Антропология религии Эдуарда Тайлора.



 

Основателем социальной антропологи признается Эдуарт Барнет Тайлор 1832-1917

Из семьи состоятельных квакеров

1855 оставил Англию и отправился в центральную Америку

Полученный там опыт определил его интерес к исследованию неизвестных культур

Во время своего путешествия дружба с Генри Кристи стимулировала интерес Тайлора к антропологи и доисторическим этапам истории

Первый труд – результат пребывания Т. и Кристи в Мехико.

«Анкуак, или Мексика и мексиканцы, древние и современные» 1861

Т. продолжил изучения обычаев и верований племенных обществ как существующих так и доисторических, основываясь на археологических находках

«Исследование в области древней истории человечества и развития цивилизации» 1865

1871 избран членом королевского научного общества

«Первобытная культура»

1881 «Антропология. Введение в изучение человека и цивилизации» - последняя книга Тайлора

Не только дал образцы исследования чел цивилизации, но так же воспитал множество молодых ученых

 

Взгляды наиболее выражены в 2х томной Первобытной култтуре

1й том трактует различные разделы этнографии: соц эволюции, лингвистику, миф

2й том посвящен интерпретации анимизма

 

Дает следующее определение культуры:

«Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»

 

Методы изучения культуры

В своих трудах определяет контекст научного изучения антропология. Что есть основание научности для Т. – это теория Чарльза Лайеля (1797-1875), который создал геологическую модель. Эта модель дала важную предпосылку для эволюционизма, т.к. с помощью нее стало возможно расположить в хронологическом порядке находки древнейших каменных орудий, который Жак Буше-де-Перт нашел в 1847 во Франции

Тайлоровский эволюционизм в науке о культуре исходит из того, что история человечества есть часть или даже частичка истории природы

 

Геологическая модель слоев

Найденное орудие труда должны быть примерно столь же древними как слой камня, в котором они обнаружен

 

Два вывода:

Земля и человечество являются намного больше древними, чем это допускают Библейские представления о времени творения

Была заимствована сравнительная методика геологов для исследования духовных культур

 

Из наблюдения современных феноменов делались ретроспективные заключения относительно прошлых фаз развития человечества

 

Сравнительный метод основывается на классификации и выявлениии для этой классификации сходных этнографических признаков

 

Используется метод изоляции: выделяет отдельные соц и культурные феномены и классифицируется на основе подобия этих феноменов

Такая классификационная схема воспринимается как ступенчатая модель развития

Основу ранних эволюционистских теорий образует ранняя трехчастная классификация Адама Форбюзона (дикость, варварство, цивилизация)

 

«Ключ к исследованию первоначального состояния человека находится в руках доисторической археологии. Этим ключом является самый факт существования каменного века, доказывающий, что люди отдаленной древности находились в диком состоянии. Со времени долго не признававшихся открытий Буше-де-Перта (1841 и следующие годы) относительно каменных орудий в наносных песках долины Соммы на обширном пространстве Европы собрано было еще много доказательств того, что более грубый каменный век, представляемый орудиями древнекаменного (палеолитического) типа, преобладал у диких племен четвертичного периода. Эти племена были современниками мамонта и шерстистого носорога. Жили они в такие века, которым геология приписывает древность гораздо более отдаленную, чем та, какая устанавливается письменной историей существованию человеческого рода. Джон Фрэр еще в 1797 г. писал о таких кремневых орудиях, открытых в Гоксне (в Суффолке): «В самом деле, положение, в каком найдены были эти орудия, может склонить нас к мысли отнести их к очень отдаленному периоду, даже более отдаленному, чем нынешний мир».

 

 

Усматривал в материальной и духовной культуре миф и ритуал

Прогресс культуры Т понимал как развитие, усовершенствование одних явлений из других: от простого к сложному

 

Методология Т. Первобытная культура. – М. Политиздат, 1989. с. 57

«Первым шагом при изучении цивилизации должно быть расчленение ее на составные части и классифицирование этих последних. Так, рассматривая оружие, мы можем различать копья, палицы, пращи, луки и стрелы и т. д. Между ткацкими изделиями мы найдем плетенья, вязанья и различные способы пряденья и тканья нитей. Мифы могут быть разделены на мифы солнечного восхода и заката, затмений, землетрясений, на местные мифы, объясняющие названия местностей какой-нибудь фантастической сказкой, на эпонимические мифы, объясняющие название племени как имя какого-то воображаемого предка, положившего начало роду или племени. Между обрядами и церемониями мы встречаем такие обычаи, как принесение различного рода жертв теням умерших и другим духовным существам, обращение к востоку во время молитвы, очищение от обрядовых или нравственных нарушений посредством воды или огня».

 

Т. использует термин цивилизация в самом широком значении, как синоним современному употреблению «культуры».

 

«На обязанности этнографа лежит классифицирование этих частностей с целью их географического и исторического распределения и указания существующих между ними отношений. (Не различается между собой этнографию и социальную антропологию). Характер такого рода работы вполне выяснится, если мы сравним эти явления культуры с видами растений и животных, изучаемых натуралистами. Для этнографа лук и стрела составляют вид, так же как и обычай сплющивания детских черепов или обычай счета десятками. Географическое распределение и переход этих явлений из одного района в другой должны быть изучаемы, подобно тому как натуралист изучает географическое размещение ботанических и зоологических видов. О некоторых растениях и животных мы говорим, что они свойственны только некоторым местностям. То же мы можем сказать относительно австралийского бумеранга, полинезийской палочки и дощечки для добывания огня, относительно маленького лука со стрелой, употребляемой наподобие ланцета племенами, живущими около Панамского перешейка, относительно каждого орудия, украшения, мифа или обычая, встречающихся изолированно в известных областях. Точно так же как каталог всех видов растений и животных известной местности дает нам представление о ее флоре и фауне, полный перечень явлений, составляющих общую принадлежность жизни известного народа, суммирует собою то целое, которое мы называем его культурой. Мы знаем, что отдаленные одна от другой области земного шара порождают такие виды растений и животных, между которыми существует удивительное сходство, которое, однако, отнюдь не является тождеством. Но ведь то же самое мы обнаруживаем в отдельных чертах развития и цивилизации обитателей этих стран».

 

К числу важнейших законов Т. относит «общее сходство природы человека» и «общее сходство обстоятельств его жизни». Эти законы обусловливают единство человечества и единообразие его культуры, в том числе и верований, на сходных ступенях развития.

 

Различие культуры и цивилизации

Позиция Т. – каждый человек разумное существо, а потому он в зародыше гражданин (несет за себя ответственность) и философ (способен к торическому мышлению)

В отличие от предшественников Т. Утверждает, что род человеческий и его способности одинаковы на всем земном шаре, несмотря на этап социальной эволюции конкретных обществ

Пути от мифа к логосу идет параллельно пути от обряда к логосу (и обратно?)

 

Мартин Стрингер

«Переосмысливая анимизм. Теории из детства нашей дисциплины» Журнал королевского антропологического общества том 5, номер 4

На эволюционисткой основе используя сравнительный метод Т. Создал теорию сохранения и возвращения некоторых элементов более древних стадий культуры в последующих стадиях. Он использовал, как сам его называл, метод изучения пережитков. Термин «пережиток» у Т. свободно от нравственных/идеологических нагрузок

 

Понятие пережитков Т. Сформулировал еще во время полевого исследования в Мексике

Т. Утверждает, что когда общество развивается и вводит новые нормы и обычаями, сохранятся некоторые обычаи от прежнего времени, которые воспринимаются в новом обществе как устарелый и бесполезный багаж

 

Определение пережитков Первобытная культура с 28

«Это те обряды, обычаи, воззрения и пр., которые, будучи в силу привычки перенесены из одной стадии культуры, которой они были свойственны, в другую, более позднюю, остаются живым свидетельством или памятником прошлого. Это могут быть устарелые практики, как европейская практика кровопускания, которая сохранялась много позже того как вышли из употребления медицинские теории, на которых она базировалась»

 

Теория пережитков является важным методологическим нововведением

Некоторые авторы ставят теорию пережитком рядом с открытием рудиментарных органов. Но нужно быть осторожными с этой теорией

 

Пережитки культуры – свидетельство эволюции культуры, на их основе может быть основана реконструкция истории культуры

Несмотря на критику концепция Т. остается авторитетной. Считается, что эта концепция предшествует концепции мемов Докинза

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 35; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!