религиозного чувства пытался определить в сочинении «О культе богов-фетишей» (1760) и другой французский академик — Шарль де Брос, который считал, что в основе религии лежит эмоциональность, наиболее выраженная в первобытном фетишизме. Подталкиваемый страхом и предполо­жением существования невидимых сил, фетишист объединяет про­тивоположное: присоединяет невидимую силу к видимому объекту поклонения, не различая в своем эмоциональном состоянии матери­альный предмет и ту духовную силу, существование которой он сам предположил.

Становление сравнительного религиоведения связано с возник­новением сравнительного метода в языкознании, а также с развитием сравнительно-исторической методологии в этнокультурных иссле­дованиях и социологии. В конце XVIII в. под влиянием сочинения немецкого просветителя И. Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791) формируется представление о единстве человечества, с одной стороны, и о самостоятельной ценности каждой отдельной культуры, с другой. В европейском обществе усилива­ется интерес к национальным традициям и особенностям отдельных народов, что способствует исследованию нравов и обычаев, изуче­нию национальных языков и народного поэтического творчества. Возникновение этнографии и фольклористики, безусловно, оказало решающее воздействие на начало серьезного изучения мифологиче­ских представлений и обрядов. В этот период зарождается и отечест­венное религиоведение, сопряженное с общим процессом создания российской этнографической науки и, естественно, начинается сбор материалов и изучение религиозных представлений и верований мно­гочисленных народов, населявших Российскую империю. Особую роль в этом сыграли труды В. Н. Татищева и М. В. Ломоносова, а так­же многочисленные научные экспедиции и последующее осмысле­ние их результатов. В 1720 г. в Сибирь была направлена первая науч­ная экспедиция, организованная Академией наук; к первой половине XVIII в. относятся знаменитые Камчатская и Великая Северная экс­педиции, экспедиции на Урал, в Поволжье. Многотомные материалы этих многолетних экспедиций содержали, помимо сведений о полез­ных ископаемых, флоре и фауне, бесценную информацию об образе жизни коренного населения, в том числе и об их обрядах и верованиях.

 

И.Н. Яблоков Антропология религии в структуре религиоведения // Вопросы религии и религиоведения.

Антропология религии формировалась начиная с XIX в. на стыке с народоведением — этнографией, этнологией и фольклористикой, а также во взаимодействии с другими оформившимися религиоведческими дисциплинами — историей, социологией, психологией, феноменологией религии. Этнография ориентирована прежде всего на историко-конкретные исследования, этнология же в большей мере занимается теоретическими проблемами.

Антропология религии развивалась и развивается в связи с социальной (культурной) антропологией. Исторически сложилось так, что в американской литературе термин «этнология» обозначает часть культурной антропологии или употребляется как синоним этого понятия, в английской и французской — тождествен «социальной антропологии», а в немецкой означает самостоятельное направление исследований.Изначально усилия антропологов религии были направлены на изучение религии в культуре традиционных обществ. Со временем произошел поворот к рассмотрению религии в определенных пластах культуры в условиях индустриального и постиндустриального общества. В различные периоды истории в разных школах антропологии религии в качестве методологии выступали эволюционизм, диффузионизм, функционализм, структурализм и др. /См. последующие вопросы…/

Творческое наследние Э. Тайлора, Дж. Фрэзера, Р. Маретта, Б. Малиновского задало и задает векторы исследований в антропологии религии в настоящее время как в аспекте сбора этнографических данных, так и в контексте поиска объяснительных теорий. М.М. Шахнович выделяет те проблемные области антропологии религии, которые ныне активно разрабатываются: антропологические теории мифа, антропологические теории ритуала, изучение народной религиозности, когнитивные исследования, этологический и социобиологический подходы к рассмотрению религии, изучение измененных состояний сознания и др.

Предпосылки становления антропологии религии были созданы в ХVIII–ХIХ вв. Шло накопление этнографических данных, был собран обширный материал о быте и верованиях древних индийцев, персов, германцев, римлян, африканских и американских племен. Уже в XVIII в. были предложены сравнительные описания различных религий. Во Франции был издан объемный труд «Религиозные обряды и церемонии всех народов мира», опубликованы книги Ж.Ф. Лафито («Нравы дикарей Америки») и Н. Фрере («Общее рассуждение о сущности религии греков», «О религиозных праздниках в персидском годовом цикле», «Исследования религиозных и философских традиций индейцев», «Наблюдения в области религии галлов и германцев»). Шарль Дюпюи издал многотомный труд под названием «Происхождение всех культов, или Великая религия». Была опубликована работа Шарля де Бросса «О культе богов-фетишей, или Сравнение древней религии Египта с современной религией Нигритии». В 20-х годах XIX в. появился труд Бенджамена Констана де Ребека «О религии, рассматриваемой в ее происхождении, формах и развитии».

Лекции (дальше 10 страниц, в которые лучше не вчитываться!)

Ø Расширение этнографического горизонта поставило Европу перед задачей классификации ранее неизвестных культур и их верований

главными темами просвещения и религиоведения были

1. цивилизация

2.прогресс

3. естественная религия

 

Идея естественной религии в 16-18 руководящей в критическом анализе религиозных верований. Предпосылки к этому были еще в античности.

 

Наиболее отчетливо она была сформулирована у

Гербертом Черпери (1583-1648)

«Трактат об истине» 1624, «Языческая религия»

Естественная религия охарактеризована Ч. как истинная, разумная религия

Источник – понятие о боге как высшем существе

Почитание бога проявляется в добродетели

Это все предпосылки

Ч. выделили 5 основных положений этой религии:

1. Есть высшее существо

2. Ему необходимо поклоняться

3. Главное в богопочитании – добродетель

4. Человек должен раскаиваться в грехах

5. За добрые и дурные поступки полагается воздаяние

То, что идет дальше этих положений есть выдумка духовенства и препятствует поклонению Бога

Религия основанная на разуме

Отрицал промысел божий

независимость религии откровения и истинной религии

 

Томмас Гоббс

1651 Лефиафан, или материя, форма и власть государства церковного и граждансккого

Антропологиии он посвятил работу «О теле» 1655 (первая часть основ философии)

Гоббс настаивает на врожденном человеку эгоизме. Естественным состоянием является война всех против всех. Это состояние можно преодолеть только договором, для создания которого необходимо создание сверхличности – Бога

Главная потребность человека – безопасность.

Разумный страх смерти может быть усилен доп. запугиванием

Бог совершает только одно чудо – сотворение мира, дальше мир существует по установленным богом законом. Все остальное есть фантазмы

В естественном состоянии существует только «природное семя религии»

Это семя происходит от неведения конечных причин

«Страх перед невидимой силой, придуманной умом или воображаемой на основании выдумок допущенных государством, называется религией, не допущенных – суеверием. А если воображаемая сила в самом деле такова как мы ее представляем, то это истинная религии» Соч. в 2х томах, 1991 с 43

 

Джан баттиста Вико (1668-1744)

«Основания новой науки об общей природе наций, благодаря которым, обнаруживаются новые основания естественного права народов», 1725

 

Считал, что все народы развиваются параллельно и проходят 3 стадия развития: 1. детство/божественная стадия

бесгосударсвенность и подчинение жрецам

2. юности/героическая

Аристократическое государство

3. зрелости/человеческая

Демократическая республика, представительная монархия

 

Каждый цикл кончается кризисом и распадом

 

В. соотносит религиозные представлений с этими стадиями

Мысль о разном отношении к религии в соответствии с возрастом

В. предложил так же стадиальную схему развития религии древних греков:

- обожествление природы,

- обожествление стихийных сил, которые человек сумел взять под контроль (огонь, плодородие)

- Обожествление соц институтов

- Гуманизация богов

 

Он считается основоположником этнической психологии

 

Шарль Лую Монтескье 1689-1755

«Персидские письма»

Говорит о том, что достается женщинам в раю (??)

«Рассуждение о причинах величия греков»

«О духе законов» 1748

 

М. не выносит суждений в пользу какой-то определенной религии

Естественная религия нуждается в дополнении религии откровения

Считает неустранимым различие религий, т.к. как они имеют человеческий характер

«Бог подобен тому монарху под властью которого многие нации; все они приносят ему дань, и всякая нация говорит ему на своем языке»

Религия возникла под влиянием деятельности законодателей, зависит от политического развития географический детерменизм

 

Вольтер

«философия истории» 1765

«Опыт о нравах и духе народов» 1769

Он выступал за естественную религию, очищенную от фанатизма, чудес нетерпимость

Лучшей была бы самая простая религия, наиболее явно основанная на естественном законе

Он так же не принимает обрядов и всяких метафизических абсурдов

«лучшая религия учит достаточно морали и очень мало догмам»

«потому она отпечатана в наших сердцах самим богов»

Для него теизм и есть естественная религия

 

Жан жак Руссо

Противопоставляет естественного человека и человеку цивилизации

«Рассуждение о науках и искусствах» 1750

«источник неравенства между людьми» 1754

Цивилизация повлекла отчуждение первоначальной связи между человеком и природой

Форма культа есть полиция религии, а не их сущность

 

Что есть Бог, который находится в отношениях со своими творениями и который требует от низ некоторого культа, но единственным почитанием бога является внутренний культ, что не означает отрицания внешнего культа. Последний различается местным и временным обстоятельствам. Каждый признать церемонии которые наиболее значимы для выражения во вне совей религии

Мораль может быть без религии и религия может быть иморральнстью

1724 Жозеф Француя Лафито

 

Николя Фрере

Некоторыми считается основателем сравнительного языкознания

«Главные воззрения на происхождение и смешение древних наций»

Показал несостоятельнистть теории евгемеристов

Сравнительная история религии

 

Исследователи восточных религий: Томас Гайда 1636-1703

Абрахам Гиацинт Анкетиль-Дюперрон (это один человек)

Перевод Авесты

 

Уильям Джонс ( 1746-1794) – основатель индологии

Создал Бенгальское азиатское общество

Считает основоположником сравнительно-исторического языкознания

 

«Очерк литературы индусов»

Главное его достижение в санскритологии — так называемая третья юбилейная лекция (2 февраля 1786), в которой он писал:
«Независимо от того, насколько древен санскрит, он обладает удивительной структурой. Он более совершенен, чем греческий язык, более богат, чем латинский, и более изыскан, чем каждый из них, и в то же время он носит столь близкое сходство с этими двумя языками, как в корнях глаголов, так и в грамматических формах, что оно вряд ли может быть случайностью; это сходство так велико, что ни один филолог, который занялся бы исследованием этих языков, не смог бы не поверить тому, что они произошли из общего источника, которого уже не существует»


Джонс активно занимался изданием индийских текстов и их переводом:
в 1792 году он издал отрывок из «Калидасы» в записи бенгальским алфавитом, в 1789 году — перевод драмы Калидасы «Шакунтала», в 1794 — перевод «Манудхармашастра» («Законов Ману», 2-е издание — 1796), после смерти Джонса вышло издание «Хитопадеши».

 

 

Фридрих Эберхард

1733 перевел Коран на немецкий

Потребовал признать ислам религией разума

 

Однако лишь некотопые мыслители попытались систематизировать знания о религиях

 

Шарль де Бросс

«О культебогов-фетишей или сравнение древней религии Египта с современной религией негров»

Описал явление фетишизма

Считал Ф – первоначальной формой религии

Человек из-за страха и незнания поклоняется вещам

 

Дюпии (1744-1809)

Никонов считает, что он вместе с Руссо основатель антропологии

«Происхождение созвездий»

Связь между религиозными культами и астрономическими представлениями людей в древности

Мифологию древних религий он считал аллегорическим описанием движения созвездий

Он создал астральную теорию происхождения религий

 

«Происхождение всех культов или всеобщая религия»

На идею божества человека наталкивает природа – натурализм, натуристическая теория религий

Перемены взглядов людей на природу приводили к перемене во взглядах относительно божеств, особенно это касается небесных явлений

Астральные мифы он считал наиболее ранними

Он считал, что древнейшими мифами били мифы о световых явлений и небесных тел: солнце, луна, свет

Монотеизм развивается на основе политеизма

Один из первых представителей мифологической школы в отношении Иисуса Христа

Гипотеза об астральном происхождении мифа о Христе

Сказания о Христе – система солярных мифов

 

Константин Вольней 1757-1820

«Руины, или размышления о расцвете и упадке империи»

Стадии развития религии

Поклонение силам природы, олицетворенным в предметах

Культ звезд в земледельческих общесвтах

Культ символов звезд и созвездий, представляемых в виде животных и растений

Культ двух начал добрых и злых божеств

Мистический и нравсвенный культ

Культ бога вселенной

Культ души вселенной

Культ бога творца, соответсвующий представлнению о мире как машине

 

Дэвид Юм

Эпистемологию эмпиризма

«трактат о человеческой природе»

 

Ø Для антропологии важны достижения лингвистики

1802 Георг Фридрих Гротефенд расшифровывает клинопись, это открывает научное исследование религии и культуры междуречья, дает возможность сравнить библейские сказание и вавилонские

1822 Жан Француа Шампольен (1790-1832) опубликовал «Письма господину Дасье касательно алфавита фонетических иероглифов»

С этого начинается Египтология.

1828-30 Шампольеном была издана «Египетский пантеон», в которой использованы прочитанные им др. египетские тексты для описания религии др. Египта. До этого все факты брались из Святых Отцов или греческих философов.

Обретение к лит источникам, к археологии др. религии стало важной предпосылкой современного религиоведения

Изучение др. священных языков и памятников позволяет реконструировать истории культуры и религии хеттов, персов, индийцев, вавилонян, египтян и тд

 

Ø Изучение значения мифа

Всю первую половину 19го философы, историки, филологи занимались мифологией с помощью сравнительного метода

Некоторые отождествляли историю религии и истории мифа

 

Фридрих Крейцер 1771-1858

1810-22 опубликовал многотомное исследование «Символика и мифология древних народов, в особенности греков»

Крейцер считал, что в греч мифологии заключена некая тайна/откровения, которую передали грекам служители восточных культов

Вся мифология вышла из одного источника др восточной жреческой мудрости

Он считал, что за символами скрывается глубокая рел истина, которая была искажена языческими религиями

Символы являются образным выражением об истине, мудрости

Сравнивая инд культы с греч он надеялся проследить элементы восточного учения, которые были переданы

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!