Предмет антропологии религии, её место в системе социо-гуманитарных наук.



Антропология религии утвердилась как часть религиоведения. Научной считается не религиозная антропология, которая считается частью теологии, а антропология религии, которая рассматривается как одна из 3х базовых социальных наук, наряду с психологией и социологией.

Некоторые включают в свою антропологию конфессиональные положения не только в качестве исследуемого материала, но и в качестве принципов осмысления, т.е. по сути отождествляют религиозную антропологию и антропологию религии.

Трудности согласования: антропология религии, философия религии

По этому поводу идут споры, одни считают, что это самоосмысление религии, проистекающее из самого религиозного сознания, другие, что это продукт секулярного сознания.

 

Никонов Кирилл Иванович. Проблемы философской религиоведческой антропологии: предмет и метод.

антропология религии, как и культурантропология, антропология, отождествляемая с этнологией, дистанцируясь от теологии и философии, полагает в качестве своей задачи формулирование «general propositions about the role of religion in human existence».

 

Основные понятия антропологии религии

 

Необходимо указать самые распространение понятия религии, но о том, что это за понятия спор идет с самой древности. Антропология религии включалась в эти споры начиная с 18 в, которые продолжались и в 19-20вв.

 

Каждое понятие - это сжатое учение о религии.

 

Эти понятие разделяются на религиозные и иррегиозные (термин Макса из критики философии права Гегеля)

 

Ø религиозные/апологетические бывает как конфессиональные, так и надконфессиональные

общее между конфессиональны и надконфессиональным понятием религии:

признание ими личного и безличного (надличного) первоначала, откликающегося на мольбы людей, первоначала, способного помочь людям в жизни приобрести блаженное (счастливое) или хотя бы сносное загробное существование в Царстве Божием, в слиянии с Абсолютом, в новых перерождениях.

 

1. Конфессиональные понятия религии

полагают исключительный авторитет, т.е. истинность и благодетельность своего вероисповедания, понимание человека в его отношении к богу.

полагают единосущие человека с первоначалом, временное пребывания в грешном мире и т.д.

 

2. Надконф./апологические понятия религия

различие между Богом творцом и человеком, полагают возможность причастности человека к Богу по благодати

предполагают истину и благодетельность некой изначальной и вечной религии всего человечества, отношение человека к высшему бытию

конкретные исторические религии - формы проявления вечной религии

Так же надконф. понятие может усматриваться как нечто общее в совокупности конкретных религии

 

Ø иррелигизные: теистические, атеистические, агностические

общим для них является воздержание от трансцендентного начала как объясняющей причины, что не исключает понятие трансцендентного как существующей концептуализации религии.

 

Различие атеистических и гностических учений в том, что атеисты отрицают сверхъестественное (трансцендентное) в качестве онтологической основы

агностические понятия предполагают существование безличного или личного начала приходящего человеку на помощь, но недоступного рациональному познанию

 

определение Флоренского: «…если онтологически религия есть жизнь нас в боге и бога в нас, то феноменологически религия есть система действий и переживаний обеспечивающих душе спасение»

 

 

Ø Религиозная антропология утверждает что всякая религия есть продукт культурной эволюции, более или менее когерентной, одной расы или одного народа и этот культурный продукт далее обогатился в своем взаимодействии и скрещивании с др. народами и их культурами.

Ø антропология трактует религию как часть культуры, то ест как интегральную составляющую, которая соединяет общую систему понятий, деятельности и обстоятельств, формирующих жизненный путь.

 

Ø Перспектива современной антропологии в отношении религии проистекает из идеи проекции - методологического подхода, который полагает, что всякая религия создана человеческим сообществом ее исповедующим. Творческая активность человека приписывается богу

 

Ø антропология исследует способы, которыми священные обряды и репрезентации укрепляет социальную солидарность и сохраняют сочувствие между отправляющими эти обряды (по Дюргейму)

Ø некоторые исследователи употребляют термины религиозная антропология и антропология религии как взаимозаменяемые

 

 

Различные определения антропологии религии

 

Ø Внеконфессионаьные направления, включая «иррелигиозное»

 

- изучает религию как институт, среди других институтов и кросскультурное сравнение религиозных верований и практик. (англ. вики)

 

Это определение, по сути, отождествляет социологию и антропологию

 

- область антропологии, которая изучает религиозный факт, то есть не только практики или ритуалы, но так же корпус теологических учений, преднамеренных или стихийных (мифы, св. тексты) свойственных каждой религиозной традиции (француз. вики)

 

В данном случае происходит отождествление антропологии религии с антропологией религии, при этом предмет дисциплины не отграничивается от феноменологии и социологии религии, которые тоже изучают религиозный факт (мифы, тексты, доктрины).

 

в этой же статье указывается на понимание религии как человеческой деятельности: «религиозные факты притязают на то, что религия дает ключи миропонимания, однако смысл мироздания создан людьми, даже если они согласны в том, что это этот смысл существовал до них»

 

 

Ø итальянские антропологи

 

- антропология религий это та часть антропологии, которая занимается религиозными системами. (итал. вики)

§ Обычно религия мыслится как совокупность нематериальных верований, но антропология изучает ее с чисто практической точки зрения.

§ Это означает, что антропология только попутно занимается верованиями выраженными боле или менее отчетливо и догмами (неверифицируемыми верованиями), но сосредотачивает свое внимание на эффективном действии человека как живого существа, на практике. Она говорит о религии как о верованиях, разделяемых группой, которые экстериоризует, выражает в своей совместной практике.

§ рассматривает религию скорее как социальную, нежели индивидуальную потребность, это дисциплина в особенности помогает понять, как могут религиозные системы эффективно действовать внутри общества, какие функции они исполнять

 

Работы итальянских религиоведов:

Альфонсо Марио Деноля «Антропология» 1985

Марио Бакъега «Очерк истории религии» 1999

Дестро Адольфо «Антропология и религии» 2005

Меникочи Марио «Антропология религий введение в культурную историю религий 2008

 

Основные черты определения:

приведение антропологии религии к исследованиям специфического исследования человека

отличие человека в общественной практике

изучение религиозного самосознания и религии как человеческой деятельности

отождествляют антропологию религии и религиозную антрополог

границы предмета антропологии религии проводятся лишь формально

 

Ø американские исследователи

- исследовательское направление занимавшееся живым значением религиозных идей, опыта, институтов и формирующее общие предположения касательно роли религии в человеческом существовании

Словарь «study of religion», 1995 Сан-Франциско

 

Ø отечественные религиоведы

М. М. Шахнович в своей учебной программе

- дисциплина, которая изучает разнообразные формы религиозной жизни человека, сравнивая религиозные верования и практики в различных культурах в диахронном и синхронном аспектах, то есть «как живую деятельность и как продукт прошлого» (Ф. Соссюр)

Антропология религии: программа учебной дисциплины //Религиоведение 2011, номер 3, с 199-200

 

Ø Апологетическое направление подводит антропологию к подтверждению трансцендентного начала

 

Ø немецкие религиоведы

- подразделение религиоведения, обоснованное в конце 1980х Жильеном Рисом (бельгийский священник. который занимался основными рел. феноменами: священное, миф, трансценденция, ритуалы, символы, а также взаимосвязанными с ними когнитивными и бессознательными процессами, их антропогенетическим возникновением и формированием в различных культурных условиях.

немецкая вики

 

Рисс "происхождение религий" 1994 с 134

«Антропология религии исследует человека в его качестве творца и пользователя символической совокупности сакрального, настолько, насколько в этом выражаются религиозные убеждения, определяющие его жизнь и поведение. Параллельно специальной религиозной антропологии, которая занимается каждой отдельной религией развивается антропология, которая занимается человеком религиозным и его поведением во время опыта сакрального»

 

достоинства: связь самого термина антропология религии с человековедением, основными потребностями человека его спецификой homo faber homo sumbolicus

разделение общей и специальной антропологии религии

 

Ø Русская вики

 

антропология религии - религиоведческая и культурно-антропологическая дисциплина, занимающаяся установлением и систематизацией эмпирических данных о различных этапах эволюции человеческой культуры в ее религиозно-мифологическом и магическом выражении путем изучения традиционных обществ, а так же построением теоретических концепций становления религиозного сознания и поведения в антропосоциогенезе, общественной традиции, в индивидуальном становлении личности. Изучение самосознания, телесности, нейробиологии и когнитивных предпосылок обычных и изменённых состояний сознания, антропологических проблем межконфессионального диалога

 

 

Предмет антропологии религии

 

антропология религиозная – это представления о человеке в его отношении к богу, божественному и священному в религии, а также соответствующий раздел теологии и религиозной философии, который рассматривает чела в соотнесённости со сверхъестественным (божественным) началом; учение о сущности, происхождении и назначении человека, основанное на священных текстах и вероучительной традиции.

соотношение антропологии религии и религиозной антропологии мылится в следующих вариантах:

отождествлении,

разведении,

соподчинении (интегральная антропология, включающая также антропологию физическую, историческую, психологическую, с ведущей ролью соц. антропологии, философской и даже богословской составляющей).

 

Шахнович религиоведение 2009 с 13

антропология религии предполагает предельно широкую проблематику: вопросы о происхождении, то есть сущности религии ее обоснование и строение,

 

Мельников(??)

в предмет антропологии религии включаются:

представления о различных взглядах на происхождение, природу, сущность и предназначение человека и человечества, сущность и существование человека (тело, дух, душа, смерть, бессмертие).

 

в предмет антропологии религии включаются дидактическией ей единицы: представления о различных религиозных взглядов на происхождение

 

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 43; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!